Психолог

Альберт Бандура

Альберт Бандура — американский психолог, известен созданием теории социального научения, а также экспериментом «Кукла Бобо».

Родился 4-го декабря 1925 года в маленькой деревушке на севере Канады. После того как окончил среднюю школу, Бандура занимался восстановлением шоссе в штате Аляска. В 1959 году стал выпускником университета Британской колумбии, а в 1952 году стал доктором философии, получив степень в области клинической психологии, и начал вести преподавательскую деятельность в Стэнфордском университете.

«Теория социального научения», написанная Альбертом Бандурой, показывает постоянную взаимосвязь познания, поведения и окружающей среды

В этой теории указывается на важность обучения путем подражания и наблюдений

Эксперимент «Кукла Бобо» был проведен в 1961 году. Группе детей показывали пленку с видеозаписью, на которой женщина била куклу Бобо и агрессивно кричала на нее. Затем детям разрешали играть в комнате, где находилась кукла Бобо. Они начинали бить эту куклу и имитировать движения и слова женщины с видеозаписи. Эксперимент показывал, что дети, не получая никакого подкрепления и стимула, просто повторяли поведение, которое наблюдали на видеозаписи. Это позволило немного отойти от бихевиористских представлений. На основе своих наблюдений и экспериментов Бандура написал книгу «Подростковая агрессия», которая была переведена на русский язык.

Теории Альберта Бандуры внесли большой вклад в становление психологии личности и психотерапии, и его поистине можно назвать величайшим психологом современности.

Эрих Фромм (1900-1980)

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.

Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.

Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.

Поделиться ссылкой

Вдохновляющие фразы

Вдохновляющие цитаты могут предложить свежие идеи и взгляды на проблемы, с которыми каждый из нас сталкивается в тот или иной момент своей жизни.

Если вы ищете фразы, которые могут помочь вам чувствовать себя мотивированными или зарядят вас позитивной энергией, обратите внимание на эту статью.

Вот 6 жизнеутверждающих истин от знаменитых психологов, после которых начинаешь лучше понимать происходящее вокруг:

Маслоу: Необходимо находить новые пути решения проблем…

«Если единственный инструмент, который вы имеете — молоток, то заманчиво рассматривать всё как гвозди.» (Абрахам Маслоу)

Что это значит?

Авраам Маслоу (Abraham Maslow) сказал свою знаменитую фразу, ссылаясь на концепцию, которую часто называют «законом инструмента» или «молотом» Маслоу.

По сути, это означает чрезмерную зависимость от хорошо знакомого или любимого инструмента. Хотя такие инструменты иногда весьма полезны, к сожалению, они также могут привести к решению проблем неконструктивными или даже разрушительными способами.

С психологической точки зрения это может подразумевать постоянное использование одних и тех же механизмов преодоления при решении проблем, а не поиск новых решений.

Вместо того, чтобы стать жертвой этой тенденции, Маслоу предлагает немного расширить свой кругозор, узнать о новых способах мышления и исследовать различные методы общения с другими.

Абрахам Маслоу также известен как создатель так называемой теории иерархии потребностей.

Джеймс: Совершая что-то, что нам кажется сложным, мы формируем свой характер.

«Каждый из нас должен выполнять, по крайней мере, две вещи каждый день, которые он ненавидит». (Уильям Джеймс)

Что это значит?

Уильям Джеймс утверждает, что жизнь не всегда должна идти легким путем. Иногда величайший опыт — это трудности, с которыми нужно научиться справляться. Именно преодолевая эти проблемы, вы многое узнаете о себе, сильных и слабых сторонах своего характера.

Как следует из цитаты Джеймса, иногда просто необходимо делать то, что вам совершенно не хочется.

Для закоренелого интроверта начать разговор с незнакомцем было бы отличным примером сложной задачи, которая может привести к неожиданному повороту событий. Вознаграждение не заставит себя долго ждать.

Если вы чего-то боитесь, идите от обратного: воспользуйтесь советом психолога и философа Уильяма Джеймса. Испытайте себя, чтобы попробовать что-то новое, или решите проблему. Сам процесс не обязательно доставит вам удовольствие, однако, конечный результат может стать поводом гордости за самого себя.

Выполняя что-то, что вам не нравится, вы приобретаете какие-то полезные навыки и бесценные знания.

Вот несколько примеров того, что вы можете попробовать:

-выучить новый иностранный язык;


-попробовать новый вид спорта;


-принять участие в марафоне.

Мелани Кляйн

В категории «Знаменитый детский психолог» ее персона занимает далеко не последнее место. Мелани Кляйн появилась на свет в 1882 году в австрийской столице. Она всегда с ностальгией вспоминала детские годы, которые были наполнены счастьем и радостью. Интерес к науке о душе у Мелани проснулся после того, как она дважды испытала на себе психоанализ.

Впоследствии Кляйн напишет ценные научные монографии, посвященные аспектам детского психоанализа. И несмотря на то, что теория Мелани будет идти вразрез с фрейдовской доктриной детского анализа, она сможет доказать, что простая детская игра может открыть многие тайны психики ребенка.

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии

В. Вундт стал основателем экспериментальной психологии. Психолог разработал методы исследования психики, опираясь на элементарную физиологию. По его мнению, все проявления сознания опираются на полученный ранее опыт, культурные особенности народа и физиологию. Его основной вклад в развитие психологии в том, что он в 1879 году открыл первую лабораторию, занимающуюся экспериментальным исследованием психологии человека. Именно это событие считается основополагающим в отделении психологии от других естественных наук. Это способствовало формированию основных понятий изучения сознания человека. Список его достижений не ограничивается только этим, за свою жизнь он публиковал работы по философии, физиологии, физике и психологии. Это был разносторонне развитый человек, добившийся всемирного признания, в его честь был даже назван астероид.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Psychobabble

Злоупотребление техническими психологическими терминами и злоупотребление ими называется психопсихологическим трепом .

Иногда психологический жаргон используется для оформления рекламных презентаций, программ самопомощи и идей нью-эйдж, чтобы придать этим начинаниям респектабельный научный вид. В других случаях люди используют психологическую терминологию для описания повседневных, нормальных переживаний таким образом, чтобы патологизировать нормальное поведение, например, грусть после потери, предполагая, что неприятные эмоции являются разновидностью психопатологии , такой как большое депрессивное расстройство . Люди могут использовать психологическую болтовню, потому что они считают, что сложные, описательные или особые эзотерические термины более ясно или драматично передают их опыт социальных и личных ситуаций, или потому, что они считают, что это заставляет их казаться более образованными.

Некоторые термины, которые происходят из психологической терминологии и обычно используются неправильно, включают созависимые , дисфункциональные , значимые отношения , нарциссические , антисоциальные и синергетические .

Эрик Берн “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”

Это одна из книг, которую стоит прочитать всем, кто интересуется психологией. Она об отношениях между людьми, о том, что коммуникации редко бывают честными, чаще всего мы играем определенные роли в разных обстоятельствах. И все бы ничего, но, во-первых, мы можем не осознавать свою и чужую игру, а во-вторых, отсутствие прямоты и искренности разрушительно влияет на нашу психику.

Сейчас многие говорят об осознанности, о том, что она наполняет нашу жизнь, избавляет от стресса и хаоса. Это одна из главных тем книг по саморазвитию, так или иначе, они все касаются этого вопроса.

Бестселлер Эрика Берна понятно и доходчиво показывает, как мы действуем на основании программ, заложенных в детстве, как внутренний конфликт влияет на наше поведение и как помочь себе, используя научный метод трансакционного анализа. Читается легко, подходит широкому кругу читателей со специальным образованием и без него.

Э. З. Фромм “Иметь или быть?”

Эта книга написана выдающимся немецким ученым, психологом и психоаналитиком, работавшим с пациентами на протяжении 35 лет. Затем многие годы он посвятил социальной психологии, исследовал проекты, тенденции и особенности общества середины XX века, но идеи его актуальны и сейчас.

Книга “Иметь или быть?” посвящена современному человеку и особенностям восприятия себя через обладание вещами. Мы стремимся к материальным благам, думая, что они принесут счастье, становимся циничными и эгоистичными. Стремление иметь дорогие красивые вещи и невозможность этого заставляют людей чувствовать себя угнетенными и подавленными. Фромм с позиции психоаналитика, а не простого обывателя рассказывает о взглядах философов, социологов и поэтов разных времен на эту проблему, а также приводит свои исследования и выводы.

Если вам близка эта тема, советую почитать книгу, она поможет отделить свой внутренний мир от вещественного, стать немного счастливее, свободнее и спокойнее, взглянуть на себя и общество в целом под другим углом.

Лев Семёнович Выготский

«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.

Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.

В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.

В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах — самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка».

Ирвин Ялом (род. 1931)

Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.

Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти

Альберт Бандура

Американский психолог, который родился 4 декабря 1925 года. Он стал известным благодаря своему эксперименту с Куклой Бобо. Окончив школу, в 1949 году он переезжает в США, где заканчивает институт о психологии. В 1952 году он уже становится доктором наук в области психологии и философии.

В 1977 году он пишет теорию “Теория социального научения”, которая становится его главным трудом

В этой теории он рассказывает и показывает важность обучения путем наблюдений

В 1961 году Бандура делает переворот в психологии. Он проводит эксперимент, где доказывает, что юные персоны повторяют свое поведение за взрослыми. Группе детей включили запись, как женщина избивала куклу Бобо и грозно с ней обращалась. Далее детей заводили в комнату, где была эта кукла Бобо и давали детям с ней играть. Все дети вели себя точно так же как и женщина, выражались так, как женщина делала это в записи.

На основе данного наблюдения он выпускает книгу “Подростковая агрессия”

Альберт Бандура внес большой вклад в психологию.

Эрих Фромм (1900-1980)

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.

Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.

Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.

Поделиться ссылкой

Алоис Альцгеймер

Наверное, термин «болезнь Альцгеймера» у всех на слуху. Имя родившегося в 1864 г. в Германии знаменитого невролога и психиатра увековечено ещё в десятке симптомов и патологий нервной системы. Но это его знаменитость «для широкой публики».

Алоис Альцгеймер всю жизнь занимался исследовательской и научной деятельностью. Многочисленные научные публикации были им объединены в фундаментальный многотомник «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».

Но значительная часть творчества остаётся доступной только уму специалиста в виде публикаций в специализированной литературе.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Т. Зефф “Сверхчувствительные люди”

Если вы все принимаете близко к сердцу, долго переживаете из-за чьих-то слов и действий, не можете уснуть, поругавшись с другом, то вас можно назвать сверхчувствительным человеком. Такие люди ощущают эмоциональный фон в коллективе, тонко чувствуют настроение близкого человека даже на расстоянии по телефону или из 2 строк, написанных в мессенджере.

С одной стороны, такая эмпатия помогает понять окружающих и эффективно взаимодействовать с ними, например, в переговорном процессе или просто в повседневном общении. С другой стороны, сверхчувствительные люди склонны к неврозам, бессоннице, что отражается на здоровье.

Доктор психологии Тед Зефф в своей книге дает множество полезных советов, как снизить эмоциональную нагрузку, убрать часть внешних раздражителей и принять свою чувствительность, перестать бороться с ней.

Иван Петрович Павлов и «русский бихевиоризм»

На рубеже XIX и ХХ веков бихевиоризм (от английского behaviour – поведение) становится главным течением, которому следуют известные психологи сначала в американской, а затем и в мировой психологии.

В советский период отечественной психологической науки бихевиоральное направление рассматривалось в качестве извращенного буржуазного подхода и подвергалось жесткой критике. Тем не менее ряд психологических теорий были близки данному направлению (рефлексология – объективная психология — и др.). Их идеи разрабатывали такие известные психологи России, как В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и И. П. Павлов.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) — русский физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности живых существ. Как и многие известные психологи того времени, придерживался эволюционно-биологического подхода к объяснению физиологических функций в организме как в целостной системе. В качестве основного регулятора деятельности рассматривал нервную систему. Павлов доказал, что главным актом поведения живых существ является условный рефлекс (термин самого Павлова), который реализуется высшими нервными центрами (кора больших полушарий головного мозга и ближайшая подкорковая область).

Философы о жизни

Роджерс: Жизнь –это направление, а не конечный пункт…

«Хорошая жизнь — это процесс, а не фиксированное состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения».

Что это значит?

Вы когда-нибудь были так сосредоточены на достижении цели, что совершенно забыли о самом процессе, о том, чтобы наслаждаться методом к ее достижению?

Цитата Карла Роджерса предполагает, что жить хорошей жизнью — это уже и есть само путешествие.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вещах, которые, по вашему мнению, в конечном итоге приведут к тому, что, как вы считаете, жить «хорошей жизнью» (например, иметь большой дом, дорогую машину и отдыхать на фешенебельных курортах) сфокусируйте свое внимание на тех приятных вещах, которые случаются в вашей жизни ежедневно.

Помните о том, что счастье –в мелочах.

То, чему вы обучаетесь, ваша семья и друзья, с которыми вы делитесь своей жизнью, и то, что приносит вам положительные эмоции, являются величайшими показателями счастливой, полноценной жизни.

Цените это, как наивысшее благо, данное вам свыше.

Жан Пиаже

Родился в Швейцарии 16 сентября 1980 года. Является швейцарский психологом и философом. Ему дали известность работы про психологию детей. В 20 лет он был достоин доктора наук философии в университете Невшателя. С того же времени начал интересоваться психоанализом. Уехав в Париж, он преподавал в школе, где директором был А. Бине — создатель теста на IQ. Жан Пиаже проверял результаты тестов и в один момент заметил интересный факт: многие дети отвечали неправильно на одни и те же вопросы. На основании этого вывода он пишет выпускает работу “Теория стадий способности”

Все свои знания в вопросах теории он вложил в книге “Речь и мышление ребенка”. В этой книге он изучает логику построения отношений. Мировая детская психология мышления существует благодаря Жану Пиаже.

Курт Левин

Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.

Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.

После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.

В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.

На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.

Герман Роршах (1884-1922)

Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».

Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.

Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.

Оксана Сергеева “Язык жестов”

Возможно, вы знаете, что большую часть информации о человеке мы получаем невербально, то есть без слов. Почему одни люди нам нравятся, а другие нет, одни вызывают подозрение, а другие располагают к общению? Потому что мы бессознательно улавливаем определенные сигналы, которые передает внешний вид, выражение лица, движения тела.

Чтобы осознавать эту невербальную часть общения, пригодится знание так называемого языка жестов. В книге Оксана Сергеева приводит 49 простых правил, которые помогут лучше понять другого человека, распознать его чувства, а также осознать причины нашего отношения к окружающим.

Психологи говорят

Эллис: нужно брать на себя ответственность за собственную жизнь…

«Лучшие годы вашей жизни — когда вы осознаете, что ваши проблемы принадлежат вам. Вы не вините в них мать, экологию или президента. Вы понимаете, что только вы сами можете управлять своей Судьбой».

Что это значит?

Цитата от Альберта Эллиса посвящена ответственности за свою жизнь и выбор, который каждый из вас совершает ежедневно.

Конечно же, существуют аспекты вашей жизни, которые находятся вне контроля человека. Хотя вы, возможно, не сможете контролировать все то, что происходит с вами или что вы испытываете в своей жизни, вы можете взять на себя ответственность за то, как вы реагируете на эти события.

В психологии это понятие часто называют наличием внутреннего локуса контроля. По сути, ваш локус контроля относится к тому, видите ли вы события в своей жизни вне вашего контроля или чувствуете ли вы, что ваши действия могут повлиять на вашу судьбу.

Люди, у которых есть внутренний локус контроля, как правило, чувствуют больше ответственности за собственную судьбу, у них развито чувство самоэффективности и, они, как правило, счастливее и здоровее.

Те же, кто обладает внешним локусом контроля, часто ощущают себя беспомощными, слабыми и немотивированными, чтобы вносить изменения в свою жизнь.

Эллис известен своей разработкой рациональной эмоционально-поведенческой терапии (когнитивно-поведенческой терапии), направленной на то, чтобы помочь клиентам изменить иррациональные убеждения.

Карл Роджерс: Сохраняйте чувство оптимизма…

«Когда я смотрю на мир, я пессимистичен, но когда я смотрю на людей, я настроен оптимистично».

Что это значит?

Карл Роджерс говорит, что очень легко начать испытывать пессимизм по поводу состояния окружающего мира.

Мы читаем истории о трагедиях и человеческих страданиях. Ленты социальных сетей то и дело пестрят неприятными новостями, посвященным раздорам, спорам и войнам. Эти истории свидетельствуют о том, что мир стремительно движется вниз. Во всяком случае, так иногда может казаться.

Цитата Роджерса говорит о том, что если сосредотачиваться на таких историях, то мир станет одним большим несчастьем. А вот взгляд на отдельных людей может помочь вам сохранить более оптимистичный и реалистичный настрой на будущее и на окружающую вас действительность.

Если вы начинаете пессимистично относиться к миру, взгляните на людей, окружающих вас, которые могут помочь вам подняться и идти дальше.

Сосредоточьте своё внимание на историях о вдохновляющих людях, которые совершают хорошие и великие дела, тем самым внося неоценимый вклад в развитие общества.

По мнению Роджерса, мир полон добрых и щедрых людей, которые могут внушать огромный оптимизм. Зарядитесь позитивом от таких людей и вдыхайте жизнь полной грудью.

Б.Ф. Скиннер: Обучаться на протяжении всей жизни

«Образование –это то, что остается, когда всё выученное забыто».

Что это значит?

Когда люди думают об образовании, первое, что приходит на ум-это факты, цифры и правила, изученные в школе.

Однако верно и то, что именно знания, принципы и сам процесс исследования лежат в основе знаний, которые действительно важны и имеют значение.

Б. Ф. Скиннер считает, что наши знания выходят далеко за рамки простого изучения учебников. Хотя информация, которую вы изучаете в школе или институте, может не сохраниться в долговременной памяти после сдачи экзамена, навыки критического мышления, приобретенные во время обучения, будут длиться всю вашу дальнейшую жизнь.

Учебный процесс никогда не заканчивается, даже после окончания школьных и университетских дней. Никогда не прекращайте учиться и испытывать себя, исследуйте новую информацию, новые способы ведения дел и вводите в свою жизнь новые пути своего развития.

Клиническая психология


Клинический психолог

Клиническая психология – одна из наиболее развитых и наиболее сложных отраслей психологии. Она направлена на изучение и диагностику личности человека, его внутреннего мира, эмоций и переживаний с точки зрения их взаимосвязи с психическими болезнями или расстройствами.

Клинический психолог – специалист, помогающий своим пациентам избавиться от последствий тяжёлых нервных срывов, травм, обрести внутреннее спокойствие, реабилитироваться психически после определённых травмирующих ситуаций.

Клиническая психология погранична психиатрии, однако сфера её деятельности шире и не направлена на реабилитацию психически нездоровых людей

Большое внимание в данной отрасли психологии отводится бессознательному

Клиническая психология рассматривает поведение человека и его внутренний мир как реакцию на те или иные психологические и физические травмы, комплексы и расстройства.

Клинический психолог чаще всего сталкивается с:

  • Жертвами психологического или физического насилия;
  • Людьми с ограниченными физическими возможностями, испытывающими по поводу своих физических данных глубокие эмоциональные переживания;
  • Пациентами, испытывающими глубокий духовный кризис (например, из-за смерти близкого человека);

Помимо всего вышеперечисленного, клинический психолог может работать с пациентами, не имеющими серьёзных психологических расстройств – супружескими парами, детьми, подростками и пожилыми людьми. В этом случае он помогает адаптироваться пациентам к той или иной жизненной ситуации.

Клиническая психология включает в себя несколько подразделов, каждый из которых тесно связан с другим. При диагностике психологического здоровья пациента учитываются показатели всех отраслей:

  1. Патопсихология – изучает расстройства психики с точки зрения поражения центральной нервной системы;
  2. Нейропсихология – изучает поведение и характер человека с точки зрения работы головного мозга и нервной системы;
  3. Психосоматика – раздел клинической психологии, изучающий поведение и психологическое состояние человека с точки зрения телесных заболеваний;
  4. Психологическая терапия – раздел клинической психологии, направленный на внутреннюю реабилитацию человека, его избавление от травмирующих воспоминаний и методик поведения.

Клиническая психология, при работе с пациентом, использует такие методы, как тестирование, беседа, сбор информации о лечении или заболеваниях, экспериментальные методы, диагностика продуктов творчества пациента. [media= https://www.youtube.com/watch?v=dKumJwXF-Vs ]

Эрнст Генрих Вебер


Родившийся в германии (1795 г.), Эрнст Генрих Вебер не вполне «психиатр». Его главными научными интересами были сравнительная анатомия и микроскопические исследования.

Большинство его научных трудов известны в виде публикаций в специализированных журналах — и они значительно продвинули науку.

Тем не менее, его исследования органов чувств привели к развитию науки «психофизиология». В кабинете каждого невролога найдётся «циркуль Вебера», позволяющий измерять кожную чувствительность.

«Законе Вебера — Фехнера» стал настолько нарицательным, что этот термин зачастую употребляют, даже не зная, что же он означает. А он связывает психические ощущения с фактической силой внешнего воздействия — и это стало основой «практической психофизики».

Адлер Альфред


Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».

Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.

В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.

Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.

Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Карл Юнг – родоначальник аналитической психологии

Современник и ученик Фрейда Карл Юнг как психолог вначале не одобрял часть учений великого психоаналитика. Карл Густав Юнг – родоначальник аналитической психологии. Она базируется на понятии коллективного бессознательного. Он ввел в психологию такие понятия как

  • архетип;
  • коллективное бессознательное;
  • синхроничность;
  • комплексы.

Основная его теория в том, что личность рождается целостной и формирование психики происходит исходя из заданных изначально способностей и возможностей. При этом развитие личности происходит под влиянием окружающих, которые могут только подталкивать ее в заданном направлении, но не оказывать на нее давление непосредственно. Он считал что существует наследственная модель психики, которая и задает нам нужное направление развития, зная ее, можно более правильно и объективно корректировать собственное саморазвитие. Бессознательное было разделено на несколько видов:

  • семейное;
  • национальное;
  • расовое;
  • коллективное.

Его лечение происходит более емко, чем у Фрейда, не только методом анализа, но и действий, позволяющих высвободить подсознание и интегрировать в него психологические составляющие личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector