Мозговой штурм

Зачем вообще говорить вслух?

Альтернативу брейнштормингу предлагает Тони МакКафри, один из основателей Innovation Accelerator Inc. Новый метод называется Brainswarming. В его сути как раз и лежит убеждение, что люди обычно более продуктивны, когда работают в одиночестве, а интроверты зачастую креативнее экстравертов.

Однако, при этом, без коммуникации и координации между людьми, невозможно выстроить успешную командную работу. Нужно сохранять баланс. Рассуждая о генерации идей, Тони задался вопросом: зачем вообще озвучивать мысли вслух? Работу в команде можно построить и другим путем.

Чтобы провести сессию Brainswarming, вам нужна большая стена или доска, а также стикеры или маркеры. На доске рисуется граф.

Исходный граф Brainswarming

  • Вверху отмечается цель — это задача, решение которой вы пытаетесь найти;

  • Затем пространство делится на две части. Сверху располагаются варианты действий, которыми можно решить задачу. Снизу — ресурсы, которыми вы обладаете;

  • Генерируя идеи, все участники молча записывают их на стикеры и помещают к одному из двух блоков. В итоге, «ветви деревьев» должны соединиться и образовать решение.

Соединение идей между собой

Пиши и голосуй

Методом Note and Vote часто пользуются в Google Ventures. Он тоже основан на индивидуальной генерации идей.

  • У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;

  • После чего, за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;

  • Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.

Схема метода Note and Vote

Читайте материал по теме: 71 идея для A/B тестирования

Люди и их идеи — всегда были тем, что движет бизнес вперед. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды.

Этапы проведения и техника мозгового штурма

Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

Определение цели и ее четкое озвучивание всем участникам. Если решаемая проблема довольно объемна, следует разделить ее на несколько более мелких задач. При невозможности это сделать, лучше заключить, что метод мозгового штурма неприемлем в данной ситуации. Поэтому хороший модератор должен знать, как правильно ставить цели, чтобы они были понятны всем.
Правильное формирование группы генераторов идей – основная роль руководителя в организации процесса. При этом нужно учитывать, чтобы количество участников не превышало 10 человек. Кроме того, они должны иметь примерно одинаковый социальный статус. Необходимо ограничивать количество людей, которые хорошо разбираются в проблеме, которую планируется обсудить, для того чтобы все креаторы чувствовали себя свободно и непринужденно. Нужно создать расслабленную обстановку. Удобные сиденья расставить лучше по кругу, стол ставить не обязательно. При этом необходимо поставить несколько досок для того чтобы была возможность записывать или иллюстрировать идеи. Помимо всего прочего, в группе следует назначить наблюдателей, которые будут записывать все высказывания участников, и следить за их реакцией.

Сама процедура мозгового штурма является третьим этапом. Начинается она со вступления, которое должно занимать не более 15 минут. Модератор рассказывает пару слов о методе брейнсторминга, объясняет правила, указывает основные тезисы проблемы и записывает их на доске. Далее идет непосредственное обсуждение, в процессе которого все участники генерируют идеи. Если процесс останавливается, то ведущему нужно дать всем поразмыслить несколько минут или раздать список вопросов, которые будут стимулировать креативное мышление. Затем следует оценка всех сгенерированных идей и их классификация

Критерии оценки участники принимают сами и располагают в порядке убывания их важности. После этого каждый генератор поясняет суть своей идеи, тем самым проясняя детали коллегам

Следует помнить, что рассматривая в данный момент идея требует максимум внимания от всех участников. Представьте себе, что это единственное существующее решение. Это поможет найти рациональное зерно в предложенном варианте достижения цели. На этой стадии мозгового штурма критика уже приветствуется, но исключительно конструктивная. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь детально рассмотреть каждую идею. Затем следует сгруппировать их все, а возможно и объединить некоторые из них для того чтобы получилось гениальное оптимальное решение задачи.
Следующий шаг – выбор максимально подходящей группы идей. Тут речь уже должна идти о возможности воплощения тех или иных вариантов в жизнь. Следует помнить, что этап принятия или непринятия идей – наиболее важный, поскольку тут решается, был ли брейнсторминг эффективным, или же все идеи «идут в корзину». В процессе обсуждения может быть дан толчок действительно гениальным задумкам.

Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

Что такое мозговой штурм?

Название этого метода коллективного обсуждения произошло от английского слова brainstorming. Мозговой штурм – это способ поиска нестандартного решения в сложной ситуации на основе стимулирования творческой активности. Для его проведения созывается группа экспертов, которые высказывают свои идеи. Метод мозгового штурма широко используется при обучении, на бизнес-семинарах, тренингах и курсах.

В чем суть метода мозгового штурма?

Смысл этого мероприятия заключается в том, что участники в ходе совещания поочередно высказывают свои мысли, касающиеся решения той или иной проблемы. Цель мозгового штурма – получить максимально возможное количество предложений и выбрать самое оптимальное. При этом одна группа участников занимается генерацией идей, а другая – их анализом. Во время мозгового штурма запрещается критиковать высказанные предложения, это можно сделать только после окончания совещания.

https://youtube.com/watch?v=lCKXBKKRJF8%250D

Кто придумал мозговой штурм?

Автором методики является американец Алекс Осборн. Метод поиска решения проблемы был придуман им в 1937 г. К тому времени Алекс Осборн имел опыт преподавания и управления небольшим заводом. В 1953 г. он написал книгу «Управляемое воображение», в которой подробно описаны методы и правила проведения мозгового штурма. С первых дней использования этот способ показал высокую эффективность. Всего за 40 мин. команда из 6-7 человек способна сгенерировать около 150-ти свежих и оригинальных идей.

Что дает техника брейнсторминга

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы.

Техники брейнсторминга

В зависимости от ситуации и условий можно использовать разные техники мозгового штурма. Разберем самые известные.

Процедура Шаретт

В правилах мы указывали, что оптимальная численность группы для мозгового штурма — пять-семь человек, больше десяти не рекомендуется. Но если участников 15-25, и нужно учитывать мнение каждого, используйте процедуру Шаретт для эффективной организации труда. Когда планируется обсуждение двух и более тем, эта техника тоже подходит.

Поделите присутствующих на группы, в каждой назначьте ведущего. Если тем несколько, группы выбирают по одной для себя. Установите временной интервал для обсуждения — обычно короткий, минут десять. Можно начинать мозговой штурм.

Когда время вышло, результаты группы номер один получает вторая группа, а ее записи передаются третьей, и так до тех пор, пока круг не замкнется. Когда идею одного автора переосмысливает другой, могут возникнуть неожиданные творческие решения.

После этого каждая группа определяет самые достойные по их мнению идеи. Затем записи передают ведущему, который подводит итоги этапа. Далее начинается совместное обсуждение. На первом плане идеи-фавориты. Если их разбор не принес желаемых результатов, тогда переходят к оставшимся предложениям.

Обратный мозговой штурм

У вас есть задача. Подойдите к ней с противоположной стороны. Задайте команде вопросы: как создать проблему или ухудшить ситуацию? Как добиться эффекта, обратного желаемому? Мозговой штурм на такие темы должен пройти продуктивно, ведь ломать легче, чем строить.

Посмотрите на итоги брейнсторминга. Возможно, решение уже перед вами. По крайней мере, вы получили список пунктов «как делать не надо» и поупражнялись в креативности. Если результаты не устраивают, можно воспринимать это как разминку и переходить к другим техникам.

Мини-штурм

Создает нужный настрой перед «основным броском», но и в процессе мини-штурма возможно найти решение.

Каждый участник получает карточку и записывает максимум идей, которые приходят в голову. Заранее определите время сессии, чтобы процесс не затянулся.

Ведущий собирает карточки и размещает на доске. После анализа и систематизации команда пробует комбинировать идеи.

Затем каждый участник получает еще одну карточку и задание: на основе комбинированной идеи создать новую задумку. Ведущий размещает на доске эти карточки, а старые убирает. Начинается анонимное голосование за лучшие идеи.

После этого участники разделяются на группы по три-четыре человека и обдумывают план SMART-действий. В этой модели «S» означает Specific, «M» — Measurable, «A» — Achievable, «R» — Relevant, «T» — Time bound. То есть действия для реализации цели должны быть:

  1. Конкретные.
  2. Измеримые.
  3. Достижимые.
  4. Значимые.
  5. Ограниченные во времени.

Затем идет презентация результатов всей команде и обсуждение. Если требуется выбрать одну идею, проводится итоговое анонимное голосование.

Техника рыбьей кости

Здесь используется диаграмма Исикавы, чаще называемая диаграммой «рыбьей кости». Это инструмент для причинно-следственного анализа, который применяется в самых разных сферах. Впервые был опробован для улучшения качества производственных процессов в автопроме Японии.

Сформулируйте проблему на доске. Участники мозгового штурма выделяют факторы, которые формируют эту проблему: техника, поставщики, новинка конкурентов и так далее. Изобразите их крупными линиями — «костями».

Для каждого названного фактора команда определяет свои подпричины. Они фиксируются на доске в виде тонких линий, отходящих от основных. Таким образом, получается как бы рыбный скелет, отображающий причинно-следственную связь.


Так выглядит диаграмма Исикавы в мозговом штурме. Источник

Теперь можно детально обсудить все факторы, увидеть слабые места и определиться с решением.

Техника Post-Up

Каждый участник получает стикеры, на каждом из которых можно зафиксировать только одну идею. Авторы поочередно прикрепляют их на доску и зачитывают вслух. Если после прослушивания чужих предложений у кого-то появилась новая идея, нужно тоже поместить ее на доску.

В результате перед вами много идей — мешайте их, объединяйте и получайте нестандартные решения.

Техника NUF

NUF — это техника рационального креатива для проверки идей по трем параметрам. Если предложение содержит элементы новизны, способно решить проблему, применимо на практике с технической точки зрения, тогда проверка пройдена.

Дайте каждой идее оценку по десятибалльной шкале по этим параметрам: новая, полезная и пригодная для использования.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Этапы проведения штурма

Непосредственное проведение мозгового штурма включает два обязательных этапа.

  1. Генерация идей или фаза «мечтатель», где обязательными условиями успеха являются:
    — как можно большее количество выдвинутых идей,
    — запрет критики любых идей, даже самых, на первых взгляд, нелепых и бессмысленных, т.к. на этом этапе первостепенное значение имеет не качество, а количество идей.
    — коллективное комбинирование и улучшение идей.

    На этом этапе нужно помнить о том, что в начале штурма идеи, как правило, представляют типовые и шаблонные решения. Но когда то, что лежит на поверхности, исчерпывается, начинают возникать по-настоящему ценные и оригинальные решения.

  2. Группировка, отбор и оценка идей или фаза «реалист». На этом этапе выделяются наиболее ценные идеи, и подводится окончательный результат мозгового штурма. Приветствуется самая жесткая и разносторонняя, но конструктивная и аргументированная критика. Для подтверждения ценности идей целесообразно использовать метод контрольных вопросов, когда каждая идея проходит мини-тест, посредством которого выясняется каковы сроки реализации идеи; каковы затраты на ее реализацию; какой эффект даст реализация; что случится, если после реализации идея окажется несостоятельной и т.д.

Когда нужны брейнштормы

Кажется, что любую задачу можно решить на брейншторме, однако это заблуждение. Для штурмов нужны вопросы, точные ответы на которые не знает никто, а решение поставленной проблемы имеет несколько вариантов, каждый из которых требует обсуждения.

В первую очередь, штурмы нужны для того, чтобы накидать много разных идей и выбрать из них наиболее оптимальные. При этом за их реализацию отвечает один человек или маленькая группа, но не все участники брейншторма, ведь в противном случае идея размывается, и никто не понимает, к чему движется команда. Допустим, нам необходимо определиться с коммуникационной стратегией — это большой проект, который делится на много подзадач. Если раздать их сразу нескольким специалистам, единая картина не получится, а общая цель не будет достигнута.

Приведу бытовой пример. Что подарить другу на день рождения? Для решения этого вопроса можно собраться с друзьями и устроить небольшой штурм, потому что все думают по-разному. Возможно, к некоторым людям придут одинаковые идеи или к кому-то придет решение, которое затмит все остальные.

Техники мозгового штурма

Существуют десятки подходов к поиску решения поставленных задач. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При выборе техники мозгового штурма главное — полагаться на особенности участников команды и цели, которые необходимо достичь. Ниже мы рассмотрим четыре распространенных метода брейншторминга.

Генерация идей

Один из самых простых вариантов генерирования идей. Всем участникам мозгового штурма необходимо придумывать разные варианты решения поставленной задачи. При этом не допускается оценивание идей.

Такой подход позволяет найти нестандартные решения за короткий срок. Допустимое время проведения такой техники мозгового штурма составляет от 5 до 45 минут.

Техника «635»

Для проведения этого мозгового штурма собирают команду из шести человек. Каждый из участников должен написать по три идеи за пять минут. Затем карточки передают соседу, чтобы он ознакомился с идеями и детализировал их. Так делают до тех пор пока каждый участник не проработает все карточки.

Техника «635» позволяет за 30 минут получить минимум 18 проработанных идей. После этого команда обсуждает каждое из предложенных решений и выбирает наиболее подходящий вариант.

Обратный мозговой штурм

Эта техника подразумевает поиск идей, которые противоречат достижению желаемого результата. Предположим, перед группой стоит задача увеличить количество продаж определенного товара. В таком случае во время обратного мозгового штурма каждый участник будет искать способы уменьшения продаж этого продукта. Работа от обратного помогает найти неочевидные идеи, которые станут основой для принятия правильных решений.

Еще один вариант обратного мозгового штурма подразумевает поиск максимального количества недостатков товара, услуги или сложившейся ситуации. Затем для каждого пункта ищут оптимальное решение. Такой метод полезно использовать при выводе на рынок нового продукта или услуги.

Созвездие

Эта техника брейнсторминга подразумевает формулирование максимального количества вопросов, касающихся поставленной задачи. Такой подход позволяет рассмотреть задачу со всех сторон и позже найти нужные ответы. Вопросы могут быть абсолютно разными: что, где, когда, почему, как и так далее.

Существуют также и такие техники мозгового штурма как ролевая, путешествие во времени, лестница, теневая. Независимо от того, какой метод брейнсторминга вы выберете для своей команды, используйте рекомендации, приведенные ниже:

  • продумайте цель мозгового штурма и четко сформулируйте задачу;
  • выберите модератора;
  • сформируйте команду;
  • подберите технику мозгового штурма;
  • продумайте тайминг, чтобы стимулировать процесс и избежать ненужных пауз;
  • донесите правила и условия брейншторминга до всех участников;
  • создайте атмосферу, которая будет располагать команду к активному участию в генерации идей;
  • записывайте все идеи без исключения, даже если они абсурдные и нереальные;
  • оцените полученные идеи и выберите наиболее подходящие.

Для оценивания идей мозгового штурма используют разные подходы. Ознакомьтесь с несколькими самыми распространенными методами.

  • Анонимное голосование. Каждый член команды на листочке пишет идею, которая нравится ему больше всего. В итоге выбирают тот вариант, который наберет наибольшее количество голосов.
  • Бальная система. В отличие от предыдущего метода оценивания, этот подход предполагает открытое присвоение баллов каждой идее.
  • FAN. Подразумевает оценивание каждой идеи на основании таких качеств как осуществимая (Feasible), привлекательная (Attractive) , оригинальная (Novel).

Во время оценивания полученных идей помните, что выбор решения это логический, а не творческий процесс. Поэтому, тщательно продумывайте и взвешивайте все предложенные варианты. Используйте полученные знания в этой статье, чтобы провести эффективный брейнсторминг и найти решения поставленных задач.

Правила и принципы проведения мозговых штурмов

Независимо от того, какой тип мозгового штурма решено предпринять и каким методом его проводить, существуют единые правила и принципы, которые применимы к брейнстормингу в любых обстоятельствах. В число базовых принципов входят:

Недопустимость критики. В процессе брейнсторминга нельзя допускать критику высказываемых участниками предложений
То есть, даже самые нелогичные, абсурдные или неожиданные идеи должны быть приняты во внимание на этапе сбора вариантов. Даже незначительные критические замечания могут послужить тормозом для дальнейших выдвигаемых идей, привести к замкнутости остальных участников мозгового штурма и свести на нет весь ожидаемый эффект от мероприятия.

Состав и численность участников
Планируя провести мозговой штурм, следует рассчитать оптимальное количество людей, которые будут в нем участвовать. Практика показывает, что наиболее рациональным является привлечение 4-12 сотрудников. Меньший состав не так эффективен при генерации идей, а большее количество создает сложности с оцениванием и отбором наиболее жизнеспособных вариантов из предложенного.

Очередность высказываний. Зачастую участниками брейнстормингов являются как рядовые сотрудники, так и представители руководящего звена

Поэтому важно обеспечить им равные условия для высказываний. Например, если первыми мнения озвучат представители руководства, подчиненные могут просто выразить согласие с их идеями в надежде на ответную лояльность, умолчав о собственных предложениях

Именно поэтому желательно выстраивать очередность, начиная с самых нижних звеньев иерархии.

Запись и фиксация. Все предложения должны обязательно быть зафиксированы в письменном или медийном виде. Это позволит в любое время пересмотреть все озвученные варианты, оценить и обсудить их снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector