Гуманистическая психология — философские основы, методики и представители

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения:

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:

  • ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
  • отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
  • каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Развитие науки в настоящее время

Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.

Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.

Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.

Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии

1. Основные положения гуманистической психологии

2. Концепция невроза в гуманистическом направлении

3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Заключение

Список использованной литературы

1. Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.

Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности»

Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу

Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии — понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов

Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности

дальнейшее чтение

  • Бендек Сотиллос, С. (Ред.). (2013). Психология и вечная философия: исследования в области сравнительного религиоведения . Блумингтон, ИН: Мировая мудрость. ISBN  978-1-936597-20-8 .
  • Бугентал, JFT (ред.). (1967). Вызовы гуманистической психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • Бюлер К. и Аллен М. (1972). Введение в гуманистическую психологию. Монтерей, Калифорния: Brooks / Cole Pub. Co.
  • Чанг, Х. -М., и Маслоу, А.Х. (1977). Здоровая личность (Второе изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: D. Van Nostrand Co.
  • ДеКарвалью, Р.Дж. (1991). Основоположники гуманистической психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Praeger.
  • Фрик, WB (1989). Гуманистическая психология: беседы с Абрахамом Маслоу, Гарднером Мерфи, Карлом Роджерсом. Бристоль, IN: Wyndham Hall Press. (Оригинальная работа опубликована в 1971 г.)
  • Фромм, Э. (1955). Вменяемое общество. Оксфорд, Англия: Rinehart & Co. * Фромм, Э. (1955). Вменяемое общество. Оксфорд, Англия: Rinehart & Co.
  • Гессманн, Х.-В. (2012). Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама. – Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама. Москва – jurpsy.ru/lib/books/id/25808.php
  • Человеческий потенциал: вызов и перспектива. (1968). Человеческий потенциал: вызов и обещание. Сент-Луис, Миссури: WH Green.
  • Шнайдер, Кирк Дж .; Bugental, James FT ; Пирсон, Дж. Фрейзер (2001). Справочник гуманистической психологии . Шалфей. ISBN .
  • Мадди, SR, и Коста, PT (1972). Гуманизм в персонологии: Олпорт, Маслоу и Мюррей. Чикаго, Иллинойс: Алдин · Атертон.
  • Misiak, H., & Sexton, VSJA (1973). Феноменологические, экзистенциальные и гуманистические психологии: исторический обзор. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Grune & Stratton.
  • Мосс, Д. (1999). Гуманистическая и трансперсональная психология: исторический и биографический справочник. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  • Мустакас, CE (1956). Самость: исследования в личностном росте. Харпер и Роу.
  • Мерфи, Г. (1958). Человеческий потенциал. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги.
  • Невилл, Д.Д. (1977). Гуманистическая психология: новые рубежи. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Gardner Press.
  • Отто, HA (1968). Человеческий потенциал: вызов и обещание. Сент-Луис, Миссури: WH Green.
  • Роуэн, Джон (2001). Обычный экстаз: диалектика гуманистической психологии (3-е изд.). Бруннер-Рутледж. ISBN  0-415-23633-9
  • Рассон, Джон Эдвард (2003). Человеческий опыт: философия, неврозы и элементы повседневной жизни (ББК. Ред.). Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN .
  • Шнайдер, К., Бугенталь, JFT, и Пирсон, Дж. Ф. (2001). Справочник по гуманистической психологии: передовые позиции в теории, исследованиях и практике. Лондон: МУДРЕЦ.
  • Шнайдер, KJ, редактор (2008). Экзистенциально-интегративная психотерапия: ориентиры к сути практики . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-95471-6
  • Северин, Ф. Т. (1973). Открытие человека в психологии: гуманистический подход. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • Сингх, Дж. (1979). Гуманистический взгляд на человека. Нью-Дели, Индия: Индийский институт государственного управления.
  • Сутич, AJ, и Vich, MA (ред.). (1969). Чтения по гуманистической психологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Уэлч И., Тейт Г. и Ричардс Ф. (ред.). (1978). Гуманистическая психология: Справочник. Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея.
  • Цукер Р. А., Рабин А. И., Аронофф Дж. И Франк С. (ред.). (1992). Структура личности на жизненном пути. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания

Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Наибольшее распространение принципы и методы «третьей силы» психологии получили в остальных сферах этой науки. Профессионалы со всех концов земного шара успешно применяют их как в психиатрии, так и при сеансах профилактики или терапии.

Остальными областями, где в той или иной степени задействованы гуманистические наработки, являются:

Сфера деятельности Особенности
Просветительские выступления У истоков интенсивных социальных тренингов и семинаров стоит Карл Роджерс, являющийся одним из основателей учения.
Социум Одной из главных идей направления является совершенствование общества путём приведения к взаимопониманию и сотрудничеству как отдельных индивидов, так и различных групп людей.
Образование Товарищеская манера общения преподавателей с учениками даёт свободу для проявления потенциала последних и повышает эффективность занятий
Интеграция в повседневную жизнь Гуманистический подход используют во множестве социальных институтов различного назначения

Маслоу, Роджерс и прочие специалисты, повлиявшие на формирование гуманистического подхода, продолжают приобретать последователей, что способствует увеличению числа его сторонников в самых разных областях. Среди сложных научных концепций данной дисциплины присутствуют и краткие понятные положения, обеспечивающие ей востребованность во всех слоях общества.

Эта привлекательная отрасль психологии ориентирована на положительные качества личности, эмоции, спонтанность и творчество, однако недостаток систематики и строгого обоснования её методов не позволили этому во многом экспериментальному учению занять место среди самостоятельных направлений. Несмотря на это, гуманистический подход прочно укрепился в различных аспектах психологии, значительно дополнив и обогатив её.

https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA

Общая характеристика концепций психологического консультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии

Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, …

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

4 стр., 1566 слов

Итак, для чего людям нужны психологи?

… помощью к психологам, люди все-таки боятся к нам обращаться. Почему? Потому что психология – совсем … же правами, что и психолог, то есть клиент и психолог совместно определяют правила своего … человека постоянно появляются вопросы к жизни, причем, чем интереснее и богаче его личность, … сессии. К психологу люди обращаются также в ситуации какого-либо сложного жизненного выбора… Список можно …

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.(Абрамова Г.С., 2001, стр 108-109 )

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия. Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Плюсы

Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле

Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится

Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.

Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт

Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.

Я-концепция К. Роджерса

Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я». Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт. Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку

Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию

Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача — разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.

Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector