Как помочь ребенку выбрать профессию (и не сломать ему жизнь). разбираем проблему по косточкам

В чем корень проблемы?

Потребности современного рынка труда меняются очень быстро. 20 лет назад почетной и востребованной считалась профессия юриста и экономиста. Спустя десятилетие возникла нужда в менеджерах. Сейчас предприятия испытывают недостаток в разработчиках и программистах.

Затрудняет выбор специальности давление со стороны окружающих людей. Особенно тяжело подросткам, имеющим авторитарных родителей. По данным службы государственной статистики, по специальности работает только 60% из получивших диплом выпускников. Чаще всего так сказывается результат давления родителей, самостоятельно определивших, куда поступать ребенку, не учитывая его мнение.

Какие профессии будут востребованы через 10 лет? Интересно? Смотрите следующее видео:

На основании чего подростки выбирают профессию самостоятельно?

На выбор профессии влияют:

  • Родители, особенно если есть трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения, о которой за предыдущие годы он наслышан и имеет наибольшее представление. Желание пойти своим путем в таких семьях обычно встречается «в штыки».
  • Советы друзей — пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой — всегда актуально.
  • Так называемые «модные» профессии, к реализации которых порой недостаточно средств, нет необходимых качеств, знаний, чем придется заниматься, но «очень хочется».
  • Оценки в школе по определенным предметам часто влияют на выбор будущей работы.

Отношение к труду закладывается в каждой семье с самого раннего возраста

Имея ребенка, следует предусматривать, что выбор жизненной позиции часто зависит от неосторожно сказанных слов, типа «работа не волк…»

Почему о карьере думают с пелёнок

В современном мире трудно успешно трудоустроиться, поэтому неудивительно, что родители, рано начинают задумываться о карьере своих детей. Некоторые из них постоянно находятся в поисках, чтобы вовремя распознать и продвинуть таланты своих подающих надежды потомков.

Эти родители рискуют забыть о самом главном в жизни с детьми: непредсказуемости и дальнейшем развитии. Потому что в период полового созревания ребенок хочет испытать себя и свои возможности, не делая конкретный выбор. Следует поощрять многогранный характер растущей личности.

Проявит ли ребенок позже свой талант в музыкальной или технической сфере, в общественной, коммерческой или физической деятельности, поступит ли в университет – решение в любом случае будет найдено. Было бы неправильно пытаться подтолкнуть ребенка в одном направлении в раннем возрасте. Потому что это означает, что он будет лишен возможности попробовать разное и развить свою уникальность.

Какую профориентацию выбрать

Есть тесты. Например, на нашем сайте ПрофГид есть тесты для школьников/подростков/студентов и взрослых.

Но есть и живая профориентация. Она проходит в моем кабинете в центре профориентации «ПрофГид», в Москве. Жаль, конечно, что я не имею возможности дать ребенку поработать на станке прямо при мне или испечь  пирог. Но зато я прошу принести творческие работы. И это тоже классно.

На моей живой профориентации  всё-превсё спрошу — и когда говорить начал ребенок, и как родился, и попрошу нарисовать котенка, и задачку логическую решить, сочинение написать, и проверю знания по школьными предметам, и проверю английский, и расспрошу родителей про домашние обязанности, и многое-многое другое спрошу. За 10 минут определяю — человек инженер или нет. Весь разговор длится часа два. Это вот такая живая профориентация. Никаких чудес. Только работа.

Кем хотят быть дети, когда вырастут

В 2021 году благотворительный фонд Education and Employers вместе с отделом Организации экономического сотрудничества и развития провели исследование под название Drawing the Future. Ученикам начальной школы предложили выбрать любимый урок, нарисовать работу мечты и рассказать, почему они выбрали именно ее.

В опросе принимали 20 000 детей в возрасте от 7 до 11 лет со всего мира, из России было 75 участников. Ответы детей помогли понять, какие тренды, внешние и внутренние факторы влияют на выбор профессии.

Исследователи опросили детей, откуда те узнали о выбранной профессии ― 54% респондентов лично знали представителя профессии, это были родственники или знакомые, у остальных этот образ формировали ТВ, книги, игры и фильмы.

Так будут ли эти дети прикладывать необходимые усилия для изучения таких сложных предметов, как математика и естественные науки, когда они не видят в них привлекательности и важности с точки зрения будущей профессии?

Влияние родителей на будущее детей

Будет ли будущий абитуриент успешен, сможет ли он найти работу своей мечты – во многом это зависит от родителей и от их подхода к воспитанию. Если взрослые с ранних лет развивали школьника и старались расширять его кругозор, приобщать к различным хобби, то это отразится на его успехах. Если школьник развивался гармонично и в разных направлениях, то к старшим классам у него уже будет сформировано представление о том, чем он хочет заниматься.

Близкие могут быть не согласны с тем, что выберет для себя подросток, но поддержать его необходимо. Именно сам выпускник принимает решение о том, кем он станет в будущем. Родителям же остается помочь ему в достижении желаемого, и поддержка, которую может оказать только семья, станет основой для его профессионального роста и развития. 

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять

Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».

Ошибки при выборе профессии

Поиск подходящей специальности – ответственное решение, которое окажет огромное влияние на будущее ребенка. Поэтому, чтобы не допустить ошибок при выборе профессии, нужно учесть:

специфику работы. Иногда ребята хотят стать врачами, учителями, юристами или любыми другими специалистами только потому, что у них сформировано определенное мнение об этой сфере деятельности. Однако, далеко не всегда сложившееся впечатление имеет что-то общее с реальностью

Поэтому родителям важно рассказать о реалиях той или иной работы, чтобы подросток понимал, чем ему предстоит заниматься.
знания по профильным предметам. Даже отличникам одни школьные предметы даются легче, чем другие, не говоря уже об учащихся со средней или низкой успеваемостью

Необходимо учитывать знания учащегося по профильным дисциплинам, ведь ему предстоит сдавать по ним экзамены. Важно объяснить школьнику, что у него не получится стать врачом, если он не понимает биологию и химию, или переводчиком, если иностранные языки ему не даются.
желания и стремления самого подростка. Даже самая перспективная и высокооплачиваемая работа может разочаровать, если она не вызывает у человека энтузиазма. Поэтому учитывать мнение будущего выпускника необходимо, ведь только так он сможет выбрать ту сферу, которая придется ему по душе. Взрослые могут направлять старшеклассника, но давить и принимать решения за него не стоит. 

Как подростку самостоятельно выбрать профессию?

Рассмотрим то, на что нужно ориентироваться, выбирая специальность:

Дорогие выпускники, определите, хотите ли вы работать с людьми в офисе или на природе. Сидеть в коллективе, выполняя задания для начальника, или творить дома, в тишине. Здесь поможет тест на тип личности.
Учитывайте то, к чему лежит душа

Это важно: нельзя заниматься нелюбимым делом.
Выбирайте специальность так, чтобы было комфортно учиться и работать. У вас должны проявляться способности к профильным предметам.
Узнайте, сколько зарабатывают люди той профессии, что вы выбрали, сколько часов в неделю они работают

Это важно.

И еще один совет: поговорите с родителями и учителями. Спросите, кем они видят вас в будущем. Чем больше мнений, тем лучше. Сократить список всегда успеете.

Зачем нужна профориентация детей?

Взгляды на профориентацию детей и то, как такой подход к поиску специальности может повлиять на будущее ребенка, разнятся. Кто-то считает, что формализованный подход необходим в высококонкурентной среде, а кто-то, наоборот, считает это лишним давлением на молодого человека, который должен сам определить свои предпочтения и решать свою судьбу. С точки зрения психологии профориентация — это набор техник, которые помогают выяснить о ребенке, экстраверт он или интроверт, какой у него темперамент, характер, каковы его особенности и наклонности. В результате можно предположить, например, подойдет ли ребенку сфера человек-человек или же он будет продуктивнее в работе с анализом данных, техникой, или его конек — творческие задачи. Имеет смысл это выяснить. Мир вокруг меняется быстро, профессии исчезают и появляются, но многие вещи, заложенные в человека с рождения, остаются неизменными в любом возрасте. В то же время такая профориентация ни к чему не обязывает ни родителей, ни школьника. Она лишь помогает очертить тот круг профессий или специальностей, в сторону которых имеет смысл смотреть. Грамотный специалист по профориентации не будет настаивать на одной специальности, а определит набор, блок профессий, на которых можно сфокусироваться. Процесс профессиональной ориентации поможет понять, что человеку во взрослом возрасте будет больше подходить по складу характера, что не будет вызывать у него дополнительных сложностей или напряжения.

Современные подходы к выявлению интересов ребенка и их недостатки

Исследование РАНХиГС показало, что 42% родителей отдают детей в различные кружки. Фактически это первое, с чего начинают мамы и папы, пытаясь определить, что понравится ребенку. Самым большим спросом пользуются спортивные секции, следует из данных «Юла» и Research.Mail.ru. Когда ребенок ходит на занятия в нескольких кружках сразу, с одной стороны, получает разностороннее развитие. В будущем это ему так или иначе поможет: условная гимнастика в детстве подарит осанку, рисование — чувство цвета, шахматы разовьют логику. Жизненный опыт у детей, занимавшихся в разных секциях, богаче, утверждают эксперты ВШЭ. Но несколько кружков — это еще и перегруженность, невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, углубиться, поэтому здесь нужно уже после первого года решать, от чего отказаться, а что развивать активнее.

Другой подход — наблюдение за интересами ребенка. Например, родители видят, что ребенок при звуках любой музыки начинает танцевать или подпевать, и записывают его в музыкальную школу или на танцы. С одной стороны, такой анализ создает связь родителей с ребенком, помогает лучше его понять. С другой, если мама с папой решили, что пение — это то самое и пытаются развивать только это направление, опять встают вопрос перегруженности детской психики и проблема сужения общего кругозора: кроме музыкальной школы ребенок ничего не видит. Повезло, если угадали, и он действительно станет хорошим артистом, но возможно, после школы он резко захочет уйти в ветеринарию, а нужных навыков в детстве и подростковом периоде не получено, и биология была еле сдана на «удовлетворительно».

Чему учить ребенка, чтобы помочь освоить ему профессию будущего

В школах популярно использование тестов на профориентацию: ребенок решает набор заданий, а результаты анализирует машина, которая по итогу выдает заключение: например, высока склонность к искусству и естественным наукам, плохие навыки в математике, логике. Плюс тестов — возможность получить рекомендации сразу по нескольким направлениям, где ребенку стоит развиваться, и сделать выбор. Но такие результаты не отличаются абсолютной точностью и сильно зависят от изменчивости детской психики. Сегодня у ребенка настроение выбрать одни ответы, завтра — другие, и результаты будут соответственно меняться. Еще существуют тесты, которые определяют талант через нейрометрию (оценку активности мозга по микроимпульсам) — такие есть например, у «Вербатории». Но некоторые ученые оспаривают эффективность методики (в частности, об этом рассуждает в статье научная сотрудница РАНХиГС Галина Резапкина). Кроме того, импульсы мозга меняются под воздействием различных факторов (от стресса до патологий), и в таком случае есть риск регулярно получать разные «заключения» о таланте.

В чем трудность?

Прежде чем размышлять о том, как выбрать будущую профессию подростку, нужно понимать основные причины того, почему так сложно сделать выбор современным детям.

На самом деле для многих этот вопрос, как стихийное бедствие. Вроде совсем недавно говорили о том, «кем я стану, когда вырасту», а уже нужно делать соответствующий выбор. Вспомните себя в 15-16 лет: многие продолжали себя считать детьми, хотя и пытались выглядеть и вести себя как взрослые. Делать выбор, от которого якобы зависит все ваше будущее, — ноша непростая.

Если кто-то уже для себя определил свое будущее, по нему сразу это видно. Такие дети уверенные в себе, ведь они точно знают, что будут в будущем лечить людей, учить детей или строить дома

Им проще определиться с тем, какие предметы сдавать на экзаменах, на что стоит обратить внимание и т.д

Но такая ситуация встречается сейчас все реже. Многие родители не понимают, как помочь выбрать профессию подростку, и вот почему.

Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!

Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход

Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления…

Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут.

Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая

Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать

Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:

  • Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
  • Пройти профориентационные беседы с психологами.
  • Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться ведь это тоже может быть мотиватором.
  • Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.

Как найти подход к подростку

Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).

Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы&hellip, А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала мама лучше знает и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)&hellip, но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.

Объясните школьнику, что его выбор не путь в один конец, что факультет еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.

В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет&hellip, Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле

Чем раньше, тем лучше

В наших школах нет обязательного предмета «профессиональная ориентация». И подросткам приходится выбирать учебное заведение и профессию, исходя из собственных соображений и убеждений. Иногда они слушают советы родителей, которые получали свое образование примерно 20 лет назад, когда рынок профессий был совсем другим. И, как отмечают сотрудники «ПрофНавигатора», самый распространенный вопрос у родителей и самих ребят: «Куда нам двигаться дальше? Мы не знаем, помогите!» Вот такой тупик на пороге взрослой жизни. А все потому, что о будущей профессии необходимо задумываться как можно раньше.

Фото: eventsinrussia.com

— Согласно общероссийскому национальному проекту ранней профессиональной ориентации, проводить ее надо в каждой школе. И начинать желательно с 9 лет, — отмечает Наталья Илюшкина. — Реально же в большинстве школ пока могут предложить лишь тесты, в лучшем случае — консультацию психолога. И на этом все, так как нагрузка на школьного психолога очень большая, а детей много. К 14 годам подростку нужно определиться с выбором профессии. В 8-м классе, в принципе, уже понятно, надо ли ему идти в 10-й или после 9-го можно получать профессию.

На практике же за помощью родители обращаются, когда ребенок учится в 9-10-м классе, а то и в 11-м. Например, в мае в центр пришел подросток 17 лет на профориентационную игру. Он усиленно готовился к ЕГЭ по информатике. В ходе комплексной профориентации выяснилось, что у него преобладают способности к другому профессиональному направлению. Его ориентировали не на программиста, а на технолога, причем общественного питания. Парень загорелся идеей – стать учиться на технолога, быстро перестроился. Потом он признался, что информатику учил с большим трудом, а вот с химией и биологией проблем никаких не возникло.

К сожалению, культура подхода к получению образования и профессии в нашем обществе совершенно не развита. И часто вопросом профессиональной ориентации родители пренебрегают, поэтому совершают ошибки.

Эти ресурсы тратятся:

  • на репетиторов по ненужным предметам,
  • на безрезультатные кружки и секции,
  • на ненужное и дорогое образование,
  • случайную работу не по специальности,
  • безрезультатные поиски себя и разочарование.

Разобраться, какие профессии востребованы

Выпускник с помощью интернета может без труда узнать о нюансах специальности, о востребованности профессии, заработной плате, возможностях карьерного роста. В этом деле не помогут рейтинги и подборки. Источники, предоставляющие информацию о состоянии рынка труда:

  • справочники, которые ежегодно поступают в продажу;
  • профессиональные журналы;
  • сайты центров занятости;
  • интернет-площадки, которые помогают в поиске работы.

Подобные издания и интернет-ресурсы предоставляют информацию, о существовании которой подросток не имел понятия. Следует рассмотреть вакансии, затем сделать оценку престижности профессии.

С какого возраста подростку стоит задуматься o своей будущей профессии?

Помочь ребёнку выбрать будущую профессию – это задача каждого родителя. У вас больше жизненного опыта, вы больше разбираетесь в различных вещах и людях, вы набили гораздо больше шишек, нежели ваше чадо

Поэтому, когда ваш малыш начнет вступать в подростковый возраст, обратите внимание на то, что ему больше нравится, что у него больше получается. Когда ребёнок маленький, он увлекается всем и сразу, ему все хочется попробовать, он ничего не оставляет без своего внимания

А вот когда он начинает вступать во взрослую жизнь, тогда и начинается разбор увлечений. Например, танцы ему уже не нравятся, он начинает всерьёз интересоваться робототехникой. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать увлечение, которое ему по-настоящему нравится, и поддержать его. Нужно помочь подростку выбрать и определиться с его хобби, которое потом перерастет в профессию.

Как выбрать профессию подростку по душе с помощью теста?

Среди распространенных тестов на профориентацию можно выделить следующие:

  • тест по соционике позволит определить психотип личности и ее склонность к тем или иным наукам;
  • опросник Джона Холланда представляет собой таблицу с профессиями, которые тестируемый также выбирает в соответствии со своим типом личности;
  • дифференциально-диагностический опросник Евгения Климова относит человека в одну из категорий — например, человек-природа или человек-техника;
  • матрица выбора профессии действует по принципу таблицы: тестируемый выбирает наиболее привлекательное для него направление деятельности, а затем находит пересечение.

Существуют и несколько нетрадиционные методы тестирования — это, к примеру, нумерологическая матрица профессий, которая также дает четкое представление о том, что человек хочет и может делать.

Базовая картина: ребенок не определился

Но чаще всего дети не очень-то знают, чего хотят. Им нравится то и это, они готовы следовать за харизматичным педагогом или заниматься новым делом просто за компанию с друзьями. Но «настоящих» интересов у них нет.

Психологи (например, Людмила Петрановская) и карьерные консультанты (например, Алена Владимирская) в один голос говорят: для подростка это — норма. В 17 лет невозможно осознанно выбрать профессию. Можно иметь фантазию о профессии и о себе-профессионале, но эти идеальные образы почти всегда заметно корректируются реальностью.

Поэтому хорошо и нормально, когда к окончанию 9–11 класса ребенок имеет какие-то смутные желания и мечты по поводу будущей профессии, старается определиться с колледжем или ВУЗом и бодро смотрит вперед.

Тревожный знак — если человек в 15–17 лет ничего не хочет — только чтобы от него все отстали. Тогда есть смысл проконсультироваться по поводу скрытой депрессии или нервного истощения. К такому состоянию может привести высокая интеллектуальная и эмоциональная нагрузка, высокие требования и переживания.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector