Родительские интроекты, которые полезно «проработать» во взрослом возрасте
Содержание:
- С тобой что-то не так
- О чем идет речь?
- Особенности метода интроспекции
- Жертвы интроекции
- Описание
- Метод интроспекции
- Психологические теории и школы
- Развитие научного подхода
- О чем идет речь?
- Жертвы
- Достижения — это главное в жизни
- Давайте разберемся подробнее
- Так что же такое интроекция?…
- Мужчина должен.
- Плюсы и минусы интроекции
- Ты ранимый, слабый здоровьем и легко можешь попасть в неприятную ситуацию.
С тобой что-то не так
Родительская тревога может побуждать матерей и отцов искать различия между своим ребенком и окружающими детьми или собой в прошлом. И, как правило, такие отличия легко находятся. Далее родитель может быть склонен интерпретировать эту непохожесть как нежелательную или опасную.
- «Все дети (я был) …, а мой ребенок … .»
- «Другие дети более … — как же он сможет устроиться в жизни?»
Темой родительской тревоги может стать все, что угодно — здоровье, ум, черты характера, навыки, привычки и интересы. При этом подразумевается, что есть какой-то гипотетический человек, которого нужно взять за образец.
Альтернативное родительское послание:
- Нет ничего страшного в том, чтобы различаться. Если ты на кого-то не похож(а), в этом нет ничего плохого или опасного.
- Наблюдая за своими особенностями, можно лучше понять себя, свои желания и возможное направление развития.
- Главное найти подходящее место и людей, где твои качества, сильные стороны будут востребованы в полной мере.
- Что бы ты ни почувствовал(а), и какими бы качествами ни обладал(а) — с тобой все в порядке.
- Исследуй себя. Что тебе в себе нравится? К чему у тебя есть естественный интерес и способности?
О чем идет речь?
Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д., которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.
Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.
Особенности метода интроспекции
Специалисты в области интроспекции на заре психологии утяжеляли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они, в частности, старались выделить самые простые, элементарные детали сознания – ощущения и чувства. Испытуемым приходилось избегать специальных терминов, которые были способны помочь в описании внешних объектов. Выполнять такие требования крайне сложно: бывало, что у одного и того же ученого-экспериментатора при работе с разными испытуемыми получались противоречивые результаты.
Усиленная работа над совершенствованием метода интроспекции привела к интересным выводам: приходилось ставить под сомнение основные положения науки о психических явлениях. При систематическом использовании углубленного самонаблюдения стали выявляться причины отдельных явлений, которые однозначно лежали за пределами потока сознания – в «темной», бессознательной сфере.
Интроспекция стала одной из причин нараставшего кризиса в психологической науке
Ученые обратили внимание на то, что они вынуждены наблюдать не столько непосредственное протекание самонаблюдения, сколько следы затухающего процесса мышления. Чтобы следы воспоминаний были полными, приходилось дробить наблюдаемые акты на возможно более мелкие части. В итоге интроспекция превращалась в подобие «дробного» ретроспективного анализа
В итоге интроспекция превращалась в подобие «дробного» ретроспективного анализа.
Интерпретация метода в варианте Вундта выглядела наиболее солидно и научно: его интроспекция имела форму лабораторного эксперимента, который ученый мог в какой-то мере контролировать. И все же даже в такой постановке вопроса метод страдал крайним субъективизмом. Последователи Вундта пытались снять этот недостаток: от наблюдателя не требовали анализа индивидуального содержания сознания. Ему нужно было либо просто ответить на заданный вопрос или нажать соответствующую ответу кнопку.
Интересен тот факт, что интроспекция как метод психологической науки была отвергнута бихевиористами – вместе с сознанием, мысленными образами и некоторыми другими «ненаучными» явлениями. Развившиеся вслед за бихевиоризмом объективизм и когнитивная психология тоже не жаловали интроспекцию. Причина – пресловутая субъективность метода.
Вне всякого сомнения, можно подвергать критике научность интроспективного самонаблюдения, считать этот метод недостаточным для полного исследования психики во всем ее многообразии. Однако игнорировать интроспекцию полностью было бы неправильно. Без познания человеком собственных чувств, образов, мыслей, ощущений трудно было бы очертить границы психологии как науки.
Психологи признают, что интроспекция, подобно любому другому методу, имеет свою область применения, свои границы.
К главным ограничениям интроспекции можно отнести:
- зависимость результатов от личности исследователя;
- невоспроизводимость результатов;
- невозможность контролировать условия проведения эксперимента.
Противники данного метода приложили немало усилий, чтобы полностью его дискредитировать. Однако было бы бессмысленным противопоставлять друг другу интроспекцию и так называемые «объективные» методы исследования психики: они просто должны дополнять друг друга. Возможно, интроспекция дает меньшие результаты, чем те, которых от нее вправе ожидать ученые. Однако проблема здесь не столько в самом методе, сколько в отсутствии адекватных способов его непосредственного применения.
Жертвы интроекции
Интроекция предполагает участие двух субъектов. Проецирующий индивид и на кого направлен механизм подмены. Они оба могут быть названы жертвами явления. Проблема заключается в том, что от человека требуют выполнения действий, которые ему не присущи или пытаются наделить его характеристиками, ему не свойственными.
Интроекты, люди, подвергшиеся разрушению собственной личности из-за тирании долженствования, относятся к ригидным субъектам. Они очень плохо поддаются изменениям, даже в случае, когда человек начинает осознавать, что пытается реализовать поведение, приводящее к дискомфорту или несущее вред.
При потере контакта или физической близости к проецирующим индивидом, интроект начинает ощущать разрушение целостности. Ощущение внутренней неудовлетворенности становится причиной садирования внешнего объекта, источника интроекции, что вызывает конфликты и недопонимание.
В этом случае наблюдается бессознательное изменение жизненного устоя. Человек начинает подчинять себя реализации сложившегося внутреннего «должно», подпитывая растущий конфликт. Самым страшным итогом подобной неудовлетворенности и невозможности нахождения объекта интроекции становятся суицидальные мысли.
Для ослабления интроекции, протекающей даже в легкой форме, требуется выделение, дифференцирование и трансформирование внутреннего материала. Необходимо перевести человека в стадию ассимиляций во избежание личностного конфликта.
Описание
В результате этого процесса нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации.
Адаптивная роль
Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.
Защитная функция
Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я
не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию.
Деструктивная роль
Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает.
Идентификация с агрессором
См. также: Стокгольмский синдром
Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.
Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать.
Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец
и найти себе женукак мать .
Метод интроспекции
Интроспекция – это рефлексия, то есть направленность человека вглубь самого себя, что отличается от направленности во внешний мир. Главным методом интроспекции является самонаблюдение. Но здесь есть свой изъян – никто не может оценить правильность работы человека во время интроспекции, ведь по сути человек занимается субъективным наблюдением. Он оценивает самого себя так, как ему удобно. Здесь можно прибегать к различным формам психологических защит, чтобы не замечать в себе каких-то качеств.
Методы интроспекции делятся на виды:
- Аналитический – разбор чувств и эмоций на части, детали, до мелочей рассматривая их.
- Систематический – разбор своих чувств и мыслей после совершения конкретных действий, то есть постфактум.
- Феноменологический – описание своего внутреннего состояния без травматического его переживания.
Чтобы справиться с любой, даже самой сложной ситуацией, очень важно понимать собственные чувства. Когда вы понимаете, что злитесь, скучаете, обижаетесь и т
д., то вам легко определить причину возникновения данного чувства, а потом и пообщаться с самим собой по поводу того, насколько объективными являются эти причины.
На самом деле вы можете не злиться там, где обычно злитесь; не обижаться там, где обычно обижаетесь; не бояться, там, где привыкли бояться и т. д. Но для этого нужно сначала проследить эти чувства в себе, понять причины их возникновения и осознать, насколько порой они бывают глупыми, детскими или ненужными. Можно провести работу по тому, чтобы отрицательно не реагировать на какие-то события. А зачем лишний раз огорчаться? Ведь жизнь можно сделать праздником, если понять, что многие беды случаются по безобидным причинам.
Даже если причина вашего горя является серьезной и объективной, вы также имеете право не огорчаться по этому поводу. Кто вам сказал, что вы должны плакать, если кто-то умирает? Кому вы обязаны горевать, если от вас уходит любимый человек? Даже если причины являются серьезными, вы можете сами себе сказать: «Да, ситуация неприятная, мне хочется плакать, мстить, бить своего обидчика. Но я могу вообще никак не реагировать на эту ситуацию. Что произошло, то и произошло. Просто не буду об этом думать, а продолжу жить своей счастливой жизнью».
Пусть ваша жизнь будет независима от того, что делают другие люди. Станьте хозяевами своего счастья, которое зависит лишь от того, что делаете вы. С вами могут происходить неприятные ситуации, но вы имеете право выбирать, какие чувства и эмоции при этом испытывать. Ведь можно порадоваться уходу любимого человека («Теперь мне не придется делать то, что хотел только он (она), и быть таким, каким меня хотел он (она) видеть»; вы получили свободу для самопроявления) или быть равнодушными к тому, что вас не повысили в должности («И слава богу. Зато я смогу провести больше времени с любимыми мне людьми»).
Найдите положительное в той ситуации, которая обычно воспринимается отрицательно. И помните, что вы вольны выбирать не только чувства, но и людей, с которыми будете дальше общаться, места, которые в будущем будете посещать. Вы не обязаны поддерживать отношения с теми людьми, которые вас лишают счастья и радости. Лучше быть одному, чем общаться с теми, кто паразитирует на вашем стремлении достичь успеха и совершенства.
Психологические теории и школы
Интроспекция в психологии – это наблюдение субъекта за собственными психическими процессами. Вопросы, касающиеся интроспекции, занимали умы многих представителей психологических школ.
В.Вундт
обозначил непосредственный человеческий опыт как предмет исследования психологической науки
Он считал ценным внутреннее восприятие и говорил, что интроспекция нуждается в тренировке, поскольку важно добиться ясного и четкого переживания субъектом своих ощущений и опыта делать о нем отчет.
Э.Титченер
В школе была разработана теория аналитической интроспекции, которая считала необходимым в чувственном познании явлений вычленять его отдельные части. Для представителей этой школы объектом психологии была система внутренних состояний человека, которые он способен осознавать, — восприятия, ощущения, представления
Все они в совокупности дают характеристику богатства и разнообразия внутренней жизни человека.
Вюрцбургская школа
Созданна в Германии на рубеже XIX – XX веков, занималась вопросами систематической интроспекции. Ее основоположником был ученик В.Вундта О.Кюльпе. Его позиция была основана на ретроспекции, то есть воссоздании в памяти определенных моментов жизни человека и чувств, которые он в этот момент переживал. Это позволяет избежать, по мнению Кюльпе, искажений, возникающих при чистой интроспекции.
Гештальтпсихология
Рассматривала феноменологическое самонаблюдение, которое касается естественного описания субъектом того, что он чувствует. Такое описание предполагает целостность.
Современные ученые-психологи утверждают, что и сегодня интроспекция имеет место в виде самоотчетов, психологических экспериментов и различных исследований сознания человека.
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.
О чем идет речь?
Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д., которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.
Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.
Жертвы
Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.
Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.
Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.
Достижения — это главное в жизни
Похвала за преодоление трудностей:
— Он болел, плохо себя чувствовал, но делал все необходимые задания;
— Он хотел пойти гулять, но вместо этого решил в свободное время заняться английским (перспективы важнее отношений с людьми, отдыха);
— Несмотря на то, что ему было трудно, он справился (какой ценой не важно и не имеет значения)
— Ценность твоей жизни зависит от вклада в общество (профессиональная полезность, количество рожденных детей, их социальная полезность).
Альтернативное родительское послание:
- Если ты устал, болеешь, не нужно себя изводить, сделай перерыв.
- Если получать положительные результаты ценой того, чтобы себя доводить, стоит ли это своей цены?
- Нужно подходить к делам ответственно, но это не единственное, что имеет значение и требует твоего внимания (семья-близкие, процессуальные радости настоящего и дела, не связанные с невероятной пользой и достижениями).
- Люди способны делать жизнь друг друга счастливыми через свое присутствие в отношениях. Даже без масштабных достижений влияние на жизнь окружающих близких людей может быть огромным.
Альтернативное послание не значит правильное. Само умение видеть противоположности является полезным.
Следующая статья Тема обсуждения: «нелюбимые дети» и их взрослая жизньПредыдущая статья Чувство вины, манипуляции и всемогущий контроль
Давайте разберемся подробнее
Итак, интроекция в психологии – это сценарий поведенческой защиты. Это явление очень тесно переплетается со взаимоотношениями между индивидуумами. Как мы знаем, для роста личности необходимо воздвигнуть границы между собой и другими в разумных пределах.
Все, принимаемое личностью из внешней среды, будет эффективно для нее только в том случае, если она это переживет, как-то проработает и обдумает. Если же внешний мир принимать без разбора, то он останется незамеченным сознанием, тем не менее будет психологическим паразитом.
На сегодняшний момент считается, что интроекция — это самая простая форма идентификации, но, в отличие от последнего процесса, она человеком не сознается. А если говорить более кратко и понятно, то на сегодняшний день считается, что этот процесс заключается в том, что человек какие-то внешние явления и события воспринимает как свои внутренние.
Так что же такое интроекция?…
В переводе с латинского этот термин означает буквально -вбирание внутрь.
Примерно так про хороших детей-учеников их учительницы говорят: «Он прямо впитывает, впитывает»…
Такое безоговорочное, безфильтровое впитываниеинформации от родителей характерно для детей — до их отделения в Самостоятельную Личность, до стадии выхода в широкий социум, то есть, до пяти-шести лет…
До этого рубежного возраста — родители являются богами и авторитетами во всём — это нужно для выживания. Этот способ вбирания информации совпадает и со способом поглощения пищи в таком возрасте. Ребёнок ест жидкую перетёртую пищу (напоминающую материнское молоко) заглатывая её целиком, доверяя ей, не фильтруя.
Но с ходом развития, процесс Интроекции (вбирания внутрь) необходимо должен быть заменён более совершенным и сложным процессом — процессом Ассимиляции.
Ассимиляция (в отличие от интроекции) предполагает обязательное
- а) разрушение и
- б) реорганизацию.
Это совпадает с полным переходом ребёнка на взрослую, твёрдую пищу, которую ему нужно трудиться перемалывать зубами, отплёвывать её несъедобные части (чешую, кожуру, семечки, косточки, жилы и прожилки), ножичком отделять подгнившие части от здоровых, нюхать, пробовать на вкус и формировать личные вкусовые предпочтения. Неманипулятивно-истероидные: «Я вообще не буду есть всё то, чем вы меня кормите и заморю себя голодом!» а просто личные…
К сожалению, многие дети лишены этого прекрасного занятия. Пищу им готовят, вырезая, обрезая, перемалывая, взбивая и намазывая… Поэтому дети ею плюются. Так далеко, как могут.
Примерно так же Вы плюнули бы в меня, если бы на Вашу просьбу дать Вам почитать книжку «Унесённые ветром», я бы Вам книжку не дала, но начала бы пересказывать сюжет, стоя в дверях…
Да… И в сфере развития личности такие дети демонстрируют параллельное с развитием пищевых привычек — отставание… Застревают на ранней инфантильной фазе — фазе интроекции, так и не овладев прелестями ассимиляции.
Ребёнок необходимо должен понять рано или поздно, что его родители могут ошибаться. Что информацию, получаемую от них, нужно фильтровать и выплёвывать подгнившее. Но многие усваивают один вредный урок госпожи Лени: гораздо проще и без болезненней впитывать всё, что тебе говорят, как жидкую кашку из бутылочки — пассивно и без сомнений!
Самое смешное, что рано или поздно, родители действительно перестают быть авторитетом для всех — даже для интроектированных. Но тем хуже для интроектированных. Эту свою семейную модель они просто переносят на всё общество. И продолжают впитывать без критики и попытки осмысления то, что говорят им другие люди, замещающие им теперь Родителя.
Эти люди не пережёвывают идеи других, какими бы нелепыми эти идеи не были! Те, кто поумнее, даже понимают и выгоды такого поведения — можно всегда сослаться на авторитет — и тем заткнуть рот оппоненту!
Только примкните к сильной политической партии! Только примкните к авторитетной научной школе! К уважаемой всеми религии! И Вы — карлик, вставший на плечи этих гигантов, выиграете любую битву, закрыв рот спорящей стороне цитатой из своей мамочки, из Евангелия, из Маркса, из Зейгарник.
Легко достаются таким людям их победы… Но и расплачиваются они за них не менее тяжело.
Их подстерегает опасность никогда не узнать свои собственные подлинные потребности и желания.
Всю жизнь они будут стремиться вести себя так, как диктует им галлюцинация унаследованной интроекции, и при этом ощущать смутное неудовольствие от жизни.
Как же так, ведь я всё делаю «правильно»! Откуда же эта щемящая тоска? Чей голос говорит мне «Эх, Вася!»…
Люди, подчинившиеся интроекции, буквально насильно заставляют себя быть не теми, кем они являются на самом деле!
Разберитесь с родительскими ценностями (а точнее с их собственными внутренними не проработанными конфликтами). Какие из них мешают Вам жить? Попросите того, кто хорошо знает и Вас и Вашу семью, проделать это упражнение за Вас. Сравните результат.
И начинайте уже, наконец, быть собой!
Елена Назаренко
www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»
Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее…
Мужчина должен.
В моих видео я даю пример интроекции под названием “Настоящий мужчина”. У мужчин это называется “Настоящая женщина”. Еще эти идеи можно назвать просто “Мужчина должен…” и “Женщина должна…”.
Эти идеи очень сильно ограничивают отношения, мешают людям вступить в отношения и найти свою второю половину и создают много конфликтов и ссор внутри отношений.
Так как у каждого человека своя идея о том, что должен мужчина или женщина. Если у вас одна идея, то у другого человека будет совсем другая идея. Все зависит от того как нас воспитали и на сколько сильно мы впитали культуру той страны и общества в котором мы выросли и живем.
Как все это выглядит на примере? А вот так.
У меня есть несколько знакомых девушек, которые очень красивые, но не могут вступить в серьезные отношения.
Почему? Потому что их ум заполнен интроектами (идеями) о том какой должен быть мужчина, сколько у него должно быть денег, как он должен себя вести, какие у него должны быть друзья, какая у него должна быть машина и так далее.
Дорогие девушки, если вы это читаете то поймите что эти идеи сильно ограничивают ваш выбор. Да, возможно стоит подождать, и вы встретите идеального мужчину. Но когда он вас встретит, скорее всего, у него тоже будут свои интроекты. Тем более, если он “идеален” (красивый, богатый, умный, добрый, т.д.).
Как вы сравнитесь с его интроектами? Вы красивая, богатая, мудрая, добрая? Вы умеете хорошо готовить? Вы все время на позитиве? Вы заботливая?
Может он ищет именно такую женщину, и когда вы с ним встретитесь, прождав десяток лет, а многие ждут и всю жизнь – представьте как будет больно когда он вас бросит после пару свиданий. Почему бросит? Потому что у него тоже будут свои интроекты, в которые вы не впишитесь.
Что вы тогда будете чувствовать? Как сильна будет ваша боль, когда вы поймете что все это время вы его ждали, а оказывается, он вас нет.
Это будет очень болезненный опыт.
К сожалению так очень часто происходит.
Найти человека для близких отношений это одно, а развить отношения в серьезную любовь это уже совсем другое. Это две очень разные науки. Здесь нужны совсем разные качества и навыки в себе развить.
Представьте вы встретите свою мечту, но потом просто не сможете развить ваши отношения дальше стадии влюбленности или начальных конфликтов.
Отношения распадутся. Почему не сможете? Да просто потому что у вас опыта нет, так как вы всю жизнь его ждали, а не входили в отношения и не развивали опыт развития отношений.
Все в жизни опыт, его нужно развивать.
Плюсы и минусы интроекции
Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.
Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:
- Совесть.
- Честь.
- Привязанности.
Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?
Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?
Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.
Рекомендуем: Что значит: интроспекция?
Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:
- Шизофрения.
- Раздвоение личности.
- Эдипов комплекс и комплекс Электры.
Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.
Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.
Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.
Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?
Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.
Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.
Ты ранимый, слабый здоровьем и легко можешь попасть в неприятную ситуацию.
— Твое здоровье более хрупкое, чем у большинства людей.
— Ты можешь легко пораниться, получить перелом (спины, например) — это повлияет на твою дальнейшую жизнь (обездвиженность, госпитализация).
— Тебе нужно быть осторожней.
— В необычных условиях с тобой может произойти что-то непредсказуемое.
Альтернативное родительское послание:
- Будь внимателен в те моменты, когда можешь пораниться.
- Тело обладает хорошей выживаемостью и способностью к восстановлению, но ты все равно береги его.
- Чем больше практики, тем лучше твоя координация.
- Движение, активность полезны для тела и ума.