Реферат философия «фрейдизм и неофрейдизм»

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:

1)Изучение компенсации неполноценности личности;

2) Формирование социально полезного стиля жизни.

Определение личности: личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

Основные тезисы индивидуальной психологии:

1.Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

2.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

3.Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.

4.Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

5.Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Фрейд-копипастер

Утку о том, что бессознательное изобрел Фрейд, пустил сам Фрейд, и к его пиар-талантам нет вопросов. Но о том, что сознание — это не Капитан мозга, говорили задолго до него, еще в Древнем Риме. Философ Плотин и врач Гален подметили, что дыхание или обычные действия вроде ходьбы мы проворачиваем неосознанно.

Альхазен предвосхитил и самые эффектные выводы лабораторных тестов: решения мы можем принимать бессознательно.

Насчет потаенных мотивов и желаний, фирменной приблуды Фрейда, тоже задумывались еще давно. Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц в разной форме писали: нашими действиями заведуют миллионы потайных механизмов, которые не обнаружить обычной рефлексией. Как в случае с восприятием: на него влияют наши ожидания и представления, слепое пятно и капилляры на сетчатке маскируются, как в фотошопе, мозг достраивает картинку, как ему вздумается, а мы с вами и не в курсе.

В XIX веке бессознательная жизнь и вовсе оказалась в hot topics, и, как пишет историк психологии Марк Альтшулер, «трудно, или даже невозможно, найти психолога или психиатра XIX века, который бы не признавал бессознательную деятельность мозга не только как в действительности существующую, но и как имеющую первостепенное значение».

Список литературы

Введение

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются.

Неофрейдизм (от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Сторонники неофрейдизма пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости

Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания

Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

1. Основные идеи неофрейдизма

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Критическая теория

Франкфуртская школа

Часть серии о
Франкфуртская школа

Основные работы

  • Причина и революция
  • «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства»
  • Затмение разума
  • Побег из свободы
  • Минимальная мораль
  • Эрос и цивилизация
  • Одномерный человек
  • Отрицательная диалектика
  • Структурная трансформация общественной сферы
  • Теория коммуникативного действия
  • Диалектика Просвещения

Известные теоретики

  • Маркузе
  • Адорно
  • Хоркхаймер
  • Бенджамин
  • Фромм
  • Поллок
  • Левенталь
  • Хабермас
  • Шмидт
  • Хоннет
  • Кракауэр
  • Кирххаймер

Важные понятия

  • Развитый капитализм
  • Антипозитивизм
  • Коммуникативная рациональность
  • Критическая теория
  • Индустрия культуры
  • Диалектика
  • Кризис легитимации
  • Неидентичность
  • Популярная культура
  • Праксис
  • Приватизм
  • Психоанализ

похожие темы

  • Теория заговора культурного марксизма
  • Фрейдомарксизм
  • Марксистский гуманизм
  • Западный марксизм
  • Социальное отчуждение
  •  Философский портал
  •  Общественный портал

Франкфуртская школа , из Института социальных исследований , взяла на себя задачу выбора , какие части мысли Маркса могли бы служить для уточнения социальных условий , которые сам Маркс никогда не видели. Они обратились к другим школам мысли, чтобы восполнить предполагаемые упущения Маркса. Макс Вебер оказал большое влияние, как и Фрейд. В обширном « Studien über Authorität und Familie» Института (изд. Макс Хоркхаймер , Париж, 1936) Эрих Фромм является автором социально-психологической части. Еще одним новым членом института стал Герберт Маркузе , прославившийся в 1950-х годах в США.

Герберт Маркузе

«Эрос и цивилизация» — одно из самых известных ранних произведений Маркузе. Написанный в 1955 году, он представляет собой попытку диалектического синтеза Маркса и Фрейда, название которого отсылает к « Цивилизации Фрейда и ее недовольствам» . Видение Маркузе нерепрессивного общества (которое скорее противоречит концепции Фрейда об обществе как естественно и обязательно репрессивном), основанное на Марксе и Фрейде, предвосхитило ценности контркультурных социальных движений1960-х годов .

В книге Маркузе пишет о социальном значении биологии — история рассматривается не как классовая борьба , а как борьба против подавления наших инстинктов. Он утверждает, что капитализм (если он никогда не был назван таковым) мешает нам достичь нерепрессивного общества, «основанного на фундаментально ином опыте бытия, принципиально ином отношении между человеком и природой и принципиально иных экзистенциальных отношениях».

Эрих Фромм

Эрих Фромм, когда-то член Франкфуртской школы , покинул группу в конце 1930-х годов. Кульминацией социальной и политической философии Фромма стала его книга «Разумное общество» , опубликованная в 1955 году, в которой приводились доводы в пользу гуманистического демократического социализма . Основываясь в первую очередь на трудах Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в большинстве советских марксистов и более часто встречающийся в трудах классических либералов . Бренд социализма Фромма отвергал как западный капитализм, так и советский коммунизм , который он рассматривал как дегуманизирующие и бюрократические социальные структуры, которые привели к практически универсальному современному феномену отчуждения .

Французский вест-индский психиатр и философ Франц Фанон в своей критике колониализма опирался как на психоаналитическую, так и на марксистскую теорию . Его основополагающие работы в этой области включают « Черная кожа», «Белые маски» (1952) и «Проклятые с Земли» (1961).

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

Идеи фрейдизма

Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.

Проблемы личностного и социального характера в ключе стремлений разрушения или созидания формируют расход количества жизненной энергии и направления приложения её. Так только в случае направления действий только по прямому назначению без осмысления последствий может произойти нарушение важных жизненных сфер (поддаться желанию убить приводит к лишению свободы, привилегия в различных половых связях приводит к потере значимого партнёра и т.д.).

Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.

Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.

Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Фрейд-лжетерапевт

В 1910-х годах Зигмунд Фрейд публикует книгу «Из истории одного детского невроза». В ней он описывает любопытный случай «Человека-волка» — русского аристократа, мучимого депрессией. После серии сеансов на кушетке гения-психоаналитика Человек-волк чудесно излечивается, а спустя полвека история выносит свой вердикт: байка.

Карты раскрылись, когда в 70-х годах журналистка Карин Обхольцер с легендарным Человеком-волком Сергеем Панкеевым и выяснила, что он так и не был излечен: «Я в том же состоянии, в котором и пришел к Фрейду». Ключевые для фрейдистской теории случаи Маленького Ганса (Герберта Графа), Анны О (Берты Паппенгейм), Доры (Иды Бауэр) и других пациентов тоже притянуты за уши или сфальсифицированы.

Разберемся в методе.

По Фрейду, ранние воспоминания сидят глубоко-глубоко в нас, и психика всё время их искажает. Это всегда травматично, а случайные эпизоды детства портят нам всю жизнь, превращаясь в монстров и фантазмы, ничем не напоминающие оригинал. Отсюда задача психоаналитика — одолеть монстров, то есть разобраться, как преломлялись воспоминания, и рассекретить фантазмы, то есть вернуться к аутентичной версии события.

Фрейд был частично прав насчет серьезных травм вроде детских изнасилований или свидетельства катастроф и смертей.

В итоге защитные механизмы психики упаковывают подобные воспоминания как «инородное тело» и исключают их из ассоциативных сетей. Как пишет Вернер Болебер, бывший председатель Немецкой психоаналитической ассоциации и крупный защитник Фрейда, такие воспоминания хранятся в первоначальном виде, и на кушетке терапевта их действительно можно в таком виде извлечь.

Другое дело, нужно ли. Этот вопрос поставили ученые из Кембриджа, выяснив, что процесс подавления идет далеко за сознательный уровень, и даже в самих подвалах бессознательного, куда мы отправляем травмы, есть еще уровни, откуда влиять на наше поведение по-фрейдистски воспоминания уже не могут. Иными словами, защитные механизмы действительно защищают. Неудивительно, что Фрейд так часто получал нагоняи за садистский подход.

Фрейдизм: краткое описание и роль в науке

Термин получил свое название в честь Фрейда и является теоретической основой психоанализа, объединяя психические бессознательные процессы. Под фрейдизмом понимается обобщенное обозначение всех научных школ и течений, которые используют учения знаменитого психоаналитика.

Фрейдизм отличается двойственностью трактовки доктрины Фрейда, например, даже ближайшие последователи (с которыми из-за этого отступления от основного постулата Фрейд в дальнейшем разорвет связь) признавали главным движущим фактором психики различные механизмы.

Последователи доктора Фрейда опираются на трехгранную модель бессознательного, выведенную Фрейдом:

  • Супер-Я, связанное с моральными качествами человека.
  • Эго, которое отвечает за существование и осознанное принятие реальности.
  • Оно – носитель скрытых желаний и инстинктов.

Работа психики человека основывается на сознательном и бессознательном. Конфликт между ними становится причиной психических отклонений.

Фрейдизм является одним из основных течений в психологии, так как позволяет определить причину неврозов и депрессий для дальнейшего лечения. Но психоанализ Фрейда, как было уже сказано ранее, рассматривает только сексуальную составляющую заболевания, поэтому многим пациентам Фрейда, который стремился свести все психологические болезни к сексуальным отклонениям, в большинстве случаев был поставлен неверный диагноз.

В измененном виде теории Фрейда применяли его ученики, например, Адлер, который определил причиной заболеваний стремление к самоутверждению. Юнг и Ранк также развивали доктрины Фрейда, изменяя и развивая базовые понятия теорий психоанализа. Фрейдизм стал основой другого течения психологии, которое опирается на постулаты Фрейда, неофрейдизма. Направление основывается на тезисе, что ведущую роль в психоанализе и возникновении заболеваний играет влияние общества и культуры на конкретного человека .

Лаканианство

Жак Лакан был французским психоаналитиком с философскими взглядами, чьи взгляды получили широкое влияние во французской психиатрии и психологии. Лакан считал себя верным и спасающим наследие Фрейда. Он вдохновил на новое взаимообогащение фрейдистских и марксистских идей.

Луи Альтюссер

Французский философ-марксист Луи Альтюссер широко известен как теоретик , и его самое известное эссе — « Идеология и идеологические аппараты государства: заметки к исследованию» . В эссе устанавливается концепция идеологии, также основанная на теории гегемонии Грамши . В то время как гегемония в конечном итоге полностью определяется политическими силами, идеология опирается на концепции бессознательного и зеркальной фазы Фрейда и Лакана соответственно и описывает структуры и системы, которые позволяют нам осмысленно иметь представление о себе . Эти структуры для Альтюссера являются одновременно агентами репрессий и неизбежностью — невозможно избежать идеологии, не поддаться ей. Различие между идеологией и наукой или философией не обеспечивается раз и навсегда эпистемологическим разрывом (термин, заимствованный у Гастона Бачелара ): этот «разрыв» — не хронологически детерминированное событие, а процесс. Вместо гарантированной победы идет непрерывная борьба с идеологией: «Идеология не имеет истории».

Славой Жижек в 2008 году

Его эссе « Противоречие и сверхдетерминация» заимствует концепцию сверхдетерминации из психоанализа, чтобы заменить идею «противоречия» более сложной моделью множественной причинности в политических ситуациях (идея, тесно связанная с концепцией гегемонии Грамши ).

Корнелиус Касториадис

Греко-французский философ, психоаналитик и социальный критик Корнелиус Касториадис также продолжил работу Лакана.

Славой Жижек

Словенский философ Славой Жижек с конца 1980-х годов разработал направление мысли, которое использует лакановский психоанализ , гегелевскую философию и марксизм. Альтюссер также входит в число его ссылок. Его «Возвышенный объект идеологии» касается оригинальной фрейдо-марксистской точки зрения.

Гуманистическая психология Э.Фромма

Качественно новым в развитии неофрейдистской психологии стало учение одного из ведущих теоретиков неофрейдизма — психоаналитика и социолога Эриха Фромма.
Он является создателем «радикально-гуманистического психоанализа». В целях гуманистического преобразования человека и социума, Фромм стремился к постижению законов, которые управляют жизнью отдельного индивида, и закономерностей, которым свойственно лежать в основе развития общества. 

Фромм отвергал миф о «неизменной человеческой природе» и утверждал, что в эволюционном процессе человеку свойственно частично утрачивать «непосредственную инстинктивную основу» и обретать новые качества, которые обусловлены социальной средой. В отличие от всех иных живых существ, человеку свойственно обладать сознанием и самосознанием, которые смогли породить чувства одиночества и страха. Разрыв естественных человеческих связей с природой составляет, по мнению Фромма, основное экзистенциальное противоречие, которое представляет собой главную проблему существования человека. На базе этого противоречия, как предполагал Фромм, могут возникать экзистенциальные и исторические дихотомии.

К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, которые находятся в корне самого существования человека и не могут быть аннулированы им. Эти дихотомии находятся между жизнью и смертью и характеризуются невозможностью их реализации по причине кратковременности его существования. Фроммом предполагалось, что на эти дихотомии человек должен реагировать различными способами, которые соответствуют его характеру и культуре. 

В отличие от «экзистенциальных дихотомий», «исторические дихотомии» не являются необходимой частью существования человека. Они способны возникать и разрешаться людьми в ходе процесса истории. К противоречиям этого ряда Фромм относил дихотомии между различными историческими формами существования общества и человеческими возможностями для подлинной реализации своей природы в определенных границах времени.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Представители фрейдизма

Огромное количество практиков и теоретиков работало в направлении фрейдизма. Наиболее известными и ранними были непосредственные ученики Фрейда А. Адлер и К.Г. Юнг. Но взгляды даже последователей начинали отличаться от первооснователя, который во главу концепции ставил бессознательные процессы, а особенно влияние сексуальной энергии. Её импульсов и процессов реализации.

Адлерианское направление считало главным фактором комплекс неполноценности, упомянутый у Фрейда, но не как основной. Дальше развивая такое мировоззрение, последователь сводит основную жизненную задачу к самоутверждению, реализации. Он сводит всё к индивидуальной психологии, где главным моментом является не появление комплекса (его возникновение является аксиомой), а путь преодоления и компенсации. Если человек ориентируется на самосовершенствование и развитие, изучение нового и достижения, то это считается успешным путём. Когда того же самого пытается достичь через унижение других, стремление к власти и тирании, то это рассматривается как патологическое развитие личности.

Юнг почерпнул многое из концепции Фрейда и потом ушёл в другое психоаналитическое направление, где большое внимание уделял бессознательным процессам, сновидениям. Все процессы рассматривались социально, а не биологически

Он вводит новые термины, такие как архетипы и коллективное бессознательное, отдавая именно им основную регулирующую функцию в формировании человеческих поступков.

Ещё один представитель фрейдизма – Отто Ранк работал в концепции, где вся человеческая жизнь направлена только на преодоление травмы рождения, как основы всей экзистенциальной тревоги и беспричинного страха (на самом деле, реального страха смерти). Он считал, что рождение сопоставимо со смертью – личность покидает прежний знакомый и комфортный мир (чрево) и попадает в плохие условия (окружающая среда). Основная цель – адаптация к новому миру через преодоление стремления вернуться во чрево, при этом различными способами это чрево находит замену. Кто-то также прячется в отношения, кто-то в алкоголь или свернувшись калачиком.

Далее цепь последователей расширялась, каждый привносил что-то новое во фрейдизм, изменяя его ортодоксальную суть под потребности времени или соотнося с новыми исследованиями. Несмотря на всю критику подхода, существуют школы, институты и целые общества, продолжающие работать в концепции психоанализа.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Возникновение

Зарождение фрейдо-марксистских теорий произошло в 1920-х годах в Германии и Советском Союзе. Советский философ В. Юринец и фрейдистский аналитик Зигфрид Бернфельд обсуждали эту тему. Советский лингвист Валентин Волошинов , член бахтинского кружка , начал марксистскую критику психоанализа в своей статье 1925 года «По ту сторону социального», которую он более существенно развил в своей книге 1927 года « Фрейдизм: марксистская критика» . В 1929 году работа Вильгельма Райха « Диалектический материализм и психоанализ» была опубликована на немецком и русском языках в двуязычном журнале коммунистической теории « Unter dem Banner des Marxismus» , « Под знаменем марксизма » . Завершением этой мысли можно считать статью Отто Фенихеля « Психоанализ как ядро ​​будущей диалектико-материалистической психологии » 1934 года, опубликованную вЖурнале политической психологии и сексуальной экономики » Рейха Zeitschrift für Politische Psychologie und Sexualökonomie . Одним из членов берлинской группы марксистских психоаналитиков вокруг Райха был Эрих Фромм , который позже принес фрейдо-марксистские идеи в изгнанную Франкфуртскую школу, возглавляемую Максом Хоркхаймером и Теодором В. Адорно .

Вильгельм Райх

Вильгельм Райх в возрасте около 20 лет

Вильгельм Райх был австрийским психоаналитиком, представителем второго поколения психоаналитиков после Фрейда и радикальным психиатром . Он был автором нескольких влиятельных книг и эссе, в первую очередь « Анализ характера» (1933 г.), «Массовая психология фашизма» (1933 г.) и «Сексуальная революция» (1936 г.). Его работа над персонажем способствовала развитию книги Анны Фрейд « Эго и механизмы защиты» (1936), а также его идеи мышечной брони — выражения личности в том, как движется тело — таких инноваций, как телесная психотерапия , Фриц Перлз «ы Гештальт терапии , Александр Лоуэн » s биоэнергетического анализа , и Артур Янов «s первичная терапия . Его произведения повлияли на поколения интеллигенции: во время студенческих восстаний 1968 года в Париже и Берлине студенты нацарапали его имя на стенах и бросили копии «Психологии масс фашизма» в полицию.

Краткая биография Ричарда Вебстера

Будущий британский писатель родился в 1950 в семье методистов. В 1973 окончил Университет Восточной Англии и стал бакалавром лингвистики. Через год принимает решение продолжить образование на факультете клинической психологии. Из-за болезни отца вынужден бросить учебу и приступить к управлению семейным почтовым офисом в Кембридже .

  • В 1977 женится, спустя 7 лет вместе с женой открывает книжный магазин The Orwell Bookshop в Сауфволде. Успешный бизнес был продан из-за развода Ричарда с женой Бод .
  • 1990 год – выпуск работы «Краткая история богохульства», где рассматривает влияние романа С. Рушди «Сатанинские стихи». Публикация книги вызвала широкий резонанс. По утверждению самого автора:

«Сатанинские стихи нанесли вред мусульманской культуре, человечество не должно в произвольном порядке защищать свободу слова и свободу публикации книг, которые причиняют страдания меньшинствам или усилить расовую напряженность» .

1995 – выпуск труда «Почему Фрейд был неправ?», который считается лучшим и наиболее известным среди работ Вебстера. В книге Фрейд рассматривается как личность с комплексом Мессии, также автор приводит аргументы в подтверждение тезиса о психоанализе как лженауке и завуалированном продолжении Иудейско-Христианской традиции.

«Помимо перевода старой доктрины первородного греха на язык современных биологических терминов внутри своей системы, Фрейд также нашел место для одного из наиболее мощных религиозных институтов – института исповеди» .

В дальнейшем Ричарда Вебстера глубоко волновал вопрос ложных утверждений (ложное обвинение, лжесвидетельствование и проч.). В книге «Тайна Брин Эстин» сравниваются обвинения в жестоком обращении с детьми и охота на ведьм в Средние века. Автор предполагает, что изучаемые им обвинения были сфабрикованы и стали явлением массовой истерии.

Ричард Вебстер умер в 2011 году по естественным причинам. Последний год жизни он посвятил работе над скандалом в Casa Pia, учебном заведении в Португалии. Сотрудники учреждения были обвинены в сексуальном насилии над детьми. Вебстер сотрудничал с португальскими властями для выявления «истерии и преувеличения масштабов инцидента» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector