Гибкость мышления

Содержание:

Пять проверенных способов развития стратегического мышления

На первый взгляд, это — сложная задача. Ведь может оказаться, что и картина мира, которую вы считали готовым, сложившимся пазлом, на самом деле — лишь одна из деталей более масштабной истории, и чтобы увидеть ее целиком, предстоит потрудиться.

Есть несколько, доступных каждому, способов, которые помогут развить стратегическое мышление.

1. Подключайте осознанность и постоянно задавайте себе вопросы

Начать можно с регулярного анализа своих действий. Все время спрашивая себя о том, как конкретные шаги соотносятся с целями, которых хотите достичь, вы тренируете четкий алгоритм мышления и формируете особую привычку.

Экономика образования

Пять способов найти время на саморазвитие, не отвлекаясь от работы

2. Выбирайте приоритеты

В любом деле важно уметь расставлять акценты и выбирать приоритеты. Из них будет складываться тактика, которая и покажет, дороже или дешевле, быстрее или дольше выйдет путь из точки А в точку B

Постарайтесь абстрагироваться и взглянуть на расстановку приоритетов в задуманной стратегии со стороны: отражает ли она ваши истинные желания, хватает ли ресурсов, приведет ли этот план к достижению результата или, наоборот, отдалит от цели.

3. Думайте позитивно, старайтесь видеть возможности и решения в любой ситуации

Практикуйте эту технику сначала на положительных кейсах, а потом пробуйте анализировать в таком направлении и негативные ситуации. Настраивайте себя не на обдумывание проблемы, а на поиск решений, старайтесь увидеть возможности, а не препятствия. Даже из негативной ситуации можно извлечь урок и получить бонусы, которые в итоге помогут прийти к цели.

4. Расширяйте кругозор и свой ближний и дальний круг общения

Помните теорию пяти рукопожатий? Мы никогда на 100% не знаем, кто из нашего окружения может в какую-то минуту повлиять на принятие конкретных решений или даже на важные стратегические выборы. Чем больше мы общаемся и узнаем что-то новое — из книг, фильмов, профессиональных сообществ — тем больше видим альтернатив. Изучая и анализируя чужой опыт, сопоставляя факты, действия и последствия из жизни и практики других людей, мы учимся видеть шире и дальше, прогнозировать, достраивать картину мира до максимальной полноты.

Экономика образования

Как выстроить свою сеть контактов и нетворкинг: дневник обучения

5. Играйте в стратегические настольные и компьютерные игры.

Игра — один из самых эффективных способов обучения не только детей, но и взрослых. Здесь нам есть чему поучиться у подрастающего поколения

Замечали, с каким удовольствием подростки играют в стратегические настольные и компьютерные игры? На самом деле, это больше чем просто развлечение: они стимулируют любознательность и наблюдательность, тренируют внимание и концентрацию, развивают гибкость ума, учат находить альтернативные варианты и ресурсы для достижения цели. Дополнительное преимущество игр — возможность учиться на вымышленных персонажах и ситуациях, которая автоматически снижает уровень стресса из-за возможных «последствий» допущенной ошибки

Отлично дополняют эти пять способов такие навыки и свойства личности, как коммуникабельность, креативность, аналитический ум, готовность самостоятельно осваивать необходимые умения и аккумулировать опыт, полученный из разных источников, и другие.

То, какой будет ваша жизнь, зависит от вас

Конечно, к своей цели нужно активно идти, но не менее важно успевать «точить топор» — смотреть далеко вперед и прогнозировать последствия. Стратегическое мышление как раз задает этот общий вектор движения и позволяет сэкономить время и другие ресурсы, а главное — в конечном итоге все же прийти к той жизни, которую вы для себя задумали

Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

Упражнения для развития гибкости мышления

Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев. Давайте рассмотрим данный подход подробнее. Он включает в себя следующие этапы:

  1. Смена привычных временных связей
    • Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
    • Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
    • Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
    • Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
  2. Смена привычных пространственных связей
    • Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
    • Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
    • Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
  3. Смена привычных для человека связей общности
    • Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
    • Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
    • Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
  4. Смена привычных связей преобразования действий
    • Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
    • Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
    • Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
    • Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
    • Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
    • Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
    • Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
    • Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.

Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно

Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно

Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Почему когнитивная гибкость так важна для педагогов?

Учителя, которые являются настоящими профи своего дела, могут мастерски переключаться, не зацикливаясь на чем-то одном, и они легко переносят адаптацию и перемены. Преподаватели также могут использовать познавательную гибкость, чтобы помочь справиться с трудными ситуациями во время занятий.

Современные классные комнаты (и здесь мы имеем в виду не только классные комнаты средних школ) представляют собой разнообразные учебные заведения, в которых живут студенты разных слоев общества, культур, этнических групп, социально-экономических факторов и систем убеждений.  Смешивание очень многих различных идеологических структур может иногда вызывать диссонанс и, когда эмоции накаляются, иногда лучше сделать все возможное, чтобы отойти от болезненных или драматических инцидентов

Учителя, которые проявляют познавательную гибкость, могут отвлечь внимание учащихся (и свое собственное) от нездоровой ситуации и сделать ее более уместной и подходящей

Развитие мышления роста и практика гибкого мышления также могут принести значительную пользу учителям, когда речь заходит о новых задачах, связанных с их работой.  В учебных планах часто что-то меняется и обновляется, стандартизированные правила тестирования постоянно пересматриваются, и регулярно возникают все новые и новые проблемы и трудности. А вот педагоги с высокой когнитивной гибкостью могут плавно адаптироваться к новым стандартам.

Одним из самых важных преимуществ для учителей является возможность преодолеть трудный опыт.  Педагоги могут столкнуться с эмоциональными трудностями, такими как студенческая трагедия, административные затруднения или личная травма.  Поскольку преподавание — профессия не из простых во всех смыслах, умственная гибкость может помочь учителям справиться с чем угодно и не упасть лицом в грязь.

Насколько эластичен ваш мозг?

Умение в случае необходимости выходить за пределы собственных возможностей и быстро возвращаться в исходное состояние является сегодня весьма желаемым качеством.

Эластичность – это естественная реакция на любые изменения в нашем быстро меняющемся мире. В среде постоянной стимуляции и мгновенных перемен эластичность мышления просто необходима для выживания.

Это та самая гибкость, то есть способность адаптироваться к новым обстоятельствам, разбивать сложные задания на небольшие задачи и менять стратегию для оперативного решения любых возникающих проблем.
Именно гибкость дает человеческому мозгу преимущество над компьютером.

Эластичными умами принято называть людей, которые находят новые способы решения существующих проблем и создают инструменты для того, чтобы делать вещи лучше, легче, быстрее и умнее.

Самые талантливые изобретатели быстро переключаются.

Основатель и президент лос-анджелесской консалтинговой компании по модернизации производства Стюарт Картен объясняет: «Наша новая роль мечтателей, специалистов, принимающих решения, и стратегических осведомителей подразумевает, что мы больше не можем полагаться на какие-либо правила. Количество акционеров постоянно растет, появляются более сложные продукты, а рыночные циклы ускоряются

В таких условиях эластичность является важной как никогда»

Чтобы иметь возможность выжить сейчас и в будущем, вы должны быть готовыми вознестись над стереотипными взглядами на мир и традиционными стилями мышления. Выходя за рамки своих привычных ролей, вы становитесь незаменимыми.

Вопросы, которые вы задаете сегодня, могут не получить ответов, которые вы будете искать завтра. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными в личной жизни и в бизнесе, вам нужно быть открытыми для новых парадигм. Современный человек должен в одинаковой мере полагаться как на логику, так и на свое воображение.

По словам Друти Шах из компании BBC Capital, «эластичность мышления заключается в расширении сознания и применении тактики «восходящей» обработки информации мозгом, а не нисходящего выполнения функций, определяющих аналитическое мышление. Это включает в себя целый ряд процессов, в том числе неофилию (стремление к новизне), шизотипию, воображение, генерирование идей и дивергентное мышление».

Эластичное мышление, сочетаемое с мышлением рациональным, логическим и креативным, делает человека незаменимым. Оно дает нам возможность решать новые проблемы и преодолевать психологические барьеры, мешающие нам выходить за рамки статус-кво.

Решение проблем и формирование правильных выводов требуют одновременного сочетания логического, аналитического и эластического типов мышления.

Физик-теоретик, автор книги «Эластичность: гибкое мышление во времена перемен» Леонард Млодинов по этому поводу говорит следующее:

«Логическое и аналитическое мышление действительно необходимы, когда вы пытаетесь решить проблему, с которой уже сталкивались ранее. Это позволяет вам использовать уже известные вам методы и техники. А эластическое мышление требуется в условиях новых или меняющихся обстоятельств. И здесь уже никак не поможет простое следование установленным правилам».

«Изменения – закон жизни. И те, кто смотрит только в прошлое или только на настоящее, бесспорно пропустят будущее», –
Джон Ф. Кеннеди.

О чем подумать было бы полезно?

Стремясь сделать свое мышление более гибким, стоит припомнить такой случай, когда удалось наблюдать за обучавшимся человеком, старавшимся одолеть то, что со стороны казалось ему недоступным. Следует припомнить особенности процесса обучения, а если есть возможность, то обратиться к этой персоне, дабы человек описал, как была организована работа. Это даст базу для оценки и анализа возможностей других людей обучаться, постигать новое, совершенствоваться.

Чтобы научиться концентрироваться на процессе освоения нового, разработать оптимальный подход к решению поставленной задачи, необходимо стараться чаще приниматься за новые вопросы и задачи. Чем интереснее и неординарнее ситуация, тем полезнее будет думать над ней. Задача человека – изобрести несколько вариантов решения, попробовать воплотить различные стратегии, оценить, какая из всех самая оптимальная.

Во многом успех на рабочем месте зависит не только от гибкости мышления, присущей конкретному человеку, но и от его способности продвинуть концепцию такого подхода среди коллег. Чем большее число людей будет экспериментировать, упражняться и развиваться, тем эффективнее для каждого пойдет процесс, а возможность делиться друг с другом полученными сведениями, наработанными моделями позволит на многие вопросы взглянуть с иной точки зрения. Процесс командного обучения можно обсуждать на регулярных планерках, продумывая пути повышения эффективности. Нельзя недооценивать этот аспект, поскольку обучение гибкому мышлению намного важнее результатов такого курса. Все члены команды, занимаясь анализом, преодолевают проблемы, ставят перед собой цели и достигают их, взаимодействуют, меняясь наработками, и это укрепляет личностные возможности развития и навыки людей вокруг.

Понятие умственной гибкости

Всем приходилось хоть раз действовать по ситуации

Когнитивную гибкость также называют умственной. Помимо способности к адаптации, умственная гибкость значительно влияет на процесс обучения.

Выбирая стратегию решения проблем и преодоления трудных ситуаций, человек контактирует с окружающей средой.

Он получает из нее информацию и учится правильно на нее реагировать.

Благодаря гибкости мышления мы меняем свою манеру поведения в зависимости от обстоятельств и изменений в сложившейся ситуации.

У людей с хорошо развитой умственной гибкостью не возникает особых трудностей с принятием быстрых решений. Они обладают такими качествами как:

  • незатруднительный для психики переход с одного вида деятельности на другой;
  • умение правильно себя вести в различных ситуациях;
  • быстрая адаптация к переменам в окружающем мире;
  • способность видеть альтернативу в решении трудных задач и проблем;
  • легкая подстройка под любые внезапные изменения в планах;
  • способность поставить себя на место другого человека;
  • быстрое нахождение нескольких решений одной проблемы путем оценивания ситуации с разных сторон.

Когнитивную гибкость можно назвать важной составляющей исполнительных функций головного мозга. Они срабатывают в тех случаях, когда человеку для реагирования на что-либо рефлексов и автоматизированных действий не хватает

Эти функции влияют на регуляцию осознанных поступков и планирование. Таким образом, это является очень важным фактором для успешного человеческого развития и обучения.

Осуществление планов, постановка цели, контролирование своих действий и ориентированность на результат – всем этим заведуют исполнительные функции мозга.

Уровень когнитивной гибкости тесно связан с уровнем интеллекта. От этого зависит развитие умения быть гибким в решении проблем, а также способность принимать точку зрения других людей, учитывая их моральные ценности, убеждения и способы мышления.

Можно сказать, что уровень социального взаимодействия и эмпатия тоже неразрывно связаны с когнитивной гибкостью мышления.

Как развить гибкость мышления

Необходимость иметь гибкость мышления не нужно доказывать. Развитие подлинного самоуважения часто так и начинается. Иметь оригинальный подход к делу всегда полезно. Тем самым личность демонстрирует свою состоятельность и может заслужить собственное уважение. Принятие в глазах окружающих тоже прибавляет силы, дает возможность почувствовать себя сильным и значительным. Как развить гибкость мышления? Попробуем разобраться.

Избавление от страхов

Различные фобии – это то, что действительно мешает человеку в полной мере двигаться вперед. Страхи всячески ограничивают нас, способствуют установлению внутренних рамок, из которых впоследствии невозможно вырваться. Надлежит обязательно помнить о том, что сомнения и тревоги губят на корню любое начинание. Испытывать сильный страх равносильно отказу от любой перспективы по собственному желанию. Чтобы достигать желаемой цели, нужно запретить себе бояться. Во многом именно благодаря гибкости мышления можно достичь в жизни серьезных результатов. Когда личность привыкает думать конструктивно, ее мышление направлено в сторону созидания.

Способность экспериментировать

Большинство людей живут очень ограниченной жизнью и боятся выйти за рамки кем-то придуманных стереотипов. Они часто не представляют себе, насколько обедняют свою жизнь. Но в этом случае развитие как таковое будет чрезвычайно затруднено. Человеку необходимо постоянно экспериментировать для того, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как люди сдаются, не успев, как следует начать. Сделав первый робкий шаг, нужно всегда продолжать идти дальше. Возможность проводить собственные эксперименты предоставляется далеко не везде и не всегда. Однако это не значит, что нельзя присмотреться к ситуации и сделать соответствующие выводы. Развивать гибкость мышления  — серьезная задача, которую надо стараться решать постепенно.

Выход за рамки

Он подразумевает настоящий отказ от стереотипов. В большинстве случаев сделать это довольно непросто по причине того, что люди чувствуют себя довольно скованно и ограниченно, когда требуется быстро принять какое-то нестандартное решение. Выход за рамки есть проявление гибкости мышления. Ведь приходится осваивать новое поведение, учиться ранее неизвестному, бороться с собственным страхом. Как правило, если все задачи грамотно сформулированы, то личность побеждает в борьбе с самой собой. Такой внутренний поединок, прежде всего, подразумевает искоренение всяческой лени. Как только удается от нее избавиться, действительно становится легче дышать, думать, принимать решения. Отказ от привычных стереотипов действительно помогает развитию мышления.

Пересмотр убеждений

У каждого из нас имеются свои жизненные принципы. Они помогают нам в принятии ответственных решений, нередко указывают направление движения. Для того, чтобы стать более лояльным к каким-то вещам, нужно научиться вырабатывать в себе альтернативный взгляд на мир. Этой цели нельзя достичь за один день. Иногда может понадобиться много времени и терпения для того, чтобы полностью разобраться в ситуации, сделаться человеком, который сначала думает и только потом делает. Чтобы воспитать в себе необходимую гибкость мышления, нужно много тренироваться. Пересмотр значимых убеждений позволяет не закрываться в проблеме, а искать реальные пути ее решения. Преодоление трудностей невероятно закаляет, особенно тогда, когда выход из затруднительного положения был найден самостоятельно, без чьей-либо помощи. Здесь большое значение имеет такая вещь, как смена привычки. Она способна поистине творить чудеса.

Развитие индивидуальности

Многие ли люди действительно способны жить, руководствуясь голосом собственного сердца? К сожалению, это не так. Чтобы вырастить в себе подлинную индивидуальность, совершенно не лишним будет научиться действовать в согласии со своей совестью и предназначением. Нужно найти любимое дело, которому захочется посвятить жизнь, сделаться хозяином существования, а не тем, от которого ничего не зависит. Во многом достижению такой цели помогают творческие занятия. Главное при этом, чтобы они нравились, приносили ощутимую пользу.

Таким образом, развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Каждый отвечает сам за себя, принимая решения, готовясь совершить какой-то важный шаг в жизни.

Сохранить статью

Следите за прогрессом учеников и делитесь с ними наблюдениями

В Matific есть система отчетов, которая показывает учителям, какие задачи ученики проходят с легкостью, а с какими испытывают затруднения, основываясь на пройденных ими играх. Я использую эту систему, чтобы следить за прогрессом каждой группы учеников — таким образом я вижу, какие ученики понимают предмет, а каким необходимо больше практики.

Исходя из этих результатов я могу разделить учеников на группы, в зависимости от их прогресса и давать каждой группе индивидуальные задания. Обычно учебный план строится по системе, где учитель объясняет одну тему и переходит к следующей, более сложной, и если некоторые ученики отстают, то дальше им становится еще сложнее. Разделяя учеников на группы, в зависимости от их прогресса, я позволяю отстающим ученикам притормозить и разобраться в непонятной им теме, и это сильно их мотивирует, так как работая с материалом их уровня, они получают возможность почувствовать себя успешными и наблюдать собственный рост.

Использование заданий и материалов, которые поддерживают идею принятия вызова в решении сложных задач, гарантирует постепенное развитие у учеников гибкого образа мышления.

Актуально для всех

Если взрослый человек понимает, почему и для чего ему необходимо развивать свою способность мыслить гибко, то для ребенка пока еще не ясно, как важно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это и понятно: для детей подстраиваться под мир в целом намного проще, нежели это дается взрослому человеку, уже выработавшему для себя линии поведения и стратегии достижения целей

И все же задача родителей – прилагать усилия, дабы их чада обладали способностью логически мыслить, делать выводы, предсказывать события. Чем раньше человек обучится этому, тем успешнее сложится его жизнь, тем большие успехи будут достигнуты.

Если родители хотят, чтобы чадо было всесторонне развитым, необходимо уделить внимание способности ребенка рассуждать логически. Мышление относится к классу высших разновидностей деятельности, доступной человеку, поэтому процесс поиска выхода из ситуации недооценивать нельзя – именно через него открываются новые горизонты

Ребенок, быстро осваивающий логическое мышление, раньше прочих понимает закономерности, которым подчинено пространство, причины и последствия, связи между явлениями. Такому ребенку проще сориентироваться в отношениях между людьми. Способность мыслить дает возможность анализировать обстоятельства и поступать сообразно им.

Эффективная программа

Добиться супер эффекта и развития гибкости тела можно, если воздействовать на определенные участки. Если на протяжении тренировки, например, вы качали ноги, то и стретчинг должен быть ориентирован на растяжку икры, внутренней и внешней поверхности бедер, спины, ягодиц. Если вы занимались круговой тренировкой, т. е. прорабатывали сразу все группы мышц, то и в конце занятия надо потянуть каждую из них. Используйте следующие упражнения:

Для ягодиц. Исходное положение – лежа на гимнастическом коврике. Одна нога прямая, вторую надо согнуть и подтянуть к груди. Обхватываем руками колено и прижимаем конечность к туловищу, почувствовав натяжение, оставайтесь в данной позиции полминуты, затем вернитесь в исходное положение.

Для задней поверхности бедра. Эффективным вариантом станут классические выпады. Также можно практиковать другое упражнение. Станьте прямо, затем поставьте одну ногу на пятку, чуть выставив ее вперед. Медленно наклонитесь, возьмитесь руками за щиколотку и притяните корпус к ноге. Двигайтесь, пока не почувствуете напряжение в мышцах.

Для спины. Лягте на коврик, ноги согните, ступни упираются в пол. Руки откиньте назад за голову. Поднимайте таз максимально вверх, пока не почувствуете натяжение мышечных волокон. После – опустите его в первичное положение.

Для трицепса. Станьте прямо, поднимите руку вверх и согните ее в локте так, чтобы ладонь оказалась на уровне лопаток. Второй рукой обхватите локоть и плавно потяните до появления ощущения натяжения.

Для груди. Стоим ровно, руки отводим за спину назад и заключаем в замок. Плавно поднимаем сомкнутые конечности вверх.

Для шеи. Наклоните голову сначала в одну сторону, затем в другую. Можно помогать себе руками, притягивая голову то к правому, то к левому плечу.

Всегда помните о том, что существует три типа растяжки – баллистическая, статическая и динамическая. Статическая растяжка считается самым лучшим вариантом для начинающих. Сочетайте стретчинг с массажем, прогулками на свежем воздухе, пересмотрите рацион. Только комплексный подход гарантирует заметный прогресс.

( Пока оценок нет )

Разминка

Лиминальность — это некое пороговое, переходное состояние. Впервые этот явление описал этнограф Арнольд ван Геннеп, он говорил о значимости определения границ для человека. Причем он выделил не только пространственные (границы государств), но и персонально-личностные, и временные границы или пороги. Его идея послужила поводом для исследования этого явления психологами. Оно рассматривалось как особенность нашего мышления. Само понятие ввел Дейв Грей, описав его в своей книге «Лиминальное мышление. Как перейти границы своих убеждений» как вид психологической гибкости. Лиминальное мышление позволяет нам управлять собственными убеждениями, проще воспринимать чужие мнения и расширять границы мировоззрения. Все это открывает новые горизонты возможностей, позволяет лучше адаптироваться к новому.

О чем идет речь

Говорят, что ум полон гибкости, если человек способен быстро определять закономерности и взаимные связи между объектами, с которыми ему приходится работать. Такая персона в силах формулировать ассоциативные связи, для нее не представляет труда оценивать все возможности и действовать с их учетом. Если внимательный анализ своей повседневности и критическая оценка себя дали человеку неутешительный итог, не стоит расстраиваться, ведь это качество личности можно развить.

В народе про иных говорят, что их ум полон гибкости и хамства. Сложно сказать, это больше комплимент или же осуждение, и многое зависит от того, с каким подтекстом фраза была произнесена. Гибким умом обладает человек, который быстро ориентируется в происходящем и оценивает перспективы, правильно предполагает, как дело будет развиваться. Подобное качество основано на способности быстро разбивать происходящие события на составные части. Обладая гибким умом, человек может оценивать проблемы и анализировать их с разных точек зрения, прогнозировать возможные пути выхода из ситуации и последствия, которые повлечет за собой их реализация.

Низкий уровень умственной гибкости

Обратное понятие умственной или когнитивной гибкости – когнитивная ригидность.

Это неспособность человека к быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, а также неготовность менять свои действия и поведение при наличии нужной информации и дополнительных возможностей.

Слово ригидность пришло к нам из латинского языка – rigidus, которое переводится как твердый или оцепенелый.

В основном когнитивная ригидность встречается у людей с нарушениями работы исполнительных функций мозга. Такие нарушения могут быть последствиями как травм, так и психоневрологических расстройств:

  • синдром «дефицита внимания» (особенно у деток);

  • шизофрения;
  • аутизм;
  • расстройства, связанные с пищевым поведением, такие как анорексия и булимия;
  • травмы головы;
  • инсульт;
  • разные формы зависимости (алкоголь, наркотики, курение и т.д.);
  • старение головного мозга.

У пожилых людей также нарушается когнитивная гибкость. С возрастом мозг все хуже и медленнее обрабатывает информацию, понижаются его когнитивные и исполнительные функции.

Например, пожилые люди часто жалуются на проблемы со слухом. Оно и понятно, что возрастом это вполне нормальная ситуация. Но у некоторых стариков со слухом все остается в полном порядке. Проблема заключается в том, что мозг перестает правильно обрабатывать информацию.

То есть, пожилой человек слышит все звуки на нужных децибелах, но его мозг не обрабатывает на нужном уровне услышанные слова. Поэтому кажется, что старик просто глуховат, хотя проблема кроется совершенно в другом.

База

Никто не просит вас отказываться от собственных принципов. Чтобы находить общий язык с другими людьми, нужно лишь проявлять гибкость, т.е. допускать вероятность другой точки зрения и собственной неправоты. Наш взгляд на мир субъективен — он основан на собственном опыте, культурном окружении, в котором мы росли, особенностях воспитания. Так образуются наши глубинные, фундаментальные установки. Но есть еще и промежуточные — такие, которые меняются с возрастом, новым опытом, в процессе общения с людьми. Это происходит благодаря процессам мышления: мы анализируем новую информацию, выстраиваем связи между объектами и явлениями. Чтобы двигаться вперед и добиваться большего, нужно научиться управлять этими установками. В этом поможет лиминальное мышление.

Общие упражнения для развития ловкости

  1. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
  2. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
  3. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
  4. Падение назад и быстрое вставание.
  5. Падение вперед и быстрое вставание.
  6. Гимнастическое «колесо» влево и вправо.
  7. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
  8. Стойка на руках.
  9. Ходьба на руках.
  10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления — немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.
  11. На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.
  12. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов.

Ловкость можно тренировать, используя элементы других видов спорта — например, водные лыжи или прыжки в воду с 1-3-5-метровой вышки: солдатиком, головой вниз, совершая сальто. Отлично помогает для развития координации, а следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector