Вопрос 37: понятие личности в социологии: сущность, структура и типология

Специфика типологии

Социальным типом личности называют некое обобщенное отражение, систему качеств, которые свойственны тем индивидам, которые входят в состав какой-либо общности. Именно так появились европейский, азиатский и кавказский типы, например. Ветераны, рабочие, элита, студенты — это тоже типы личности, только характеризующиеся деятельностью. Вообще, типологизация происходит по-разному. Наиболее популярным основанием для отнесения того или иного индивида к отдельной группе является либо вид деятельности, либо профессиональная принадлежность. Ещё людей делят на типы по территориальной принадлежности, бывает, что и по образу жизни: житель села, горожанин, южанин, северянин. Определение по возрастным и половым признакам также считается типологией: девушки, юноши, пенсионеры, мужчины, женщины. И, наконец, по уровню социальной активности. Эта типология известна всем, в ней всего два понятия – ведомый (исполнитель) и ведущий (активист и прирожденный лидер).

Аспекты понимания личности в социологии

Таким образом, можно выделить следующие аспекты понимания личности в социологии:

1. Личность представляет собой социальное качество человека, с помощью которого индивид включается в социальную реальность.

2. Среди социальных качеств можно выделить следующие:

  • социальная деятельность целенаправленного характера;
  • социальные статусы, социальные роли, социальное поведение;
  • ценности, знания и нормы;
  • социальные интересы и ожидания;
  • уровень профессионально-квалификационной подготовки;
  • мировоззрение, социально-значимые  ценностные ориентации;
  • мера социальной активности и самостоятельности субъекта.

3. Социологическая наука  исследует человека как личность в контексте его связи с социумом.

4. Если рассматривать личность как совокупность «всеобщего», «особенного» и «единичного», то  « всеобщее» —   родовые  социальные  качествами личности;  «особенное» – мера их персонификации индивидом; «единичное» – свойства, качества определенной личности, ее облик и стиль.

5. Термин личность в социологии рассматривается как  объект и субъект социальных связей. Личность включена в социальные институты и социальные связи, взаимодействует с ними и воздействует на них. Без включенности в эти социальные конструкты невозможно существование личности в рамках субъект-объектных отношений.

6.  В социологии термин  «личность» не отождествляют с понятиями «историческая», «уникальная», « особенная», «неповторимая» личность. Т.е. оценочные и  нормативные описания  в социологическом понятии личности отсутствуют. Всякий человеческий индивидуум, кем и каким бы он ни был, включенный в систему социальных связей и социум, есть личность.

7. Наверное каждый не раз слышал выражение «личностью не рождаются, личностью становятся». В данном аспекте личность является не статичной категорией, а динамичной, т.е. изменяющейся. Ведь  каждый человек в течение жизни приобретает набор качеств, свойств, которые определяют его действия и дальнейшую жизнедеятельность, являются ориентирами в конкретных жизненных ситуациях. С этими качествами и свойствами не рождаются изначально, они формируются в рамках тех социальных условий, в которых растет и социализируется человек.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Потребности и диспозиции личности

Потребности выступают в качестве первичного источника деятельности личности. Они отражают объективные условия существования человека и являются одной из форм его связи с окружающей средой. В соответствии с классификацией потребностей, которую вывел американский исследователь Абрахам Маслоу (1908–1970), они расположены в иерархической пирамиде, на нижнем уровне которой расположены физиологические потребности и потребность в безопасности, а на высшем – потребности социальные, духовные, престижные, в самоактуализации. 

При осознании потребности, она трансформируется в интерес личности, который, преломляясь через ценностные ориентации, ведет к тому, что начинают формироваться мотивы деятельности. Механизм мотивации обычно реализуется в конкретной личностной деятельности, основной смысл которой в достижении поставленной конкретной цели. 

Мотивы являются внутренними побудителями деятельности, но кроме них присутствуют еще и внешние – стимулы. В отличие от мотивов, которые являются субъективными факторами, стимулы – это факторы объективные, выражающие особенности окружающей социальной среды.

Совокупность мотивов и стимулов и их взаимодействие вместе образуют диспозицию личности, которой называют предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях. В соответствии с концепцией российского социолога В.А. Ядова (р.1929), диспозиции принято делить на высшие, средние и низшие. К диспозициям высшего уровня относятся наиболее важные ценностные и жизненные личностные ориентации, которые определяют общую направленность деятельности личности. Диспозициями среднего уровня называют установки на социальные ситуации и объекты. Диспозиции нижнего уровня – это ситуативные установки, которые определяют поведение личности в конкретных, непосредственных условиях.

Подводя итог, социологическое понятие личности – это интегральное социальное качество, которое индивид приобретает в процессе включения в систему общественных отношений и связей. Личность в данном процессе является и объектом, и субъектом общественных отношений. В рамках взаимодействия с окружающей социальной средой, личность вырабатывает собственные ценностные ориентации, модели поведения и социальные установки (диспозиции). Процесс формирования новых потребностей, диспозиций и интересов становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, а также развития социума в целом.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Типология личности в социологии представляет собой сложную проблему из-за отсутствия чётких критериев типологизации, что заставляет учёных прибегать к помощи других наук (в т.ч. и околонаучных теорий):

1. Поведение, жизненная энергия (Л.Н.Гумелёв): нормальный тип (достаточно жизненной энергии); «пассионарий» (избыток энергии); «субпассионарий» (недостаток энергии).

2. Реальные условия жизнедеятельности (Р.Линтон, В.А.Ядов):

идеальный (нормативный) тип (модель будущего существования, идеализированная личность);

базисный тип (наилучшим образом отвечает современным общественным условиям; наиболее часто встречающийся в обществе на определенном этапе развития социальный портрет индивида, их личностные характеристики, формируемые господствующими типами культуры);

модальный (реально господствующий статистически, эталон) тип личности.

3. Признак принадлежности к социальной групп: интеллигенция, рабочие, военные, студенты.Вводится понятиемаргинальнойличности, обозначающей разрыв со своей социальной средой и неадаптированность к новой среде.

4. Характер отношений с другими людьми в обществе: конформистский –нонконформистский тип личности (Э.Фромм и Р. Мертон).

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность …

… Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, … же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт. Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, …

5. Типы социальных характеров Э. Фромма, в основе которыхлежат социологические факторы (политических, экономических, религиозных и антропосоциологических): непродуктивные, или нездоровые (рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий), рыночный, и продуктивные, или здоровые (продуктивный тип — это психически идеально здоровый тип).

6. Типы невротических личностей К.Хорни: 1. Уступчивый тип (движение к людям).

Этот тип личности отличается выраженной потребностью в любви и одобрении и имеет особую потребность в друге, любовнике, жене или муже. 2. Агрессивный тип (движение против людей).

У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. 3. Обособленный (отстраненный) тип (движение от людей).

Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечувствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

2. Социологические теории личности

В социологии наиболее известны следующие теории личности.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Сущность понятия личности

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.

Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).

Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.

Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).

С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Проблемное поле социологии личности

Познание личности и вопросы, которые касаются человеческого естества, уже давно занимают приоритетное место в социологической науке. Это связано с тем, что личность играет значимую роль в общественных отношениях. Без человека невозможно осуществлять различные виды деятельности, а также они невозможны без учета потребностей и интересов личности. В обществе личность – это одновременно и потребитель, и продукт. Являясь объектом и предметом социологических исследований, человек рассматривается во всем многообразии своих ролей и статусов.

Определение 1

Совокупность социально значимых качеств, которые наделяют индивида чертами и характеристиками, называют личностью. Личность – это социальная характеристика человека, результат развития общества. Степень социализации определяет, насколько общественный опыт был усвоен личностью, принят ею, и как личность может влиять на окружающие события и явления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие личности в социологии 420 руб.
  • Реферат Понятие личности в социологии 220 руб.
  • Контрольная работа Понятие личности в социологии 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поскольку изучение личности занимает особое место в социологическом знании, то со временем образовалось новое направление – социология личности. На сегодняшний день оно все еще находится на стадии разработки, но многие вопросы и направления уже актуализировались, а проблемное поле отразило множество противоречий, которые нуждаются в разрешении. Например, существует ряд определений понятия «личность», которые отличают его от других, похожих по смыслу, но разных по значению терминов ( «человек» и «индивид»):

  1. личность – это субъект сознательной деятельности, который принимает активное участие в социальных отношениях;
  2. личность как особое качество, которое определяет степень интегрированности индивида в общественные отношения, его включенности в принятие значимых решений;
  3. личность является индикатором общественного сознания;
  4. личность – это индивид, объединяющий в себе биологические черты и черты социального общества, в котором он проживает и реализует свои потребности, различные виды деятельности.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Когда человек появляется на свет, то с точки зрения социологии он является индивидом. Ему еще предстоит пройти путь социализации, познать социальные нормы, принять ценности и научиться взаимодействовать с окружающими. Только после этого он может считаться личностью зрелой и сложившейся, безопасной для окружающих и способной адаптироваться под активно меняющиеся условия. Социализация осуществляется, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни. Индивид взаимодействует с социальной средой, узнает много нового, проявляет свои способности и предлагает новые идеи для улучшения жизни.

В ходе социализации опыт, который был приобретен личностью, усваивается в социальные и культурные ценности, проявляется и в восприятии моральных норм. Вырабатываются типичные поведенческие шаблоны, которые могут соответствовать ожиданиям окружения. Этот процесс имеет свое название – идентификация личности. Социализация реализуется в несколько этапов. Первая стадия выражается в адаптации, когда ребенок познает окружающий мир путем подражания, берет пример с родителей. Семья как социальный институт играет первостепенную роль в социализации индивида. Вторичная стадия – это индивидуализация. Она характеризуется достаточно критичным отношением к социальной среде. Индивид стремиться к самовыражению, ему хочется выделяться на фоне окружающих. Но здесь следует соблюдать все правила и нормы, поскольку некоторые виды самовыражения могут носить асоциальный и даже девиантный характер.

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Британский психолог Ганс Айзенк разработал модель личности на основе всего трех универсальных характеристик:

Интроверсия либо экстраверсия

Интроверсия подразумевает направленность внимания на внутренние переживания личности, в то время как экстраверсия заставляет человека сосредотачивать своё внимание на внешнем мире — на других людях и окружающей их среде. Так, человек с высокой степенью интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как экстраверт может быть общительным и дружелюбным.

Нейротизм либо эмоциональная стабильность

Этот аспект теории Айзенка противопоставляет нервность уравновешенности. Нейротизмом считается склонность индивида к эмоциональной неустойчивости, тревоге, беспокойной реакции на раздражитель, а стабильность относится к тенденции в некоторых ситуациях оставаться невозмутимым и спокойным.

Психотизм. Позже, после изучения лиц, страдающих психическими заболеваниями, Ганс Айзенк добавил в свою теорию новое свойство личности, которое он назвал психотизмом. Лица, обладавшие этим свойством, как правило, с большим трудом принимают реальность и взаимодействуют с ней; они могут быть враждебно настроены по отношению к другим, в них нет чуткости или сострадания, это хорошие манипуляторы.

О психологии

Понятие личности в социологии и психологии схоже. Как, собственно говоря, и эти науки. Психологи, говоря о личности, выделяют её общественную сущность. Нужно помнить о том, что мы рождаемся людьми. А личностью человек становится лишь в процессе своей трудовой, а также общественной деятельности (если, конечно, таковые осуществляются). По наследству нам может передаться какая-либо особенность нервных процессов (торможения и возбуждения) и то, что касается физиологии и анатомии (то есть рост, телосложение и другое). Но всё это – биология. А вот личность формируется уже самостоятельно, в процессе жизнедеятельности. Интересно то, что отношение к этому понятию у разных исследователей во все времена было различным. На протяжении прошлого века психологи изучали эту тему, и в результате удалось сформировать и закрепить три главных разработки, касающихся данного определения. На их основе впоследствии выдвинули несколько теорий, а именно глубинную, психоаналитическую и гуманистическую. Ещё иногда рассматривают топологическую, разработанную К. Левиным (германо-американским ученым).

Определение термина

Начать следует со словарного определения. Личностью называют систему, совокупность качеств, которые характеризуют того или иного индивида как продукт общественного развития. Иначе говоря – то, что отображает его социальную природу. Стоит отметить, что многие считают понятие “личность” синонимом к слову “индивид” или “человек”. И это в корне неправильно. Почему? Всё просто, ведь личность – это ёмкое и широкое понятие. Если объяснять простым языком, то так могут называться те люди, которые чем-то выделяются из толпы. Статус личности нужно ещё чем-то заслужить. Зачастую это проявляется в уважении со стороны других людей. Почему нередко встречается такое выражение, как “личность мирового масштаба”? Потому что каждый из нас – человек, индивид. Но далеко не каждый может сделать то, после чего его будут считать личностью.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Типы субъектов и особенности личности

Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:

  1. природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
  2. социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
  3. субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.

В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.

Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.

Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того общества, к которому индивиды принадлежат. Здесь социальные факторы накладываются на индивидуально-психологические и биологические особенности человека. Как отмечал А. Г. Асмолов, личность включает 2 субстанции: социально-типическая и индивидуально-уникальная, в которой уникальность может быть достигнута через собственную активность, свои мысли, поступки, личную ответственность.

Личность представляет собой не только целеустремленную, но и самоорганизующуюся систему, объектом внимания и деятельности которой является не только внешний мир, но и она сама. Это находит проявление в определенном чувстве «Я», включающем в себя представления о себе и самооценку, программу совершенствования, привычную реакцию на свои качества, способностях наблюдать и анализировать свое поведение. Быть личностью означает активность в жизненной позиции. О ней говорят: на том стою и не могу по-другому. Быть личностью – значит выбирать, при этом выбор возникает в силу внутренней необходимости с оцениванием последствий принятых решений и способностью отвечать перед собой и обществом. Быть личностью – значит постоянное построение самого себя и других, владение системой средств и приемов, посредством которых можно владеть своим поведением, подчиняя его своей власти. Личность обладает свободой выбора и несет ее бремя.

Определение 1

В узком понимании личность – это субъект решения проблем, выбор, который помогает самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Личность находит проявление при столкновении человека с конфликтами или проблемами. Человека нельзя считать личностью, если он не может сам решить свои жизненные проблемы, неся ответственность за свои решения и поступки.

Личность можно представить в виде активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и  себя человека, который обладает уникальным динамичным соотношением между пространственно-временными ориентациями, потребностно-волевыми переживаниями, содержательными направленностями, уровнями освоения и формами реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и степень ответственности за последствия.

Степень свободы личности, или свободы выбора, воли, можно определить возможностью человека выбирать тот или иной вариант поведения, часто вопреки социальным обстоятельствам или своим влечениям. По мнению М. Шелера, человек – это единственное существо, способное в любое время сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям. Он не свободен от социальных влияний, но именно от человека зависит, сдастся он или сможет противостоять обстоятельствам социума. В этом понимании свобода представляет собой тот момент, когда человек самостоятельно должен принимать решение, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский). По определению В. Франкла свобода личности часто переходит в произвол, если ее не переживать с позиции ответственности.

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 — в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик. Далее, Кэттелл провёл эксперимент — он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей. Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector