Государство термин

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Примеры президентских республик: Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который победил на выборах парламентской партии.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).

Иногда названия обманчивы
Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государства

Государство появилось не сразу. В первобытном обществе человек подчинялся обычаям и руководствовался мнением старейших представителей рода.

Со временем стали появляться группы людей, которые занимались руководством. Им были поручены функции управления обществом. В связи с этим постепенно стали появляться и непременные атрибуты власти:

  • различные законы, правотворчество;
  • судебная система;
  • армия.

Учитывая исторические периоды в развитии человечества, можно выделить следующие виды государств:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • государства древнего мира;
  • средневековые государства;
  • государства Нового времени;
  • современные государства.

О том, почему появилась необходимость в управлении, до сих пор ведутся споры. Познакомимся с некоторыми из теорий:

влияние религии

Усиление роли религии способствовало распространению представления о божественном происхождении государственной власти. Люди были уверены, что власть и те, кто управляет обществом, назначаются Богом.

договор между людьми

Сторонники этой теории считают, что государство появилось в результате того, что люди договорились между собой и пришли к соглашению о его создании. Если раньше человека в его действиях ограничивали только традиции его семьи, то с развитием общества этого оказалось недостаточно. Для того, чтобы люди не нарушали интересы друг друга, понадобилось передать власть над ними одному и нескольким их представителям.

завоевание

Те, кто придерживается данной теории, утверждают, что первые государства появились, когда одни племена были завоеваны другими. Например, когда оседлые общины, которые занимались земледелием, были захвачены кочевниками.

появление классов

Эта теория заключается в следующем: на определенном этапе своего развития общество разделилось на богатых и бедных

Для тех, кто имел больше материальных благ, было важно укрепить свое положение, чтобы их не потерять. В результате, часть людей начала стремиться к сосредоточению в их руках политической власти, изданию законов

Похожие термины:

  • древнеперсидская держава в середине 6 в.- 330 г. до н.э. на территории современного Ирана и др. азиатских стран от реки Инд до Эгейского и Средиземного морей, а также Египта, части Ливии и Балканского п

  • см. Буидов государство.

  • см. Киевская Русь.

  • см. Хулагуидов государство.

  • Окончательный уход основных сил киммерийцев в Малую Азию, упадок Фригии и серьезные войны, в которые одновременно вынуждена была ввязаться Ассирия па востоке, в Мидии, а также на юге, в Египте, позв

  • Государство Аррапхэ может служить примером периферийных ломовых структур этой эпохи, весьма мало сходных с ирригационными обществами Месопотамии, Элама и Египта; в отличие от большинства подобн

  • см. в ст. Карматы.

  • см.в ст. Кинда.

  • см. Мозафферидов государство.

  • Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до н.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Бо

  • государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

  • машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов.

  • Австрия в средние века и в начале нового времени входила в состав «Священной Римской империи германской нации». Однако уже в средние века она складывалась в особое государство. В конце XIV в. Австри

  • Образование Сельджукского государства В XI в. сельджукские огузы из Средней Азии продвинулись в Иран и Переднюю Азию. Столкнувшись с другими кочевыми завоевателями — караханидскими тюрками, знат

  • Основание Румского султаната В завоеванной сельджукскими тюрками-огузами Малой Азии образовался особый, так называемый Румский (иначе Конийский) султанат, управлявшийся младшей ветвью династии

  • В западных районах Явы во второй половине XVI в. наблюдается значительный рост сельского хозяйства, расширение системы ирригации. Одновременно идет процесс закрепощения крестьян, обязанных не тол

  • Государство всеобщего благоденствия (welfare state), термин, авторство к-рого (1941) приписывают архиепископу Темплу. Используется для х-ки стран с развитой системой социального обеспечения, финансируемо

  • в Северном Причерноморье в 5 в. до н. э. — 2 в. н. э. Столица — Пантикапей. Объединяло античные города. Правящие династии: Археанактиды (480-438 до н. э.), Спартокиды (438 до н. э. — около 2 в. до н. э.). С конца 2 в. до н

  • феод. гос-во на Бл. и Ср. Востоке в 935-1055. В период своего расцвета включало терр. Зап. и Юж. Ирана и Ирак Арабский. Осн. 3 братьями — Ахмедом, Али и Хасаном Буидами, полководцами иран. династии Зийаридов (9

  • вид унитарного государства, в котором местным низовым органом управления может быть представлена достаточно широкая самостоятельность (самоуправление). В централизованном государстве средние у

Происхождение государства[]

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Теологическая теория
  • Патриархальная теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

ВЛАСТЬ

Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.

Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти:

  • политическая (способность и умение реализовывать функцию общественного управления),
  • экономическая (контроль над экономическими ресурсами),
  • социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий),
  • информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти:

  • легальность ( законность)
  • легитимность (законная власть поддерживается основной частью населения,),
  • результативность действий.

Методы власти : принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и т.д.

Ресурсы власти – средства, которые она использует:

  • экономические
  • силовые
  • информационные
  • демографические
  • социальные

Разделение властей — это деление её на три ветви:

  • законодательная — Федеральное собрание РФ( Государственная Дума + Совет Федерации)
  • исполнительная — Правительство
  • судебная — Конституционный Суд, Верховный Суд + суды общей юрисдикции.

«Четвёртая власть» — так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.

Гегемонизм (от греч. hegemonia — предводительство, господство) — стремление к мировому господству, политика доминирования над другими странами и народами.

Функции государства[]

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
  • деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

Примеры отличия государства от страны

Наглядным отражающим отличие между термином «государство» и «страна» примером выступает существование некогда крупных империй, имевших колонии.

Знаменитая Берлинская стена, разделившая страну на два государства

Колониальные империи представляли собой государства, обладавшие суверенностью, но не имевшие оформленного национального состава населения, которое бы проживало на общей территории, культурой, обычаями и традициями. Например, колонии Испании в Америке, Африке, Азии.

Иным более близким к нам в историческом контексте примером является изменение территориальной целостности, происходившее в результате распада или слияния государств.

Или с 1949 года Германия была политически разделена на 2 суверенных и независимых государства, находившихся на одной территории и включавших в своем составе народ с общим происхождением, историей и культурным наследием, но разделенным идеологически: Германскую Демократическую Республику и Федеративную республику Германии. А затем спустя 41 год ГДР и ФРГ заново объединились в единое государство.

Государство и страна – это не одно и то же, хоть и являются понятиями смежными и близкими друг к другу. Основное отличие кроется в их сущностях: государства как формы организации людей и страны как части территории с проживающим народом. Верная их трактовка и понимание во многом помогают избежать путаницы и сделать речь более грамотной.

В этом видео вы узнаете, что такое государство:

Свойства государства

Ключевой фактор любого государства – это ряд методов, которые позволяют поддерживать целостность организации. С их же помощью обеспечивается суверенитет, устанавливаются порядки и традиции. Эти методы регулируют взаимоотношения с народом и другими государствами.

По официальной версии, государства создаются для того, чтобы защищать права людей, сохранять взаимоотношения между ними, а также обеспечивать безопасность жизни и собственности

При этом государство должно уделять внимание не только материальным, но и духовным ценностям. Таким образом, подобные организации должны заботиться о моральной составляющей, о справедливости, состоянии экологии и медицине

Сейчас государства находятся практически повсеместно. Их нет только в Антарктиде и нескольких расположившихся рядом островах. Всего государств около двухсот.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Определения и общие сведения

Что такое государство? Им термином можно назвать организацию политической власти, занимающейся управлением обществом. Роль государства также заключается в поддержании стабильности и порядка в обществе, чего оно может добиваться при помощи различных средств (вспомним метод кнута и пряника, например).

Сейчас эксперты спорят о том, есть ли какой-то главный признак, который можно поставить на первое место во главе списка. С этим вопросом специалисты еще не определились, но они сошлись в своих взглядах на список критериев, обязательных для государства. В него входят: определенная территория, на которой будет проживать народ, уважаемый другими странами суверенитет, социальная база (причем широкая), монополия, даваемая на легитимное насилие, публичный характер власти, право собирать налоги в обозначенных количествах и существование отличительной символики (то есть флаг и герб).

Итак, на вопрос о том, что такое государство, мы ответили. Но существуют другие вопросы. Например, какова роль государства и его функции? Давайте попробуем перечислить их. Внутренними функциями будут считаться: координационная, хозяйственная, стабилизационная, социальная. Список можно продолжать и дальше. Среди внешних функций – обеспечение обороны страны и ее граждан, а также налаживание межгосударственных отношений для достижения экономических, политических, геополитических и других целей.

Типы государства

Это классификация государств по группам или типам, на основе их общих особенностей. Показывает свойственную данному государству общую логику возникновения, развития и деятельности. Помогает сделать более глубокий анализ сущности государств, свойств, признаков, проследить закономерности развития, изменения их структуры и предсказать дальнейшее развитие.

На данный момент существуют два основных вида — федеративное и унитарное.

Федеративное государство

Форма территориального и административного устройства, при которой наравне с федеративными законами и органами власти существуют также отдельные территориальные части (республики, штаты и др.), у которых есть свои органы законодательной, судебной и исполнительной власти (пример: Россия, Швейцария, США).

Унитарное государство

При этой форме государственного устройства территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных частей (земель или штатов), а разделена только на административно-территориальные части (области, районы и т. д.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, главенствует одна конституция, один высший государственный представительный орган, одно правительство. И это создаёт организационно-правовые предпосылки для увеличения влияния центральной власти на всей территории государства (пример: Великобритания, Япония, Перу).

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector