Индивид

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Социализация индивида и формирование личности

Не всякий человек является личностью. Так, новорожденный младенец — уже индивид, но еще не личность. Личность формируется под влиянием общества, культуры, ближайшего окружения.

Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешной жизни в обществе. Простыми словами, социализация — это превращение индивида в личность. Социализация продолжается всю жизнь: человек осваивает множество социальных ролей, его личность приобретает новые грани.

Все, что влияет на этот процесс, называют механизмами социализации или агентами социализации. К ним относятся отдельные люди, семья, окружение, институты общества — школа, армия, государство, СМИ и т.п.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Личность продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Индивид личность индивидуальность

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия, участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других. Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности.

Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь, личность и индивидуальность образуют целостность, но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека. Личность чаще описывается, как сильная, независимая, тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность, как – яркая, творческая.

Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальность». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру.

Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их, трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума. Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций, самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности.

Роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Типы личности

Типовой подход предполагает, что личность относится к одной из ограниченного количества определенных категорий. Предложения о выделении типов личности выдвигаются постоянно, начиная с древности и заканчивая современностью. Древнегреческий врач Гиппократ описывал четыре основных типа темперамента: сангвиник (оптимистичный, надеющийся), меланхолик (печальный, депрессивный), холерик (вспыльчивый) и флегматик (равнодушный). Такие типы личности представляют категории людей со схожими характеристиками. Малого количества типов достаточно для описания всех людей. Каждый человек либо входит в типовую категорию, либо нет. В политике мы определяем людей либо как консервативный тип, либо как либеральный, но возможно также классифицировать некоторых людей как аполитичных. Категория принадлежности рассказывает нам многое о каждом из членов, Точно так же как отдельное животное может быть собакой, кошкой, жирафом или каким-то другим типом животного, система типов личности распределяет по категориям людей, но не описывает их как обладающих признаками, характерными для данной категории в различной степени. Когда врачи классифицируют людей по поставленным диагнозам, таким как шизофрения или паническое расстройство, они используют диагностические категории как типы (Blashfield & Livesley). Карл Юнг (Jung) (Аналитическая теория Юнга) различал интровертов и экстравертов. Типизация предполагает, что люди входят в естественные категории, так что решение «либо — либо» представляется разумным.

Так как теории личности развивались, мы можем убедиться, что понятие типа использовали на одном уровне понимания, а понятие черт личности (описанное ниже) существовало на другом. Например, мы знаем о том, что биологическая основа личности определяется генетикой, и действительно, возможна естественная классификация людей по дискретным категориям на генетическом или другом: биологическом уровне. Теории иногда могут навести на мысль о наличии типов. Открытие этих категорий только посредством наблюдения, без опоры на теорию, не так просто, потому что их видимое проявление затушевывается другими влияниями (обучением, культурой и так далее), что также искажает наши наблюдения (этот спорный вопрос можно сравнить с различием, лежащим в основе генотипов и фенотипов в биологии). Статистические методы могут помочь обнаружить основные типы, но эти процедуры малоизвестны или невыполнимы (Meehl). То, что мы может наблюдать, — это большей частью не связанные непосредственно с типами проявления черт личности.

Понятие о человеке как индивиде

Человек
как индивид предстает в своих природных,
биологических особенностях, как
человеческий организм. Это — телесное
бытие человека.

В
основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву,
лежит факт неделимости, целостности
человека, наличия свойственных ему
особенностей. «Индивид, — писал
А.Н.Леонтьев, — это прежде всего
генотипическое образование… Понятие
«индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие уже на ранних
ступенях развития жизни. Индивид как
целостность — это продукт биологической
эволюции, в ходе которой происходит
процесс не только дифференциации органов
и функций, но также и их интеграции, их
взаимного «слаживания». В понятии
индивида содержится указание на подобие
человека всем другим людям, на его
общность с человеческим родом. Человек
как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития.

Индивид
есть другой полюс человеческой реальности
;
первый полюс — это родовое бытие
человека. Именно бытие человека как
индивида восполняет человеческую
реальность до целого. Сам человек — это
его одновременное противоречивое
тождество и роду, и индивиду. Это
противоречие разрешается в развитии:
если в начале жизни человек есть родовое
бытие индивида, то на высших уровнях
развития человек выступает какиндивидуализированный
род
(единственный
в своем роде) во всей полноте его
общечеловеческих способностей.

Специфика
человеческой индивидности опосредована
всей историей его вида, которая преломилась
в наследственной программе человека.
Так, только человеку присущи рекордная
продолжительность периода детства;
возможность пребывать при рождении в
состоянии крайней «беспомощности»; вес
мозга ребенка составляет всего лишь
около четверти веса мозга взрослого
человека
(у обезьян это соотношение
составляет две трети). С момента своего
рождения человеческий индивид является
носителем специфически человеческой
биологии, сформированной предшествующим
развитием в филогенезе.

Индивидность
человека интересует психологию в той
мере, в какой она проявляется в становлении,
развитии и функционировании человеческой
субъективности. Природные, телесные
свойства человека составляют предпосылку
и условия

развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

Изучение
индивидных свойств человека в психологии
связано с анализом фундаментальной
проблемы: как
конкретно органическое, природное
проявляется в психическом.

Психология исследует также вопрос о
развитии и преобразовании
индивидных свойств

человека в зависимости от его образа
жизни

и характера осуществляемой им деятельности.
Предметом психологии индивидности
человека выступает связь
биологического и психического.
Эту
связь невозможно постулировать, ее
необходимо изучать, выявлять ее конкретные
формы и механизмы.

«Относительно
связи биологического и психического,
— писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно
сформулировать некоторый универсальный
принцип, справедливый для всех случаев…
В одних измерениях и при одних определенных
обстоятельствах биологическое выступает
к психическому как его механизм
(физиологическое обеспечение психических
процессов), в других — как предпосылка,
в третьих — как содержание психического
отражения (например, ощущения состояний
организма)». Неоднозначность связи
органического и психического в первую
очередь объясняется неоднородностью
самих индивидных свойств человека,
включенностью в их число генетических,
морфологических, физиологических,
телесно-физических, нейропсихологических,
половозрастных и других особенностей.
Поэтому индивидность человека и ее
проявления в человеческой субъективности
целесообразно исследовать применительно
к конкретным индивидным свойствам,
изучение которых проводится в рамках
пограничных с психологией дисциплин —
в дифференциальной
психофизиологии, психогенетике,
психосоматике,
нейропсихологии.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).

С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Человек

Как мы уже выяснили выше, человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).

С точки зрения психологии, термин «человек» сочетает в себе биологические и общие социальные характеристики, а также способность заниматься различными видами деятельности, специфичными для данного биологического вида.

С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:

  • прямохождение и особое строение тела;
  • использование членораздельной речи для общения;
  • наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;
  • способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);
  • способность создавать и использовать орудия труда.

С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.

Чтобы запомнить, чем понятие «человек» отличается от понятия «личность», следует понять одну простую вещь: новорождённый ребёнок уже является человеком, поскольку ему присущи все элементы человеческой природы. При этом личностью он становится позже – в процессе социализации, когда обретает свою индивидуальность.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Похожие термины:

  • А.В. Мудрик предложил следующие определения этих понятий: человек – субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связан

  • (лат. individuum неделимое, особь) отдельный человек, представитель человеческой общности.

  • это индивид с инвалидностью, который нуждается в дополнительной поддержке для обеспечения получения высшего образования (Закон України Про вищу освіту . – Режим доступу: http:/ /w1.

  • состоит в: развитии у кадров государственной службы профессионально-управленческой направленности; корректировке и развитии у руководителей ориентации на достижение успеха в выполнении управл

  • процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.

  • процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.

  • целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно

  • опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание ег

  • вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств, нравственной, экономической, политической правовой, экономической культуры познавательной деятельности, труда,

  • процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности.

  • Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме

  • Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно

  • продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при

  • личность во всем ее многообразии.

  • организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.

  • необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.

  • педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей

  • учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче

  • (в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.

  • выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector