Зарубежные подходы к изучению идентичности личности в психологии
Содержание:
- Введение
- Этническая идентичность
- Статус группы и социальная идентичность
- Телесный критерий
- Сопутствующие состояния
- 1 Определение понятия
- Похожие термины:
- Проявления расстройства
- Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации
- Идентификация vs. идентичность
- Что известно о заболевании
- Потеря идентичности
Введение
Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.
7 стр., 3160 слов
Формирование и развитие личности
Формирование и развитие личности На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы …
Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)
Цель настоящей работы – раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:
- Рассмотреть соотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;
- Описать механизм идентификации личности в онтогенезе;
- Дать представление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификации личности.
Этническая идентичность
Основная статья: Этнос
Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах её социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры
Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы
Материалы словарной статьи словаря В. И. Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности.
Статус группы и социальная идентичность
Ученые отмечают, что те, кто принадлежит к высокостатусным социальным группам, обычно меньше задумываются над групповым членством, чем относящиеся к низкостатусным. Дело в том, что членство в таких элитных объединениях индивидов является неким эталоном. Другие социальные группы сравнивают свою идентичность с этим эталоном.
Членство в стигматизируемых, дискриминируемых, низкостатусных группах ведет к появлению негативной социальной идентичности. Индивиды в этом случае часто прибегают к особым стратегиям. С помощью различных средств ими достигается позитивная социальная идентичность личности. Они либо стремятся покинуть эту группу и войти в более высоко оцениваемую, либо сделать так, чтобы их группа стала восприниматься более позитивно.
Как вы видите, формирование социальной идентичности — сложный и многоаспектный процесс. Безусловно, он требует дальнейшего изучения.
Телесный критерий
Телесный критерий представляет собой уже другую теорию, по которой до того момента, пока то физическое существо, которым является человек, сохраняет свою форму, человек остаётся человеком.
Сторонники этой позиции сходятся во мнении, что личность является лишь физически обусловленным представлением, а именно это представление и есть та самая единственная составляющая, которая требуется, чтобы личность оставалась самой собой. Если (когда) прекратится существование физического тела, то (тогда) прекратится существование личности, и самоидентификация станет невозможна.
Сопутствующие состояния
Помимо расщепления сознания, больного сопровождают другие симптомы:
- быстрая смена настроения;
- депрессии;
- повышенная тревожность;
- нарушения сна;
- проблемы употребления пищи;
- смена вкусов, интересов;
- разговоры с самим собой, на разный манер;
- галлюцинации – тактильные, вкусовые, зрительные.
70% больных ДРИ заканчивают жизнь самоубийством. Однако показательным диагностическим критерием является диссоциативная амнезия.
Субъект забывает события личной биографии, затрудняется полноценно рассказать историю собственной жизни. Его школьная деятельность отмечается резкими спадами и ростом успеваемости. Наблюдается амнезия на текущие события. Например, пациент стойко уверен, что сегодня вторник, живет вторником, хотя по факту сегодня четверг. Событий двух дней не помнит. Отсутствует также возможность вспомнить некоторые поступки, сказанные слова.
Пациенты обнаруживают вещи, происхождение которых затрудняются объяснить, непонятные записи. Знакомые просят что-то сделать (сыграть на гитаре), но человек понимает, что не умеет этого делать. Когда прохожий приветливо кивает ему, знаменуя приветствие, больному сложно вспомнить, кто это.
Деперсонализация и дереализация проявляются ощущением отстраненности. У пациента создается впечатление, как будто он наблюдает за собственной жизнью со стороны. Он не способен контролировать собственные мысли, действия. У него возникает ощущение нереальности происходящего, отдельные вещи кажутся измененными, меняют очертания, свойства. Подобное состояние настигает базовую личность.
1 Определение понятия
Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.
Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.
Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.
Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.
В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).
Похожие термины:
-
установление личности конкретного человека с использованием различных антропологических признаков и методов. Широко применяется в криминалистике, при установлении родства индивидов, установле
-
причисление себя к группе людей определенной национальности.
-
процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенн
-
англ. identification, social, explicit/manifest; нем. Identifizierung, soziale offenbare. По А. Гоулднеру -идентификация членов группы или организации, к-рая рассматривается как значимая для данной группы, организации и предписывает
-
отождествление себя с данным классом.
-
англ. identification, social, latent; нем. Identifizierung, soziale latente. По А. Гоулднеру — аспекты идентификации членов соц. группы, связанные с их принадлежностью к различным соц. категориям (демографическим, этническим, ре
-
одна из разновидностей социального сравнения, когда люди идентифицируются с героями неудачниками, которых по сюжету фильма или книги неизбежно, фатально ждет заслуженная удача. Наиболее показат
-
англ. identification, political; нем. Identifizierung, politische. Процесс, в ходе к-рого индивид причисляет себя к определенной группе, цели и интересы к-рой воспринимаются им как свои собственные.
-
самоотождествление индивида с группой, коллективом по существенным признакам и критериям.
-
звуковая субституция (см.). Смешению и подмене в речи звуков разных языков «помогает» письмо, графический вид слов и букв как знаков звуков. Буквы во многих языках совпадают по начертанию или доста
-
group identification. — Отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.
-
personal identification. — Механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего c его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному
-
Добровольное отождествление отдельного человека или большой группы людей с определенной общностью, как правило, территориально определенной, со своим языком и культурой. Различают национально-г
-
Ідентифікація культурна. Cultural identification. Самоотнесение индивида или группы к определенной культуре или субкультуре, которая не обязательно является для них родной. В результате такого процесса про
-
понятие, введенное Г. Саймоном и широко используемое в современной теории организации для обозначения процесса, в результате которого работник, вновь поступивший в развитую организацию, через оп
-
процесс психологического отождествления себя с другими людьми, их группами и объединениями с целью более успешного освоения им новых для него видов социально-политической деятельности, социальн
-
Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной идентификации. Выбирая произносительные, грамматически
-
Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом которых говорящий себя ощущает. А.и. могут меняться, в связи с
-
совокупность методических средств и технических приемов, используемых в социологии управления для получения нового знания о закономерностях решения субъектом управления проблем соответствия ф
-
1) по З. Бауману — практическая невозможность для социального актора сохранить идентификацию, усвоенную в процессе первичной социализации; фактор смены идентификаций в условиях современной социа
Проявления расстройства
Симптомы болезни проявляются разделением Эго субъекта на несколько абсолютно разных идентичностей. Подобные субличности отличаются половыми, возрастными, национальными характеристиками, обладают различным темпераментом, умственными способностями, жизненными взглядами.
Новообразованные идентичности проявляют собственные характеры, отличаются именами, жестами, походкой, мимикой. Происходят кардинальные перевоплощения, изменяющие даже почерк – у каждого вновь образованного объекта он собственный, неповторимый.
Индивидуальности полностью независимы, даже различаются заболеваниями. Например, одна страдает дальнозоркостью, вторая – обладает отличным зрением, однако проявляет признаки психопатии.
Минимальное количество подобных Эго-состояний – 2, максимальное – неограниченно, иногда достигает сотни. Среднее число альтер-личностей составляет 8–2. Возникшие «персонажи» попеременно, внезапно сменяют друг друга. Провокатором выступает стрессовое событие.
Активизированная субличность обычно не способна вспомнить происходящее до ее очередного появления, не подозревает о существовании остальных идентичностей. Но, при наличии множественных личностей, достигающих десятков, отдельная способна знать о присутствии остальных. Но данная идентичность не является базовой, носящей изначальное имя человека. Базовая тождественность сохраняется, однако уже не является ведущей. Отдельные индивидуальности конфликтуют между собой.
Новые индивидуальности принимают детское и взрослое обличье. Поведение их способно воплощать скрытые желания базовой личности, совершать аморальные поступки, характеризоваться гневливостью, радостью, принимать различные ипостаси.
Первое официальное описание расстройства, совершенное врачом Антуаном Деспином, рассказывает историю болезни маленькой девочки одиннадцати лет. Малышка была частично парализована, мучилась сильными болями, судорогами. Врач описывал якобы трансовое состояние девочки, когда маленькая мученица становилась ангелом. Ангел беспрепятственно прыгал, бегал, плавал, любил пищу, отвергаемую девочкой, просил взрослых исполнять желания малышки.
Пациенты способны слышать разные голоса в голове, переговаривающиеся, спорящие между собой. Субъект воспринимает их как беседу с самим собой, не подозревая, что улавливает переговоры нескольких субличностей.
Количество Эго-состояний способно возрастать. Индивид вырабатывает новые лица, стремясь справиться с определенной ситуацией.
Известная кинокартина «Три лица Евы» иллюстрирует именно подобную ситуацию. Психиатра посетила женщина – обычная, тихая домохозяйка, преданная жена, предъявляющая жалобы на потерю памяти, сильнейшие головные боли. Проводя сеанс, врач замечает внезапные изменения поведения женщины: скромная, верная супруга превратилась в вульгарную, развратную девицу. Вскоре проявилась следующая идентичность: высокоинтеллектуальная, выдержанная, интеллигентная леди. Психиатрические сеансы выявили скрывающиеся лица.
В основе картины лежат реальные события, демонстрирующие жизнь Крис Костнер Сайзмор. Женщина действительно страдала диссоциативным расстройством. Собственному заболеванию Крис посвятила 2 книги.
Интересный факт: контракт для съемок фильма продюсер подписывал со всеми тремя лицами Крис.Три подписи были разными.
Для постановки диагноза «диссоциативное расстройство идентичности» требуются следующие критерии:
- наличие не менее двух независимых Эго-состояний, различающихся коренным образом манерой поведения, восприятием окружающего и отношением к нему;
- попеременное главенствование идентичностей над личностью индивида;
- провалы памяти;
- состояние не вызвано действием внешних факторов – алкоголем, курением, наркотиками, токсическими веществами, иными психическими расстройствами.
Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации
Социальная идентичность – это понятие, которое в современной социальной психологии является центральным для понимания специфики межгрупповых отношений. Ведь это ключевой момент, который объединяет личность и ту группу, к которой она принадлежит. Следует отметить, что социальные группы общества – феномен крайне неоднородный
Поэтому важно определить, что мы подразумеваем под этим термином
Данные объединения индивидов выделяются по самым разным характеристикам и параметрам, несмотря на то, что имеются общие признаки социальной группы. Поэтому было бы логично предположить, что процесс социальной идентификации в своей специфике определяется свойствами групп, к которым данная личность принадлежит.
Характерные признаки социальной группы следующие:
- определенный способ взаимодействия ее членов, который обусловлен общим делом или интересами;
- осознание членства в данной группе, чувство принадлежности к ней, проявляющееся в защите ее интересов;
- осознание единства представителей этого объединения или же восприятие всех его членов как единого целого, причем не только ими, но и окружающими людьми.
Идентификация vs. идентичность
По мысли Брубейкера, проблема в том, что, даже если мы используем мягкую трактовку, все равно неясно, что мы узнаем благодаря понятию «идентичность». Он предлагает найти другой, более нюансированный теоретический язык. Он выдвигает понятие «идентификации», которое пришло из психологии и использовалось в социальных науках еще до «идентичности».
Идентификация — отглагольное существительное, которое подразумевает процесс — говорит, что идентичность — не готовая сущность, а то, что рождается во взаимодействии между людьми. Идентификация позволяет проследить, как некоторые идентичности кристаллизуются, обретают плоть.
Государство любит категоризировать население по национальным, расовым и гендерным признакам. Брубейкер предлагает проанализировать этот процесс и реакцию граждан на такое разделение. Всегда ли эти категории нейтральны? В каких случаях они приобретают негативное значение? Когда люди не согласны войти в категорию, которую им предлагает государство? Исследователь считает, что всегда найдутся группы, которые предложат другую систему категоризации вместо доминирующей, — это и есть суть политического процесса. Когда в США понятие «blacks» по ясным причинам несло негативные коннотации, в 1960-е годы его пытались переозначить, придумав движение «Black is beautiful».
Брубейкер предлагает еще ряд терминов (в том числе «самопонимание» и «самопрезентация»), которые показывают, что идентификация — это не просто соотнесение себя с разными группами. Она имеет социальный и политический характер, укоренена в практиках. Он очень убедителен, но почему-то сегодня большинство исследователей не отказываются от понятия «идентичность». Наверное, несмотря на всю проблемность, слово сохраняет эвристический смысл.
Мне кажется, этому есть достаточно простое объяснение. Термин «идентификация» не может заменить термин «идентичность», он его только дополняет. Если идентификация — процесс, который осуществляется бюрократическими силами или какими-то другими институтами, то что производят эти институты в результате данного процесса? Как раз идентичности.
Что известно о заболевании
Некоторым изначально покажется данная болезнь неизвестной. Однако упомянув, что расстройство более известно как раздвоение личности или множественная личность, ситуация немного прояснится.
Действительно, ДРИ проявляется разделением сознания больного. Проще говоря, в нем как будто уживается сразу несколько человек.
Недуг считается довольно редким, хотя с 1980-х годов отмечается значительный прирост его носителей. Официально болезнь носит название «диссоциативное расстройство идентичности» согласно DSM-5, звучащее корректнее, нежели ранее принятое расстройство множественной личности. Раздвоение или множественная личность скорее являются бытовыми названиями.
Интересно, что некоторые люди не считают раздвоение сознания патологией. Например, писательница Трудди Чейз, страдающая данным заболеванием, признает наличие нескольких собственных личностей, родившихся после перенесенного насилия. Женщина утверждает, что все идентичности взаимодействуют достаточно слаженно. Трудди отвергает патологический характер своего поведения, считая естественным состоянием сознания.
Не только обыватели не согласны с официальностью расстройства. Даже некоторые психиатры придерживаются мнения ложности существующего диагноза.
Потеря идентичности
«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.
Причины
Причины потери идентичности (личностного кризиса):
- резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
- серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
- возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.
В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.
Симптомы и признаки
Симптомы потери идентичности:
- частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
- постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
- чувство неопределенности;
- фрустрация;
- хроническая тревожность;
- неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
- сомнения в правильности своих действий;
- боязнь будущего;
- нерешительность в поступках.
У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.
Опасность состояния
Чем опасно такое состояние:
- истощение,
- дезадаптация,
- десоциализация,
- изоляция,
- депрессия,
- неврозы,
- суицид,
- зависимости.
Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.
Что делать
Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.
Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.