Чтобы жить спокойно, нужно доделывать все до конца. почему так происходит

Проведение гештальт-терапии

Гештальт терапия хорошо зарекомендовала себя как в личной терапии, таки в групповой работе.

Группа имеет свои преимущества и ограничения. Групповая работа очень отличается от индивидуальной. Стоит внимательно прислушаться к себе, чтобы понять какой формат Вам ближе?

Чаще всего наиболее эффективной является работа и в личной терапии, и в группе. Но не всегда и не всем стоит совмещать такую работу. Иногда наиболее продуктивно будет проходить только индивидуальную работу.

Преимущества индивидуальной работы:

  • работая один на один с гештальт терапевтом, намного проще открываться и разбирать глубокие травмы без страха осуждения или отвержения. Особенно, если в личной истории человека есть уже травма отвержения или нарушено доверие;
  • работать будут только с Вашей историей, с Вашими запросами и только в том темпе, который удобен для Вас;
  • работа ориентирована исключительно на Вас. И если какие-то техники или приёмы не подошли в ходе работы, то терапевт их легко может поменять и не будет использовать в дальнейшем. В групповом формате нет возможности так быстро перестроиться под каждого участника.

Что такое гештальт-терапия?

В гештальт-терапии внимание акцентируется на желаниях, поведении, интересах, восприятии и мышлении пациента. Из-за этого предпочтение отдается тем явлениям и особенностям, которые удовлетворяют важные потребности человека

Задача индивидуальной психотерапии в гештальт-подходе – сформировать здоровую и гармоничную работу психики и отношение личности к окружающему миру, в первую очередь, к самому себе.

В результате работы с гештальт-психотерапевтом у пациента выстраиваются личностные границы, выявляются истинные, не навязанные обществом потребности

Гештальт-терапевт учит человека обращать внимание на свои ощущения, эмоции и переживания, учит прорабатывать отрицательно окрашенные воспоминания и опыт

Если в когнитивно-поведенческой психотерапии беседа базируется на мыслях человека, то в гештальте – на чувствах и переживаниях. И как результат – гармоничные отношения с людьми, ответственность за свои поступки и эмоции, следование внутренним потребностям.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведёт своё начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи-феномена», в результате которого он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:

  • при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
  • при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
  • при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.
Иллюстрация фи-феномена: цветные круги появляются на 10, 80 и 200 мс | wikimedia.org

Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света. Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.

Своё наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 год.

Макс Вертгеймер – известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880–1943) родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году учёную степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт-на-Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся учёных того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью-Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путём с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886–1941). Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году получил докторскую степень. В 1910 году плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвящённую формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединённых Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 1927 году Коффка получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года). В 1933 году Коффка издаёт книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал её автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей выявили следующее: у ребёнка, как оказалось, на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Киты гештальт-терапии

Психоанализ такого типа строится на нескольких китах:

Осознавание. Переживание самого себя, чувственный опыт, получаемый в результате контакта. Один из моментов, когда у человека имеется внутреннее знание того, кто он такой и что с ним происходит. В определенный момент времени осознавание, воспринимаемое как инсайт, становится непрерывным. Оно влечет за собой ответственность как понимание того, что человек сам выбирает свой образ жизни. Изначально это вызывает сопротивление, поскольку лишает выгоды от психологической игры и демонстрирует всю изнанку страданий и подвигов. Вознаграждением после встречи с собственной «тенью» в результате сеанса терапии является понимание того, что власть над жизнью и отношениями с другими людьми принадлежит только нам.
Принцип реальности. Его принятие крайне трудно, в отличие от объяснения. Определенная реальность складывается на основе ощущений, однако одновременно с ней формируется мнение человека о ней и ее интерпретация. Подобные реакции более разнообразны, чем факты, и в большинстве случаев оказываются сильнее ощущений. В разговорах о том, что это такое, гештальт-терапию часто именуют терапией очевидным: специалист при формировании суждений опирается на то, что слышит и видит, а не на собственные обобщения и мысли клиента. Терапевт старается избегать интерпретаций и оценок, но задает пациенту вопросы «как?» и «что?»

Многолетняя практика применения гештальтов в психотерапии показала, что человеку для понимания ситуации достаточно сосредоточить внимание на процессе, а не на его содержании. Встреча с реальностью лишает индивида всех иллюзий, на что он реагирует сопротивлением

Некоторые участники групп признают, что такой опыт был правдой, но вероломной для них. Реальность зачастую вынуждает признать действительность и полностью изменить свою жизнь, что пугает.
Здесь и сейчас. Все мы живем настоящим. Прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило. Изменение возможно только здесь и сейчас, как и любые другие действия. Данный принцип гештальт-терапии не подразумевает под собой отрицания прошлого: накопленный клиентом опыт остается с ним и определяет его поведение и реакции в конкретный момент времени, в том числе и на сеансе психотерапии. Несмотря на это, здесь и сейчас пациент общается с терапевтом на конкретную тему, что провоцирует вопрос — почему именно сейчас и именно об этом? Диалог. Столкновение двух миров — терапевта и клиента — в гештальт-терапии. При их контакте можно исследовать границы, возникающие между «не-мной» и «мной». Пациент впервые (в большинстве случаев) получает опыт, образующийся в результате взаимодействия с тем, кто не является им, но сохраняет при этом идентичность. Метод строится на отношениях Я-Ты, в которых сталкиваются Я с чувствами, Ты с другими чувствами и то, что происходит между ними и случается только в конкретный момент времени, который никогда не повторится. Такой опыт уникален, так как терапевт не является человеком из жизни клиента и не нуждается ни в чем от него, позволяя при этом пациенту быть самим собой и не оказывая влияния на его эмоции и чувства.

Если говорить о том, что такое гештальт-терапия, это метод психологии, основной задачей которого является открытие внутреннего мира человека для самого себя. Она не несет в себе воспитательных целей и заточена на то, чтобы индивид занимался своим делом.

Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт

Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий:

1. Потребность.

2. Поиск способов удовлетворения потребности.

3. Реализация одного из способов.

4. Осознание полученного опыта.

Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет – возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход.

Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями.

Самые известные гештальт упражнения

️ Наиболее популярной методикой гештальт-терапии считается техника «пустого стула». Это занятие, требующее от пациента использования воображения. Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой.

В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены – изменение состояния человека. Всё это позволяет составить общую картину проблем пациента, найти их первоисточник и помочь человеку преодолеть трудности.

Особенность этой методики состоит в том, что терапевт тоже делится своими эмоциями, ощущениями и мыслями с пациентом. Таким образом, он выстраивает с ним доверительные отношения, создавая комфортную среду.

️ Второй по популярности методикой гештальт-терапии является работа с полярностями. Она заключается в том, чтобы раскрыть все крайние состояния личности пациента, которые вызывают у него смятение.

Так, человек, который любит своих детей, но строго их воспитывает, склонен испытывать чувство вины перед самим собой за неправильное отношение к детям. В его сознании излишняя нежность и строгость конфликтуют между собой. Терапевт помогает обрести умиротворение и примирить человека с самим собой.

️ Третьей по популярности считается методика «гештальт сознание» или ответственность за восприятие.

В данном случае речь идёт о том, что многие пациенты отказываются принимать свою проблему. Они отрицают её существование либо свою вину в её возникновении. Поэтому для того, чтобы помочь решить проблему, терапевту сначала нужно привести пациента к осознанию и принятию ответственности.

Конечно, это далеко не все методики, которые применяются гештальтистами. Но на них основывается практика многих терапевтов. С помощью таких упражнений проще всего научиться жить «здесь и сейчас», обрести внутреннюю гармонию и наконец стать счастливым человеком.

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

Гештальтпсихология

-это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности.

Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта — целостностного восприятия сложных явлений.

Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов — гештальтов, полагают гештальтисты.

Но «незавершенный гельштат-это как зависшая компьютерная программа, которая мешает работать всему остальному.

Один из самых распространенных случаев такого гештальта – незаконченные отношения.

Например, Вы влюбились, увидели образ взаимной страсти, в тот момент в этом была сильная потребность, вы поставили перед собой задачу создать с данным человеком любящую пару или даже ячейку общества, а человек не торопится соответствовать вашим ожиданиям, не отвечает вам или отвечает мало.

Вы не можете поставить точку, поскольку в гештальт вложено много сил и пока есть хотя бы один шанс получить желаемое, вы продолжаете бороться за любовь.

Такие же гельштаты есть у нас – у юристов – мы попадаем в какое-то сложное дело и проваливаемся в него с головой. Думаем о нем и днем и ночью. Мысли не покидают нас и все время уходит на поиск решения дела. Чем дольше этот гештальт находится в области вашего направленного внимания, тем сильней он становится, и питается вашей энергией, а вы становитесь все слабее и уже не можете сосредоточится на чем-то другом.

Чем больше гештальт, тем сложнее его закрыть, тем настойчивей он требует действий для своего завершения И теперь, защищаясь, чтобы не испытывать стресс, ваша психика вынуждена создавать иллюзии, находить подтверждения того, что все идет по плану

Мощный гештальт настаивает на том, чтобы все ваши силы, все ваше внимание, все ваши эмоции были брошены на его завершение. Так возникают гештальт-ловушки

Каждый из нас хотя бы раз оказывался в роли отвергнутого и непонятого, но кто-то наступил страху на горло и продолжил путь, а кто-то выбрал бездействие.

Незакрытый гештальт — это и лень, и усталость, которые порой мешают нам взяться за интересный, но трудоемкий проект. Скорее всего, нам было бы не лень, если бы мы не переживали однажды нанесенную обиду снова, если бы не боялись, что нас вновь не поймут, не оценят должным образом.

Закрыть гештальт — значит всесторонне и тщательно, обдумать и проработать свое прошлое и пережить его заново, но с тем итогом, который вы хотите увидеть. Это работа каждого с самим собой, а не при помощи других людей.

И результатом такой работы — станут изменения внутри нас — окружающие нас люди обязательно это почувствуют на невербальном уровне.

В итоге изменятся не только отношения с людьми, но и качество нашей жизни.

Что представляет собой гештальт-терапия?

Словосочетание «гештальт-терапия» давно прочно вошло в жизнь, но многие так и не могут понять, что это значит. Если слово «терапия» еще относит к области лечения, то с первым словом не все так ясно. то же такое «гештальт-терапия» и для чего она необходима?

Понятие гештальта и гештальт-терапии

Слово «гештальт» — заимствование из немецкого языка («gestalt»), в котором оно имеет значение «форма», «образ», «вид» и «структура». И действительно: выражаясь простым языком, гештальт – это идеальное видение какой-либо ситуации каждым отдельно взятым человеком, а идеальное видение складывается из множества маленьких кусочков (наших эмоций, чувств, переживаний, восприятий).

С понятием гештальт-терапии связана категория завершённости и незавершенности. Часто можно услышать: «Тебе необходимо закрыть незавершенный гештальт». Именно этим и занимается гештальт-методика вместе с психотерапевтом-гештальтистом: находит упущенные возможности, нереализовавшиеся мечты, незаконченные дела, навязчивые мысли и идеи (незавершенные гештальты), объясняет причину их появления, пытается завершить и вернуть клиенту радость к настоящей жизни.

Итак, гештальт-терапия – это направление психотерапии, в основе которого лежит работа с желаниями, интересами и личностью пациента и которое помогает:

  • понять себя, мотивы свои слов, поступков, действий;
  • отыскать свое предназначение
  • выбросить из головы навязчивые мысли о прошлом;
  • развить способности самоконтроля;
  • освободиться от комплексов и страхов.

Из истории гештальт-терапии

Гештальт-терапия возникла в середине XX столетия противовес знаменитому психоанализу Фрейда. Основателем методики считается психоаналитик Фредерик Перлз.

В 1951 году он выпустил книгу «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности», в которой объяснил основы новоразработанного направления. Идеи Перлза становятся популярными, и в Америке один за одним начинают появляться гештальт-институты для более подробных исследований.

За прошедшие годы гештельт-направление немного изменилось: групповая терапия практически исчезла, а конфликты с пациентами стали считаться нонсенсом (во времена Перлза вступать в конфронтацию с пациентом было нормально).

Проблемы, которые решает гештальт-терапия

Гештальт-терапия разрешает множество личностных и межличностных проблем. По большей части, к гештальститам обращаются люди с такими проблемами:

  1. Непережитое несчастье. В плохие времена многие теряют связь с миром и зацикливаются на пережитом горе. Мысли и прошлом забивают голову, поэтому человеку не удается жить настоящим. Гештальт-терапия помогает бороться с тревогой, подавленностью и депрессиями.
  2. Перемены. Многие люди боятся перемен, они не решаются сделать выбор и считают, что зашли в жизненный тупик. Психотерапевт помогает разобраться, в чем истинная причина страха, и искоренить боязнь.
  3. Взаимоотношения. Почему не складываются личные отношения? Почему семья не понимает? Почему происходят ссоры и выяснений отношений? Гештальт-направление отвечает на все эти вопросы, помогает разобраться в причинах ссор и скорректировать поведение.
  4. Самооценка. Низкая самооценка вызывает депрессии из-за упущенных возможностей, а чрезмерно высокая самооценка вызывает депрессии из-за неодобрения и непонимания. Гештальт-психотерапевт помогает выявить факторы возникновения самооценки того или иного уровня и разрешает личностные конфликты человека с самим собой.
  5. Обиды. Нельзя недооценивать непережитые обиды: они становятся причиной множества ментальных заболеваний и вызывают психосоматические явления (головные боли, неврозы, дерматиты, острые боли). Обида – прямое воплощение незавершенного гештальта. Чтобы с ним покончить, необходимо выявить истинную причину появления обиды и устранить ее.
  6. Скука. Огромное количество людей страдает от скуки: кто-то потерял себя, а кто-то не понимает, для чего существует. Задача гештальт-терапии в этом случае – выявить причину потерянного интереса к жизни и по возможности возродить умение ей радоваться.

Основная цель гештальт-направления – достижение человеком полноценного самоосознания себя и принятия факта, что каждый живет здесь и сейчас, в настоящем. Человек должен познать свои мысли, переживания, потребности, чувства, отношения, мечты, пересмотреть проблемы прошлого и не давать им разрушать жизнь в настоящем и будущем.

Основные идеи гештальт-терапии

Основателем гештальт-терапии является Фриц Перлз (1893-1970). Начал заниматься в данном направлении с 1942 года, когда была выпущена его первая работа «Эго, голод, агрессия». В сотрудничестве с Лорой Перлз и Полом Гудменом к 1951 году заложил теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследований.

Главное в гештальт-терапии – это анализ происходящего здесь и сейчас, а не годами ранее, в детстве, как это принято в классическом психоанализе. Но это не означает, что стоит упускать значение биологической наследственности, опыт раннего детства или культурное давление социальной среды

Важно изучить внутреннюю связанность целостного бытия мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни, в его специфичности, оригинальности. При этом идёт рассмотрение на трёх неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном

Главная цель гештальт-терапии – достижение более полного понимания себя внутреннего: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также осознание внешнего мира, включая межличностные отношения.

Гештальт-терапия стремится к стойкому результату, когда посредством постепенного осознания клиент получает способность сознательно выбирать своё поведение, отстранившись от невротических и других болезненных симптомов. При этом начинает устойчиво реагировать на манипуляции окружающих.

В основе данной терапии лежит несколько представлений:

  1. Источник силы – в настоящем.
  2. Опыт важнее всего.
  3. Сам терапевт – инструмент терапии.
  4. Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением .

Идеи гештальт-терапии применяются в различных областях: от клинической психотерапии и до тренингов для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации. Сам Перлз называл разработанную гештальт-терапию – «терапией нормальных» . Такими словами он хотел обозначить, что применение возможно для лиц различного возраста, всех уровней, разных культур и в различных ситуациях. Поэтому не обязательно прибегать к его методу лишь в случае физических, психосоматических, нервных или психотических расстройств и отклонений.

Как закрыть гештальт?

Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта

На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт

Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.

В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне.

Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается.

Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни.

Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться.

Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник»

Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести

«Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Описана Фредериком Пёрлзом

Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.

Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и всё окружающее его – единое целое. Основатель гештальт-терапии – психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюблённость, разговор с коллегами по работе – всё это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. В связи с эти существуют распространённые фразы: «закрыть гештальт», «незакрытый гештальт» или «незавершённый гештальт».

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведётся между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  1. Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог – стараться максимально отождествить себя с различными частями своей личности.
  2. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами, волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  3. Незаконченное дело. Незавершённый гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов данной статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов, связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершённый гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии – завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности
  2. Поиск возможности её удовлетворения
  3. Удовлетворение
  4. Выход из контакта

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу, в результате чего цикл остаётся незавершённым. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остаётся незавершённым, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом ещё и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершённые гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру замечательный поэт, драматург и писатель Оскар Уайльд:

Завершённый гештальт даёт непременно свои плоды – человек становится приятным, лёгким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьёзную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector