Что такое гуманистическое мировоззрение

Виды гуманизма

Истории известен древний гуманизм, который относился к знаниям, пропагандируемым Сократом, Аристотелем, Протагором, Эпикуром, Периклом, Демокритом, Лукрецием и Конфуцием. Но это мировоззрение набрало обороты позже. Эпоха гуманизма началась в период Возрождения. С этих пор появлялись следующие его виды:

  • классический – древние гуманистические идеи возродили Монтен, Бокаччо, Бэкон, Петрарка, Томас Мор и Эразм Роттердамский;
  • теистический – это мировоззрение христианских экзистенциалистов и современных теологов, которое предполагает спасение человека через Бога;
  • атеистический – гуманизм, которые основан на философии Жан-Поля Сартра;
  • коммунистический – убеждения марксистов;
  • научный – высшей ценностью гуманизма считается человеческая личность;
  • нормативный – это мировоззрение подразумевает, что общество должно считать нормой своего функционирования удовлетворение человеческих потребностей.

По классификации Ю. Н. Харари есть 3 вида гуманизма: либеральный (высшая ценность в каждом отдельном человеке), социалистический (высшая ценность – это коллектив), эволюционный (ценность представляет человек разумный).

[править] Характеристика

Возможные характеристики гуманизма по мнению его сторонников:

  • это постоянно совершенствующийся проект подлинной общечеловеческой духовности, которая преодолевает границы конфессий, идеологий, партий и корпоративного мышления
  • это открытое мировоззрение, не отталкивающее от себя никого, кто сам не считает себя его непримиримым противником; все, кто не против нас, тот с нами
  • это творческий оптимистический скептицизм, учащий полагаться на опыт и логику, видящий в любом догматизме, опасный росток застоя и регресса
  • это защита абсолютного личного достоинства и прав каждого человека, независимо от его социальной принадлежности, пола, расы, веры или неверия
  • это приоритет общечеловеческих ценностей, терпимость, человечность и высокая гражданственность
  • это противостояние вторжению в умы паранормальных суеверий и антинаучных взглядов.

Разновидности:

  • Светский гуманизм
  • Религиозный гуманизм (содержит в себе противоречие — центр религии это бог или боги, а в соответствии с концепцией гуманизма в центре находится человек, что ставит под большой вопрос возможность самого существования гуманизма религиозного)

Угрозами гуманизму его сторонники могут признавать другие идеологии, отрицающие гуманизм. Таковыми могут признаваться идеологии, ставящие выше интересов личности интересы государства, нации, религии, расы.

Религиозный гуманизм

Религио́зный гумани́зм (англ. Religious humanism, также либерально-религиозный гуманизм) — интеграция гуманистической этической философии с религиозными, но не теистическими ритуалами и общественной деятельностью, которые основаны на человеческих потребностях, интересах и способностях. Те, кто называют себя религиозными гуманистами, отличаются от светских гуманистов в основном тем, что они рассматривают гуманистическую жизненную позицию как свою религию и организуют с использованием конгрегационной модели. Религиозный гуманизм — классический пример нетеистической религии.

Религиозные гуманисты в XXI веке обычно организуются под эгидой этической культуры или этического гуманизма. В конце XIX-начале XX веков британское движение этической культуры на короткое время стало очень активным, но к 1960-м годам в значительной степени отказалось от своих «религиозных» атрибутов, утвердив гуманизм не столько как религиозную идентичность, сколько как полезный ярлык для описания рационального и нерелигиозного отношения к морали и этике. Группы по этической культуре и религиозному гуманизму, впервые сформированные в Соединенных Штатах из бывших служителей-унитарианцев, которые, не веря в Бога, стремились создать светскую религию, вдохновляясь идеями французского философа Огюста Конта.

Гуманизм эпохи возрождения

Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.

Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.

Гуманизм возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.

Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.

Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами.

Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.

Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования. В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.

Известные гуманисты

Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.

Франческо Петрарка (1304—1374)

Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.

Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.

Лоренцо Валла (1407—1457)

Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.

Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.

Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.

Джордж Якоб Холиок (1817—1906)

Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.

Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.

Пол Куртц (1925—2012)

Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.

Елизавета Глинка (1962—2016)

Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.

Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.

Примеры

Примеры гуманности – благотворительность, волонтерство, что предполагает бескорыстную помощь нуждающимся людям и животным

Примером гуманистического общения в семье служит забота, помощь, внимание к своим детям, друзьям, возлюбленным. Примеры гуманизма в жизни ассоциируются с работой врачей, спасателей, пожарных

Пример гуманности членов общества – признание ценности человека по факту его рождения, реализация понятий человечности, когда обеспечивается равное отношение к людям разных национальностей независимо от уровня дохода, внешней привлекательности, наличия образования. Понятие гуманности предполагает:

  • Желание и готовность понять окружающих людей.
  • Стремление помочь ближним, нуждающимся в поддержке.
  • Признание прав и свобод других людей.
  • Предоставление зрелой личности возможности выбирать, самостоятельно принимать решения.

Принципы человечности предполагают сострадание и великодушие, умение закрывать глаза на недостатки и непохожесть других людей, способность радоваться от осознания чужого счастья и сочувствовать чужому горю. В гуманистическом обществе неприемлемо насилие в отношении человека и другого живого существа, в том числе в отношении животных, отрицается необходимость подчинять кого-либо своей воле.

Гуманистическое мировоззрение – способность и желание относиться к каждому человеку по-доброму независимо от его национальной принадлежности и социального статуса, проявлять к окружающим уважение и великодушие.

Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

Полная свобода в развитии любого человека как личности;
Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

1.5. Также необходимо подробнее остановиться на марксистском (социалистическом) гуманизме.

Согласно марксистской теории, гуманизм – мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV – XV веках, получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII – начала XIX веков в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский

,социалистический гуманизм , который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и – в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;

провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;

признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота об его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;

«оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Похожие термины:

  • лат. – отвлеченный) – гуманистические идеи и суждения, теоретически и логически верно построенные на категориях гуманизма, но по существу отдаленные от жизни, идеализирующие ее, отвлеченные от сп

  • Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимал

  • идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, административными и другими. Строиться на полном признании гражданских прав, уважения чувства собственного дос

  • очеловечивание межличностных отношений в процессе воспитания и образования на основе признания равноправия ребенка, уважения его чести и достоинства как высшей ценности общества.

  • реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.

  • система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формировании личности.

  • процесс создания условий для осознания возможностей военнослужащего в различных видах профессиональной деятельности в социальной (специфически военной) среде, самопознания им самого себя в раз

  • – направление развития образования, предполагающее гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека и общества, обеспечение их параллельного, эффективного разв

  • кардинальное изменение целенаправленности высшей школы вообще: не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание

  • парадигма, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам; учет личных целей и у

  • его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого с

  • 1. Концепция совершенствования управления трудовой деятельностью, предполагающая более полное использование производительных резервов рабочей силы, особенно интеллектуальных и морально-психол

  • принцип воспитания, требующий от воспитателей уважения прав, свобод и позиции воспитанника, предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека б

  • воспитательный процесс должен строиться на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

  1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
  4. Формирование этических норм без влияния религии.
  5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
  6. Скептическое отношение к религии.
  7. Применение рациональных методов исследования.
  8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
  9. Безоговорочное признание эволюции.
  10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

Идеи гуманизма в человеческой истории

Гуманизм эпохи Ренессанса:

  • Данте Алигьери, (Данте и многие другие не принадлежат эпохе Ренессанса)
  • Леонардо да Винчи,
  • Франческо Петрарка,
  • Колюччо Салютати,
  • Пьетро Паоло Верджерио,
  • Боккаччо,
  • Леонардо Бруни,
  • Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
  • Лоренцо Валла,
  • кардинал Пьетро Бембо,
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция),
  • Фабер Стапуленсис,
  • Карл Бовиль,
  • Жан Боден,
  • Мишель де Монтень,
  • Томас Мор (Англия),
  • Джон Коле,
  • Филипп Сидней,
  • Томас Элиот,
  • кембриджская школа,
  • Рудольф Агрикола,
  • Иоганн Рейхлин,
  • Конрад Цельтис,
  • Ульрих фон Гуттен,
  • Муциан Руф,
  • Конрад Пейтингер,
  • Виллибальд Пиркгеймер.
  • Эразм Роттердамский
  • Томмазо Кампанелла

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

  • Вильгельм фон Гумбольдт,
  • Теодор Лессинг,
  • Гердер,
  • Гёте, Иоганн Вольфганг,
  • Фридрих Шиллер,

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Пропаганда гармонии

Гуманизм учит тому, что нет таких проступков, грехов и ошибок, которые не могут быть искуплены и прощены. Если человек желает исправиться, ваша обида или испортившееся отношение не должны стоять на пути примирения. Правильным путём будет поощрение любых положительных изменений. Нужно уметь быть выше мелких обид. Лучше, конечно, и вовсе не допускать таких ситуаций, в которых переступаются правила морали.

Это может быть обеспечено лишь в том случае, если человек растёт и живёт с чётким осознанием ценности жизней и судеб окружающих, умеет наступить на горло собственному эгоизму и не делать того, чего не желал бы себе. Нужно уметь смотреть дальше своего носа и понимать, что из общества личность никуда не денется. Ежедневно индивиду придётся сталкиваться тем, что сформировано его же руками на пару с остальными людьми, находящимися рядом.

Как связаны между собой гуманизм и Реформация

Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?

Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.

Именно гуманисты хотели церковных реформ, именно они вскрывали и подвергали критике пороки духовенства, именно они, стремясь к совершенству человека, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но по факту, подготовив почву для Реформации, гуманисты дальше пошли своей дорогой, а реформаторы — своей.

Реформаторы vs гуманисты

Реформаторы
Гуманисты
Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подвластно Божественному предопределению.
Идея свободы воли человека. Человек, двигаясь в сторону нравственного совершенствования, формирует свой характер сам.
Хотели реанимировать первоначальную чистоту христианской веры. Завершили религиозное развитие эпохи Средних веков.
Хотели реанимировать науки и искусства античного мира

Положили начало светской культуры, которая переросла в эпоху Просвещения XVIII века.
В центре — мысли о загробном спасении.
В центре — интересы земной жизни.
Важно божественное начало Христа.
Важно человеческое начало Христа.

Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.

Забота о детях, стариках

Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.

В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению. Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем. Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.

В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.

В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей. В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность. Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

Что такое гуманизм?

Чтобы разобраться, что такое гуманизм, нужно изучить его правила, идеи и принципы

Это мировоззрение предусматривает доброе отношение, внимание и сочувствие к каждому человеку, уважение его потребностей. Гуманизм закрепляет в обществе необходимость создания возможностей для всестороннего развития личности каждого человека

Сюда входит духовное, физическое и нравственное совершенствование.

Также нормы гуманизма предполагают уважительное отношение к правам человека и его личному достоинству, обеспечение условий для достижения благополучия и счастья. Современное мировоззрение дополняется идеями бережного отношения к окружающей среде, защите экологии и всего живого на планете.

Идеалы гуманизма

Понятие гуманизм связано с моральными категориями, о которых проповедовали Конфуций, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие, известные в истории личности. Кроме того, принципы гуманизма содержатся в известных мировых религиях: христианстве, буддизме, исламе. Существенный вклад в развитие идеи человечности внесла Западная Европа и Россия, таким образом, сформировались современные идеалы гуманизма:

  1. Признание за человеком права на жизнь;
  2. Осознание свободы человеческого разума, могущества человеческой мысли;
  3. Вера в человеческие возможности, способности, его божественное происхождение;
  4. Равное отношение ко всем людям, независимо от их общественного положения;
  5. Неприемлемость насилия по отношению к человеку, отрицание необходимости подчинять другую личность своей воле;
  6. Вера в естественную доброту человека.

Тем не менее, в современном обществе гуманизм не стал универсальным принципом, хотя отдельныелюди и целые народы к этому стремятся. Трудно сказать, что приводит к потере человечности, но примеров бесчеловечного отношения в прошлом и настоящем очень много. Чтобы воспитать в человеке гуманное отношение к окружающим, с ранних лет жизни общество прививает ему нормы морали и нравственности.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям

Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида


Гуманизм

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

  1. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
  2. В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от социального статуса, пола, национальности и других отличий.
  3. Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.

Какие существуют принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма?

  • Возможность человека развиваться в плане индивидуальной личности.
  • По принципам гуманизма, каждый индивид достоин уважительного отношения и права быть максимально свободным.
  • Гуманизм характеризуется активным использованием демократических установок по отношению ко всем сферам деятельности человека.
  • Представители данного направления считают важным взаимосвязь и взаимоуважение между людьми, которые способствуют будущему развитию.
  • Гуманисты выступают за деятельность всех организаций по защите прав человека, как например, ООН.
  • Принципы гуманистов подразумевают мирное урегулирование возникающих конфликтов, как между отдельными индивидами, так и целыми группами.
  • Принцип, который лежит в основе гуманизма, гласит об отказе от убеждений, базирующиеся слепо на вере, суевериях и другой бездоказательной базе.
  • Гуманисты выступают за активное использование научных методов при решении различного рода проблем.
  • Представители данного направления считают, что решение проблем между людьми возможно только при наличии критического мышления, которые переплетаются с чувством сострадания ко всем живым.
  • Концепция гуманизма базируется на том, что все люди – это часть живой природы. Их существование прямо зависит от заботы к планете.

Разум

Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.

Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector