Понятие «наука». функции науки. классификация наук
Содержание:
Журнал по физике
В России популярным изданием является журнал «Прикладная физика». В нем можно найти краткую информацию по последним исследованиям и достижениям, которые в будущем могут быть применены на практике.
Журнал имеет собственный сайт и редакционную коллегию. Выпускается с 1994 года и успел завоевать доверие научного сообщества. В нем печатаются статьи разных тематик: обсуждения на конференциях, прикладные аспекты технологий в лазерной, ионнолучевой, плазменной, фотоэлектронной, микроволновой областях и многие другие направления.
Отдельно выпускается издание, в котором описываются развернутые программы исследований и аналитические обзоры – «Успехи прикладной физики». Здесь можно найти аналогичные тематики, но с более подробной информацией.
Прикладное исследование
Прикладные исследования — это практическое применение науки . Он обращается к накопленным теориям, знаниям, методам и приемам и использует их для конкретных целей, ориентированных на государство , бизнес или клиентов . Прикладное исследование противопоставляется чистому исследованию (фундаментальному исследованию) в обсуждении исследовательских идеалов, методологий, программ и проектов. Прикладные исследования обычно преследуют конкретные коммерческие цели, связанные с продуктами, процедурами или услугами. Сравнение чистых исследований и прикладных исследований дает основную основу и направление для бизнеса.
Прикладные исследования связаны с решением практических задач и обычно используют эмпирические методологии. Поскольку прикладные исследования находятся в беспорядочном реальном мире, может потребоваться смягчить строгие протоколы исследования. Например, использование случайной выборки может оказаться невозможным . Таким образом, прозрачность методологии имеет решающее значение. Следует также учитывать последствия для интерпретации результатов, вызванные ослаблением строгого канона методологии.
Поскольку прикладные исследования ориентированы на предварительную близость к проблеме и близость к данным, они могут также использовать более предварительную концептуальную основу, такую как рабочие гипотезы или основные вопросы. ОЭСР «s Руководство Фраскати описывает прикладные исследования в качестве одного из трех видов исследований, наряду с фундаментальными исследованиями и опытно -конструкторскими разработками .
Благодаря своей практической направленности информация о прикладных исследованиях будет найдена в литературе, связанной с отдельными дисциплинами.
Задачи и функции
В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистемологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению, а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, — нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.
Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.
Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:
В образовании
В Канаде, Нидерландах и других странах степень бакалавра прикладных наук (BASc) иногда эквивалентна степени бакалавра технических наук и классифицируется как профессиональная степень. Это основано на возрасте школы, где прикладные науки включали изготовление котлов, изыскания и инженерию. Есть также степени бакалавра прикладных наук в области детских исследований. BASc больше фокусируется на применении инженерных наук. В Австралии и Новой Зеландии эта степень присуждается в различных областях обучения и считается высокоспециализированной профессиональной степенью.
В образовательной системе Соединенного Королевства прикладная наука относится к набору «профессиональных» научных квалификаций, которые работают вместе с «традиционным» общим аттестатом о среднем образовании или науками A-Level . Курсы прикладных наук обычно содержат больше курсовых работ (также известных как портфолио или внутренняя оценка) по сравнению с их традиционными аналогами. Это эволюция квалификаций GNVQ, которые предлагались до 2005 года. Эти курсы регулярно подвергаются тщательной проверке и подлежат проверке после отчета Wolf Report 2011; однако их достоинства обсуждаются в другом месте.
В Соединенных Штатах Колледж Уильяма и Мэри предлагает программы бакалавриата, а также степени магистра наук и доктора философии в области «прикладных наук». Курсы и исследования охватывают различные области, включая нейробиологию , оптику , материаловедение и инженерию , неразрушающий контроль и ядерный магнитный резонанс . Университет Небраски – Линкольн предлагает степень бакалавра прикладных наук, степень бакалавра прикладных наук в режиме онлайн и степень магистра прикладных наук. Курсовая работа сосредоточена на науке, сельском хозяйстве и природных ресурсах с широким спектром вариантов, включая экологию, генетику пищевых продуктов, предпринимательство, экономику, политику, зоотехнику и науку о растениях. В Нью-Йорке администрация Bloomberg предоставила консорциуму Корнелл-Технион 100 миллионов долларов в столице города для строительства предложенного университетами кампуса прикладных наук на острове Рузвельта.
Основные типы наук
Все науки, кроме математики и философии, можно разделить на три типа:
- Естественные науки
- Общественные (социальные) науки
- Гуманитарные науки
Математика и философия относятся к мета-наукам.
1. Естественные науки
Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.
Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди
исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.
Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же,
если человек потеряет разум.
Все естественные науки делятся на два класса:
- Фундаментальные
- Прикладные
Фундаментальные естественные науки
Фундаментальные естественные науки делятся на два вида:
- Общие фундаментальные естественные науки
- Фундаментальные естественные науки о Земле
Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов.
Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.
Общие фундаментальные естественные науки
Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.
Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония,
биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.
Фундаментальные естественные науки о Земле
Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология,
океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.
Прикладные естественные науки
Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде
не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое
применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.
В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.
2. Социальные (общественные) науки
Социальные науки, это науки о человеческом обществе.
Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует.
Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.
Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.
3. Гуманитарные науки
Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.
Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.
Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.
Как повлияла пандемия на отношение к науке?
Неожиданным позитивным следствием пандемии COVID-19 стало, по мнению ученых, повышение доверия населения к науке, рост осведомленности о научных сферах и отраслях, осознание роли науки в жизни людей. Популяризация знаний о медицине и биологии, выступления ученых в СМИ, статьи по различным тематикам — это все существенно расширило знания обычных людей о научных достижениях и разработках, сделало науку (по крайней мере некоторые ее отрасли) ближе и понятней, показало связь фундаментальных исследований с практической, прикладной пользой.
Комментирует Артем Ромаевич Оганов:
«Я думаю, пандемия преподнесла очень жестокий урок человечеству, нашей самоуверенности, ощущению, что мы все знаем (в частности, про вирусы) и всемогущи. Как выясняется, кое-чего мы не знаем: например, когда и откуда ждать следующей пандемии. Мне кажется, что уровень знаний общества, уровень знаний обычного человека о вирусах и об инфекциях вообще очень сильно возрос: у нас теперь в стране кого ни возьми — все вирусологи. А ведь еще недавно большинство людей даже не отличали бактерии от вирусов. И мне кажется, что уровень доверия к науке и уважения к ней вырос. Помните, в самом начале пандемии многие люди говорили, что ничего страшного, ученые все врут, это ничуть не хуже обычного гриппа — сейчас, насколько я могу судить, люди больше слушают медиков».
Ссылки [ править ]
↑ Ролл-Хансен, Нильс (апрель 2009 г.)
Почему различие между фундаментальными (теоретическими) и прикладными (практическими) исследованиями важно в научной политике (Отчет). Лондонская школа экономики и политических наук
S2CID 16100857 .
^ «Фундаментальные и прикладные исследования» . www.utep.edu . Проверено 31 октября 2020 .
^ «определение прикладных исследований» . Архивировано из оригинального 18 августа 2011 года . Проверено 17 августа 2011 года .(Сайт кажется доступным, но возвращает ответ «запрещено», предполагающий, что доступ могут иметь только определенные диапазоны IP-адресов или признанные учетные записи.)
^ Кумбс, Криспин (2017). «Согласованность и прозрачность: несколько советов для качественных исследователей» . Производство . 27 . DOI10.1590 / 0103-6513.006817 . ISSN 0103-6513 .
^ Шилдс, Патрисия и Рангарджан, Н. 2013. Пособие по методам исследования : интеграция концептуальных основ и управления проектами. Стиллуотер, ОК: Пресса о новых форумах. (См. Главу 5 «Исследование — рабочие гипотезы», стр. 109-158)
^ Ниже приведены примеры прикладных исследований с использованием рабочих гипотез. 1) Свифт, Джеймс Т. 2010. «Изучение тренинга по борьбе с сексуальными домогательствами в Capital Metro с использованием таксономии принципов знаний доктора Бенгт-Аке Лундвалла ». Проекты прикладных исследований , Техасский государственный университет. 2) Гиллфиллан, Эбигейл. 2008. «Использование географических информационных систем для разработки и анализа политики землепользования ». Проекты прикладных исследований , Техасский государственный университет. 3) Торнтон, Уэйн, 2000. «Описательное и исследовательское исследование программы по этике в Государственной больнице Остина: общие элементы программы и мнения руководителей о целях и полезности программы ».Прикладные исследовательские проекты, Техасский государственный университет.
^ «Руководство Фраскати, страница 30» . Архивировано из оригинального 7 октября 2011 года . Проверено 17 августа 2011 года .
^ Комитет Национального исследовательского совета (США) по обновлению науки, медицины (2004). Концепция фундаментальных исследований . Национальная академия прессы (США).
^ «Открытые журналы J-ворот» . Архивировано из оригинала на 2011-09-02 . Проверено 17 августа 2011 года .
^ Доннелли, Джим. «Прикладная наука — невидимая революция?» . Фонд Наффилда . Проверено 16 октября 2015 года .
↑ Вольф, Элисон (март 2011 г.). Обзор профессионального образования — Отчет Вольфа (Отчет). Департамент образования и Департамент бизнеса, инноваций и навыков. DFE-00031-2011 . Проверено 16 октября 2015 года .
^ Белл, Жаклин; Доннелли, Джим (2007). Позиционирование прикладной науки в школах: неопределенность, возможности и риск в реформе учебной программы (Отчет). Университет Лидса. Центр исследований в области естественных наук и математического образования. Архивировано 3 октября 2011 года из оригинального . Проверено 16 октября 2015 года .
^ «Прикладная наука» . Уильям и Мэри . Проверено 16 октября 2015 года .
^ «Прикладная наука» . Университет Небраски – Линкольн . Проверено 1 января 2013 года .
^ «Мэр Блумберг, президент Корнелла Скортон и президент Техниона Лави объявляют об историческом партнерстве по строительству нового кампуса прикладных наук на острове Рузвельта» (пресс-релиз). Город Нью-Йорк. Офис Мэра города. 19 декабря 2011 . Проверено 16 октября 2015 года .
Проблема амбивалентности
Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.
Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.
Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.
Зачем бизнесу наука
Если мыслить в терминах экономической теории, то теоретическое фундаментальное знание представляет собой некое общественное благо. Это идея, которую придумывают ученые и которая когда-нибудь сможет принести всем пользу. Почему бизнес во многих странах готов за нее платить?
Одно из распространенных убеждений состоит в том, что очень часто прорывные технологии проявляются именно на самой ранней стадии разработки идеи. И если ты финансируешь фундаментальные исследования, то в процессе есть шанс обнаружить разработку, которая потом может выйти на рынок в виде определенной технологии. И технологию можно будет продавать.
Что же мешает им запустить финансирование? Счетная палата в своем отчете за 2020 год предположила, что одна из проблем — в токсичности большого количества госденег в секторе исследований и разработок. Здесь можно выделить два вида такой токсичности.
Во-первых, это токсичность использования бюджетных средств. Когда есть государственный оборонный заказ, средства часто используются университетами и НИИ не на решение действительно актуальных проблем, а на какие-то свои, нередко нерелевантные для общества и экономики темы. Или на технологии, которые давно устарели либо имеют технические недостатки, вроде истории с «Сухим» — на сложности предпродажного обслуживания, ремонта и технической поддержки указывала в прошлом году Государственная транспортная лизинговая компания.
Вдобавок эти средства распределяются среди ограниченного набора исследовательских структур, которые становятся олигополистами и теряют стимул работать на рыночный спрос. Ведь им и так дают деньги. Один из примеров такой коллаборации — «Вертолеты России» и НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».
Как работают наукограды в России
Вторая проблема связана с избыточным требованием к отчетности, в том числе бумажной, с процедурами контроля за результатами расходования средств. Все это, по мнению экспертов Счетной палаты, во многом объясняет, почему госфинансирование не идет на удовлетворение запросов малого и среднего инновационного бизнеса.
При этом в России сегодня один из самых высоких уровней веры в науку в обществе. У нас большой процент технооптимистов, которые считают, что наука и технологии двигают нас в сторону улучшений. Предприниматели в этом плане, наверное, мало отличаются от остального населения.
И все-таки бизнес ожидает, что у любого теоретического знания будет прикладной результат. В чистую фундаментальную науку мало кто верит.
Если взять все средства, выделяемые на науку и бизнесом, и государством, то их распределение в России и Америке окажется очень похожим. В США, по данным за 2019 год, только 17% общих расходов на науку шли на фундаментальное направление, 20% — на прикладные исследования, 63% — на разработки. В России цифры отличаются буквально на 1–2 п.п.
Но здесь нужно помнить, что у нас по сравнению с развитыми странами вообще очень мало денег идет на науку. Стандартная цифра для большинства государств — от 4% ВВП. В России — 1% ВВП, причем до этой цифры мы дошли недавно. К тому же ВВП у нас разный.
Ольга Бычкова
(Фото: Асхат Бардынов для РБК)
Литература
- Наука / Алексеев И. С. // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- Алексеев И. С. Наука // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 403—406. — 840 с. — 150 000 экз.
- Луи де Бройль. По тропам науки. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962
- Волкова В. Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГТУ, 2006
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Общая редакция и вступительная статья Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988 ISBN 5-01-001035-6
- Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М.: Прогресс, 1987
- Заславский Г. А. Судьбы академической науки: // Радио «Культура». — 28 июля 2013 года.
- Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия. — М.: Наука, 1988 ISBN 5-02-007779-8
- Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. — М.: Политиздат, 1981. — 183 с. — (Над чем работают, о чём спорят философы)
- Научное открытие и его восприятие. Проблемы и исследования. М.: Наука, 1971
- Рачков П. А. Науковедение. Проблемы, структура, элементы. — М.: Издательство Московского университета, 1974
- Очерки истории и теории развития науки. Науковедение: проблемы и исследования. — М.: Мысль, 1969
- Смирнов С. Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. — М.: МИРОС — МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001 ISBN 5-7084-0210-5 ISBN 5-7846-0067-2
- Уэвелл В. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени в 3-х томах. Перевод с 3-го английского издания М. А. Антоновича и А. Н. Пыпина. СПб: Издание Русской книжной торговли, 1867—1869
Различия прикладного и академического бакалавриата
Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.
Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата
Критерии |
Прикладной |
Академический |
Уровень образования |
Высшее, первого уровня |
Высшее, первого уровня |
Срок обучения (очно) |
4 года |
4 года |
Формы обучения |
В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики |
Очно, заочно, очно-заочно |
Объем программ |
240 зачетных единиц |
240 зачетных единиц |
Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды) |
||
Научно-исследовательская |
9 % |
73 % |
Аналитическая |
13 % |
38 % |
Производственно-технологическая |
49 % |
13 % |
Организационно-управленческая |
23 % |
34 % |
Экспертно-оценочная, контролирующая |
20 % |
0 % |
Цель подготовки |
Обучение специалистов, ориентированных на практику и готовых к работе, связанной с решением технологических задач в определенных социально-экономических сферах |
Подготовка научных работников к исследовательской деятельности теоретического и методического характера |
Поступление в магистратуру |
Да, без ограничений, хотя изначально предполагалось, что прикладные бакалавры должны отработать на производстве минимум год-полтора |
Да, без ограничений |
В целом в программах прикладного бакалавриата базовая часть полностью соответствует ФГОС, а дополнительная ориентирована на практику и выводит выпускников на четкую квалификацию, причем вариативная составляющая может изменяться по заявке работодателя.
Юридически программы равноценны, но прикладной бакалавриат стоит выбирать тем, кто сразу после вуза собирается работать, а академический предпочтителен для тех, кто собирается в магистратуру.