Функции научной теории

Индукция

От частного переходим к общему. По единичным представителям класса делаем вывод о всех представителях класса.

Эмпирический уровень естествознания

Эмпирический уровень: знания представлены в виде фактов и эмпирических закономерностей.

Задача эмпирического уровня: получать факты и их обобщать, находя эмпирические закономерности.

Эмпирические закономерности — процедура, в результате которой мы наблюдаем закономерности в области фактов. Мы их обобщаем, классифицируем.

Научное знание на эмпирическом уровне (помимо общих методов) получается двумя способами : с помощью наблюдения и эксперимента.

Анализ & абстрагирование

Происходит из др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, растворение».

Мы какое-то явление или событие мысленно раскладываем на составные части. И в рамках этой операции анализа существует такой общий метод, как абстрагирование. Это значит, что мы выделяем какую-то характеристику объекта, существенную для нашего познания.

Абстрагирование по Аристотелю

Вспомним, в чём Аристотель и Платон различались в отношении к математике. Платон считал, что математические объекты — действительно существуют, это элементы реальности. Аристотель считал, что математические объекты — это абстракции.

По Аристотелю, при абстрагировании мы выделяем какую-либо конкретную характеристику объекта, и рассматриваем объект только с точки зрения этой характеристики. Мы мысленно отделяем эту характеристику от реального объекта.

Так, рассматривая медный шар, нас может не интересовать материал, из которого сделан шар. Нам может быть важна лишь его геометрическая форма

Для цели исследования мы изучаем свойства геометрического шара, не важно из чего сделан этот шар или насколько он тяжёлый

Виды абстракций:

  • Изолирующие: отделяющие какую-то одну характеристику объекта и рассматривающие только её.

  • Обобщающие: служат для удобства обработки информации об объекте.

Пример изолирующей абстракции

Например, понятие цвета. Цвет сам по себе не существует в природе, это лишь характеристика какого-либо объекта. Поэтому когда, например, мы говорим «белизна», мы используем изолирующую абстракцию. Мы мысленно от всех предметов, обладающих характеристикой «белый цвет» отделяем эту характеристику и изолируем её, чтобы иметь возможность использовать её в языке независимо.

Пример обобщающей абстракции

Нововведения в начале 18 столетия в области классической механики. Первоначально движение описывалось с помощью трёхмерной системы координат, то есть XYZ-координат. Соответственно, движение N материальных точек описывалось 3N-координатами.

Затем, для удобства, вместо этого было введено конфигурационное пространство, которое описывало 3N-мерное пространство (а не 3-мерное, как раньше). И, наконец, была введена ещё более высокая степень обобщения: фазовое пространство. Это значительно упростило и ускорило вычисления в области классической механики.

Понятие и основные признаки научной теории

          Понятие «теория»
трактуется достаточно широко, в диапазоне от узкого, обыденного употребления до
предельно широкого, философского обобщения в теории познания

Акцентируя
внимание на отдельных сторонах или аспектах теории, её определения нередко
сводят к следующему:.    1) 
любое научное знание вообще в
сравнении с практикой;

   1) 
любое научное знание вообще в
сравнении с практикой;

   2) 
научные положения, проверенные
практикой (экспериментом) в отличие от догадок и предположений (гипотез);

   3) 
учения, концепции или сравнительно
связные объяснения явлений природы, общества и познания;

   4) 
некоторые области знания и
отдельные науки (научные дисциплины);

   5) 
целостный результат теоретического
познания в отличие от эмпирического исследований;

   6) 
знаковые образования в виде
системы предложений и утверждений, описывающие и объясняющие некоторый объект;

   7) 
система, включающая факты, идеи,
гипотезы, аксиомы, модели, законы к другие формы знания.

Такие
определения теории вполне приемлемы и успешно «работают» в определенных
содержательных контекстах. Однако для анализа данной темы целесообразно
опереться на вариант обшей характеристики теории. Обобщение приведенного выше
эмпирического материала позволяет дать широкое определение теории. Теория–это
комплекс взглядов, идей, представлений, описывающих и объясняющих некоторое
явление.

Далее
можно наметить вариант схемы раскрытия сущности и содержания научной теории.
Вначале выделить специфические характеристики научной теории, ввести
соответствующие ограничения в общее ограничение теории и выяснить сущность
научной теории

Затем, переходя от сущности к существованию, можно уделить
последовательное внимание содержанию и структуре научной теории, её функциям,
топологии и т.д

Для
определения теория в более узком, специально-научном смысле, вводят
ограничения, связанные с существенными признаками научной теории, к которым
относят:

1)  предметность. Все термины понятия, категории и утверждения научной
теории должны относиться к одной объектной или предметной области;

2)  адекватность (полнота). Язык теории, её основные понятия, категории,
принципы, модели и т.д. должны описывать все возможные ситуации в отражаемой объектно-предметной
области;

3)  интерпретируемость. Теория должна раскрыть смысл объекта в двух
аспектах:

a)  эмпирическом–установить
связи между теоретическим языком и набором опытных показателей (например,
сравнить числовые значения теоретических формул и данных эксперимента);

b)  семантическом–установить
отношения содержания понятий теории н признаков реальных объектов;

4)  проверяемость. Следствия теории до­лжны позволять проверить степень
соответствия теории ее реальным объектам;

5)  истинность. Основные утверждения теории достоверно (правильно,
точно, надежно) устанавливаются (в отличие, например, от гипотез, где
достоверность вероятностна);

6)  системность. Научная теория объединяет известные знания об объекте
(предмете) субординационными (между уровнями) и координационными (по одному
уровню) связями в единую систему.

Учитывая
перечисленные признаки, научную теорию можно опре­делить следующим образом. Научная
теория­
–это системная форма организации знания, достоверно и адекватно
описывающего и объя­сняющего свой объект (предмет) средствами данного научного
языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector