Воспитание без наказаний: теория и практика (мое выступление на международном круглом столе «воспитание и образование русскоязычных детей xxi века за рубежом»)

Как сдержаться и обойтись без лишних наказаний в воспитании?

Я думаю, большинство родителей, прочитавших вышеизложенное, согласны с сайтом sympaty.net и даже стараются наказывать детей именно так, «по правилам»! Но иногда во всех семьях бывает такое, что ребенок просто делает что-то «назло», «из вредности», и в порыве гнева папы хватаются за ремни, а мамы истошно кричат на свое чадо!

Поэтому ключевой момент – родителям самим научиться сдерживать свой гнев на ребенка.

И обдумать – будет ли в данном случае наказание для ребенка мотивацией не поступать так в дальнейшем, или он угрюмо отсидит полчаса в углу и утвердится в мысли, что дальше нужно стать еще более вредным и упрямым?

Ведь цель наказаний в правильном воспитании – не просто «выдрессировать» ребенка не делать конкретные действия из-за страха быть наказанным еще раз, а показать ему, что его отрицательные поступки влекут взаимосвязанные, негативные для самого ребенка последствия!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так

Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят

Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Кризисы

Какими бы хорошими ни были папа с мамой, бывают такие периоды, когда у детей наступают возрастные кризисы. Как правило, их четыре:

  • кризис одного года;
  • кризис третьего года жизни;
  • кризис семилетнего возраста;
  • подростковый период.

Эти цифры усредненные, каждый ребенок переживает свои изменения индивидуально.

В такие периоды нужно быть наиболее чуткими, понимать, что дети никогда не делают ничего «назло», как многие считают.

Если ребенок плохо поступает, то это потому, что он не нашел другого способа донести какую-то информацию до своих родителей, которые, в свою очередь, должны не ругать или кричать, а найти подход и спокойно выяснить причину беспокойства.

Еще больше ответов на вопрос о том, как воспитывать детей без криков и наказания, можете узнать от эксперта по семейным отношениям, посмотрев следующее видео:

Составы преступлений, описанных во Главе 20 УК РФ и их специфические разновидности:

  • 150 статья УК РФ, а именно ее 3 часть. Определяет насилие, которое было применено к несовершеннолетнему лицу, с целью его привлечения к совершению иного преступления. Заключение под стражу до 7 лет и наказание условное до 2 лет;
  • 151 статья УК РФ, а именно ее 3 часть. Определяет насилие, которое было применено к несовершеннолетнему ребенку, с целью привлечения его к побуждениям антиобщественного характера (распитие спиртного, употребление наркотических препаратов и иных веществ, относящихся к одурманивающим). Срок наказания до 6 лет заключения под стражу или же до 2 лет условно;
  • 156 статья УК РФ. Определяет обращение жестокого характера с несовершеннолетним ребенком со стороны лица, на котором лежат обязанности по его воспитанию и уходу (опекун, родитель учитель).

Все рассмотренные выше составы преступных действий, относятся к категории « чистых», а говоря проще, они включают в себя одно обстоятельство, относящиеся к главному — избиение лица, не достигшего совершеннолетнего возраста. Но стоит отметить, что если понятие « избиение» — это лишь метод, к которому прибегает преступник для совершения тех или иных противозаконных действия, то квалификации такого преступления могут совсем другими. К примеру, если на ребенка напали и избили, то это также можно рассматривать как насилие, но, тем не менее, суд будет его определять по статье 162 УК РФ – разбой. Что касается преступлений полового характера, то это и вовсе отдельная тема. Наказание за подобные действия весьма жестоки.

Что происходит, если мы начинаем кричать — эмоции и чувства ребенка

Постоянные крики на чадо грозят серьезными последствиями. Вот только некоторые из них.

Крик вызывает страх. Исследования показали, что частые крики в семье у детей могут вызывать депрессию, головные боли, тревожность, которые затем он возьмет с собой во взрослую жизнь.
Крик подрывает доверие. Американская академия педиатрии говорит нам о том, что крик убивает в малыше самооценку и чувство защищенности.
Крик растет. Сперва ребенок будет реагировать на крик боязнью, а затем постепенно к нему привыкнет. И тогда родителю придется кричать чаще и громче, чтобы чадо его услышало. Отмечено, что в семьях, в которых практикуется воспитание криком, поведение детей ухудшается с каждым годом.
Крик – преграда слов

Дети больше обращают внимание не на то, что говорит взрослый, а на то, как он это говорит. Поэтому его внимание сконцентрируется на тоне, а не на смысле слов.
Крик войдет в привычку

Дети копируют модель поведения своих родителей. Ученые из Университета Брауна пришли к неутешительным выводам: к 9 годам у ребенка формируется большинство привычек, которые он перенесет во взрослую жизнь.

Психолог И. Силенок:

Во все времена и в любом возрасте ребенка нужно поддерживать. Он должен знать, чувствовать, что его любят, уважают, ему доверяют, его не разлюбят за ошибку. Об этом нужно говорить. Дело в том, что дети всю информацию воспринимают буквально. Когда мы их хвалим, значит, любим, если ругаем, они уверены, что не нужны родителям.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

Несколько секретов для родителей

Ребенок с самого рождения копирует маму и папу буквально во всем. Сначала это элементарные навыки и речь, затем это отношение к людям, формирование ценностей. И только личным положительным примером вы с самого детства медленно и верно приучите его к нужным поведенческим особенностям.

Чтобы этого добиться необходимо:

Установить лидерство. Это можно сделать только своим непоколебимым авторитетом, который уже с пеленок формируется в его сознании. Он должен четко видеть роль мамы и папы в семье, и свою по отношению к ним; Но авторитет формируется не тем, что вы громко кричите и ругаетесь, пугаете ребенка, а тем, что вы с детства помогаете ему избежать неприятностей и спокойным, уверенным голосом объясняете, что может навредить, а что нет. Все – и тон, и высота, и мимика лица отображают не злость и раздражение, а уверенность и силу

Обратите внимание, ведь именно слегка повышенный голос и строгий вид действуют на малыша; Придумать правильную систему поощрения. Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему

Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают

Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему. Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают.

В этом видео педагог Олег Торсунов расскажет о секретах воспитания успешного ребенка:

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.

Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого.

Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так.Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление.Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Мнение доктора Добсона

Джеймс Добсон является известным американским детским психологом, который считает, что родители могут и должны наказывать своих детей.

Но при этом, им стоит придерживаться основных принципов.

  1. Изначально взрослым стоит объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.
    Лишь зная правила, малыш сможет их соблюдать. А когда даже у самих родителей в голове они не сформулированы, то как можно требовать того же от ребенка.
  2. Когда ребенок ведет себя недостойно, провоцируя, то взрослым стоит проявлять решительность.
    Нередко мамы с папами не желают вступать в конфликт. К сожалению, детьми подобная тактика воспринимается как слабость взрослых.
  3. Создавая правила, думайте об их выполнении.
    Например, детям под силу собрать собственные игрушки и за беспорядок родители могут ругать своих чад. Однако починить сломанную вещь малыш уже не сможет.
  4. Строгость родителей должна основываться на любви.
    Ни в коем случае не позволительно наказывать своего малыша находясь в агрессивном и озлобленном состоянии. Ребенок получит никому ненужную порцию злобы и ярости. Прежде всего успокойтесь и лишь руководствуясь принципами правильного воспитания, выберите меру дисциплинарного взыскания для своего чада.
  5. За наказанием всегда следует утешением.
    Обязательно стоит успокоить плачущего ребенка и объяснить, за что он был наказан.

Как воспитать успешного ребенка?

Успешной личностью не рождаются, а становятся. В процессе становления такой личности важную роль играет деятельность родителей

Они должны помочь ребенку освоить какие-то умения, вселить в него понимание важности института семьи в жизни и наличия хороших друзей рядом

Мы поделимся с вами советами, как воспитать успешного ребенка:

  1. Начните заниматься с малышом как можно раньше. Сейчас очень популярны школы раннего развития, где проводятся занятия с детками с самого рождения. Конечно, не обязательно прямо с 1 месяца жизни пытаться научить ребенка считать, читать. Это лучше всего начинать делать, когда крохе исполнится 2,5 – 3 года.
  2. Не допускайте того, чтобы ребенку было скучно. Все занятия, которые вы с ним проводите, должны быть представлены для него в игровой форме, потому что именно игра для малыша – лучшая форма познания.

Если у вашего малыша не получается что-то, вы не должны игнорировать его эмоции. Обязательно в спокойной интонации, без гонора пообщайтесь с малышом, объясните, что без ошибок ничего не получается достичь. Не говорите своему ребенку постоянно, что он маленький – это главное правило, как воспитать характер ребенка

Чтобы он вырос самостоятельным и ответственным, ведите себя с ним, как со взрослым, чтобы он понимал, что его мнение важно, что его «я» в семье уважают. Иначе он вырастет послушным наемным рабочим, но никогда не захочет занимать руководящую должность

Обязательно занимайтесь сложными дисциплинами со своим ребенком вместе

Если вы учите математику, учите с ним какие-то правила, ребенку важно чувствовать, что вы ему хотите искренне помочь. Старайтесь меньше запрещать ребенку делать то, что он хочет

Если ему интересен пульт от телевизора, дайте его ему. Пусть он понажимает на кнопки, разберется, что это за предмет. Вы помогите ему разобраться, как работает пульт и для чего он предназначен. Уделяйте больше внимания развитию воображения ребенка. Именно воображение помогает детям во взрослой жизни справляться с возникающими трудностями самостоятельно. Для этого обязательно развивайте малыша творчески – пусть он рисует, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах. Учите ребенка, что нужно осознанно подходить к своим желаниям и мечтам. Они не должны быть фантастическими. Это поможет ребенку с детства усвоить, что мечты могут сбываться, если идти к ним, задавшись целью. Не давайте в руки своему малышу электронные гаджеты слишком часто. Пусть они воспринимают эти вещи, как игрушки, а не способы познания мира. Внушите ребенку, что лучше всего помогает разобраться во многих науках – книга. Читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное. Развивайте у ребенка ораторское мастерство. Он должен с детства научиться внятно и четко формулировать свои мысли и желания. Обращайтесь к своему малышу по имени. Не стоит злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами. Когда малыш вырастет, пойдет в школу, к нему там будут обращаться исключительно по имени, которое малыш должен любить, уважать и слышать его, чтобы выполнять то, что от него требуют педагоги.

Сделайте в комнате ребенка «Стену достижений». Вешайте туда все его грамоты, похвальные листы, нарисованные им рисунки и многое другое. Когда ребенок будет на них смотреть, он начнет стремиться сделать что-то еще, чтобы пополнить свою копилку достижений. Не навязывайте своему ребенку друзей. Они могут вам не нравиться, но малыш должен сам разобраться, общаться с такими детьми, которые гуляют с ним во дворе, или нет. Если вы привьете ему правильные ценности, то, благодаря им, он быстро поймет, кто может быть ему другом, а кто нет. Разрешайте своему крохе устраивать дома посиделки с друзьями

Вы так разберетесь, как он умеет адаптироваться в обществе, как его воспринимают другие детки

Выбирая для ребенка учебное заведение, обратите внимание на уровень развития детей, которые в нем обучаются. Если вы не хотите, чтобы малыш вообще попадал под дурное влияние детей из неблагополучных семей в возрасте, когда у него формируется психика, то не отдавайте его в обычную школу или детский сад

Выберите то заведение, где малыш сможет чувствовать себя комфортно и будет иметь возможность всесторонне развиваться

Если ваш малыш родился с особенностями, не зацикливайте внимание ребенка на этом. Он должен понимать, что его особенность не должна мешать ему полноценно жить

Нельзя, чтобы вокруг этой особенности вращался весь мир. Научиться выживать в обществе, имея какой-то изъян, это сложно, но не проблема, если правильно себя подавать.

Учтите, что все вышеупомянутые правила можно применять не ко всем детям подряд. Если вы воспитываете 2 детей, то к каждому из них нужно будет подбирать свой подход, учитывая его тип темперамента и нервной системы.

Наказание наказанию рознь

В воспитании нельзя совсем обойтись без наказаний, но они должны быть оговорены с ребенком, чтобы он четко понимал, что за плохие поступки придется отвечать.

Договоритесь, за что и какие будут наказания. Не сделал домашнее задание, получил двойку – три дня не включаешь компьютер, пошел после школы играть с ребятами в футбол, но не предупредил, что задержится – два дня не выходит к друзьям гулять и т.д.

Не делать амнистию, как бы он ни просил, иначе подобное будет повторяться регулярно.

А самое главное в воспитании детей – это любить их. Наказывайте в меру, сердитесь, обижайтесь, но не переставайте любить. Маленькому человеку нужно знать, что какой бы поступок он не совершил, родители всегда его простят. Для них он останется самым любимым существом на земле.

Ошибки родителей

Ошибки родителей в воспитании детей:

  1. Злоупотребление запретами. Когда все нельзя, создаются предпосылки для формирования абсолютно апатичного ребенка или бунтаря.
  2. Стремление самоутверждаться за счет ребенка. Увы, в таком случае родители редко интересуются темой правильного воспитания детей, поскольку взрослые считают свое поведение правильным и их устраивает возможность подавлять и командовать младшими в семье.
  3. Привычка повышать голос в общении с детьми. Через короткий промежуток времени они начнут абстрагироваться от происходящего всякий раз, когда ощутят повышение децибел в вашем голосе , докричаться вообще не сумеете ни по какому поводу.

Нежелание вникать в проблемы детей и ставить себя на их место, чтобы адекватно воспринять размер проблемы, беспокоящей ребенка. Например, малыш опасается спать в темной комнате из-за опасения, что &laquo,живущий под кроватью монстр выберется и атакует&raquo,. Игнорируя проявления страха чада, родители оставляют сына наедине с проблемой, демонстрируют свою отстраненность от него и подталкивают к формированию ощущения у малыша ненужности.

Гиперпротекция в воспитании ребенка. Помощь в быту, самообслуживании и остальных сферах должна оказываться в случае, если ребенок не в состоянии выполнить объем работы самостоятельно.

Лучше показывать, как делать правильно, выполнять начальный этап работы, но не проводить весь процесс до конца самостоятельно, лишая маленького человека возможности получить навык.

Да, какое-то время результат будет кривоват, но со временем ситуация выровняется.

Отсутствие согласованности в действиях, советах, рекомендациях. Когда в семье между родителями и прочими старшими родственниками ситуация, напоминающая сюжет басни Крылова по лебедя, щуку и рака, то у ребенка нет возможности выбрать определенную стратегию поведения и от этого он сильно нервничает, испытывает проблемы с концентрацией, учится манипулированию людьми.

Что такое наказание и как оно работает?

Для начала стоит понять, что такое наказание и что оно в себе несет. В первую очередь, наказание — это искусственное формирование вокруг ребенка менее благоприятной среды, чем его обычная среда, с целью получения от него какого-либо результата.

С другой стороны, наказание может применяться после совершения ребенком какой-либо шалости, для того чтобы привить ему чувство ответственности за свои поступки.

Этот метод воспитания общепринят, популярен, универсален и прост. Родителю или учителю не нужно тратить время на поиск каких-либо иных более тонких способов стимулирования ребенка, а значит не нужно понимать его индивидуальность, его личность.

Метод воспитания наказанием превалирует среди воспитателей большинства детских садиков, в реалиях которых избежать наказания не представляется возможным. Тем не менее, существуют определенные границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector