Сущность социализации. основные феномены социализации (факторы, средства, механизмы, агенты социализации)

Содержание:

Найдено научных статей по теме — 15

Образовательные факторы социализации

Савостова Марина Николаевна

В статье предлагается разработка и обоснование мероприятий развития процессов социализации с применением факторов повышения уровня профессионального образования, необходимые данные о том, какие формы организации данного образовани

Медиа как фактор социализации подростков

Ишкулова Шагида Талгатовна

В статье рассматриваются средства медиа как фактор социализации подростков

Особое внимание уделяется использованию медиа в сфере образования медиаобразованию.

Социализация: агенты, институты, факторы

Щеглов Илья Алексеевич

В статье произведена конкретизация понятий «агент», «институт», «фактор» социализации. Проблема состоит в отсутствии в научном знании четких и согласованных дефиниций этих понятий.

Аномия как критический фактор социализации

Зеленчук Ирина Анатольевна

В статье рассматривается проблема ценностных изменений в России и на Западе, предпринята попытка философского осмысления понятия «аномии» как социального феномена, охватывающего мировое пространство, имеющего тенденции к глобализа

Корпорация как фактор социализации сотрудников

Патутина Наталия Анатольевна

В статье рассматривается корпорация в контексте ее влияния на процесс социализации сотрудников. Автор рассматривает понятие корпорации как родовое по отношению к коммерческим организациям различных видов и типов.

Политическая социализация молодежи и ее факторы

Ерусланова Анна Михайловна

В статье осуществлен анализ процесса политической социализации молодежи и ее факторов, а также ее особенностей в Чувашской Республике.

Факторы социализации студентов российских вузов

Евенко Сергей Леонидович

Статья посвящена исследованию факторов социализации студентов, которые обеспечивают его эффективную интеграцию в социальную среду. Теоретический анализ позволил обосновать четырехчленную структуру изучаемого процесса.

Социализация агрессии и влияющие на нее факторы

Фомиченко А.С.

В обзоре затронуты вопросы, связанные с усвоением моделей агрессивного поведения. Рассматривается ординарная и парадоксальная социализация агрессии.

Факторы и условия правовой социализации учащихся

Будкина Любовь Владимировна

В статье анализируются понятия «фактор» и «условие» в работах представителей педагогической науки, рассматриваются классификации факторов, дается характеристика факторов, определяющих успешную правовую социализацию учащихся.

Факторы религиозной культуры в бытовой социализации

Зименко Анна Валерьевна

Представлены результаты социологического исследования влияния религиозной культуры на бытовую социализацию.

Интернет как фактор социализации старших школьников

Плешаков В. А., Угольков Н. В.

В русле междисциплинарного анализа Интернета как социокультурного феномена, социального института и фактора социализации выделены специфические социализирующие возможности интернет-среды для старших школьников.

Профильное обучение как фактор социализации учащихся

Профильное обучение как фактор социализации учащихся

Краличкина Елена Анатольевна

В статье представлена сконструированная в ходе опытно-эксперименталь-ной работы модель процесса социализации учащихся медицинских классов лицея.

Этапы социализации

Социологи выделяют следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Подразумевает познание ценностей и приобретение навыка соответствия обществу. Это этап, когда ребёнок усваивает основные понятия, приспосабливается к правилам общества, подражает и адаптируется.
  2. Идентификация. Заключается в стремлении к персонализации и воздействию на других людей. Отношение к нормам социума становится более критическим. На этом этапе в зависимости от возраста выделяют промежуточную (когда подросток ещё не имеет сформировавшегося мировоззрения и характера) и устойчиво-концептуальную социализацию (когда личность обладает уже устоявшимися свойствами).
  3. Интеграция. Позволяет проявить себя и свои возможности в конкретной социальной группе. Когда социум принимает свойственные личности характеристики, интеграция проходит успешно. Если общество не принимает эти свойства, то возможны два варианта развития событий: первый – когда индивидуальность сохраняется, отношение к обществу становится агрессивным, а второй вариант характеризуется попытками изменить себя и соответствовать ожиданиям общества.
  4. Трудовой этап. Его границы размыты, так как этап включает себя все время трудовой деятельности члена общества. Человек воздействует на среду, воспроизводит социальный опыт.
  5. Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества.

Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья – родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека.

Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте:

Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью.
Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно.
Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление

Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка.
Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи.
На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни.
Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются.
На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях.
Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни.

На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.

Все факторы разделяют на четыре группы:

  • микрофакторы (социальные устои в семье, образовательном учреждении);
  • мезофакторы (общественное устройство, характерное для места поселения, национальности);
  • макрофакторы (социальные параметры государства, политический и культурный строй);
  • индивидуальные факторы (характеристики личности определенного возрастного этапа).

Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация – поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей.

С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия:

  1. Ресоциализация – замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях.
  2. Десоциализация – утрата ранее приобретённого социального опыта.

Если ресоциализация – процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация (на фоне личных проблем, потери работы) оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[нет в источнике]

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола

Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Что такое социализация человека: понятие

Социализация

Социализация человека представляет собой процесс получения набора качеств характера, без которых невозможно полноценное существование в социуме. Она проходит при взаимодействии человека с внешней средой, а также другими членами общества.

Результатом процесса становится превращение человека в полноценную личность. Так, в течение жизни человек накапливает опыт и знания, которые заставляют его меняться и вырабатывать собственные черты и манеры поведения и общения. При этом, нельзя сказать, что социализация является процессом, имеющим какое-то завершение. Дело в том, что она проходит в течение жизни. Более того, независимо от возраста люди склонны переоценивать свои взгляды.

Учитывать нужно и то, что социализация является двухсторонней. То есть, человек не просто накапливает определенные знания и опыт, но еще и обеспечивает формирование отношений между людьми. В процессе общения у людей начинают формироваться личные пристрастия и предпочтения. При этом, индивид всегда на себя примеряет функции, характерные для социума.

Так как люди очень редко оказываются одиноки и проживают в условиях коллективной жизни, вопрос о вхождении человека в социум никогда не теряет актуальности. И именно социализация является тем процессом, который позволяет влиться в существующие социальные группы.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

Какие виды бывают

Социализация – процесс освоения индивидом новых социальных ролей, имеет два вида: первичная и вторичная. В каждом из них свой круг агентов и институтов, напрямую влияющих на ход протекания становления личности и её привыкание к жизни в обществе.

К сведению. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека.

Первичная социализация

Она начинается с первого года жизни и длится всё детство и юность. В младенчестве происходит спонтанное (стихийное) понимание индивидом себя как члена окружающего мира. Это не слишком интенсивный процесс, связанный с тем, что малыш должен осваивать информацию, исходящую только от родителей и членов его семьи. Далее, когда наступают детство и юность, дело идёт быстрее, потому как круг общения расширяется.

Агентами первичной социализации (первичными агентами) являются:

  • родители;
  • родственники;
  • товарищи, друзья, воспитатели и учителя.

Понятие «первичная» означает первый круг общения – ближнее окружение, оказывающее наибольшее влияние на становление индивида как социальной личности.

Доказано. Для первичной социализации важен возрастной период до 9 лет. Только в этом возрасте внешние факторы могут полноценно влиять на ребёнка.

Серьёзной проблемой стала социализация детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Педагог-психолог А.И. Настенкова в своей публикации «Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность?» касается этого вопроса. Автор утверждает, что детские дома или интернаты с функциями коррекции не могут обеспечить условия для полномерной социализации детей. В социально-психологическом состоянии воспитанников преобладают следующие характеристики:

  • повышен уровень отклонений в поведении (поведенческая девиация);
  • недостаточно развит социальный интеллект;
  • иждивенчество;
  • готовность к получению выгоды из своего незавидного положения (рентные установки).

Несмотря на то, что это сугубо специализированные учреждения, работают в них обычные педагоги.

Важно! Минусом подобных заведений является то, что «воспитатель детского дома» – несуществующая специальность. Поэтому не все педагоги до конца понимают специфику работы с детьми, лишёнными родительского воспитания

Если выделить проблемы с первичной социализацией у детей сирот или тех, кто остался без попечения родителей, то можно составить следующий список:

  • отсутствие квалифицированных кадров в заведениях;
  • социальная обособленность детдомов;
  • личностные и эмоциональные деформации воспитанников;
  • недостаток приспособленности к жизни в социуме.

Нельзя сбрасывать со счетов и негативное отношение к детдомовцам со стороны обычных членов общества, что вызывает у подростков-сирот чувство ущербности.

Первичная социализация

Вторичная социализация

Усвоение норм общества продолжается по мере дальнейшего взросления. Это участие в различных общественных организациях, кружках, учебных и производственных коллективах.

Внимание! Затруднён процесс социализации в таких закрытых сообществах, как военные училища или армейские подразделения. Многим индивидам для адаптации требуется психологическая помощь

Вторичная социализация

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Механизмы социализации

К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.

К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.

Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.

Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.

В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Стадии и фазы социализации личности

Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.

Этапы социализации

Первичная социализация

Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.

Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.

В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.

Вторичная социализация.

Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.

Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.

Групповая социализация.

То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.

У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.

Гендерная социализация.

Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.

Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.

В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.

Существуют два глобальных института социализации.

Первичные институты.

Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.

Вторичные институты.

Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;
  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
  • ментальные, или духовные.

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

  1. Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
  2. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
  3. Основные функции средств массовой коммуникации:
  4. Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
  5. Распространение знаний в области науки и культуры.
  6. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector