«мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе

Содержание:

Обязательные правила для родителей

Позвольте ребенку высказывать собственное мнение. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.

Нельзя сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он – особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.

Чем больше вы будете отдавать сыну или дочери любви, тем легче им будет справляться с любыми жизненными трудностями. Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!

Давайте детям больше поручений и обязательно хвалите, если они их выполнили

Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях – дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей

Например, его начали травить в школе одноклассники. Родители безоговорочно должны встать на сторону своего сына/дочери, выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.

Нельзя говорить в третьем лице о малыше, если он присутствует рядом. Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.

Проговаривайте с маленьким человеком, какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.

Если сын/дочь не хочет надевать одежду, которую вы ему приготовили, не настаивайте. Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.

Поддерживайте ребенка во всем, а особенно в моменты неудач и разочарования. Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.

Критикуют не саму личность маленького человека, а его поступки. Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.

Ставьте перед сыном/дочерью только выполнимые задачи. Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.

Как повысить самооценку ребенку: другие способы

Каждый малыш индивидуален. У некоторых детей чувство собственного достоинства может быть слабее развито, чем у других. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если у ребенка она низкая, ее можно повысить.

Вот что могут сделать родители, чтобы дети чувствовали себя хорошо:

Как повысить самооценку ребенку в 9 лет? Очень просто. Помогите своему ему научиться решать проблемы самостоятельно. В каждом возрасте есть новые занятия для детей, которым они могут учиться. Даже во время детства умение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство гордости за самого себя и восторга. По мере того как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, — это возможность для роста самооценки.
При обучении детей, сначала покажите и помогите им, как все делать правильно. Тогда пусть они делают, что могут, даже если они будут делать ошибки. Убедитесь, что у вашего ребенка есть возможность учиться, применять свои навыки и гордиться собой. Не делайте новые вызовы слишком легкими или слишком сложными.
Будьте хорошим примером для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным задачам (например, сгребание листьев, готовка еды, мытье посуды или машины), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится делать домашнее задание, убирать игрушки или заправлять кровать.
Моделирование правильного отношения тоже имеет значение. Когда вы делаете задания веселым (или, по крайней мере, задаете его без ворчания или жалоб), вы учите своего ребенка легко справляться с задачами. Когда вы избегаете суеты по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы также учите своего ребенка этому.
Запрет жесткой критики. Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко превращаются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке. Поправляйте и направляйте своих детей более тактично, деликатно и терпеливо. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они делали в следующий раз. Когда нужно, покажите им как.
Сосредоточьтесь на сильных сторонах детей

Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает хорошо и что ему нравится. Убедитесь, что у вашего ребенка есть шансы развить эти сильные стороны

Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабостях, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо. Это также хороший способ повысить ребенку самооценку.

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Экономическое воспитание детей

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты

Чрезмерное восхваление детей приносит больше вреда, чем пользы

Тейлор говорит, что чувство собственного достоинства происходит от чувства любви и безопасности, а также от развития ответственности, и хотя родители часто осыпают своих детей первыми двумя ингредиентами, ответственность — умение справляться с делами — требует времени и усилий.

На самом деле, преувеличивая заслуги детей, мы приносим больше вреда, чем пользы. Мы понижаем планку для них. Если вы продолжаете говорить своему ребенку, что он уже делает фантастическую работу, вы при этом создаете посыл, что ей больше не нужно заставлять себя. Но уверенность приходит от того, что ты делаешь, от попыток, неудач и попыток повторить все снова — то бишь от практики.

Саманта МакЛауд, у которой четверо мальчиков в возрасте от одного до девяти, считает, что постоянные комплименты могут подорвать самооценку. Либо дети начинают думать, что они идеальны, либо они все время стараются быть идеальными — невозможный стандарт. И неточная похвала их смущает. Если ваш сын не умеет писать, не нужно говорить ему, что он пишет потрясающе, ибо так он привыкает не доверять своим собственным инстинктам. Он также усваивает для себя, что похвала — это просто лицемерная ложь.

Говоря своему ребенку, что он лучший, самый умный или самый талантливый, вы создаете для него проблемы в будущем. Вы создаете эгоиста, который думает, что его каракули — это полотна Рафаэля, но рано или поздно он обнаружит, что он не такой уж и гениальный. И это будет самый страшный момент в его жизни.

Как понять, что у ребенка низкая самооценка?

Низкую самооценку у ребенка обычно сопровождает тревожно-неуверенное восприятие самого себя. Многие подростки говорят о том, что они не знают, какие они, не могут описать свои черты характера, назвать своими именами сильные и слабые стороны. Большинство подростков могут вспомнить то, что слышали от взрослых. Например, что они ленивы и безответственны. И вот это знание они присваивают и так отзываются и во внутренних диалогах, и когда им задаешь вопрос. “Почему ты сделал то-то?” — “Потому что я лентяй, тупой и т.п”.

Формально выглядит именно как “низкая самооценка”. Психологи же смотрят на этот вопрос не так просто. Проблема такой оценки себя не в том, что она низка. Ситуация, когда ребенок повторяет за взрослыми, что он лучше всех и добьется всего, чего захочет, — ничем не лучше. Проблема в том, что самооценка неглубокая. Подросток опирается на эмоциональные высказывания взрослых, но не задумывается о том, как все обстоит на самом деле. Какой он?

Последствия, как ни назови проблему, осложняют жизнь подростку. Такие люди ждут, что у них ничего не получится. Они часто испытывают грусть, подавленность, тревогу, вину, стыд, внутренний ступор или гнев. Они не могут постоять за себя и отстаивать свое мнение, им сложно бороться с трудностями и пользоваться возможностями, или же они наоборот чрезмерно агрессивны в отношениях с другими.

Такие дети могут как не проявлять активность в учебе совсем или, наоборот, заставляют себя себя учиться еще больше только потому, что считают, что им нужно как-то компенсировать или скрыть свои недостатки. при этом они на самом деле не стремятся узнавать новое. Они получают знания формально и не умеют ими пользоваться. В личных отношениях такие люди могут быть излишне чувствительны к критике, любой оценке, при этом могут либо стараться угодить, либо проявлять обидчивость.

Мы будем говорить об этом комплексе не как о “самооценке”, а как о наличии устойчивой опоры на себя, о понимании себя, своего потенциала, зон развития и роста; о навыке сравнивать себя с собой вчерашним в доброжелательном ключе; об адаптации в обществе — достаточном понимании себя и других, чтобы устанавливать отношения и связи. Тогда становится понятно, как действовать, когда вслух ребенок говорит, что не может, не умеет, не справляется.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию

Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах

Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится

Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Как повысить самооценку ребенку: советы психолога

При наличии проблем нужна немедленная помощь. В первую очередь от родителей. Существует несколько ответов на вопрос, как поднять самооценку подростку или дошкольнику.

Безусловное принятие

Ребёнок должен понимать и чувствовать то, что его любят таким – даже неуверенным в своих силах, чрезмерно чувствительным, боящимся начать какое-либо дело. Если родитель открыто проявляет свою любовь, то подростку будет проще переживать неудачи, справляться с тревожностью, разочарованием.

Развитие сильных стороны

Принятие недостатков вовсе не означает того, что не нужна дальнейшая работа с ребёнком по повышению его самооценки. Специалисты советуют развивать сильные стороны личности и реализовывать заложенный природой потенциал. К примеру, ребёнок может интересоваться плаванием, написанием статей, музыкой.

Конечно, занятие любым видом деятельности не означает, что у подростка или дошкольника автоматически повысится самооценка

Тут важно не то, насколько выдающимися будут успехи, а то, что успехи вообще будут. Проще говоря, ребёнка нужно поместить в ситуацию постоянной успешности, когда он осознает свои возможности и силы.

Частая похвала

Неуверенного в себе ребёнка нужно хвалить не просто за успех, а даже за любое усилие на пути к успеху. В этом случае формируется положительный образ самого себя. К тому же похвала мотивирует детей на поступки и свершения. Следовательно, повышается вероятность того, что подросток в дальнейшем будет ориентироваться в своей деятельности не на избегание неудач, а на достижение цели.

Не бойтесь, что вы перехвалите ребёнка. Дети с очень низкой самооценкой часто стесняются добрых слов в свой адрес, начинают выискивать второе дно, ожидая подвоха даже со стороны близких людей. Избавиться от подобной черты личности поможет именно постоянная похвала. Критика возможна, но в мягкой форме и без негатива.

Когда у ребёнка сформируется положительный образ самого себя, можно переходить к похвале за конкретные достижения. Одновременно с этим не нужно хвалить из жалости, дети очень тонко чувствуют родительскую неискренность. Уверена, каждого малыша и подростка есть реальные достоинства.

Нет наказаниям

Как повысить самооценку подростку, которого постоянно наказывают? Правильный ответ – никак. Специалисты уверены в том, что похвала полезна, а частые наказания – вредны. Объяснение этому феномену простое: негативные эмоции человек переживает гораздо острее, чем положительные. А у чувствительных детей острота переживаний увеличивается в разы. Поэтому лучше обойтись без строгих выговоров, а наказания заменить другими мерами дисциплинарного воздействия.

Самостоятельность

Не стоит чрезмерно опекать неуверенного ребёнка. Пусть у него будет возможность своими силами справляться с поручениями, задачами, преодолевать трудности, решать проблемы. На практике это означает следующее: не нужно бросаться на помощь по первому крику. Пусть дошкольник или подросток пробует, пытается, а вы поддерживайте его, отмечайте малейшие успехи, хвалите за старания.

Социализация

Ребёнку нужно больше общаться с ровесниками, чтобы успешнее социализироваться. Конечно, это не означает, что следует «насильно» знакомить его с детьми соседей, приятелями по песочнице и т.д. Просто необходимо чаще «выходить в люди», интересоваться тем, с кем дружит подросток. Пусть у неуверенного в себе подростка будет мало друзей, зато это те люди, с кем ему комфортно в психологическом плане.

Проверка собственных ожиданий

Если ничего не помогает или вы не знаете, с чего начать, проанализируйте собственные ожидания от ребёнка. Возможно, он учится в классе с углублённым изучением предметов, которые он не любит или не понимает? Может, подросток одновременно занимается сразу в нескольких кружках и секциях? И низкая самооценка в данном случае обусловлена тем, что родительские ожидания не соответствуют его возможностям. Нужно снизить планку требований и принять ребёнка таким, какой он есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector