Детерминизм и причинность. детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций

Философский детерминизм

Детерминизм в философии – это фиксация различных форм объективного мира: наследственность и статистика, пространство и время и т.д. Выражение этих явлений реальности происходит с помощью системы категорий философии: необходимости и случайности, возможности, действительности, закономерности и причинности. Детерминизм и индетерминизм – это противоположные понятия, второе изучает отрицание причинно-следственных связей.

Развитие философского детерминизма началось еще в Древней Греции и означало вид логических определений и понятий, которые противостояли обобщениям. В 16-17 веках детерминизм приобрел новую суть, обусловленность. Философы 17 века вырабатывали различные понятия механики с помощью сближения терминов «детерминизм» и «причинность».

Механический детерминизм закрепился за счет представлений о динамичном характере закономерности, об уникальности причинно-следственной связи. Причинность в детерминизме стала основной моделью появления новых научных правил и законов.

Главным представителем и создателем концепций детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он придумал идею, что положение Вселенной – это следствие прошлого и причина будущего ее состояния. Механистическая методология тоже развивалась, только уже в новом направлении. Она приближалась к статистическому и вероятностному характеру закономерности, исследуемому Лапласом. Он старался поддержать усовершенствование метода вероятности в математике, чтобы использовать новые способы в научных исследованиях.

Детерминизм в философии помог развить науку и эволюционировал со временем благодаря научным достижениям и практике. Раньше это учение считалось общими механическими представлениями о среде и явлениях. Это утверждение закрепилось в науке естествознания до 19 века. Мир казался людям большим механизмом, действующим в правилах строгого детерминирования.

Такой мир не изучал возможность случайностей, произвола или теории вероятности. Однако уже в 19 веке появлялись все новые сферы изучения в науке, которые формировали уже другое мнение об окружающем мире.

Как эволюционировала концепция детерминизма?

  • Как и любое учение, концепция детерминизма прошла определенные этапы. Античность обозначила гилозоизм, учение, говорящее о том, что все, что есть на земле материального, является живым.
  • Позже, с расширением биологических познаний человечества, ученые заговорили о том, что лишь живым существам присуща душа, при этом между биологией и психологией существует тесная связь.


Принципы

После того, как в 4-м веке были опубликованы труды раннехристианского мыслителя Аврелия Августина, утверждавшего, что именно душа является источником всех знаний, ведущих к реализации цели, популярность получила его концепция, чтобы познать психологию людей, необходимо наличие и применение внутреннего опыта.

Детерминация поведения

Человек оказывает влияние не только на ближайшее окружение, но и на макросреду (общество в целом). Это приводит к тому, что в определенном коллективе формируются культурные, политические, социальные нормы. Полноправными гражданами считаются те, что соответствуют общепринятым стереотипам. Нередко личность в процессе жизнедеятельности сталкивается с явлениями, которые противоречат его личным качествам: чертам характера и темпераменту.

Психологическая концепция детерминируется тем, что любое поведение человека объясняется исключительно культурными и социальными факторами. Эти критерии определяют его эмоции и манеру поведения. Ребенок узнает об общепринятых нормах из семьи и от близкого окружения (друзей, учителей). ТЕго личные (врожденные) качества всегда дополняются информацией извне.

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Виды детерминизма

Понятие подразделяют не только по категориям, но и по разновидностям. Ученые выделяют следующие типы детерминизма:

  1. Психологический . Понятие стало центральным в анализе Фрейда, который считал, что случайных событий не бывает. Он провозгласил значимость любых, даже самых незначимых перемен в жизни.
  2. Множественный или мультидетерминизм . Основная идея концепции заключается в том, что на определенное явление влияет множество факторов.
  3. Взаимный . Идея была предложена Альбертом Бандурой. Он считал, что детерминизм – это взаимодействие познавательных способностей и мышления, внешних факторов и активности человека.
  4. Культурный . Данный тип концепции объясняет поведение человека с точки зрения воспитания, полученного им в раннем возрасте. Исходя из теории, действия личности и его эмоциональная жизнь зависят от уровня культуры.

Определение слова «Индетерминизм» по БСЭ:

Индетерминизм (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и Детерминизм) философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.). В истории философии, начиная с древнегреческой философии (Сократ) вплоть до настоящего времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440), «…нимало не уничтожает ни разума, ни совести…, ни оценки… действий» человека (там же, с. 159) (см. ст. Свобода воли). В современной буржуазной философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Неопозитивизм, Прагматизм и Персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в современной буржуазной философии. Так, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности, аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. Диалектический материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме. Лит. см. при ст. Причинность. А. П. Огурцов.

Какими детерминантами определяется психологическое развитие?

Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.

Выделяют следующие детерминанты:

  1. Генетическая предрасположенность, которая заключается не только в наследственных заболеваниях, в первую очередь психических, но и в повторе действий, сходных с теми, которые осуществляют близкие люди.
  2. Окружающая среда, также влияющая на формирование человека посредством условий, в которых он пребывает.
  3. Противостояние среде – это отход от общепринятых норм и стереотипов, обусловленный волевыми качествами и проявляющийся в произвольных действиях.
  4. Развитие психологической составляющей личности проявляется, когда достигнут такой уровень развития (это относится к познаниям, навыкам, талантам), который начинает противоречить действительности.

Вне науки — редко

На вас понятие детерминации действует угнетающе? Что ж, употребляется оно в весьма узком значении и только в научном стиле. То есть маловероятно, что вы с ним будете сталкиваться часто – если вы слышите слово с трибуны, значит, за нее по ошибке пустили ученого с горящими глазами.

Но понятие «детерминированный» помогает снизить хаос в знаниях человечества, по крайней мере оно на это претендует. И если речь идет только об узком математическом знании, то его употребление будет оправданным и осмысленным.

Слово «детерминированный» будет полезно авторам курсовых и дипломных работ, причем не только в сферах точных наук. Есть еще науки пограничные, в которых это понятие приветствуется – лингвистика, медицина. Только вот во время застолья лучше не употребляйте это слово – не поймут. Исключение – Нобелевский банкет. Там уж точно это слово всем понравится.

Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Литература

  • Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. — Л., 1974. — 183 с.
  • Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. — 2008. — № 9.
  • Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. — 2008. — № 3.
  • Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. — М., 1976. — 256 с.
  • Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2005. — № 6. — С. 3—20.
  • Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — М., 1999. — С.179—198.
  • Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. — Воронеж, 1987. — С. 9—23.
  • Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии. — 1979. — № 7.
  • Сокулер З. А . Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. — 1993. — № 2.
  • Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. — М., 2006. — 323 с.
  • Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — 513 с.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Главные вехи развития материализма

Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Родоначальником направления в античной философии считается Демокрит, утверждавший, что истинная реальность принадлежит атомам.

Они воспринимались ученым как последние неделимые элементы материи, из которых состоит весь мир. Идеи Демокрита развили в III в до н.э эпикурейцы, считавшие, что душа человека состоит из легких и чрезвычайно подвижных атомов.

Лукреций в поэме «О природе вещей» пояснял, что возникновение живого из безжизненного аналогично появлению червяка из грязи. Он утверждал о материальности души, в сущности, являющейся для организма чем-то подобным руке или ноге.

В Новое время направление активно развивал Т.Гоббс и французские просветители, которые поддерживали механистическое понимание материализма, сводя сложное к простому. В XIX веке учение обогащается диалектикой (что это такое?).

Большой вклад в это внес немецкий мыслитель Л.Фейербах, а также К.Маркс и Ф.Энгельс.

В XX веке на почве материализма возник неопозитивизм, эмпиризм, натурализм и другие концепции. Одновременно сохранялась механистическая трактовка, а отдельные философы продолжали развитие мысли в направлении диалектики.

В XXI веке стала популярна «онтологическая философия» (философский материализм).

Детерминистский подход

Научная концепция подразумевает взаимосвязь отдельных событий и явлений. При этом признается факт, что не все действия живых существ можно связать с причинностью. Детерминизм в психологии может иметь другие формы:

  1. Системную . Отдельные части определяются характеристиками целого.
  2. Обратной связи . Последствия действий оказывают влияние на причину, вызвавшую их.
  3. Статистическую . Одни и те же факторы могут стать причиной разных последствий у одного и того же человека.
  4. Целевая . Детерминизм подразумевает достижение поставленных целей в процессе деятельности.
  5. Селф-детерминизм – способность управлять своими действиями в соответствии с реальными потребностями.

Фатализм и детерминизм простыми словами

Фатум в переводе на русcкий язык, это рок, судьба. (от лат. fatalis – определенный судьбой). Идею фатализма, или существования судьбы, некой предопределенности нашей жизни можно объяснить минимум двумя путями. Первый, это слепая вера в судьбу. В том смысле, что у каждого из нас есть судьба и как бы мы не вертелись ужом, с нами произойдет только то, что должно произойти. Это мало кого устраивает, потому что большинство людей выверены в том, что они сами решают, как им поступать в том, или ином случае. Свободу волеизъявления с натяжкой можно оставить идеалистам, считающим, что сознание и разум первичны, а материальный мир, это уже производное от нашего существования, Но вот отрицание фатализма, детерминизма, как причинно — следственной связи вещей и явлений, материалистами, совершенно непонятно. Второй путь понимания. как раз и кроется в идеях материализма. В самом деле, ведь если брать за основу материалистические взгляды на устройство мира, то последний должен состоять из некоторых первокирпичиков, которые физики давно и безуспешно ищут с помощью разных коллайдеров. С точки зрения материализма, все что с нами происходит и будет происходить, абсолютно предопределено. То есть, все процессы внутри нас и вне нас, просто обязаны подчиняться фатальной неизбежности. Раз есть некие фундаментальные и незыблемые частички мира, то положение всех вещей в мире в конкретный момент времени зависят только от занимаемых ими позиций в пространстве. Или можно представить это себе как-то иначе? Собственно, это и отражено в идее вечного возвращения у Ницше.

Частицы через огромное количество времени снова обязаны занять то же положение. которое они занимают сейчас, и вы опять будете сидеть и читать эти же строки. Может, кого-то такая идея и захватывает, а по мне, это глупость. В одной из статей объясню, почему. Можно вспомнить принцип домино. Ведь какой бы длинной и закрученной ни была цепь стоящих на торце костяшек, как только вы толкнули первую, судьба следующих фатально предрешена. Весь мир можно представить себе в виде подобных хитросплетений, взаимодействующих друг с другом.

Детерминизм

Тогда как фатализм больше связан именно с понятием судьбы, данной каждому человеку свыше, не особо вникая в подробности, детерминизм, это уже целое учение, разделенное множество разных детерминизмов. Мы не будем рыхлить землю носом, а коснемся только общих принципов. Говоря простым языком, речь идет о том, что все процессы и явления в мире связаны между собой причинно-следственными связями. Причем каждое следствие становится причиной для следующего следствия. Тот же принцип домино.

Индетерминизм

Индетерминизм противопоставляется детерминизму, основываясь на малоубедительных доводах. Одними людьми используется понятие свободной воли человека, честно говоря, непонятно откуда взявшейся. Другие отстаивают индетерминизм, взяв на вооружение квантовую механику, в которой уже сто лет безуспешно пытаются хоть как-то свести концы с концами. Но, всех случаях, принимая индетерминизм, нужно безоговорочно признать, что некоторые вещи происходят безо всякой причины, случайно. Ребята, очевидно путают случайность с непредсказуемостью. Но это же совершенно разные вещи. Непредсказуемость субъективна. Она возникает только для того, кто не обладает достаточным объемом информации для правильного вычисления результата. А вот случайность. следуя логике приверженцев индетерминизма, просто обязана быть абсолютной. Согласно детерминизму, камень, триллион раз подброшенный вверх, столько же раз упадет назад. Индетерминизм, надо полагать, допускает, что у подброшенного камня есть шанс зависнуть в воздухе. Только не нужно придумывать ситуаций, когда камень можно бросить с первой космической скоростью и он не вернется и т.п. Речь идет об обычном подбрасывании. Я просто кратко обозначил разницу между двумя противоположными понятиями, к которым часто примешивают божью волю и свободу волеизъявления человека. Но, об этом в другой публикации.

Суть детерминизма, понятие детерминизма

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Что такое детерминация поведения и психологический детерминизм?

  • Поскольку взаимосвязи в мире очень значительны, они проявляются не только во влиянии человека на близкий круг друзей, знакомых, родных, но и на общество в широком его понимании. Так происходит формирование определенных норм: культурных, социальных, политических, принятых в определенном кругу.
  • Мы считаем обычным такое соответствие стереотипу гражданина, но при этом каждый из нас в той или иной мере порой обнаруживает, что его личностные качества, характер, нрав противоречит каким-либо явлениям.
  • Именно такое явление объясняет психологический детерминизм, говорящий о том, что культурные и социальные нормы влияют на поведение личности, определяя выражение его эмоций и поведенческую манеру. Таким образом, формируясь под влиянием окружающих его взрослых, ребенок тем самым дополняет внешними факторами те качества, которые были в нем заложены от рождения.


О влиянии на человека

Это подтверждает теория детерминизма, говорящая о влиянии природного, социального и биологического факторов на психическое состояние человека.

Итог

Каждый человек рождается без знаний, условностей и определений. Лишь по мере жизни он узнает от взрослых, что необходимы какие-то причины для получения тех последствий, которые ему нужны. В итоге он начинает задавать вполне логичные (детерминированные) вопросы:

  1. Почему трава зеленая?
  2. Почему солнце светит?
  3. Почему Земля круглая?
  4. Откуда я взялся?

И поскольку у всего есть причины, ребенок хочет их прояснить для себя. Однако философы указывают на то, что существуют явления, которые невозможно объяснить. Если родитель не может ответить на вопрос ребенка, это возмущает малыша: «Как так? У всего есть причины, а мне о них не рассказывают».

Возмущение является естественным, поскольку даже взрослый человек всегда ищет причины для того, чтобы жить, быть счастливым, ходить на работу, быть здоровым и т. д. А ведь у многих этих явлений нет причины. Человек просто живет и сталкивается с тем, что происходит, без каких-либо веских причин.

Другие записи журнала

  • Паранойя
  • Потеря памяти
  • Комплекс оживления младенца
  • Депривация
  • Болезнь Альцгеймера
  • Невроз
  • Олигофрения
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector