В чем заключается отличие личности от индивида? понятия «человек», «индивидуальность»

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона».
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
— некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
«индивид
».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения
до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии
.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Недостатки индивидуальных предприятий

Помимо вышеописанных преимуществ, малые индивидуальные предприятия также имеют ряд существенных недостатков, которые могут отпугнуть человека, решившего организовать частный бизнес

В списке ниже вы найдете основные нюансы, на которые следует обратить внимание предпринимателю:

  1. Владелец бизнеса несет имущественную ответственность, в том числе личную.
  2. Единоличное обязательство в принятии решений может стать губительным.
  3. Отсутствие инвестиций в предприятие усложняет процесс его развития.

То есть следует грамотно взвесить все достоинства и недостатки, прежде чем решить вкладывать свои средства в частное предприятие. Возможно, намного выгоднее будет стать частью общества с ограниченной ответственностью или организовать акционерное предприятие, выпускающее ценные бумаги.

Подходы к изучению

Индивидуальность рассматривается с точки зрения поведения, внешности и внутреннего мира человека (к нему относятся волевые установки, особенности психики, мировоззрение)

Некоторые психологи акцентируют внимание преимущественно на социализации, умении выстраивать межличностные отношения и становиться лидером. Вторые — на особенностях телосложения и лица. Третьи — на акцентуациях характера

Третьи — на акцентуациях характера.

В связи с такими расхождениями в психологии сформировались основные подходы к типологии индивидуальности:

  • объяснительная — установление психотелесных соответствий (конституциональная типология Кречмера и соматотипы Шелдона);
  • описательная — составление индивидуально-типовых портретов (методика Ганнушкина и Личко);
  • терапевтическая — выделение индивидуальных черт личности (психологические типы Юнга).

Многие специалисты считают, что индивидуальные черты нельзя типологизировать, так как у каждого человека они проявляются по-разному.

На сегодняшний день в психологии чаще всего рассматривается интегральная индивидуальность — понятие, введённое советским психологом В. С. Мерлином. Это особенности человеческой личности на разных уровнях:

  • биохимическом;
  • общесоматическом;
  • нейродинамическом;
  • психодинамическом;
  • психическом;
  • социально-психологическом;
  • социально-историческом.

В отечественной психологии также существует школа Теплова-Небылицына, которая рассматривает индивидуальные черты как проявления темперамента.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Структура

Чтобы разобраться с определениями, стоит рассмотреть принципы составления индивидуальности. В психологии и биологии человеком принято называть представителей человеческого рода. Однако в психологии также есть и другое разделение.

Определение в психологии Описание
Человек Представитель человеческого рода, который характеризуется исключительно физическими и генетическими признаками.
Индивид Единичный представитель человеческого рода. То есть конкретный экземпляр. Индивиды обладают своей индивидуальностью, так как они отличаются по росту, весу, типу телосложения, цвету волос (то есть в основном биологическими характеристиками).
Личность Индивид, у которого есть определенные свойства, развитые в нем под влиянием общества, продолжительности жизни и других факторов. Личность формируется в процессе семейного воспитания, понимания традиций, влияние школы, родственников, друзей, учителей.
Индивидуальность Личность с определенными духовными и моральными качествами, привычками, характером, которые делают ее неповторимой. То есть индивидуальность – это личность, которая способна самостоятельно определять свой выбор в той или иной сфере.

Функции, роль и формы проявления

Индивидуальность является очень спорным понятием в психологии. Это связано с тем, что все направления и теории до сих пор рассматриваются. Поэтому подробного, общепринятого определения данного понятия до сих пор нет.

Для того чтобы понять, насколько индивидуальность необходима для жизни человека, проще всего привести примеры. Допустим, человек попадает на конкурс, где оценивается умение чтецов. Первый участник является немым, второй сочиняет прекрасные стихи и читает их на протяжении многих лет.

Третий конкурсант знает исключительно школьную программу и те литературные произведения, которые он изучал много лет назад. В этом случае невозможно оценить всех трех участников конкурса одинаково. В этом случае играет большую роль индивидуальность каждого конкурсанта.

Например, первый участник, который является немым, обладает своей биологической и физиологической индивидуальностью, соответственно, ему сложно принимать участие в таком конкурсе.

То же самое касается и третьего участника, который проходил только школьную программу. Очевидно, что победителем станет тот конкурсант, который на протяжении долгого времени занимался написанием стихов и прекрасно умеет их читать. Это также является индивидуальностью.

Таким образом, индивидуальность крайне важна при формировании личности. От этого зависит то, кем человек станет, кем будет работать, в какой социальной среде он будет находиться.

Предприятие – самостоятельный субъект рынка

Не стоит забывать о том что произведенную продукцию придется куда-то реализовывать. Для этого можно заключить договора с оптовиками или заняться розничной торговлей самостоятельно. В обоих случаях проявляется еще одна особенность индивидуальных предприятий – возможность самостоятельного установления цен на продукцию. Если вы не занимаетесь производством основных продуктов питания (хлеб, молоко, яйца, мясо), которые должны всегда оставаться общедоступными, то никто не запрещает устанавливать цену, которая будет соответствовать качеству вашей продукции.

Особенно актуально подобное высказывание звучит для таких форм бизнеса, которые основаны на профессиональном творчестве. Вы вправе потребовать за нарисованную картину или скульптуру такую сумму денежных средств, которую сочтете нужным, и государство никак не ограничивает вашу свободу действий. Ну, или вы можете придерживаться тех цен на товары и услуги, которые диктуют ваши конкуренты, чтобы ваша продукция всегда пользовалась большим спросом.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

Философский
интерес к проблеме жизни продиктован
следующими обстоятельствами: во-первых,
философским объяснением природы самого
человека, что требует привлечения
естественнонаучных представлений о
жизни; во-вторых, необходимостью
использования методологических принципов
в ходе научного познания жизни; в-третьих,
уяснением закономерностей
структурно-функциональной организации
живого, что способствует верному ответу
на один из актуальнейших философских
вопросов – в чем смысл жизни человека?
В жизни каждого нормального человека
рано или поздно наступит момент, когда
он задается вопросом о конечности своего
индивидуального существования. Человек
— единственное существо, которое
осознает свою смертность и может делать
ее предметом размышления. Но неизбежность
собственной смерти воспринимается
человеком отнюдь не как отвлеченная
истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное
потрясение, затрагивает самые глубины
его внутреннего мира. Смерть и
потенциальное бессмертие — самая
сильная приманка для философствующего
ума, ибо все наши жизненные дела должны,
так или иначе, соизмеряться с вечным.
Человек обречён на размышления о смерти
и в этом его отличие от животного, которое
смертно, но не знает об этом. Правда,
животные чувствуют приближение смерти,
их предсмертное поведение чаще всего
напоминает мучительные поиски уединения
и успокоения. Наверное, смерть вообще
— расплата за усложнение биологической
системы. Одноклеточные практически
бессмертны. Когда организм становится
многоклеточным, в него как бы встраивается
механизм самоуничтожения на определённом
этапе развития, связанный с геномом.

Человек
не может смириться с тем, что именно ему
придётся уйти из этого великолепного
мира, где кипит жизнь, но, размышляя об
этом, начинаешь понимать, что смерть, —
пожалуй, единственное, перед чем все
равны, что стирает неравенство, на
котором основана земная жизнь.

В данном
случае не так уж важно, кто «управляет»
миром — Бог, Дух, Космический Разум,
объективная реальность, законы Природы.
Важно, что человек должен лишь осознать
этот порядок и найти в его недрах, в его
устройстве зазор для «относительной
самостоятельности», в которой он будет
видеть смысл своего бытия

Интерес
к проблеме смерти обусловлен несколькими
причинами. Во-первых, это ситуация
глобального цивилизованного кризиса,
который в принципе может привести к
самоуничтожению человечества. Во-вторых,
значительно изменилось ценностное
отношение к жизни и смерти человека в
связи с общей ситуацией на Земле. По
сути дела, речь идёт о триаде: жизнь —
смерть — бессмертие, поскольку все
духовные системы человечества исходили
из идеи противоречивого единства этих
феноменов. Существует два принципиально
различных пути объяснения вечных
вопросов жизни, смерти и бессмертия.

Первый
подход можно обозначить как объективистский.
Он связан с именами таких философов,
как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с
догматикой иудаизма, христианства и
ислама и, отчасти, с установками
естествознания. В его основе лежит
представление об изначальном неколебимом
миропорядке, в котором заранее
предначертаны все события общественной
и личной судьбы, «расписаны» все этапы
мировой истории.

Второй
подход во главу угла ставит субъективность
человека, его самодеятельность,
творчество. Сущность его хорошо выражают
афоризмы: «Человек — мерило всем вещам»,
«Человек — творец самого себя», «Творю,
следовательно, существую». Размышления
над этим вопросом оказывается исходным
пунктом в выработке основной “линии”
жизни, подчиняющей себе поведение и
поступки человека на разных уровнях :
общество в целом, трудовой коллектив,
семья, близкие друзья и т.п.

Цели в личностном росте

Хоть личностный рост и направлен на проработку внутренних моментов, он обязательно находит отражение во внешнем мире. Одним из самых ярких признаков развития является реализация человеком собственных замыслов. Мобилизация внутренних ресурсов позволяет достигать поставленных целей экологичным путем, без нанесения вреда другим людям.

Однако можно посмотреть и с другой стороны. Процесс личностного роста нельзя представить без постановки соответствующих задач. По сути, желание стать лучше уже является самостоятельным намерением. То есть следование определенной цели обеспечивает развитие человека, и наоборот. Но иногда намеченные планы не требуют проработки личностных качеств. Тогда саморазвитие выступает в качестве базиса, помогающего достичь успеха в этом деле.

К примеру, если человеку необходимо прокачать навык убеждения, ему не требуется проработка каких-либо нравственных качеств. Но на многих тренингах обучение данной способности будет преподноситься как личностный рост. В зависимости от того, что подразумевается под развитием, прокачка этого навыка будет или не будет являться личностным ростом.

Если умение убеждать — одно из условий для формирования цельной и гармоничной личности, развитие должно происходить в соответствии с определенными принципами. В случае, если человек отстаивает собственную точку зрения, прибегая к манипуляциям, запугиваниям и давлению, это не имеет никакого отношения к самосовершенствованию.

Как уже было сказано, личностный рост неразрывно связан с принципом экологичности. В данном контексте цель совсем не оправдывает средства, особенно если используемые методы могут нанести вред окружающим.

К примеру, если человек планирует открыть собственное дело, то его целью является запуск данного проекта. При этом следует помнить, что бизнес невозможен без покупателей

Это значит, что нужно уделять внимание не только способам продвижения продукта, но и его качеству. Целью бизнеса должна стать продажа действительно необходимого и качественного товара, а не простое извлечение прибыли. Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности

Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности. Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Да и сама идея будущего бизнес-проекта должна быть экологичной. Не секрет, что сегодня предостаточно фирм-однодневок, которые исчезают с деньгами покупателей или партнеров. Да, это тоже бизнес, но ничего общего с нравственным развитием он не имеет.

Получается, личностный рост должен соответствовать определенным условиям. Недостаточно просто прокачать какой-либо навык — необходимо постоянно работать над своим характером и ценностями.

Регистрация индивидуального предприятия

Как уже говорилось ранее, организация индивидуального предприятия – это относительно простой процесс, который не требует особых усилий. Стать владельцем бизнеса на сегодняшний день может любой желающий. Оформление всех необходимых документов занимает около 10 дней, а стоимость государственной пошлины составляет от 800 до 1000 рублей (в зависимости от региона).

Остальные вложения зависят от сложности предприятия, которое планируется организовать, однако обычно они не превышают нескольких миллионов, а то и вовсе составляют пару десятков тысяч рублей. Если вы хотите зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то вам следует обратиться для этого в налоговую службу вашего города. Из документов потребуется лишь паспорт и квитанция об оплате госпошлины.

О понятии индивидуальность

Манера поведения, привычки и реакция на всё происходящее у каждого из них будет разная. Определение слова индивидуальность – это наличие ряда неповторимых качеств каждого человека, его своеобразные особенности, которым обладает только лишь он. В число таких отличительных характеристик можно смело включить не только интересы персоны, но и её привычки, переживания и даже настроение, которое постоянно меняется. И это уже не говоря о талантах, наклонностях и способностях, благодаря которым личность можно назвать целостной, то есть уникальной. Человек демонстрирует свою индивидуальность через поведение в социуме, при этом учитываются разные реакции на какие-то события, а также ситуации в целом. Следует отметить, что ключевое влияние на развитие персоны оказывают СМИ.

Ряд телепередач выступают ключевыми параметрами стандартизации и развития личности в одностороннем порядке. Способность к мышлению и анализированию медленно подавляется и не так-то просто оказывается «правильно» расставить акценты и сделать свои выводы. Такое мышление в первую очередь очень опасно для подростков, их личность ещё до конца не сформировалась и человек находится на стадии социализации. Истиной может стать любая авторитетная теория, которую заявили во всеуслышание с пропагандой поддержки.

Структура личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Индивидуальность личности


Каждый из нас — Личность

Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека.

Если сравнивать это сложное понятие с термином «человек», тут психологи склонны говорить о родовом понятии, что указывает на происхождение, физиологические особенности. В этом контексте говорится, что существо стоит на высшей ступени развития эволюции, только и всего.

Когда речь заходит о личности, психология дает широкие разъяснения, касающиеся всего спектра жизни, мировоззренческих структур. Человека подразумевают как особь с определенным набором генетических качеств, но несли они особенные, речь уже может идти об индивидуальности. Впрочем, в таком смысле никакого отношения к индивидуальности личности это понятие не имеет.

Индивидуальность личности в психологии предполагает набор индивидуальных черт личности. Среди них особое милосердие и доброта, достойное поведение при любых обстоятельствах, даже компрометирующих. Соотношения же понятий личность и индивидуальность трактуется психологами, как два способа бытия одного и того же человека. В каких-то случаях он подключает все свои индивидуальные качества, в других – старается не отличаться от других, слиться с толпой.

Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и взрослыми.

По утверждению психологов, личность формируется с самого раннего возраста. Многие называют 2-3 года малыша. Другие исследователи говорят о пяти годах. Действительно, уже в раннем детстве у ребенка есть свое мировоззрение, индивидуальный взгляд на те или иные вещи, события, поступки других людей. Исходя из разных оценок увиденного, дети формируют собственную линию поведения.

Именно в детстве закладываются наиважнейшие качества личности. Способствует этому окружение ребенка, поведение родителей, воспитание. Примером становятся также сверстники, педагоги.

Личностью не рождаются

Каждого человека по праву можно считать как индивидом, так и личностью. Разница лишь в том, что личностью можно стать, только пройдя свой жизненный путь, культурно, социально и духовно развиваясь. Индивидом же является каждый с момента рождения.

Личность человека формируется тогда, когда он проходит через такие социальные уровни жизни, как детский сад, школа, институт и так далее. На каждом жизненном этапе у человека формируется определенный взгляд на мир, закаляется характер и формируется индивидуальность.

Именно социальное развитие делает из индивида личность

На сегодняшний день понятие личности имеет больший интерес в кругу философов, историков, эстетов.

Многие ошибочно полагают, что человека можно считать настоящей личностью, если он много добился в жизни, смог побороть себя, достичь успехов в работе и саморазвитии.

Но на самом деле даже маленького ребенка, воспитывающегося в семье, окруженного вниманием и заботой, также можно считать личностью. Здесь есть некое противоречие, связанное с тем, что личностью все-таки не рождаются, но маленького ребенка можно считать таковым

Почему?

Здесь есть некое противоречие, связанное с тем, что личностью все-таки не рождаются, но маленького ребенка можно считать таковым. Почему?

Потому что здесь начинается его взаимодействие с социумом, в роли которого будет выступать поначалу его семья. Социальное развитие делает нас не просто индивидами, но личностями.

Мало совершать действия, главное, делать это обдуманно и осознанно. Это одно из главных качеств, характеризующее личность.

Умение самостоятельно принимать осознанные решения отличает человека даже от самого разумного животного, поскольку, каким бы разумным оно не было, его никогда не назовут личностью. Потому что, совершая какие-то действия животное все равно будет руководствоваться не разумом, а инстинктами.

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector