Фаталист: кто это такой кратко, плюсы, минусы, примеры

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты». Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах. Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека «особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: «никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился». У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу. Григорий настаивал на том, «что нет предопределения», Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов», поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено. Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: «выстрел раздался — дым наполнил комнату».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой «пустыми переулками станицы», Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него «довольно глубокое впечатление». Неожиданно он наткнулся на «что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу. Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – «они были бледны как смерть». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который «разрубил его от плеча почти до сердца». В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. «Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника», но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича «вздумал испытать судьбу». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, «пуля сорвала эполет», однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Конец.

Кто такой фаталист?

Фаталист – это человек, верящий в предначертанность значимых событий и неотвратимость судьбы. Обычно это религиозный или очень суеверный человек, во всём уповающий на высшие силы. Он считает, что может оказывать лишь незначительное влияние на то, что с ним происходит, а все важные события в его жизни предначертаны судьбой. Фаталисты верят в предсказания, пророчества и приметы, и во всём склонны видеть влияние фатума (судьбы).

Вера в судьбу появилась на заре становления человеческой цивилизации, когда возникли первые религии. Людям нравилось верить в божественное предопределение. И эта вера не ослабевала тысячелетиями, несмотря на стремительное развитие общества, просвещение и научно-технический прогресс. Даже сегодня большинство людей продолжает разделять это мировоззрение, считая, что их жизни предопределёны, а они сами способны влиять лишь на незначительные повседневные события.

С точки зрения психологии, фатализм может благотворно влиять на психику, смягчая стресс от пережитых неприятностей. Человеку очень тяжело признавать ошибки, которые привели к значительным потерям. Но если он верит, что произошедшая неприятность была уготована судьбой, ему гораздо проще смириться с ней.

Мартин Иден как пример трагической судьбы

Роман Джека Лондона – вечное произведение, оно повествует о сражении человека с судьбой и жизнью. Плохо в этом произведении то, что у автора была определенная идеологическая установка: любовь – это главная движущая сила в мире. И пока герой Лондона думал, что его любит Руфь, он преодолевал себя, развивался. Ведь Мартин Иден – самородок. Но стоило главному герою понять, что Руфь – пустышка, он сразу сник. Для тех, кто не читал, не будем раскрывать всех карт, но скажем: встреча с Руфь предопределила фатальный исход (что это значит, понятно из контекста, а если не понятно, то читайте Джека Лондона) судьбы Мартина Идена.

Теологический фатализм

Под теологическим фатализмом подразумевается влияние всемогущего божества на все процессы, происходящие на земле. Фатализм судьбы, в теологическом смысле, означает то, что всё изначально было предрешено богом, который распределяет и пишет судьбы. При таком типе фатализма подверженные этому мнению люди пытаются найти поддержку своим действиям, ссылаясь на уже предрешённую судьбу. Кроме того, приверженцы этого мнения пытаются придать своим жизням некий смысл — всё то, что происходило в их жизни, не является случайностью и было предрешено с самого начала.

Теологический фатализм разделяет приверженцев на два лагеря:

  1. Тех, кто верит в концепцию абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм).
  2. Тех, в чьих представлениях свобода воли сочетается с судьбой (католицизм, православие).

Согласно мнению первой группы, бог ещё до рождения каждого человека написал сценарий их жизни, а также распределил души тех, кто попадёт в ад, и, наоборот, тех, кто попадёт в рай. Приверженцы этого мнения полностью отрицают свободу воли человека и ответственность за его поступки.

Теологический фатализм в философии — это то явление, которое применимо почти ко всем религиям, однако в некоторых из них, в частности в православии и католицизме, вопрос о таком жёстком отборе рассматривается с другой точки зрения. Эти учения говорят о том, что каждый человек волен сам решать, как ему поступить, и на основе его выбора будет решено, спасётся его душа в раю или попадёт в ад. Однако если брать полную историю христианства, то вся его концепция глубоко фаталистична, так как будущее уже предписано в Апокалипсисе.

Примеры из истории и литературы

Для того чтобы лучше понять, как ведут себя завзятые фаталисты

, можно рассмотреть «королевский» пример. Густав III узнал о заговоре против него – его банально хотели убить. Поэтому он отправился на бал-маскарад с мишенью на груди, где в него и запустили стрелу, от которой он умер спустя некоторое время. Хотя по мне, это больше на мазохизм смахивает.

Еще пример. Некий генерал Унгер верил в предсказания и часто ходил к гадалке. Ее же подговорили ему сказать, что он, дескать, проживёт столько же, сколько и барон – его друг. Поверив в судьбу, генерал выделил охрану и стал беречь барона больше, чем самого себя. Но это, скорее, к суевериям имеет отношение.

В конце концов, можете изучить пятую часть «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Она так и называется – «Фаталист». Автор раскрывает свою точку зрения на эту идеологию жизни, отношение к ней и другие аспекты. Может быть, они совпадут с вашими или же вы после этого смените свою точку зрения? Кто знает…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

«);»> Вам может быть интересно

Что такое лесть — значение этого слова и почему вам льстят Хайпожор — кто это такой Харизма — что это такое и можно ли ее развить, чтобы стать харизматичным человеком Презумпция невиновности — что это такое на бумаге и в жизни Филантроп — что это за человек и что такое филантропия Что такое эгоизм и эгоцентризм — в чём между ними разница Кто такой человек: теории происхождения, отличия от животных и потребности

С самых древних пор люди пытались найти объяснение тому, чего не понимали. Боги, мифические существа, суеверия — всё это было актуально лишь потому, что знания тех времён не позволяли адекватно объяснить теперь уже простые вещи. Например, почему заходит солнце или почему в морях бывают штормы. В те же времена появилось и такое понятие, как фатализм.

Фаталист — кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Такая позиция характеризует личность – безынициативную и безамбициозную. И да, я именно такой человек. Уж, так вышло. Причем чем старше я становлюсь, тем больше нахожу этому подтверждений. Фатальный — это значит неотвратимый, неизбежный. А каков итог нашей жизни? Вот именно, «фатальный конец». Так почему в начале или посередине должно быть иначе?

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме (мировоззрении) страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни.

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Фаталист: минусы

С одной стороны, перекладывая ответственность, фаталист облегчает себе жизнь, но вместе с этим становится безынициативной личностью. У него нет амбиций, нет целей. Фаталист способен просто наблюдать за своей жизнью как бы со стороны, не принимая активного участия в её развитии. Вместо того чтобы проанализировать ситуацию, сделать шаг для решения проблемы, фаталист просто смиренно переносит её и затем, не сделав выводы, наступает на те же грабли, обвиняя во всём «высшие силы».

Скептическое отношение к инициативе

Такие люди относятся к инициативе скептически. Фаталист считает, что нет смысла активно проявлять свою позицию, так как всё равно ничего не изменится и это только усложнит жизнь. В ситуациях, где ещё можно изменить ход событий, просто приложив усилие, он опускает руки, из-за чего редко добиваются высот.

Бывает, что фаталист уверен, что ему повезёт в той или иной ситуации. Например, поверив словам гадалки или астролога. В связи с этим он не будет тщательно к ней готовиться, стараться, а пустит всё на самотёк, что сыграет с ним злую шутку. Но среди таких личностей всё-таки больше пессимистов. Хорошие события они присваивают себе, а вот плохие считают злым роком.

Idle argument

One famous ancient argument regarding fatalism was the so-called Idle Argument. It argues that if something is fated, then it would be pointless or futile to make any effort to bring it about. The Idle Argument was described by Origen and Cicero and it went like this:

  • If it is fated for you to recover from this illness, then you will recover whether you call a doctor or not.
  • Likewise, if you are fated not to recover, you will not do so whether you call a doctor or not.
  • But either it is fated that you will recover from this illness, or it is fated that you will not recover.
  • Therefore, it is futile to consult a doctor.

The Idle Argument was anticipated by Aristotle in his De Interpretatione chapter 9. The Stoics considered it to be a sophism and the Stoic Chrysippus attempted to refute it by pointing out that consulting the doctor would be as much fated as recovering. He seems to have introduced the idea that in cases like that at issue two events can be co-fated, so that one cannot occur without the other.

Кто такой фаталист?

Практически у каждого есть знакомый, который верит в предопределенность бытия. Такой индивид нередко употребляет в речи следующие поговорки: «От судьбы не убежишь» или «Чему быть, того не миновать»

Для более глубокого понимания такого типа мировоззрения важно четко определить, что это такое фатализм. С древнегреческого языка слово fatum переводится как «судьба»

То есть фатализм – это тип мировоззрения, при котором человек верит в предначертанность своей судьбы. Он считает, что сценарий его жизни зависит от Высших сил или божеств, рока или судьбы.

https://youtube.com/watch?v=5ghlh2u4dtA%250D

Фатализм в истории

С древнейших времен неизбежность судьбы была основным типом мировоззрения людей, на которых влияли сначала древние верования, астрология и прочие учения, а потом и более новые религии. Фаталисты верят не только в злой рок, но и счастливую звезду, сулящую удачу и процветание:

  1. В Древней Греции считалось, что богини судьбы – Мойры, плетут нить человеческой жизни. Смерть наступает тогда, когда эта нить перерезается богиней. Схожие божества под названием Норны были и в скандинавской мифологии.
  2. Примеры фатализма можно обнаружить в жизни великого Гая Юлия Цезаря. Главу империи не раз предупреждали о том, что на него готовится покушение. На утро своего последнего дня жизни он отказался слушать жену, которой снился дурной сон о его убийстве. Не взял с собой охрану и отправился в Сенат, там на него совершили покушение несколько десятков мужчин со смертельным исходом.
  3. Еще одним фатальный случай, получивший всемирную известность, случился в Нидерландах. Местный режиссер Теодор Ван Гог снял короткометражный фильм о судьбе исламских женщин под названием «Покорность». Кинолента не понравилась многим приверженцам радикальных течений, которые стали писать письма с угрозами. Спецслужбы предлагали режиссеру охрану, но он отказался. Однажды утром он был убит членом одной из преступных группировок.
  4. Проследить, кто это фаталист, можно и в пятой части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Офицер Печорин предопределил судьбу одного из знакомых военных, который ночью был убит пьяным казаком.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры

Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Виды фатализма

Ученые и психологи уверены, что неотвратимость судьбы, как вариант понимания течения человеческой жизни, имеет разные проявления. То есть они выделяют несколько разновидностей фатализма, отличающихся степенью убежденности и ее природой:

  1. Бытовой фатализм, в основе которого лежит вера в то, что обычные бытовые неурядицы являются следствием порчи, сглаза или собственной невезучести.
  2. Теологическое направление отличается божественным происхождением неотвратимости бытия.
  3. Логический фатализм выделяется большей рациональностью и является следствием веры в цепочку неотвратимых событий.

Бытовой фатализм

Самой примитивной считается концепция бытового фатализма. К ее приверженцам относят пессимистически настроенных инфантильных людей. Они привыкли:

  1. Видеть жизнь и свою судьбу в черном цвете.
  2. Считать, что им не повезло родиться в лучших условиях для жизни.
  3. Отказываться брать ответственность за свою жизнь, принимать волевые решения.
  4. В понятие того, кто это такой бытовой фаталист, неотъемлемо включается вера в сглаз, порчу, дурную ауру и прочие негативные энергии, которые портят жизнь человека.

Теологический фатализм

Несколько иным толкованием является определение того, кто это такой теологический фаталист. Этот человек убежден, что все происходящее на свете определяется некой божественной сутью. Это может быть один единый бог или множество божеств в зависимости от выбранной религии. В систему такого мировоззрения включается:

  1. Вера в то, что судьба человека, каждый ее поворот и случай заранее предопределены еще до рождения младенца или пишутся в момент родов.
  2. То есть все события и испытания даются индивиду специально, возводятся в ранг необходимых.
  3. Крайние приверженцы течения тоже склонны снимать с себя ответственность за собственную жизнь и перекладывать ее на Высшие силы.

Логический фатализм

От предыдущих разновидностей несколько отличается логический или рационалистический фатализм. Его основателем считается древнегреческий философ Демокрит. Он пришел к выводу, что в мире все имеет свою первопричину, поэтому случайности попросту невозможны. К основным моментам этого вида относят:

  1. Фатальный случай происходит не по вине Высших сил или негативных энергий, а из-за цепочки предшествующих событий.
  2. Все то, что сейчас происходит с индивидом, является следствием всех тех действий, поступков и решений его самого и других людей, которые были в прошлом.
  3. По другому течение еще именуют детерминизмом. Его суть отлично отражена в серии фильмов «Эффект бабочки». Кратко суть можно передать следующим образом: на одном конце планеты случился тайфун, потому что на другом за определенное время до этого крылом взмахнула бабочка.

Фаталист: плюсы

Как и любое явление, фаталист имеет свои сильные и слабые стороны. Почему же быть таким человеком отчасти – это хорошо:

  • Человек гораздо меньше нервничает, так как знает, что ничего не может изменить.
  • Он не возлагает на себя ответственность, а значит, не переживает за исход дела.
  • Не мучается от чувства вины, так как перекладывает её на какие-то внешние обстоятельства.
  • Фаталист имеет повышенную способность подстраиваться под обстоятельства, для него это легче, чем бороться с проблемой.
  • Принимает любые события с благодарностью, поэтому не впадает в депрессию.

Эти пункты значительно облегчают жизнь человеку, благодаря чему фаталист чувствует себя гораздо лучше как в психологическом, так и в физическом плане. Личность менее подвергается стрессу, по сравнению с более активными людьми.

Хорошо или плохо быть фаталистом?

На первый взгляд – плохо. На второй – тоже. Но, если присмотреться более пристально, то фаталисту не так уж и трудно живется, что позволяет говорить о некоторых преимуществах этого типа мышления.

Преимущества фаталистов

Человек с мировоззрением фаталиста намного меньше нервничает по сравнению с теми, кто взваливает на себя груз ответственности. Он подсознательно перекладывает на внешние силы вину за все свои провалы и неудачи. Такой человек предпочитает подстраиваться, а не бороться с обстоятельствами. Психологически это успокаивает, поскольку снимает с человека активную роль и какую-либо ответственность.

Тот, кто с благодарностью воспринимает все происходящие события, реже впадает в депрессию. В этом фатализм выигрывает перед проактивностью. Но, наверное, только в этом. Во всем остальном такое мышление делает человека пассивным и беспомощным, неспособным противостоять каким-либо сложностям.

Недостатки фаталистов

В первую очередь, фаталист очень часто опускает руки в ситуации, которая в принципе разрешима. Вместо того чтобы проявить немного настойчивости, он просто отступает. Тем самым, отдавая победу другому. Напротив, тот, кто проявляет целеустремленность, методично следуя намеченным маршрутом, способен добиться успеха даже в изначально проигрышной ситуации.

Во-вторых, непоколебимая уверенность фаталиста в своем будущем может сыграть с ним и его окружением злую шутку. История полна примеров людей, которые понадеялись на счастливый финал и должным образом не подготовились в ответственный момент, за что жестоко поплатились. Среди них древнеримский император Гай Юлий Цезарь, шведский король Густав III, голландский режиссер Теодор Ван Гог и многие другие.

Третий недостаток фаталистов связан с их суеверностью. Поскольку они убеждены в предначертанности будущего, то всеми силами пытаются его узнать, зачастую становясь жертвами аферистов. Возможно, бывают вещуны, которые проявляют феноменальную точность предсказаний, но, все же, основная их масса оказывается шарлатанами. Последние за счет фаталистов и живут, порой внушая им абсолютно безрассудные домыслы.

Пройти тест на самооценку

Механический детерминизм

Механический детерминизм послужил основой для появления такого понятия, как рационалистический фатализм. Это тот принцип, в котором заключается следующее: если есть отдельно взятая точка, её скорость, местонахождение и направление известны, то можно абсолютно точно определить, где и когда эта точка будет находиться. По сути, это является лишь обычным механическим графиком. Но этот принцип можно применить и к философии. Если принять точку за человека, то по вытекающим событиям по ходу его движения можно определить его судьбу. Проблема этой теории лишь в том, что подобные расчёты неподвластны человеку, для их проведения нужен специальный «наблюдатель».

Приверженцы фатализма считают, что причина и необходимость являются одним целым, любые случайности в человеческой жизни называются таковыми лишь из-за недостатка знаний, которые бы обуславливали то или иное событие. Особенно механический фатализм просматривается в работах французского философа Поля Гольбаха. Одно из его утверждений гласит: «Даже в хаосе шторма нет ни единой пылинки, которая расположена там случайно и не имеет причин там находиться, и действовать так, как она действует».

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. ^ Соломон, Роберт С. (октябрь 2003 г.). «О судьбе и фатализме». Философия Востока и Запада . Гавайский университет Press . 53 (4): 435–454. JSTOR .
  3. ^ Тейлор, Ричард (январь 1962 г.). «Фатализм». Философское обозрение . Издательство Университета Дьюка . 71 (1): 56–66. JSTOR .
  4. Загзебски, Линда. . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 7 июня 2020 .
  5. Stambaugh, Joan (1994). . SUNY Нажмите . п. 81. ISBN
  6. Фридрих Ницше, Странник и его тень, 1880, Türkenfatalismus
  7. ↑ Barnes, EJ (1984). Полное собрание сочинений Аристотеля, интерпретация IX. принстон: Издательство Принстонского университета.
  8. Аль-Фараби. (1981). Комментарий к De Interpretatione Аристотеля. Перевод Ф.В. Циммермана. Оксфорд: издательство Оксфордского университета.
  9. Origen Contra Celsum II 20
  10. Цицерона De Fato 28-9
  11. Сюзанна Бобзен , Детерминизм и свобода в стоической философии , Оксфорд, 1998, глава 5
  12. . Архивировано из 31 марта 2007 года . Проверено 17 февраля 2007 года .
  13. Маки, Пенелопа. «Фатализм, инкомпатибилизм и способность поступать иначе» Nos, vol. 37, нет. 4, стр. 672-689, декабрь 2003 г.
  14. ^ Райерсон, Джеймс (12 декабря 2008 г.). . Нью-Йорк Таймс .

ПЛЮСИ и МИНУСЫ фатализма

Помните Юлия Цезаря, который знал о своей страшной участи, но ослепленный гордыней и верой в судьбу, просто пришел на встречу к своим убийцам? Основная отличительная черта, которой наделено большинство фаталистов – это гордыня. Подобное качество можно отнести к минусам фатализма. Поэтому фаталист – это человек, который из-за собственной гордыни легко подвергает себя и окружающих опасности. Иногда гордиться испытаниями, посланными судьбой. Еще один минус веры в фатум – ослабленное критическое мышление. Такое мышление у индивида, верящего в рок, или вовсе не развито, или подавлено. Здесь фаталист в психологии – это человек, который с детства не научился справляться с жизненными трудностями по разным причинам. В детстве человек слишком сильно ориентированный на мнение окружающих и потерявший веру в свои силы, теряет адаптивность и начинает думать, что все его попытки действовать самостоятельно обречены на провал.

Несомненным плюсом этой теории считается смирение перед происходящим в жизни. Человек фатума искренне верит в неотвратимость, а значит, меньше беспокоится о последствиях, легче переносит невзгоды. Сохраняет веру в собственное доброе начало при любых обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector