Умирать не хочется, но придется: 6 признаков того, что нас гложет бессознательный страх смерти

Понятие «влечения» в психоанализе

Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берёт начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим».

Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории. Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны

Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

Зарождение дракона саморазрушения

Склонность в ребенке к саморазрушению может зародиться как в обеспеченной семье, так и в бедной. Чаще всего родители детей с такой особенностью страдают от алкоголизма, наркозависимости, психических заболеваний, что является причиной отсутствия интереса к жизни ребенка.

Без родительского внимания может остаться и ребёнок, чьи родители заняты только работой и удовлетворением своих прихотей. Они абсолютно эгоистичны и перекладывают всю заботу о ребенке на других.

Если к этому добавляются постоянные оскорбления в адрес ребенка, применение физической силы и серьезные меры наказания даже за незначительный проступок, то желание саморазрушения начинает появляться в неокрепшей душе ребенка.

Для полноценного развития личности ребенок нуждается в постоянном контроле со стороны старших. Если этого не происходит, то он теряет жизненные ориентиры, не различает, что можно, а что нельзя делать, что полезно для него, и что опасно. Ребенок, воспитываемый в атмосфере любви и взаимопонимания, осознает свою личностную ценность и старается уберечь себя от всего плохого. В свою очередь, дети, к которым родители относились грубо и безразлично, во взрослой жизни ищут опасные ситуации, где они смогут испытать мнимый контроль. Например, начать играть в азартные игры или употреблять наркотики, совершать экстремальные поступки (фотографироваться на краю крыши, значительно превышать скорость, прыгать с парашютом), при этом постоянно доказывая всем и себе, что смогут вовремя остановиться.

Так, Норман Фейбероу, автор книги «Многоликое самоубийство» выделил формы саморазрушающего поведения:

  • неумеренное употребление алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • наличие соматических болезней;
  • наличие серьезных заболеваний, которые человек отказывается лечить;
  • экстремальные и опасные виды спорта.

Н. Фейбероу был одним из первых, кто отметил, что эти формы поведения относятся к суицидальным, дополнив этот список совершением преступления и занятием проституцией, т.к. они опасны возможностью разрушения личности.

Последняя стадия формирования дракона саморазрушения у ребенка – это подведение его к мысли, что его жизнь ничего не стоит, лучше умереть под собственным контролем, чем терпеть неоправданные оскорбления, непредсказуемые побои и безразличное отношение со стороны близких.

Терминология

Стандартное издание работ Фрейда на английском языке путает два термина, которые в немецком языке различаются: Instinkt (инстинкт) и Trieb ( инстинкт ), часто переводя их как инстинкт ; например, «гипотеза инстинкта смерти , задача которой — вернуть органическую жизнь в неодушевленное состояние». «Это приравнивание Instinkt и Trieb вызвало серьезные недоразумения». На самом деле Фрейд ссылается на термин «Instinkt», явно употребляемый в других местах, и поэтому, хотя понятие «инстинкт» можно условно назвать «побуждением», любые эссенциалистские или натуралистические коннотации этого термина следует отложить. В некотором смысле влечение к смерти — это сила, которая не является существенной для жизни организма (в отличие от «инстинкта») и имеет тенденцию денатурировать его или заставлять вести себя так, как иногда противоречит интуиции. Другими словами, термин «инстинкт смерти» — это просто ложное представление о влечении к смерти. Этот термин почти повсеместно известен в научной литературе по Фрейду как «влечение к смерти», и лакановские психоаналитики часто сокращают его до простого «влечения» (хотя Фрейд постулировал существование и других влечений, а Лакан прямо заявляет в Семинаре XI, что все влечения частично связаны с влечением к смерти). В современных переводах Фрейда « Пингвин» Триб и Инстинкт переводятся как «влечение» и «инстинкт» соответственно.

Вместо послесловия

Когда тайтл переходит с ПК на консоли у людей всегда возникает определенный набор вопросов. Достаточно ли удобна в управлении консольная версия? А что там с графикой? Я провёл в Hades достаточно времени, чтобы сделать ряд наблюдений.

  • У меня была версия для PS5. Какого-то эксклюзивного контента в сравнении с ПК изданием нету, зато супер-быстрые загрузки на месте.
  • Фишки DualSense работают странно. Они вроде бы и есть, а вроде и нет (например обратную отдачу триггеров я почувствовал только когда гладил Цербера). Вибрация как вибрация, ничего особенного. С другой стороны, геймплей Hades сам по себе не предлагает ситуаций, где понадобился бы Haptic Feedback
  • Визуально PS5 версия выглядит просто невероятно, дополнительный лоск ей придаёт качество арт-дизайна, за который игра в своё время получила пачку наград

О Hades на самом деле можно говорить очень долго. Уникальность этого проекта заключается в идеальном сочетании пресловутого Эроса и Танатоса — здесь одинаково интересно как бороться за выживание, так и погибать. Каждый раз после смерти Загрея игра открывает себя с новой стороны.

Борьба между Эросом и Танатосом идет с попеременным успехом и не прекращается ни на секунду

Важно помнить лишь то, что исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один – победу всегда одерживает Танатос

Превращения ненависти в любовь

Возникает закономерный вопрос, а может ли ненависть превращаться в любовь

Например, за особой любовью к ребенку жены от первого брака у мужчины может скрываться ненависть в адрес этого чужого ребенка, который, на самом деле, является нежелательной обузой. Но в этом случае не происходит непосредственного превращения ненависти в любовь, а формируется психологическая защита , когда такой мужчина бессознательно и сознательно старается подавлять негативные чувства к чужому ребенку, зная, что это не понравится его жене, и демонстрирует только любовь. В результате пропадает естественность взаимоотношений с ребенком, в которых могут быть как позитивные, так и негативные чувства (амбивалентность). Так один проницательный подросток сказал своему отцу: Я знаю, что ты неродной отец – ты за всю мою жизнь ни разу меня не наказал.

Все сказанное выше верно и для родителей, родной ребенок которых оказался .

Но отчим может и полюбить приемного ребенка – в этом случае любовь возникает из его позитивного опыта взаимоотношений со своим отцом и матерью, а не превращается из ненависти.

Но иногда, даже когда собственное детство не было благоприятным, возможно возникновение искреннего желания компенсировать ребенку то, что ты сам хотел бы получать в своем детстве от своих родителей. Из этого может вырасти, опять же, реактивное образование или даже настоящая любовь.

Эрос и Танатос

По мнению Фрейда, Эрос и Танатос — две антагонистические категории, первая из которых тяготеет к жизни, а вторая — к смерти.

В греческой мифологии Эрос — бог любви и сексуальности, жизненного инстинкта и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе было создано Платоном в его философии, где тиран Эрос находится в авангарде человеческих желаний, ведя их в качестве телохранителя. В Платоне Эрос никогда не одевается в земное тело и служит своего рода проводником от богов к человеку и обратно.

З. Фрейд часто использует термин «эрос» в своей работе «На другой стороне принципа удовольствия». В финальной версии Фрейд представляет Эрос как главный двигатель человеческой экстрасенсорной жизни. По мнению ученого, либидо — это энергетический потенциал эроса, энергия всех сексуальных влечений. Тенденция к сексуальному влечению определяется преобладающим принципом психической жизни — принципом удовольствия.

Противоположным полюсом к Эросу является Танатос, стремление к смерти, стремление к агрессии и разрушению. Танатос стремится разорвать связи, разрушить, даже самоуничтожить. Примерами проявления Танатоса являются распад семьи, алкоголизм, война, самоубийство, наркомания и др.

Борьба между Эросом и Танатосом попеременно успешна, но исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один — Танатос всегда побеждает.

Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. У него есть два направления действий:

  • О людях и различных объектах в форме деструктивных действий, таких как садизм и вандализм;
  • на себя, что проявляется в мазохизме и самоубийстве.

В человеческой психике, как указал З. Фрейд в своей работе «Я и Я», идет постоянная борьба между этими двумя направлениями, а между ними — человеческое «Я».

Когда Эрос нарушает мир и подчиняется принципу удовольствия, инстинкты смерти ищут мира и берут человека с собой. Каждый человек управляется либо тоской по смерти, либо тоской по жизни.

В смертельной тоске формируется саморазрушающаяся психическая структура — например, садизм, мазохизм. Во втором случае деструктивная составляющая нейтрализуется, а агрессия используется в интересах самого себя и направляется на социально согласованные цели. Но даже в этом случае, разрушительная составляющая энергии либидо, когда передается на внешние объекты, может проявиться как стремление к лидерству, доминированию и власти.

С самого раннего детства, подчеркнул Фрейд, отказ от прямой агрессии представляет собой самую сложную жертву, которую общество требует от человека.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Продолжающееся развитие взглядов Фрейда

Было высказано предположение, что в последнее десятилетие жизни Фрейда его взгляд на влечение к смерти несколько изменился, и «акцент был сделан на проявлениях влечения к смерти. наружу«. Учитывая «повсеместное распространение неэротической агрессивности и деструктивности», он писал в 1930 году: «Поэтому я придерживаюсь той точки зрения, что склонность к агрессии — это изначальная самосуществующая инстинктивная предрасположенность человека».

В 1933 году он признал свою первоначальную формулировку влечения к смерти «невероятностью наших предположений». Действительно, странный инстинкт, направленный на разрушение собственного органического дома! ». Более того, он писал, что «наша гипотеза состоит в том, что существует два существенно различных класса инстинктов: сексуальные инстинкты, понимаемые в самом широком смысле — Эрос, если вы предпочитаете это название, — и агрессивные инстинкты, цель которых — разрушение». В 1937 году он зашел так далеко, что в частном порядке предположил, что «у нас должна быть четкая схематическая картина, если мы предположим, что изначально, в начале жизни, все либидо было направлено внутрь, а вся агрессивность — вовне». В своих последних произведениях это было противопоставление «двух основных инстинктов, Эрос и деструктивный инстинкт … наши два первобытных инстинкта, Эрос и деструктивность, на котором он делал упор. Тем не менее, его вера в «инстинкт смерти … возврат к более раннему состоянию … в неорганическое состояние» продолжалось до конца.

Эдипов комплекс у девочек

Все выше сказанное про идентификацию, латентный период и инфантильную амнезию также можно использовать и в описании развития девочки.
Но в формировании психики девочки есть своя специфика, радикально отличающаяся от истории формирования психики мальчика.

Как мы уже разобрали в , ребенок любого пола начинает свою жизнь с привязанности к матери. История мальчика оказывается сравнительно простой, он продолжает свою привязанность к матери в эдиповом периоде. Девочке же предстоит сменить свое предпочтение с матери на отца. Что вынуждает девочку, по мнению Фрейда, произвести такую рокировку?

Другой непростой вопрос возникает в связи с концепцией Фрейда о страхе кастрации ‒ именно в результате которого заканчивает свое существование Эдипов комплекс, формируется Супер-Эго, идентичность и наступает латентная стадия развития. Если девочка не имеет пениса, то получается, ей уже нечего терять, и страх кастрации не может быть для нее актуальным фактором развития?

примечания

Эта концепция Фрейда о , в которых запечатлен опыт предыдущих поколений, очень похожа на концепцию Юнга о коллективном бессознательном. Но нужно отдать должное, что первенство этой идеи принадлежит Фрейду, который впервые упоминает прафантазии еще в 1911 г., тогда как Юнг коллективное бессознательное ‒ только в 1916 г. Но более известной оказалась концепция Юнга о коллективном бессознательном, которую Фрейд не принял, потому что настаивал на индивидуальном характере бессознательного. Вот такая казуистика!

и его последователей ‒ это прибегать к понятиям «врожденный» или «конституциональный». По сути, «прафантазии» и «врожденные особенности» ‒ это антипсихоаналитические понятия, они помогают «втиснуть» патологию пациента в прокрустово ложе теории, не прибегая к индивидуальному анализу истории жизни пациента. Эти концепции «врожденности» в противоположность «травматизации» оказались удобным оправданием для неудавшихся анализов:

«Вопрос либо в том, что инстинкты слишком сильны и неподвластны приручению со стороны Эго (Я), либо в том, что существуют последствия ранних травм, с которыми незрелое Эго не способно справиться. Как правило, присутствует сочетание обоих факторов, конституциональных и случайных. Только если случай является преимущественно травматическим, анализ способен показать себя во всем своем блеске.»
(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

в его классическом понимании развивается с двух с половиной лет и должен завершить свое существование к 5-ти годам. Мелани Кляйн считала, что Эдипов комплекс возникает уже в младенчестве, который кляйнианцы называют ранним Эдиповым комплексом. Кляйнианский психоаналитик Рональд Бриттон считает, что Эдипов комплекс не распадается и не изживается, как считал Фрейд, а угасает, т.е. медленно сменяет свою интенсивность, сохраняясь в течение всей жизни индивида, не только в случае невроза.

, Супер-Эго можно тоже рассматривать как комплекс.

знаменитое стихотворение Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”, то обратим внимание, что в нем просто перечисляются правила как надо хорошо себя вести, подобно заповедям Ветхого завета, но никак не объясняется необходимость поступать так, а не иначе. «, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности.»
(“Торможение, симптом, тревога”

Фрейд)

«, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Фрейдистская трактовка Эроса и Танатоса Зарождение идеи Танатоса

  • Инфляционные процессы в условиях переходной экономики Хафизова Гульпур Бадретдиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа — 1998 | Диссертация | 1998 | Россия | docx/pdf | 2.15 Мб

    Специальность 08.00.01. — Политическая экономия ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДОВ БОРЬБЫ С НЕЙ 13 1.1. Противоречивая взаимосвязь номинальных и

  • Комплиментарные высказывания с позиции теории речевых актов (на материале французского, русского и английского языков) Мосолова Ирина Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 5.39 Мб

    Специальность 10.02.19 — Теория языка. Филологические науки. Художественная литература — Языкознание — Индоевропейские языки — Романские языки — Галло-романские языки — Французский язык —

  • Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление Теплых Регина Римовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 11.89 Мб

    Специальность 10.02.20 — сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Введение 3 Глава I. Текст детектива и его составляющие 1.1. Понятие «текста — современные трактовки

  • Институциональная и эволюционная экономическая теория | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

    1 Неопределенность и проблема координации. Координационная функция экономических институтов. Типы координации и формы их сочетания в обмене. 2 Трансакционные издержки, их структура, предпосылки

  • Ответы к экзамену по микроэкономике | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.88 Мб

    30.Эластичность спроса. Виды и факторы эластичности. Характеристика товаров в зависимости от эластичности спроса. Кривые Энгеля 31.Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в

  • Вопросы и ответы — Малое и среднее предпринимательство | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.07 Мб

    Что такое предпринимательство и кто такие предприниматели? Что такое «управленческая трактовка» понятия «малый и средний бизнес» на макро и микроэкономическом уровне? Какие критерии отнесения

  • Экономика для неэкономических специальностей | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.21 Мб

    Общественное производство, его структура и механизм функционирования. Факторы общественного производства. Потребности и ресурсы. Проблема использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных

  • Основы менеджмента | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.44 Мб

    1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. 2. Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды. 3. Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.

  • Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления | Лекция | | docx | 0.03 Мб

    Философские категории Категории сущность и явление. Диалектический материализм, Категории причина и следствие. Категории необходимость и случайность. Категории возможность и действительность

  • Ответы по дисциплине История философии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    1. Философия досократиков (милетская школа, элеаты, Гераклит, атомизм) 2. Софисты и Сократ. Платон и его учение об идеях. Проблема познания 3. Платон. Учение о человеке. Концепция идеального

Как мы помогаем?

Мы предлагаем профессиональную психологическую помощь в форме психологических консультаций и долгосрочной психотерапии.

Различие состоит в том, что консультации могут носить разовый характер и посвящены конкретной узкой теме, заявленной клиентом. Психотерапия – длительная углубленная работа, сконцентрированная на личности клиента. Психотерапия с элементами психоанализа помогает выявить истоки проблем, осознать их, осуществить глубинные изменения характера, тормозящего личностное развитие и мешающего полноценной жизни.

В зависимости от личных предпочтений и рекомендаций психолога, вы можете выбрать одну из предложенных форм работы.

В психологии и медицине

Изображение Танатоса мексиканского художника Маурисио Гарсиа Вега

Гипнос и Танатос: Сон и смерть его сводного брата , Джон Уильям Уотерхаус , 1874 г.

Согласно Зигмунду Фрейду , у людей есть инстинкт жизни, который он назвал « Эрос », и влечение к смерти, которое обычно называют (хотя и не сам Фрейд) «Танатосом». Это постулируемое стремление к смерти якобы вынуждает людей совершать рискованные и саморазрушительные действия, которые могут привести к их собственной смерти. Такие поведения, как стремление к острым ощущениям и агрессия, рассматриваются как действия, проистекающие из этого инстинкта Танатоса.

Однако некоторые ученые утверждают, что существует мало свидетельств того, что у большинства людей есть определенная тяга к самоуничтожению. По их мнению, поведение, изученное Фрейдом, может быть объяснено более простыми, известными процессами, такими как предвзятость (например, человек злоупотребляет наркотиками, потому что обещание немедленного удовольствия более убедительно, чем интеллектуальное знание о вреде когда-нибудь в будущем) и риском. расчеты (например, человек безрассудно водит машину или занимается опасными видами спорта, потому что повышение статуса и репродуктивный успех перевешивают риск травмы или смерти).

— это боязнь вещей, связанных со смертью и смертностью или напоминающих о них, таких как трупы или кладбища. Это связано с некрофобией , хотя последний термин обычно относится к конкретному страху перед мертвыми телами, а не к страху смерти в целом.

Танатология — это академическое и научное исследование смерти среди людей. Он исследует обстоятельства смерти человека, горе, пережитое близкими умершего, и более широкое социальное отношение к смерти, такое как ритуалы и увековечение. Это в первую очередь междисциплинарное исследование, часто проводимое профессионалами в области сестринского дела, психологии, социологии, психиатрии, социальной работы и ветеринарии. Он также описывает телесные изменения, которые сопровождают смерть и посмертный период.

Танатофорная дисплазия , названная так из-за своей летальности при рождении, является наиболее распространенной смертельной врожденной дисплазией скелета с предполагаемой распространенностью от одного на 6400 до одного на 16700 рождений. Его имя Танатофор в переводе с греческого означает «смертоносный».

Эвтаназия , «хорошая смерть» по-гречески, — это акт или практика прекращения жизни человека, который в противном случае испытал бы тяжелые, неизлечимые страдания или инвалидность. Обычно это связано со смертельной инъекцией или приостановкой экстренного лечения. Доктор Джек Кеворкян назвал свое устройство для эвтаназии Танатроном.

История возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что человеком движут два основных инстинкта: либидо и мортидо. И если либидо – это стремление к жизни, то мортидо – разрушающее начало.

Его ученица Сабина Шпильрейн на основании этой теории написала работу «Деструкция как причина становления», которая положила начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Она проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом. Она считала, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти

В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста

Множество ученых занимались вопросом влечения к смерти (Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Карл Юнг, Вильгельм Штекель), но только Фрейд смог трансформировать их взгляды в общую концепцию и осветил ее во второй дуалистической теории влечения. В данной работе он показал связь либидо и мортидо и впервые противопоставил тягу к жизни деструктивному началу в личности каждого человека.

На основании этой теории и работ Шпильрейн стал популярен термин «деструдо», изучением которого активно занимался Пауль Федерн.

Негативные идеи

Саморазрушительные идеи – это мысли, направленные на то, чтобы обесценить абсолютно всё и всех, убедить себя в том, что ничего не сможешь, не достигнешь, и даже если наметился небольшой прогресс – добром это всё равно не закончится.

Человек сразу же сочиняет себе «самоисполняющееся пророчество»: он не умеет, у него не получится, поэтому – нечего даже начинать. Мысли, как известно, являются очень могущественной силой, потому неудивительно, что у человека действительно ничего не получается – он заранее запрограммировал себя на неуспех.

Ещё одна форма негативных идей – это постоянные мысли о том, чего не хватает в жизни, что не идеально и чего никогда не будет. Всё вместе это – идеальное топливо для самоуничтожения.

Бегство от любви

В глубине души люди, склонные к саморазрушению, не чувствуют себя достойными любви. Виной этому – заниженная самооценка. Вот почему они в каком-то смысле не терпят отношений, в которых все складывается хорошо. Как ни странно, как только они чувствуют себя любимыми и нужными, сразу же начинают всё портить. Они предпочитают быть жертвами, а не победителями. Так комфортней заниматься самоуничтожением. Поэтому они попросту бегут от любви, бегут от удачи, и, как правило, преуспевают в этом.

Нередко они ведут себя очень требовательно и капризно, чтобы убедить потенциального партнёра, что отношения с ними – изначально обречены. Саботаж любви и отношений – это их способ продолжать саморазрушение, не отвлекаясь ни на что другое.

***

Итак, люди, склонные к саморазрушению – это прежде всего жертвы самих себя. У них имеются непроработанные старые травмы, проблемы с самооценкой, и без посторонней помощи справиться с этим – очень нелегко. Они что-то пережили, их что-то потрясло, их идентичность сформировалась под влиянием каких-то неблагоприятных обстоятельств. Это, как если бы смотреть на себя в зеркало и всегда видеть лишь искажённое изображение.

Да, у таких людей существуют серьёзные проблемы с самооценкой. Но помимо этого у них есть также трудности с самовосприятием. Ведь для того, чтобы посмотреть на себя более конструктивно, необходимо бросить вызов травмирующему паттерну из прошлого. А это больно и нелегко. За всем этим прячется бессознательный страх, например, быть счастливее, чем мать или отец. Или признаться себе в какой-то слабости и уязвимости. Как бы то ни было, склонность к самоуничтожению требует профессионального лечения.

Патологический трудоголизм

Речь идет о патологической привязанности к работе, когда стремление к деятельной жизни выходит за рамки естественного трудолюбия и превращается в зависимость. Страдающий от трудоголизма человек чувствует постоянную тревогу из-за страха потерпеть неудачу, проиграть в конкурентной борьбе или показаться некомпетентным; он компульсивно стремится к одобрению окружающих, от мнения которых напрямую зависит его эмоциональное состояние.

Как это может быть связано с ужасом перед осознанием своей смерти?

Люди используют труд как щит от тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Работа делает жизнь человека более осмысленной и упорядоченной, расписывает ее по дням, неделям и месяцам, позволяя почувствовать власть над временем. Отсутствие временно́й структуры и конкретной цели способствует возникновению экзистенциального вакуума и вызывает чувство тревоги.

В труде человек учится и достигает определенного мастерства, что дает ему ощущение творческого успеха и наличия в жизни смысла. Без него может развиться ноогенный невроз — мучительный поиск в экзистенциальном вакууме хоть чего-нибудь ценного.

Пренебрежительное отношение к своему физическому и ментальному здоровью

Люди, склонные к саморазрушению, часто забывают о собственном теле. Они не занимаются спортом, не бывают на свежем воздухе, считая это пустой тратой времени. По правде говоря, они не любят своё тело, не любят физическую близость и связанное с ней удовольствие.

Что примечательно, они даже не стараются выглядеть лучше и как будто специально пренебрежительно относятся к своему телу, что является проявлением того, как мало себя ценят.

Если у них уже есть какие-то проблемы – даже не пытаются их как-то решить. Например, годами страдают от бессонницы, глотают на ночь успокоительные и снотворные, но не хотят докопаться до её причин, чтобы победить. Или, например, испытывают эмоциональный дискомфорт, но предпочитают терпеть, лишь бы только не идти к психологу.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector