Неуверенный в себе ребенок, как помочь?

Содержание:

Отрицательные установки

Иногда родители сами не замечают, как дают ребенку повод сомневаться в собственных силах. Например, когда:

  • Сравнивают его с другими, надеясь сыграть на самолюбии. Но помочь ребенку стать уверенным в себе так не получится. Наоборот, малыш может сделать вывод, что мама с папой больше любят детей, которые успешнее его. Появится недоверие к родителям, страх быть недостаточно хорошим, умным, боязнь браться за новые дела — «вдруг кто-то справится лучше?»
  • Вешают ярлыки, критикуя не действия ребенка, а его самого. Дети чутко воспринимают информацию, особенно исходящую от родителей. Если постоянно говорить малышу «ты тугодум», «стеснительный», «криворукий», «лентяй», он легко может в это поверить и вырастет именно таким. Другое дело критика действий — она всегда оставляет шанс все исправить и стать лучше.
  • Программируют на неудачу, заранее сомневаясь в успехе ребенка. Фразы типа: «для тебя это слишком сложно», «ты с этим не справишься», «дай-ка я, у тебя не получается», «у нас в семье все такие рассеянные» лишают детей крыльев, мешают развиваться, подрывают их веру в себя.
  • Обсуждают с посторонними проблемы ребенка, делают его в разговоре «героем» нелепых ситуаций: «Ой, она у нас вечно всего боится!», «Он такой стеснительный!», «Наш-то вчера чего учудил…». Ребенку вешают ярлыки, да еще и прилюдно. Что он должен при этом чувствовать — собственную никчемность и отчаяние из-за того, что родители его предали.

Семь шагов, которые могут сделать родители, чтобы их дети были уверены в себе

  1. Подарите детям свой собственный опыт

Позвольте им получить как можно больше непосредственных личных (сенсорных) переживаний. Имеет огромное значение, смотрит ли маленький ребенок, как некоторые персонажи катят мяч по телевизору, или он делает это сам.

  1. Играйте и открывайте для семьи природу

Опыт на природе предлагает стимулы для всех органов чувств без необходимости создавать что-либо искусственно. Балансировка над лежащим на земле стволом дерева намного интереснее и бросает больший вызов ребенку, чем гладкая и, следовательно, менее увлекательная игровая площадка.

  1. Спорт, спорт, спорт

Движение и мышление тесно связаны, вплоть до старости

Так что было бы ошибкой делать односторонние интеллектуальные предложения ребенку и считать игру на улице пустой тратой времени! (И мы еще не приняли во внимание другие профилактические и оздоровительные эффекты физических упражнений.)

  1. Пробовать, допускать ошибки, двигаться дальше

Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Покажите, что вы доверяете ему, чтобы он справился с задачей, и предлагайте попробовать еще раз, если это не сработает сразу. Это также показывает ребенку, что не сделать все правильно с первого раза – это нормально.

  1. Практика ведет к совершенству

Короче говоря: «Практика ведет к совершенству!» (для самых маленьких) и: «Успех, кажется, в основном вопрос того, чтобы продолжить там, где другие останавливаются» (для больших).

  1. Правильно хвалите!

Хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо, а также за то, что он пробовал что-то и не сдавался!

  1. Да, ты сделал это!

Подчеркните, что ребенок чего-то добился и что успех не был ни случайностью, ни везением. Что он сделал это сам.

Кстати, каникулы очень хороши для развития у детей уверенности в себе. Так что не имеет значения, делает ли ваш ребенок перерыв в учебе. То, что они изучают на своём опыте и берут с собой в будущее, всегда влияет на их успехи в школе.

Вот и все об основах. Теперь о деталях: формирование у детей уверенности в себе.

Как формируется самооценка младших школьников

Особый смысл для становления психики дошкольника имеет взаимодействие его с другими детьми. Положительные связи с другими дошкольниками помогают ребенку обрести чувство целостности и общности с ними. Если же эти взаимоотношения не образуются, тогда появляются чувства тревожности, настороженности или агрессии, что ведет к дальнейшей эмоциональной изоляции, желанию быть в одиночестве. Выделяют одно из самых значительных условий становления личности дошкольника – игру. Игра является ведущей формой детальности малышей. При помощи игры у них развиваются все стороны личности.

Делая свои первые шаги в школе, дети мысленно начинают делить своих одноклассников на хороших и плохих, слабых и сильных. Однако, по прошествии некоторого времени, социальные роли и иерархические связи в детском коллективе начинают меняться. Этому способствуют успехи в учёбе, спортивные или иные достижения. На самооценку детей начинают оказывать влияние замечания педагогов. Школьная жизнь заставляет ребёнка постоянно сравнивать себя с другими детьми.

Большое значение имеет восприятие ребёнком своих первых оценок. Часто дети нелегко смиряются с невысокой оценкой их домашних заданий или ответов у доски. Эмоциональное напряжение и волнение возрастают, что приводит ребенка к растерянности и подавленности.

Факторы, влияющие на уверенность ребенка.

1.    Родители. С рождения и до подросткового возраста мальчики и девочки считают мерилом справедливости маму и папу. И если они говорят, что их чадо одевается как чучело, то нечего удивляться, почему малыш считает себя недостойным нормальных друзей, работы и любви в принципе.

Полезно проанализировать ситуацию и выделить основные моменты. За положительные хвалят, а отрицательные стараются преодолеть в будущем. Можно продумать варианты, как усовершенствовать мастерство.

2.    Друзья. Они получают авторитет после 10 – 13 лет. Старшему поколению психологи советуют только следить, с кем общаются их наследники.

Говорить, что Ваня и Петя – плохие друзья, нельзя. Это спровоцирует желание дружить «назло». Но кто запрещает деликатно намекнуть: «сын, присмотрись к товарищам», или «дочь, подумай, такие друзья тебе нужны?».

3.    Психологические особенности. Задумываясь, как воспитать у ребенка уверенность в себе, нужно осознавать нюансы темпераментов личности.

Активным холерикам это качество присуще на уровне рефлекса. Поколебать их самооценку сложно даже прямым указанием в лоб. Живчики-сангвиники тоже быстро приходят в себя после разочарований. Они искренне смеются над своими промахами. Неудачи их не смущают.

Невозмутимые флегматики воспринимают негативные явления своей личности как трамплин к достижению заоблачных высот. Они трудолюбивы, настойчиво оттачивают мастерство.

Больше всего проблем в плане проработки неуверенности в себе встречают меланхолики и их родители. Дети с повышенной чувствительностью сомневаются в себе даже тогда, когда их заслуги признают другие. Но такое понятие, как вера в себя, легко корректируется. Главное – не упустить момент.

Как вселить уверенность в своего ребенка: рассказывайте и спрашивайте

Не знаете, как привить ребенку уверенность в себе? Рассказывайте и спрашивайте!

Рассказывайте:

  • Историю его рождения или усыновления.
  • О том, как вы «нежничали» с ним. когда он был маленький.»
  • Историю о том, как вы выбирали ему имя.
  • О себе в его возрасте.
  • О том, как встретились его бабушки и дедушки.
  • Какие ваши любимые цвета.
  • Что иногда вам тоже сложно.
  • Что когда вы держите его за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает «люблю тебя».
  • Какой у вас план.
  • Чем вы сейчас занимаетесь.

Спрашивайте:

  • Почему, ты думаешь, это случилось?
  • Как думаешь, что будет если…?
  • Как нам это выяснить?
  • О чем ты думаешь?
  • Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
  • Как думаешь, какое «оно» на вкус?

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация

Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе

Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Что на самом деле «лучшее»?

Большинство родителей хотят для своего ребенка «самого лучшего» – и это хорошо! Вопрос, конечно, что лучше для ребенка? Многие родители ответят:

– Мой ребенок должен получить хорошее образование и устроиться на престижную работу.

А что такое хорошая работа? Та, на которой человек зарабатывает как можно больше, или та, которая доставляет удовольствие, где пользуется общественным уважением и имеет удобный график? Как можно определить «хорошую работу»?

Становится ясно, что цели, которые родители ставят перед своим ребенком, могут сильно различаться. Соответственно, взрослые будут принимать разные меры, применяя методы, которые они считают успешными в достижении этих целей.

Некоторые постараются устранить все препятствия для своего ребенка, чтобы это было как можно проще. Другие, возможно, будут усиливать давление, чтобы собрать как можно больше знаний как можно быстрее. Ребенок может ходить на занятия каждый день, и его время полностью забронировано. Но давление совсем не способствует мышлению.

Обе стратегии одинаково не подходят для развития зрелых, уверенных в себе, независимых личностей. Потому что для того, чтобы ребенок действительно успешно справлялся со своей жизнью, ему нужна настойчивость, уверенность в том, что он сможет достичь того, что он намеревается сделать, глубокая уверенность в том, что с ним все в порядке, что он хорош такой, как есть, и любовь родителей всегда с ним, несмотря ни на что.

Не стесняться демонстрировать любовь и быть опорой

Родители, которые малышу сообщают о любви украдкой и в случае неудач быстро ее отбирают, не дают ребенку чувствовать себя эмоционально уверенным. Воспитать у ребенка уверенность в себе нужно, начав с проявления любви к нему везде и в любых ситуациях. Это значит, что описавшийся, испачкавшийся малыш не должен быть прилюдно отруган или пристыжен. Это значит, что если он заплакал на утреннике, его нужно поддержать и сказать слова любви. Малыш должен ощутить, что любовь папы и мамы безусловна и не зависит от обстоятельств и его поступков. Тогда можно не бояться пробовать новое и сложное.

Любовь необязательно отражается в словах. Играя, балуясь, обнимая ребенка, гримасничая с ним, поддерживая его спонтанность, можно невербально выразить свою любовь.

Конечно, у всех есть работа, обязанности, проблемы и сложности, но ребенок нуждается в родительской эмоциональной зрелости. Он может капризничать, расстраиваться, падать духом, тревожиться и беспокоиться, и в любой ситуации нужно становиться для него островком спокойствия и адекватности. Выслушать, поддержать, сделать что-то за него иногда, помочь, подсказать — нужно стараться иметь возможность всегда. Это поможет вырастить уверенную личность. Также свои планы нужно соотносить с его важными делами. Пусть это даже утренник в детском саду.

Важная часть жизни малыша — это домашняя атмосфера. Чем младше дитя, тем больше оно нуждается в стабильности в домашней обстановке. Если из детского сада или школы малыш вернулся расстроенным, но попал в привычную обстановку, то он быстрее самостоятельно оправится и вернется к жизнерадостному состоянию.

Чем помогает высокая самооценка в жизни

Адекватное отношение к самому себе очень помогает не только в детстве, но и во взрослой жизни

Когда человек любит себя, ему нет необходимости постоянно доказывать окружающим свою значимость, бороться за их внимание и любовь

Люди с достаточно высокой самооценкой прислушиваются к своим истинным желаниям и меньше зависят от мнения других. Они ощущают себя достойными лучшего, и это дает им силы и мотивацию стремиться к достижению поставленных целей.

С такими людьми приятно общаться. Они располагают к себе, поскольку умеют выстраивать отношения с окружающими – деловые, семейные, дружеские. Общение с уверенным человеком идет на пользу тем, кто находится рядом с ним.

Высокая самооценка помогает лучше переносить невзгоды и жизненные трудности, проще относиться к проблемам и неприятностям. Однако формировать ее нужно с детства. Если ребенок вырастает с негативным восприятием самого себя, то исправить это во взрослом возрасте довольно сложно

Поэтому очень важно воспитать уверенного в себе индивида с адекватным отношением к своим способностям и возможностям

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности

Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку. Отличительные черты:

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Буллинг

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Как отучить ребенка врать?

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Поощряйте практику

Если вы заметили, что ребенок чем-то заинтересовался, то постарайтесь ненавязчиво сподвигнуть его на то, чтобы он почаще занимался этим

Однако здесь важно не переусердствовать и не начать давить на ваше чадо. Ведь если вы, к примеру, увидите, что ваш ребенок имеет музыкальный талант, то не стоит наседать на него и заставлять играть на пианино или другом инструменте дни напролет. Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой

Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой.

В формочки для пончиков выложила макароны с беконом: получилось вкусно

«Даже розетки золотые»: фанаты оценили роскошь дома Самойловой (фото)

В проточной воде. Почему не стоит мыть клубнику в соленой воде

Воспитывайте веру в себя

Начинать воспитание ребенка нужно с раннего возраста. В 3 года, когда малыш пытается что-то делать самостоятельно, нужно предоставить ему эту возможность. Не стоит запрещать ему что-то, ссылаясь на то, что он маленький и не справится. Конечно, какие-то ограничения должны быть, т.к. от этого зависит безопасность ребенка. Но всё в пределах разумного.

Как научить ребенка верить в свои силы:

Обращайте внимание не только на неудачи, ошибки ребенка, но и подчеркивайте, что он многое умеет. Когда он осознает, что в чем-то силен, а в чем-то нет, то сможет надеяться на свои сильные стороны, а при неудачах — просить помощи у других

Верьте в него. Все родители тревожатся, переживают за своих детей. Но такая тревога показывает, что они не верят в его способности. Выделяйте моменты, когда малыш сам с чем-то справился, обсуждайте их, хвалите ребенка.
Не перегружайте его, все задания, которые вы ему даете, должны соответствовать возрасту. Если он не готов выполнить ту или иную задачу, то у него появится состояние тревоги, он почувствует себя неуспешным.
Принимайте его таким, какой он есть. Да, не всегда все получается, взрослые тоже совершают ошибки. Но малыш должен знать, что из-за них его не разлюбят, не исключат из семьи.

Как привить ребенку уверенность в себе: игра «Трон умельца»

Игра «Трон умельца» – отличный способ, как поднять самооценку и уверенность ребенку младшего возраста. Поставьте посередине обычный стульчик и предложите малышам сыграть: «Сегодня каждый из вас сможет посидеть на «троне умельца». Когда кто-то сядет на трон, все должны вспомнить три дела, которые очень хорошо получаются у этого малыша». Пусть дети говорят по очереди. Такое упражнение во многих вселяет уверенность. Ведь ребенок чувствует себя настоящим умельцем, и даже не в одном, а в трех делах! Только это действительно должны быть дела, а не «красивое Платьице» или «кудрявые волосы». Если дети затрудняются, подскажите им.

Это могут быть:

  • пение: «Даша замечательно поет песню про елочку!»;
  • танцы: «Сережа сплясал на празднике танец медвежонка, все ему так хлопали!»;
  • физкультурные упражнения: «Игорек вчера на занятии прыгнул выше всех!»;
  • рисование: «На рисунке Анечки море получилось как настоящее!» — и другие занятия.

Да, и не забудьте предварительно вспомнить три умения самых робких и стеснительных ребят. Так как они «тихие», друзья могут не сразу сообразить, какие дела у них получаются очень хорошо. Тут-то и пригодятся ваши подсказки.

Можно ли развить уверенность в себе?

Родители должны развивать уверенность в ребенке, чтобы во взрослой жизни он стал самостоятельным, успешным мужчиной. Предлагаем несколько простых упражнений для детей 5-10 лет, которые помогут развить решительность и самостоятельность.

  1. Танцуйте вместе. Многие дети стесняются танцевать, потому что боятся сделать что-то не так. Выучите вместе несколько танцевальных движений и устройте семейную вечеринку с веселой музыкой. Мальчики с радостью потанцуют с папой и мамой, если заранее немного потренируются.
  2. Устраивайте ролевые игры. Это может быть театр теней, пальчиковые куклы, кукольный театр. Можно придумать костюмированный спектакль, где в роли главного героя будет ваш сын.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку назвать свое лучшее качество на определенную букву. Например, «У» – умный, «Ц» – целеустремленный, «В» – воспитанный, и т.д. Такая игра подойдет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна. Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится – и эти страхи довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам. И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение, что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка, как критикуют его. Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе

Но если не критикуют совсем, будет то же самое

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся – будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе.

Как родители влияют на степень самооценки ребенка? Комментирует психолог:

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Экономическое воспитание детей

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector