Лечебная физкультура для пожилых

Источники зарождения, причины человеческих комплексов: примеры

Такие установки формируются в детском возрасте. Их возникновению и развитию способствует, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка. Будучи детьми и не имея пока высокоразвитых аналитических способностей, мы, как губка, впитываем все, что, так или иначе, нас касается, и откладываем на подсознательном уровне. Прочитав дальнейший текст вы, скорее всего, вспомните, что из прошлого могло так ощутимо повлиять на ваше мировосприятие в будущем.

Женский курс

Консультации

Родители

Именно в семье зарождаются основы самооценки. Малыш улавливает каждую обращенную к нему реплику, укор, требование, похвалу или просьбу. Он целиком и полностью доверяет мнению и оценкам взрослых. Если постараться, можно легко вспомнить характерные фразы, которые вы слышали в свой адрес в юном возрасте. Например, девочка, которую часто сравнивали с другими, выделяли из всех, возлагали на нее надежды, в будущем может страдать синдромом «отличницы» (о нем поговорим ниже).

Осознанно или неосознанно родители всегда транслируют ребенку целый ряд ориентиров, установок, основанных на своих планах и ожиданиях, а также представлениях о том, что правильно, а что нет.

Друзья и общество

Взаимодействуя с другими людьми, человек составляет мнение о себе. Особое значение оценка окружения приобретает в подростковом возрасте. Отношение знакомых, сверстников и взрослых прямо воздействует на подсознание подростка. Многие неудачи воспринимаются ими болезненно, и если вместо поддержки он столкнется с насмешками или нравоучениями, на месте этих негативных эмоций возникнет ощущение собственной неполноценности.

Личный опыт

Ежедневно происходящие события непосредственно влияют на восприятие себя и мира. Закомплексованность формируются наряду с неадекватной самооценкой, когда индивид не понимает, как относиться к себе и воспринимать поведение окружающих. Часто в результате определенных факторов он чувствует себя неудачником и придерживается этого убеждения много лет.

Способы борьбы

Когда у человека отсутствуют комплексы или они незначительно влияют на психологическое состояние, то личность:

  • имеет объективную самооценку;
  • ожидает позитивного отношения от других людей и от всего внешнего мира;
  • положительно воспринимает свою личность в окружающей среде.

В первую очередь, необходимо признать проблему. Это уже половина ее решения, многие люди не признают наличие у себя того или иного комплекса или очень тщательно скрывают их даже от близких людей.

Очень важно уметь любить себя. Когда человек находит в себе положительные качества и достоинства своей внешности, то он начинает немного любить себя

Еще можно недостатки превратить в индивидуальные особенности своего характера, что тоже положительно влияет на самооценку.

Можно замаскировать некрасивые, по личному мнению, части тела или интересно выделить их. В основном это касается внешности: человек может создать эксперименты с образами, проявить фантазию и добавить нечто очень интересное в свой внешний вид. Основной уход за собой, красивая и подходящая одежда и макияж делают женщину действительно привлекательной, поднимают ее самооценку и увеличивают любовь к себе.

А также не стоит думать, что если ты не идеален, то нет необходимости ухаживать за собой. Иногда человек с интересной внешностью обладает большей популярностью, чем заурядные мужчина или женщина.

Большим заблуждением будет уход только за внешностью. Кроме физических данных, каждый человек имеет природное обаяние, очарование, загадку и интеллект. Эти данные важны не меньше красивой одежды и модной стрижки.

Без комплексов

Возможно ли жить без подобных расстройств? Существует мнение, что отсутствие каких-либо психологических ограничений – это тоже своего рода проблема.

С точки зрения обывателя, незакомплексованные люди обладают яркой, живой энергетикой, они выглядят уверенно, действуют решительно, активно, не испытывают стеснения или неловкости. Но в таком случае можно говорить не об отсутствии скрытых переживаний, а об их малом влиянии на психику.

Такому человеку свойственно:

  • адекватная оценка своих способностей и возможностей;
  • позитивное восприятие себя и своей роли в обществе;
  • доброжелательное отношение к окружающим и миру в целом;
  • вера в свои силы;
  • обладание рядом собственных убеждений, мнений, идей, принципиальность.

История и развитие идеи

Карл Юнг различают два типа бессознательный разум: the личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное — это накопление жизненного опыта человека, который невозможно вспомнить сознательно. Коллективное бессознательное, с другой стороны, было своего рода универсальной наследственностью людей, «памятью вида», передаваемой каждому из нас, мало чем отличаясь от моторных программ и инстинкты других животных. Юнг считал, что в личном бессознательном преобладают комплексы.

Термин «сложный» (Немецкий: Комплекс; также «эмоционально заряженные комплексы» или «эмоционально окрашенный комплекс идей») был придуман Карлом Юнгом, когда он был еще близким соратником Зигмунда Фрейда. Комплексы были настолько центральными в идеях Юнга, что первоначально он назвал свою совокупность теорий «Комплексной психологией». Исторически термин возник с Теодор Циэн, немецкий психиатр, который экспериментировал со временем реакции в тестах на словесные ассоциации. Юнг описал «комплекс» как «узел» в бессознательном; его можно представить как узел бессознательных чувств и убеждений, обнаруживаемых косвенно, через поведение, которое вызывает недоумение или которое трудно объяснить.

Юнг обнаружил доказательства комплексов в самом начале своей карьеры в словесная ассоциация испытания, проведенные на Burghölzli, психиатрическая клиника г. Цюрихский университет, где Юнг работал с 1900 по 1908 год. Юнг разработал теорию на основе своей работы над Word Association Test. В тестах на определение словесных ассоциаций исследователь зачитывает список из 100 слов каждому испытуемому, которого просят как можно быстрее сказать первое, что приходит в голову в ответ на каждое слово, а время реакции испытуемого измеряется в пятые доли секунды. (Сэр Фрэнсис Гальтон изобрел метод в 1879 году.) Исследователи отмечали любые необычные реакции — колебания, оговорки, признаки эмоций. Юнга интересовали паттерны, которые он обнаруживал в ответах испытуемых, намекающие на бессознательные чувства и убеждения.

В теории Юнга комплексы могут быть сознательными, частично осознанными или бессознательными. Комплексы могут быть положительными или отрицательными, приводя к хорошим или плохим последствиям. Есть много видов комплекса, но в основе любого комплекса лежит универсальный паттерн переживания или архетип. Два основных комплекса, о которых писал Юнг, были анима (узел бессознательных убеждений и чувств в психике мужчины, относящихся к противоположному полу) и анимус (соответствующий комплекс в женской психике). Другие важные комплексы включают мать, отца, героя, а в последнее время — брата и сестру. Юнг считал, что комплексы — это совершенно нормально, потому что у каждого человека есть эмоциональные переживания, влияющие на психику. Хотя это нормально, негативные комплексы могут причинять нам боль и страдания.

Одно из ключевых различий между юнгианской и фрейдистской теориями состоит в том, что мысль Юнга постулирует несколько различных видов комплекса. Фрейд сосредоточился только на Эдипов комплекс который отражает развивающий проблемы, с которыми сталкивается каждый мальчик

Он не принимал во внимание другие комплексы, кроме Электра комплекс, о котором он кратко говорил (Carlini, 2005)

После многих лет совместной работы Юнг порвал с Фрейдом из-за разногласий в их идеях, и каждый из них разработал свои собственные теории. Юнг хотел провести различие между своими открытиями и открытиями Фрейда, поэтому он назвал свою теорию «аналитической психологией».

Проявление во взрослом возрасте

Исследование мифов — актуальная проблема женской психологии. Комплекс Электры в женской психологии может стать сильным препятствием на пути создания нормальных отношений.

В норме комплекс Электры проходит у девушек с окончанием подросткового возраста

Юная девушка, преодолев зависимость от мифа идеального мужчины, обращает внимание на окружающих парней, строит первые серьезные отношения. Но если мифы остаются в сознании девушки, она, не подозревая об этом, продолжает искать мужчину, способного соответствовать нереалистичным требованиям. Сохранение мифов мешает взрослой женщине создавать отношения

Комплекс Электры провоцирует:

Сохранение мифов мешает взрослой женщине создавать отношения. Комплекс Электры провоцирует:

  1. Неадекватному восприятию окружающих мужчин. Удерживая в подсознании идеальный образ, женщина сравнивает мужчин с ним. Но реальный человек не может достичь заданной планки идеала, поэтому женщина отказывается от отношений с недостойными по ее мнению мужчинами.
  2. Развитию неправильного восприятия роли мужчины в отношениях. Мечтая об идеале, женщина представляет не только внешность, но также поведение, предпочтения, интересы и роль в отношениях. От мужчины она ожидает игры по заданному сценарию и неизбежно разочаровывается.
  3. Формированию неадекватного отношения к своей социальной роли. Испытывая неудовлетворенность из-за невозможности создать отношения, женщина переносит недовольство матерью на себя и окружающих женщин. Негативное восприятие женского образа может вызывать полное отторжение всех атрибутов женственности у самой женщины. Это выражается в солидаризации с мужчинами, попытке реализоваться через мужскую социальную роль. Женщина меняет внешний образ, поведение, жизненные цели, стремясь соответствовать выбранной ролевой модели. Но сталкивается с неприятием со стороны мужчин — они не видят в такой женщине объект романтической привязанности.

Избавление от комплекса Электры во взрослом возрасте — сложный процесс, требующий длительной психотерапии.

Зависимость от чужого мнения

Связанный с предыдущим, этот комплекс может существовать и сам по себе. Боязнь выразить свое мнение, низкая самооценка и излишняя зависимость от одобрения других приводят к чрезмерному приспосабливанию индивида к окружающим. Любое критическое замечание приводит к смущению, и в дальнейшем человек старается скрыть собственные мысли, пытаясь угодить другим, действуя по принципу «хамелеона». Последствия могут быть следующими:

  • неумение четко сформулировать и отстоять собственное мнение;
  • потеря авторитета в обществе и собственных глазах;
  • переоценка чужого мнения, слепое ему следование.

Закомплексованная личность, ставшая жертвой диктатуры постороннего мнения, может быть использована корыстными авторитарными людьми в своих целях. Часто сектанты завлекают таких податливых людей в свои организации. Трудности ожидают человека с подобной психологической проблемой и во взаимоотношениях с окружающими. Людей, неспособных донести свое мнение обществу, не воспринимают всерьез. Таким людям сложно построить отношения, создать семью.

Разновидности

Существует огромное количество классификаций человеческой зажатости. Каждая из них отличается своими особенностями поведения и методами борьбы с ними. Проблему можно классифицировать по сфере, к которой они относятся: физические и комплексы психологические.

  1. Физические, как вы уже догадались, тесно связаны с определенными недостатками физических особенностей человека. Речь идет о внешности (вес, рост, волосы, форма губ, глаз, зубов и т. д.). Естественно, все эти проблемы легко можно решить с помощью пластической операции. Но нет гарантии, что опасение уйдет бесследно, а во-вторых, не у каждого есть возможность осуществить подобную процедуру финансово.
  2. Комплексы психологические тесно связаны с умственной, творческой и душевной сферами. Они возникают в школьном возрасте, когда ребенок замечает, что у кого-то получается делать что-либо лучше, чем у него самого.

В зависимости от влияния на личность, комплексы могут быть:

  • негативные;
  • позитивные.

Естественно, практически всегда комплексы человека являются негативными, так как они только подрывают уверенность в себе и делают индивида замкнутым. Но нередко самые сильные личности наоборот стараются преодолеть психологические и все трудности, возникающие на пути к преодолению.

Существует несколько основных проблем, которые встречаются у людей чаще всего. Одной из них является комплекс неполноценности. Суть этого комплекса заключается в том, что личность ощущает себя хуже других, поэтому и относится к себе же пренебрежительно и даже неуважительно. Совершенно противоположным является комплекс превосходства. Этот комплекс означает следующее: особа считает себя совершенной и убеждена, что ей нет равных. Она постоянно дает всем советы, хотя из себя ничего не представляет.

Даже если им не грозит никакая опасность, они принимают позицию защитника. Такие люди всегда агрессивны и злы, не находят общий язык с окружающими.

Существуют и другие, но наиболее распространенные варианты, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, описаны выше.

Комплексы превосходства и неполноценности связаны с неправильным восприятием себя как личности

Как избавится от комплексов?

Понимая, что такое комплексы, приходит осознание, каким трудом будет избавление от них. Советы, к которым стоит прислушаться в этой борьбе:

  1. Перестаньте сравнивать себя с другими. У всех есть свои недостатки и достоинства, равняться на которые абсолютно ни к чему. Жить своей жизнью и заботиться о себе намного интереснее, поверьте.
  2. Как побороть комплексы, если не знаешь своих сильных сторон? Никак. Проанализируйте, в чем вы действительно хороши, знайте свои козыри и смело используйте их. Тогда ничто не сможет поколебать уверенности в своих силах.
  3. Отпустите прошлое. Комплексы сформированы событиями давно минувших дней. Проживите болезненные ситуации до конца и оставьте позади, освободившись раз и навсегда. Обратиться за помощью в этом к специалисту – правильное и мудрое решение.

Виды психологических комплексов

Систематизация комплексов – трудная задача из-за их огромного количества.

Мне понравилась систематизация, представленная на сайте https://realityplex.com/

Относительно того, к чему они относятся, все комплексы человека можно разделить на:

  1. ФИЗИЧЕСКИЕ. Относятся к нашему телу и физическим данным: из-за формы или размера носа, состояния кожи лица, веса, фигуры, роста и т.д.
  2. ПСИХИЧЕСКИЕ (МЕНТАЛЬНЫЕ). Относятся к нашему душевному состоянию, умонастроению. Комплекс неполноценности, вины, комплекс жертвы и др.

Относительно влияния, который комплексы имеют в нашей жизни, их можно разделить на:

  1. НЕГАТИВНЫЕ, ведущие к негативным эмоциям и поведению.
  2. ПОЗИТИВНЫЕ. Например, комплекс внешности заставляет человека заниматься собой, заботиться о своей внешности, что ведет к улучшению его внешнего вида. В итоге, человек начинает чувствовать и вести себя более уверенно.

Общий эффект психологического комплекса не всегда только положительный или отрицательный . Например, хотя комплекс неполноценности чаще всего имеет негативное влияние на жизнь людей, для некоторых личностей он является стимулом для развития, высоких достижений, когда люди хотят доказать себе и другим, что они в чем-то могут быть лучше других.

Источники зарождения, причины человеческих комплексов: примеры

Такие установки формируются в детском возрасте. Их возникновению и развитию способствует, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка. Будучи детьми и не имея пока высокоразвитых аналитических способностей, мы, как губка, впитываем все, что, так или иначе, нас касается, и откладываем на подсознательном уровне. Прочитав дальнейший текст вы, скорее всего, вспомните, что из прошлого могло так ощутимо повлиять на ваше мировосприятие в будущем.

Родители

Именно в семье зарождаются основы самооценки. Малыш улавливает каждую обращенную к нему реплику, укор, требование, похвалу или просьбу. Он целиком и полностью доверяет мнению и оценкам взрослых. Если постараться, можно легко вспомнить характерные фразы, которые вы слышали в свой адрес в юном возрасте. Например, девочка, которую часто сравнивали с другими, выделяли из всех, возлагали на нее надежды, в будущем может страдать синдромом «отличницы» (о нем поговорим ниже).

Осознанно или неосознанно родители всегда транслируют ребенку целый ряд ориентиров, установок, основанных на своих планах и ожиданиях, а также представлениях о том, что правильно, а что нет.

Друзья и общество

Взаимодействуя с другими людьми, человек составляет мнение о себе. Особое значение оценка окружения приобретает в подростковом возрасте. Отношение знакомых, сверстников и взрослых прямо воздействует на подсознание подростка. Многие неудачи воспринимаются ими болезненно, и если вместо поддержки он столкнется с насмешками или нравоучениями, на месте этих негативных эмоций возникнет ощущение собственной неполноценности.

Личный опыт

Ежедневно происходящие события непосредственно влияют на восприятие себя и мира. Закомплексованность формируются наряду с неадекватной самооценкой, когда индивид не понимает, как относиться к себе и воспринимать поведение окружающих. Часто в результате определенных факторов он чувствует себя неудачником и придерживается этого убеждения много лет.

Без комплексов

Возможно ли жить без подобных расстройств? Существует мнение, что отсутствие каких-либо психологических ограничений – это тоже своего рода проблема.

С точки зрения обывателя, незакомплексованные люди обладают яркой, живой энергетикой, они выглядят уверенно, действуют решительно, активно, не испытывают стеснения или неловкости. Но в таком случае можно говорить не об отсутствии скрытых переживаний, а об их малом влиянии на психику.

Такому человеку свойственно:

  • адекватная оценка своих способностей и возможностей;
  • позитивное восприятие себя и своей роли в обществе;
  • доброжелательное отношение к окружающим и миру в целом;
  • вера в свои силы;
  • обладание рядом собственных убеждений, мнений, идей, принципиальность.

Примеры проявления комплекса бога

Поскольку в клинической психологии такой диагноз отсутствует, не существует фиксированного списка симптомов этого состояния. Тем не менее, узнать человека с комплексом бога несложно. Обычно он выдаёт себя такими особенностями поведения как:

Желание рассказывать о себе. Он очень любит рассказывать о себе, своих необычных талантах и особенностях
Естественно, ему нравится, когда в компании всё внимание приковано к нему, и окружающие расспрашивают его о чём-то, чем он гордится.

Стремление быть совершенством. Такой человек очень боится допустить ошибку, о которой все узнают
Он хочет выглядеть идеальным, быть образцом для подражания. Нередко, стараясь создать у знакомых впечатление идеального друга, он становится навязчивым, да и сам быстро устаёт от этой нагрузки.

Мания величия

Ему свойственно переоценивать собственную важность во всех сферах жизни. Он склонен хвастаться своими доходами, популярностью и влиянием (например, рассказывая, как начальство всегда прислушивается к его рекомендациям).

Стремление доминировать

Такой человек обычно убеждён, что окружающие просто не способны принимать правильные решения самостоятельно. Поэтому он навязывает всем свою точку зрения, выбирает за других, что для них лучше, и всячески убеждает их поступать именно так, как он считает нужным.

Ожидание благодарности. Поскольку такой человек убеждён в своей исключительности, он уверен, что может сделать что-то полезное для каждого. Помогая вам в чем-то, он ждёт, что вы долго будете об этом помнить (и на всякий случай сам будет напоминать). Поэтому он уверен, что все его друзья и приятели за что-то ему благодарны.

Иллюзия всемогущества. Он уверен, что благодаря своим талантам может справиться с любой проблемой (если она, конечно, вообще имеет решение), даже если другим людям она не по силам.

Важно понимать, что человек обычно сам не подозревает, что у него комплекс бога. Поэтому он не пытается его скрывать и в большинстве случаев достаточно явно демонстрирует все вышеперечисленные особенности поведения

Развитие комплексов человека и проблемы воспитания

Еще с 17 века ведется спор, можно ли воспитать человека? Если у него изначальная природа и какова она? Просветители считали, что человек в основе своей разумен и добр, и нет таких недостатков, которые не покорились бы разуму. ХХ век опрокинул построения просветителей и обнаружил разул иррациональных страстей.

Такая же драма разыгрывается в жизни вновь приходящего в этот мир человека. Мужчина или женщина находятся между двух огней:

Воспитанием. Средой.

Родители убеждены, что все хорошее в ребенке от них, от воспитания, а в плохом поведении виновата среда. Если рассматривать развитие комплексов, то придется родителей огорчить, потому что ребенок не воспитывается словами, он вскармливается:

Поведением родителей. Тоном их разговора друг с другом. Семейными историями, где рельефно высвечиваются достоинства и недостатки каждого из родителей. Несбывшимися надеждами, стремлениями, мечтаниями родителей.

Родители пишут жизненный сценарий судьбы ребенка.

Если родители хотят воспитать человека без серьезных психологических травм, им следует не только говорить правильно, но и поступать так, как они говорят. Тогда есть шанс не изувечить жизнь ребенку.

Проблема только в том, что мало кто заводит детей тогда, когда люди действительно готовы. В большинстве случаев это давление:

Среды. Традиции. Личностных или эгоистичных установок. Случая.

Каждый без труда приведет соответствующие примеры.

Среда давит на человека в шепоте окружающих: «Ему / ей уже 33, а он / она еще не женат / не замужем». Давление традиции выражается в том, что «так принято». В некоторых культурах ни мужчине, ни женщине не дают времени обдумать свое будущее, а сразу же толкают под крышу института брака. Установки выражают себя в том, что женщины и мужчины (что уж тут скрывать) используют семью и детей как инструмент манипуляции другим человеком. Мотивы у них различны, существа дела это не меняет. Игра случая выражает себя тогда, когда никто не планировал, но ребенок появляется, а вместе с ним в спешном порядке организуется и семья, возможно, как бизнес-проект.

Согласитесь, что описанные ситуации сопутствуют рождению довольно многих людей. Последние узнают об условиях своего пришествия в мир уже взрослыми. Так как несовершенны условия возникновения людей, то несовершенны и люди.

Причины комплекса неполноценности?

Детские комплексы

Альфред Адлер (австрийский врач и психолог-психотерапевт, основатель индивидуальной психологии) первым ввел термин «комплекс неполноценности». Он считал, что каждому ребенку присуща собственная неполноценность, поскольку дети живут в постоянной зависимости от взрослых.

Физиологическая основа

У каждого из нас различное генетическое наследие, свои собственные качества и недостатки. Альфред Адлер распространил эту теорию на психологическую жизнь и указал, что чувство неполноценности или комплекс становится патологическим, когда во взрослом возрасте человек не может от него избавиться.

Зависимость от чужого мнения

Связанный с предыдущим, этот комплекс может существовать и сам по себе. Боязнь выразить свое мнение, низкая самооценка и излишняя зависимость от одобрения других приводят к чрезмерному приспосабливанию индивида к окружающим. Любое критическое замечание приводит к смущению, и в дальнейшем человек старается скрыть собственные мысли, пытаясь угодить другим, действуя по принципу «хамелеона». Последствия могут быть следующими:

  • неумение четко сформулировать и отстоять собственное мнение;
  • потеря авторитета в обществе и собственных глазах;
  • переоценка чужого мнения, слепое ему следование.

Закомплексованная личность, ставшая жертвой диктатуры постороннего мнения, может быть использована корыстными авторитарными людьми в своих целях. Часто сектанты завлекают таких податливых людей в свои организации. Трудности ожидают человека с подобной психологической проблемой и во взаимоотношениях с окружающими. Людей, неспособных донести свое мнение обществу, не воспринимают всерьез. Таким людям сложно построить отношения, создать семью.

Классификация

Исчерпывающую информацию обо всех расстройствах дать довольно проблематично. Единственное, что можно сделать, это собрать их по классификации.

  1. Первой разновидностью являются возрастные комплексы, которые появляются в различные периоды жизни и становления личности.
  2. Социальные по большей части возникают в странах, где общество делится на слои. Рассматривая поведенческие особенности людей разных стран, утверждают, что социальные комплексы характерны для людей всего мира.
  3. Физические связаны с увечьями человеческого тела: врожденными или приобретенными.
  4. Авторские концепции относительно комплексов. Здесь имеется в виду описания комплексов согласно Юнгу, Адлеру, Фрейду, в основу которых положено мнение психолога.

В зависимости от оказываемого влияния, проблемы подразделяют на позитивные и негативные. Позитивные комплексы заставляют человека самосовершенствоваться, а негативные вызывают бурю отрицательных эмоций, которые провоцируют появление стресса и серьезных психологических проблем. Кроме того, человеческие комплексы могут быть направлены на окружающий мир и на внутреннее «Я».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector