Характер личности и факторы, влияющие на его формирование

Характер и его формирование

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Формирование характера

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

  1. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других — предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет — время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
  2. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
  3. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
  4. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
  5. После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу «здесь и сейчас». Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Понятие характера

Как уже указывалось выше, характер относят к устойчивой способности личности. Данное понятие определено набором черт, которые всегда отражают именно то, как в обществе существует индивид. Некоторые исследователи считают, что характер человека заложен природой на генетическом уровне, поэтому по своему поведению и отношению к социуму, люди отличаются друг от друга.

Но большинство ученых склонно думать, что характер формируется в течение жизни человека, поэтому зависит от рода его деятельности, занятий, коммуникаций и сложившихся отношений с другими индивидами. У каждого человека присутствует индивидуальный набор характерных черт, который всегда отражает действия в виде естественных способов и выбранной направленности. Этот набор помогает добиться поставленных целей, и занять определенное место в социальной лестнице – статуса, престижа, ранга, звания.

Существует большое количество черт характера, которые по своему значению бывают положительными и отрицательными.

К позитивным можно отнести:

  • жизнерадостность;
  • пунктуальность;
  • гуманность;
  • сострадание;
  • доброта;
  • скромность;
  • альтруизм;
  • смелость;
  • храбрость;
  • остроумие и т.д.

Отрицательными чертами характера считаются такие понятия как:

  • алчность;
  • жадность;
  • лесть;
  • наглость;
  • высокомерие;
  • самоуверенность;
  • трусость;
  • лень;
  • расточительность и т.д.

Характер, как понятие, имеет одну особенность – он является основой для слабой личности и инструментом для сильной. Его можно укрепить не только изменением собственной установки в голове (сознание), но и постоянными тренировками духа и тела. Именно физические упражнения, в данном случае, оказывают прямое влияние на психическое состояние человека, делая его здоровым, сильным, бодрым, выносливым, сконцентрированным, дисциплинированным.

Уровни развития характера формируются постепенно, под активными действиями в социуме или бездействием. Выбранные жизненные цели у каждого индивида индивидуальные, поэтому одни люди, благодаря чертам своего характера, добиваются наибольших благ и положения в обществе, чем другие.

При генетических особенностях, характер проявляется только под действием событий и окружающих людей, с самого детства. Ребенок, формируя мировоззрение и сознание в семье, определяет для себя нравственные ценности, мораль и коммуникационные навыки.

Характер личности напрямую связан с системой моральных ценностей, убеждений, поиске устойчивых и глубоких интересов. Понятие определяется целенаправленностью, темпераментом, стремлением индивида к самовыражению, степени активности, эмоциональной лабильности, акцентуации, и делится на типологии психотипов (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики).

Характер может быть гибким и меняющимся в разных возрастных категориях личности. Если в детстве – он мягкий и податливый, то во взрослой жизни становится более устойчивым, и закрепляется.

Самовоспитание

Человек – кузнец своего характера. Возможно, он не имеет абсолютной власти, но влияние всё-таки оказывает, причём значительное.

Проанализировав себя и определив черты своего характера, вы можете начать работу по их изменению: заняться формированием правильной самооценки, воспитать уверенность в себе, научиться справляться с гневом, изменить модель общения и т.д.

Вы в силах не только закалить свой характер, но и переплавить его. Работайте над собой, и вы станете тем, кем мечтаете.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • «Что в характере твоем?»
  • Как лучше узнать себя?
  • Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
  • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
  • Качества, более важные чем IQ
  • Как занятия боевыми искусствами влияют на характер и мышление человека?
  • Типология Бурно
  • Характер
  • Эффективные методы самопознания
  • Практическая польза самопознания

Ключевые слова:1Самопознание

Какие функции выполняет префронтальная кора?

Есть целый ряд функций, за которые отвечает префронтальная кора.

Внимание

Способность фокусироваться на одном, игнорируя отвлекающие факторы, является функцией нашей префронтальной коры. Люди с недостатком внимания (например, СДВГ) имеют аномалии в префронтальной области

Аналогичным образом, те, кто злоупотребляет наркотиками или алкоголем, сталкиваются с проблемами со вниманием

Комплексное планирование

Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, требующую определенной степени планирования, ваш префронтальный регион находится в рабочем состоянии.

Принятие решений

Мы часто с трудом принимаем правильные решения в подростковом возрасте, но по мере приближения к 20-летнему возрасту процесс принятия решений становится эффективнее. Это связано с тем, что наша префронтальная кора помогает нам логически мыслить и делать более взвешенные оценки ситуаций.

Импульсный контроль

Борьба с импульсивностью часто связана с плохим формированием префронтальной коры. Способность поддерживать самодисциплину и избегать импульсивного поведения достигает своего пика только в 20 лет.

Логическое мышление

Подростки часто оправдывают поведение, основанное на эмоциях, а не на логике. Когда префронтальная кора полностью развивается, логическое мышление улучшается.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Источники

  • https://mamaipapa.org/psihologiyaj/formirovanie-haraktera-u-detey.html
  • https://teamnail.ru/o-dengah/do-skolki-let-formiruetsya-harakter-kak-formiruetsya-detskii-harakter-chto/
  • https://pups.su/vospitanie/harakter-rebenka.html

В плену идеалов

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек — наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок — это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель — это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие — нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

Социальные факторы

Личностное саморазвитие зависит от социума

Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос

Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих

Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Биологические факторы

Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи

В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни

Как характер влияет на расстройства личности

Расстройства характера — обычное явление. Иногда следует изменить собственные внутренние правила или прислушиваться к мнению других.

Слишком строгое соблюдение своих собственных норм. Отсутствие установленных правильных моделей поведения может привести к ряду трудностей в социальной жизни. И вызвать психические проблемы.

В этом случае детство является очень важной стадией, на которой могут развиться первые расстройства личности. Сложные условия развития и неадекватные методы воспитания детей могут стать причиной развития нарушенного характера у ребенка

Сложные условия развития и неадекватные методы воспитания детей могут стать причиной развития нарушенного характера у ребенка.

Сохранение отрицательных или неэффективных черт характера может в будущем привести к социальным конфликтам.  Например, связанным с несоблюдением общепринятых законов или развитию психических расстройств.

Фото из картинок yandex.ru

С другой стороны, на правильно развитый характер, который имеет относительно постоянную структуру, могут влиять факторы, такие как психическое заболевание или травма.

Биологическая основа структуры характера

В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:

  • скорость протекания нервных процессов;
  • сила этих процессов;
  • соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.

Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются. Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности. То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.

А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:

  • ригидность и пластичность;
  • эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.

За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.

Акцентуация характера

Наверняка каждый в своей жизни сталкивался с робким человеком. Он всегда переживает, когда его игнорирует окружение, но так и не решается заявить о себе. Либо шутником, который является душой компании. Этот человек очень огорчается, если друзья не проявили должного внимания к его идеям. Эти люди переживают из-за того, что подумают о них другие, испытывая при этом острую нехватку одобрения в свой адрес.

Такая демонстрация чувств называется акцентуацией характера. Её типы крайне схожи и фрагментарно совпадают с видами психопатий. Зачастую такой характер в психологии развивается во время формирования, и когда человек становится взрослее, смягчается. В этом случае черты характера непостоянны и проявляют себя в исключительной обстановке, а при обычных обстоятельствах они едва заметны. Сколько существует характеров, столько же и различных акцентуаций.

Как формируется человеческий характер

На форму человеческого характера влияют генетические и социокультурные факторы. Каждая культура имеет свои собственные нормы и принципы. Поэтому взросление в определенном обществе может повлиять на развитие желаемых черт характера или  их исчезновение.

Родители оказывают большое влияние на правильное развитие ребенка и его характер. Потому что потомство долгое время полностью зависит от своих опекунов. И именно под их влиянием формируется личность человека.

Родители являются передатчиками основных норм и принципов. Какие черты характера у ребенка будут развиваться, а какие будут в значительной степени угасать, зависит от их установок и поведения.

Характер в разные периоды жизни

Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением

Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда

К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.

Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы

Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми

Здесь происходит формирование следующих черт характера:

  • доброты и эгоистичности.
  • трудолюбия и лени.
  • аккуратности и неряшливости.
  • отзывчивости и безразличия.
  • общительности и замкнутости.

Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.

Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума

Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.

При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.

На характер оказывают влияние следующие факторы:

  1. Отношение человека к себе и другим людям.
  2. Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
  3. Информация из СМИ и Интернета.

Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие

Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector