Абсолютная и относительная истина

Примечания[править]

  1. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)
  2. «Наука не ищет истину; наука есть в истине и есть сама истина»
  3. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор. 18:21,22)
  4. «Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живёт и владычествует в век века» (2Езд. 4:37,38)
  5. «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль» (Иов 25:5,6)
  6. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15)
  7. «…благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15)
  8. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)
  9. («Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» 1Пет. 2:21)
  10. «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32)

Догматизм

Догматизм — это образ мышления, который работает с догмами (фиксированными правилами) и опирается на них.

Догматизм характеризуется некритичностью (отсутствием критики и сомнений), схематизмом (неспособностью учитывать конкретные обстоятельства), консерватизмом (неспособностью воспринимать новую информацию), слепым доверием к авторитетам и неспособностью к творчеству.

Проблема догматизма — одна из величайших проблем человечества. Миллионы догматиков, не способных к самостоятельному мышлению, но считающих себя умными, заполняют и засоряют информационное пространство своими высказываниями. По мнению этих людей, интеллект — это не способность думать вообще, а способность рассуждать и делать логические выводы. С их точки зрения, интеллект определяется очень просто: Вы умны, если знаете определенные догмы — определенные правила, которые абсолютно верны. И если вы знаете абсолютно правильные пропозиции, то вы определенно умны, а те, кто их не знает, либо не «понимают», что они правильные, либо глупцы. Догматики, однако, не могут объяснить, почему эти утверждения верны. В лучшем случае, они могут попытаться «оправдать» их отговорками. Поэтому, с их точки зрения, чтобы «понять» правильность догмы, нужно сделать непонятное внутреннее усилие, умственное усилие, и оно придет, «понимание» правильности догмы. Но поскольку реальной причиной, по которой человек говорит, что та или иная догма верна, являются его эмоции, его привычные оценки, то переубедить догматика в правильности или абсолютности догмы практически невозможно никакими рациональными аргументами. К сожалению, в современном обществе, где иррациональность является нормой, нет никакой гарантии, что догматики не проникнут повсюду — в правительство, в СМИ, в образование, в науку, где они распространяют догму и догматический метод и представляют его как официально правильный, естественный и единственно возможный путь.

Чтобы правильно понять состояние современной науки и пути ее развития, необходимо преодолеть односторонность как догматизма, так и релятивизма. Догматизм не в состоянии рассматривать определения науки, например, математики и особенно систему аксиом, как результаты, которые могут быть подвергнуты дальнейшему исправлению и совершенствованию. Релятивизм не видит за частой сменой научных теорий и подходов к их разработке, что все они, по словам Ленина, являются «зернами абсолютной истины», что прогресс в развитии научных теорий и методов позволяет все более адекватно отражать многообразие отношений объективной действительности.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Определение

Первую четкую формулировку этому понятию дал еще Аристотель, но она стала популярной. Он назвал истиной единство бытия и мышления. То есть когда то, что мы знаем о предмете, соответствует его содержанию. Это определение впоследствии стало основным и используется многими учеными.В быту истину часто отождествляют с правдой, однако это не совсем верно. Понятие “правда” более практично, к тому же, довольно субъективно. Иногда в одной истине для разных людей может быть своя правда.
Рис. 1. Понятие «истина»С развитием философии представители разных направлений выдвигали теории о природе истины:

  1. Эмпирическая — ее автором является Ф. Бэкон. Он определил этот концепт как всезнание, которое было составлено на опыте людей.
  2. Сенсуалистическая — автор Юм. Он утверждал, что она доступна для восприятия только через личные ощущения, созерцание.
  3. Рационалистическая — автор Декарт. Он говорил, что истина уже находится в разуме личности, ее нужно лишь извлечь оттуда.
  4. Агностическая — автор Кант. Определил истину как неопознаваемую “вещь в себе”.
  5. Скептическая — автор Монтень. Он утверждал, что истины не существует, что мы не можем получить какие-либо правильные знания о действительности.

Критерии истинности

К основным критериям истинности относят:

  • проверяемость на практике (этот принцип лежал изначально в основе науки);
  • совокупность теоретических доказательств (логическая непротиворечивость, аргументированность и т.п.);
  • очевидность, соответствие знаний и мнений здравому смыслу;
  • эмпирический (чувственный) опыт (то есть даже теоретическое предположение не должно противоречить данным, поступаемым от органов чувств);
  • власть авторитетов (часто мнения людей со значительным опытом, более высоким уровнем обучения, учёной степенью рассматриваются как доказательства, а это уважение порой позволяет не замечать истину);
  • последовательность, согласованность (этот критерий ставит условием истинности однородность и способность объяснить логически все факты, которые должны быть организованы последовательно и слаженно, чтобы создать единое целое);
  • всеобщий консенсус (в соответствии с этим критерием есть мнения, с которыми согласны все люди, что можно назвать всеобщим консенсусом; этот критерий можно считать оправданным, когда речь идёт о законах логики или математики, но часто бывают общие соглашения, не соответствующие действительности (примером может быть бывшее убеждение про плоскостность Земли);
  • привычка и утилитаризм (многие люди использовали привычку как критерий истинности, а истинным знанием считали то, которое приносит пользу, однако это не может рассматриваться как серьёзный критерий истинности).

Истина в религии

Неоспоримость бытия – один из основных канонов религии. На подобии философии, в религиозном познании нет конкретных фактов, которые могли бы подтверждать все теоретические знания и гипотезы. Все что невозможно объяснить принято, списывать на веру. А вера в свою очередь, это то, что нельзя доказать математическими вычислениями, но при этом и не подлежит опровержению.

Теологи считают, что главное заблуждение заключается в том, что истина это не «что», а «Кто». Господь Бог является источником бытия, отсюда следует и его неопровержимость. Именно с этой позиции все религиозные деятели не допускают другую истину, так как считают, что ее просто не может быть.

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

Пройти тест на психологический возраст

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Рождается ли истина в спорах?

Существует и распространенное утверждение о том, что в споре рождается истина. Различные психологи и философы лишь отчасти соглашаются с этим утверждением:

  1. Искусство ведения дискуссии является таким же талантом, которым необходимо овладеть. В грамотном споре построение диалога проводится по определенным правилам, о которых знают не все спорщики.
  2. Не всегда люди спорят для того чтобы прийти к общему мнению Некоторые так выражают свое несогласие или желание подискутировать просто так.
  3. Правда и истина не являются тождественными понятиями, ведь первый термин применим к бытовому и субъективному мнению, а второй носит абстрактный смысл.

Виды истины

По разным критериям можно классифицировать и виды истины. По способу подтверждения выделяется:

  • относительная, или изменяемая;
  • абсолютная, или постоянная.

В философии существуют и другие разновидности, выделяемые по критерию наличия условий:

  1. Субъективная. Это такое знание, которое не может существовать вне субъекта познания и неотделимо от его жизненного опыта, уровня образованности и многих других параметров. То есть один человек чувствует, что на улице холодно, а второй ощущает, что вполне комфортно и тепло.
  2. Объективная истина не зависит от субъекта познания. К примеру, скорость ветра в определенном населенном пункте в конкретную дату составляет 2 м/с.
  3. Встречается и конкретные истинные суждения. К примеру: температура кипения воды составляет 100°С при условии, что единицы измерения – градусы Цельсия и атмосферное давление не изменено.
  4. Устаревшая – это субъективная истина, утратившая актуальность с изменением объема знаний об окружающей действительности. К пример, сведения об анатомии человека Средневековья считаются ложными благодаря развитию современной медицины.

Относительная истина

Распространенным философским понятием является относительная истина. Ее суть состоит в том, что знание о предметах и явлениях практически всегда неполное, ведь зависит от ряда условий и обстоятельств. В некоторых ситуациях разные суждения могут быть применимы к одному и тому же объекту познания, а в других – знание может быть дополнено или опровергнуто с развитием научных и технических знаний. Простые примеры относительной истины:

  1. Человек, располагающийся на определенной географической точке планеты видит над собой яркое солнце и утверждает, что сейчас день. Такое суждение относительно истинно, ведь на противоположной стороне сейчас – ночь.
  2. В 19 ст. существовали неизлечимые заболевания, заразившись которыми человек умирал. Сегодня многие такие недуги побеждены. К примеру, при своевременном лечении от туберкулеза или краснухи никто не умирает.

Абсолютная истина

Примером неоспоримого и неопровержимого знания о мире является абсолютная истина. Это объективное отражение действительности, которое является верным. В философии считается, что такое знание недостижимо, так как человеку неведомы все законы мироздания и Вселенной. Однако в научных дисциплинах существует и истинное значение, считающееся абсолютным, например:

  1. Если к двум прибавить два, то получится четыре. Это не зависит от того что складывать, где и при каких обстоятельствах.
  2. Мухи в конечном итоге смертны.
  3. На ноль делить нельзя ни при каких обстоятельствах.
  4. Живой пингвин сам летать не может.

Истина в философии

В философии есть некий раздел – гносеология. Это раздел, который помогает разобраться в познании нашего мира. Истина – характеристика мышления человека, что приводит его понимание к конечному определению, которое соответствует действительности.

Философы во все времена считали, что поиск истины – главная цель философской деятельности.

Еще во времена Аристотеля, который утверждал, «что не все представляемое нами истинно». Это были первые упоминания истины в философии. Также Платон высказал свое мнение, что истина не зависит от полученных знаний, и может существовать отдельно от них. Она может перейти в другую форму существования или перейти в знание.

Со временем развития научной деятельности, стали расходится мнения по поводу значения истины. Например, Эммануил Кант предположил, что истина – это соответствие полученных знаний с предметом познания. Но в свою очередь, главный философ Франции Декарт, истиной называл то, в чем нельзя усомниться.


Чтобы понимать что такое истина необходимо всецело вникнуть в этот вопрос. Только изучая предмет познания можно найти ответы, которые вас интересуют. Однако уверенности в том, что вы найдете истину никогда не будет. Так как истина не нуждается в характеристиках, она просто существует не зависимо от того ищем мы ее или нет

Даже в двадцатом веке познание истинности было очень спорным вопросом. До сих пор все современные методы определения истинных знаний не могут обеспечить точного получения достоверных данных, чтобы получить истинные утверждения. В философии постоянно развивают эту тему, находя все новые отличительные признаки, на основании которых постоянно разделяют заблуждение от истинности суждений.

По философским убеждениям кроме абсолютной и относительной истины, можно выделить еще три разновидности, а именно:

  • Конкретная – знание, что считается истинным в конкретных условиях, в рамках которой находится объект познания. Например, если говорить о кипении воды, то мы знаем что этот процесс происходит при температуре 100 градусов, истина будет в том случае, если измерения проводятся по шкале Цельсия.
  • Субъективная – не может существовать без субъекта познания, то есть человека или общества.
  • Устаревшая – информация, которая считалась истинной на протяжении долгого времени. Например, во времена Галилео Галилея человечество считало истинным то, что земля неподвижна, и строение солнечной системы было принято считать другим, совершенно отличным от современного видения. Сегодня все это считается заблуждением, так же как то, что земля плоская.

Сам поиск истины и ее разделение на разновидности, может и хороший признак для того чтобы всецело понять ее суть, однако разделяя на части мы только отдаляемся от истины и возникает все больше вопросов.


В религии считают что истина есть Бог наш насущный — Иисус Христос. И каждый живущий на земле, не сможет найти истину если не верит в господа Бога. Ибо мы не можем постичь настоящую истину без понимания веры

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

  1. истина — это доверие авторитетному источнику;
  2. истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
  3. … — практически полезное знание;
  4. … — результат соглашения;
  5. … — ясное представление о чём-либо;
  6. … — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Релятивизм

Релятивизм — это методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности эпистемических содержаний.

Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма заключаются в отказе признать непрерывность в развитии знания и преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или доступных логических форм и теоретических инструментов). Релятивисты считают факт развития знания, в ходе которого преодолевается любое достигнутое состояние знания, доказательством его ложности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности знания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая позиция восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей…» следует осознание того, что в основе познания лежит лишь текучая чувственность и не отражает объективных и стабильных явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: показывая неполноту и условность знания, его зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, интерпретирует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма использовались философами XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, М.Монтень, П.Байль) для критики религиозных догм и принципов метафизики. Релятивизм играет еще одну роль в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, возникающая в результате сведения познавательного процесса к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм получил некоторое влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Обращаясь к метафизической теории познания и игнорируя принцип историзма в анализе научного изменения знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знания (Э. Мах, Я. Петцольдт), о его полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

  • на «0» делить нельзя;
  • в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
  • день рождения только раз в году;
  • живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
  • комары смертны.

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Примеры относительно истинных знаний:

  • зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
  • вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
  • Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная и относительная истина – это философские категории, характеризующие человеческое познание со стороны его полноты и точности, раскрывают познание объективной истины как постепенного движения от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию всё более полному и точному.

Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее, а потому неизменное отображение объекта в сознании субъекта (например, 2+2=4, факт смертности человека).

Относительная истина – неполное, неточное, частичное, приблизительное отражение объекта, которое вследствие своей незавершённости меняется, углубляется, уточняется в процессе познания (например, поэтапное открытие строения веществ, когда сначала было открытие молекул, затем – атомов, потом – электронов и т.д.).

В метафизике признаются за истину только абсолютные знания. Релятивизм абсолютизирует относительный характер истины. Диалектический материализм признаёт относительную истинность знания в целом, но подчёркивает, что в них есть моменты абсолютно точного, исчерпывающего знания. В истории развития познания поступательное изменение научных теорий приводило к более полному и совершенному росту суммы абсолютной истины, которой овладевает человечество. Понимание относительной истинности знания предотвращает его догматизацию, направляет на творческое развитие науки, критическое отношение к уже достигнутым результатам. Признание абсолютной истины в познании является непременным условием отстаивания принципа познаваемости мира.

Абсолютная истина в истории философской мысли переосмысливается в двух направлениях.

К первому относятся мыслители, для которых абсолютная истина – это их собственные философские учения (Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Каждый из них считал, что его картина мира и человека абсолютно истинна, то есть не зависит ни от времени, в котором он живёт, ни от социального бытия, в котором он находится. Впоследствии стало ясно: истина – это процесс, она развивается. Абсолютная истина предстала как завершающая стадия познания, тождество предельных противоположностей: субъективного и объективного (И. Г. Фихте), сознательной и бессознательной деятельности (Ф. Шеллинг), мышления и бытия (Г. Гегель). Аналогом этой структуры в математике и естествознании является соотношение евклидовой и неевклидовой геометрии, классической механики и теории относительности др. Итак, учения, которые считались в своё время абсолютными, оказываются относительными. Однако абсолютное встаёт на более высоком уровне.

Второе направление толкования абсолютной истины можно найти в истории познания, особенно в естественно-научном познании. Итогом добытых истин этого знания стала формула – «абсолютная истина складывается из суммы относительных истин». Абсолютное здесь – это синоним полноты, а относительное находится в глубинах познания.

Во взглядах на истину как процесс существуют две крайности, которые проявляются в релятивизме и догматизме. Догматический взгляд на истину только как абсолютную; знание вполне соответствует действительности, поэтому углубляться и уточнять его нельзя. В противоположность догматизму, релятивизм признаёт только относительную истину и отрицает абсолютную.

Абсолютная истина первоначально всегда является относительной. И только потом, после проверок и доказательств, она становится абсолютной.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector