«белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум»

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

  1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
  2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Этические принципы психологического консультирования

психологический консультирование эмоциональный этический

Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).

Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.

1. Обеспечение конфиденциальности.

2. Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).

3. Осознание консультантом своей ограниченности.

4. Запрет на двойственные отношения.

Рассмотрим подробнее эти правила.

1. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).

Этика консультанта. 16 Личность эффективного консультанта. Проф. Этика.

эффективность
консультанта опре­деляется свойствами
личности, профессиональными знания­ми
и специальными навыками. Каждый из этих
факторов обеспечивает качественный
консультативный контакт, кото­рый и
является стержнем психологического
консультирова­ния. Знание можно
получить из книг или лекций, навыки
при­обретаются в процессе работы, но
их ценность ограничена без совершенствования
личности психотерапевта.

B
1964 г. Комитет по надзору и подготовке
консультантов США установил следующие
шесть качеств личности, необ­ходимых
консультанту

— доверие к людям;

— уважение ценностей
другой личности;

— проницательность;

— отсутствие
предубеждений;

— самопонимание;

— сознание
профессионального долга.

Wolberg
(1954) акцентирует такие особенности:
чут­кость, объективность (неотождествление
себя с клиентами), гибкость, эмпатию и
отсутствие собственных серьезных
проблем. К особо
вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность
и зависимость, замк­нутость, склонность
использовать клиентов для удовлетво­рения
своих потребностей, неумение быть
терпимым к раз­личным побуждениям
клиентов, невротическую установку в
отношении денег.)

м оделиличности эффективного консультанта.

Правила психологического консультирования. Правила эффективного психологического консультирования

Существуют общие правила и установки консультирования, которым должен следовать психолог. Эти принципы делают процесс работы консультанта и клиента более структурированным и эффективным.

  1. Каждый клиент уникален. Двух одинаковых ситуаций не может существовать впринципе. Поэтому в психологическом консультировании важен личностно-ориентированный подход.
  2. Установки, взгляды и жизненная позиция клиента могут меняться в течение консультирования. Нужно предусмотреть появление новых проблем.
  3. Проблемы клиента в первую очередь должен осознать сам клиент. Люди, пришедшие на консультацию без мотивации, чаще всего не могут принять на себя ответственность за существование проблем и их последующее решение. 
  4. Комфорт и безопасность клиента – главные составляющие консультирования. Если в ходе решения своих проблем человек испытывает моральный или физический дискомфорт, то психологу следует прекратить работу или перевести её в другое русло.
  5. Психолог должен задействовать в ходе консультирования все свои лучшие качества как профессиональные, так и личностные. Несмотря на это он обязан помнить, что главная роль в решении проблем клиента ложится на самого клиента. Если проблема не решена, то не нужно из-за этого накладывать на себя экзистенциальную вину.
  6. Результат консультирования может быть либо не виден сразу, либо отсрочен во времени.
  7. Консультант обязан всегда соблюдать правила профессиональной этики.  
  8. Консультирование должно основываться на теоретических знаниях. Однако, всепоглощающее доверие к учебной литературе и полное исключение личностных человеческих качеств могут дать деструктивный результат консультирования.

n1.doc

Контрольная работа Психологическое консультирование Вариант № 15Этические аспекты психологического консультирования Выполнила: студентка 4-го курса факультета заочной формы обучения группы ЗД-402Преподаватель: И.Р. ГригороваЭтические аспекты психологического консультированияВведение 1. Содержание принципов и правил работы психолога2. Этические принципы в психологическом консультировании Консультант ответственен в своей работе:

  • Перед своим клиентом.
  • Перед членами семьи клиента.
  • Перед организацией, в которой он работает.
  • Вообще перед общественностью.
  • Перед своей профессией.

Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

    • Об основных целях консультирования.
    • О своей квалификации.
    • Об оплате за консультирование.
    • О приблизительной продолжительности консультирования.
    • О целесообразности консультирования в данной ситуации.
    • О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования.
    • О границах конфиденциальности.
  • об основных целях консультирования;
  • о своей квалификации;
  • об оплате за консультирование;
  • о приблизительной продолжительности консультирования:
  • о целесообразности консультирования;
  • о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
  • о границах конфиденциальности.

2.1. Конфиденциальность в консультировании

  • Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
  • Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.
  • Необходимость госпитализации клиента.
  • Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

2.2. Запрет на двойные отношенияЗаключениеИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
  2. Бельская Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.
  3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство Речь», 2001. – 352 с.
  4. Елизаров А. Н. Основы консультативной психологии. СПб.: Питер, 2001. – 164 с.
  5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования». М.: “Академический проект”, 1999.
  6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  7. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс психолога в формате PDF

1 Данный этический кодекс опубликован на официальном сайте РПО (Российского психологического общества).

Прямота и открытость в общении

Ну, и последний принцип этики практического психолога, который мы сегодня рассмотрим, – это прямота и открытость. Специалист должен не только нести ответственность за свои поступки, но и предоставлять пациенту информацию по поводу его лечения без каких-либо искажений. Особенно актуально это в случае проведения исследовательской работы или эксперимента над клиентом.

Многие психологи очень часто формируют свою речь, используя различные понятия и термины, однако подобное действие говорит лишь о вашей компетентности. Если вы хотите наладить доверительные отношения с пациентом, то лучше всего избегать различных премудростей во время общения. Старайтесь общаться с ним простым языком, дабы клиенту не пришлось после консультации с вами отправляться за специальным терминологическим толкователем, чтобы понять, что именно вы имели ввиду.

Если избежать искаженной информации все-таки не удается, то психолог должен всеми силами постараться объяснить своему пациенту, что он сделал это не нарочно. Конечно же, лучше избегать подобных ситуаций, дабы не выстраивать степень доверия повторно, однако стоит уметь принимать свои ошибки, если вы их совершили. Один этот факт говорит о психологе, как о профессионале своего дела.

Кроме того, открытость и прямота в общении должна также присутствовать не только во время взаимодействия с клиентами, но и с коллегами. Вы не должны способствовать своими действиями вытеснению своего коллеги с какой-либо должности. Общение в коллективе должно быть легким и непринужденным, даже если кто-то из начинающих специалистов действует некомпетентно ввиду своей неопытности. Намекните коллеге на его ошибку, но не затевайте скандал, который приведет в дальнейшем к разногласиям.

Ключевые вопросы этики психолога в работе с клиентом

Согласно этическому кодексу психолога разработаны и законодательно закреплены следующие основные принципы работы психолога:

  1. Принцип уважения;
  2. Принцип компетентности;
  3. Принцип ответственности;
  4. Принцип честности.

При нарушении данных принципов в силу вступает закон о «О персональных данных», регулирующий распространение персональной информации.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из перечисленных этических принципов практикующего психолога.

Принцип уважения — может быть переформулирован как: «не навреди», старайся добиться только положительного результата без ущерба личности клиента или испытуемого.

Принцип компетентности — самый многогранный и сложно выполнимый из всех принципов психолога России. Включает в себя необходимость постоянного развития психолога как личности и как работника, постоянный рост профессиональных компетенций и личностных качеств, говорит нам о том, что мы должны совершенствоваться вместе с клиентом или испытуемым. Психолог так же должен обладать знанием профессиональной этики и знать ограничения, которые налагаются профессией на его деятельность.

Принцип ответственности — опять же «не навреди». В этом месте кодекс отчасти повторяет себя, но речь уже идёт о специфике выбора методик – они не должны своим содержанием и последствиями их применения вредить клиенту или испытуемому. Так же здесь речь идёт об осознании тех процессов и той специфики, которая сопровождает отношения между психологом и клиентом (испытуемым). Последний аспект этого принципа – наличие этических дилемм, которые рекомендуется решать по средствам дискуссий с коллегами и на заседании Этического комитета.

Принцип честности — соблюдение анонимности результатов исследований или информации, полученной в результате работы с клиентом. Информирование испытуемых о результатах исследований, максимально информативная и полная обратная связь. Так же данный принцип запрещает распространение персональных данных иначе как с согласия клиента или испытуемого.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в
    соответствии с этическими нормами;

  • защиту законных прав людей, с которыми
    психологи вступают в профессиональное
    взаимодействие: обучающихся, воспитанников,
    студентов, педагогов, супервизоров,
    участников исследований и др. лиц, с
    которыми работает психолог;

  • сохранение доверия между психологом
    и клиентом;

  • укрепление авторитета психологической
    службы образования, среди обучающихся,
    воспитанников, родителей и педагогической
    общественности.

Основными этическими принципами
являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической
правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды
психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о
целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с
профессиональными стандартами, принятыми
в работе психологов в международном
сообществе.

Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
  3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Принцип конфиденциальности

  1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
  2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
  4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
  5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
  6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).
  7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип этической и юридической правомочности

  1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
  4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

Основные этические принципы

Перед консультированием, психолог обязан предупредить клиента:

  • Об основных целях психологического консультирования.
  • О наличии у себя профессиональной квалификации, опыте работы.
  • О стоимость консультирования.
  • О приблизительной продолжительности консультирования.
  • О целесообразности проводимого консультирования.
  • О возможном временном ухудшении психологического состояния во время консультирования.
  • О допустимых границах конфиденциальности.

Основные этические принципы психологического консультирования (автор Ю. Е. Алешина):

  1. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту – консультант должен уметь участливо и внимательно слушать каждого клиента, стремясь не просто выслушать, а понять суть его проблемы и приложив все свои профессиональные знания и умения – помочь ему. Помощь заключается в оказании психологической поддержке. При первой встречи с клиентом, консультант должен установить с ним доброжелательные взаимоотношения, показать всем своим видом, что его основной целью является оказание необходимой психологической помощи. Достигается это посредством применения различных психологических методов, методик и приемов, в зависимости от ситуации и настроя клиента.
  2. Ориентация психолога на ценности и нормы клиента, а не на общепризнанные социальные правила и нормы. Такой подход поможет клиенту быть максимально открытым и искренним. Консультант, понимая и принимая ценности клиента, выражая к ним уважительное отношение, показывает, что готов оказать ему необходимую психологическую помощь. Кроме того, консультант дает понять клиенту, что его ценности и нормы не будут оцениваться как препятствие для нормальной жизнедеятельности.
  3. Запрет давать какие-либо советы. Несмотря на весь имеющийся у консультанта жизненный и профессиональный опыт, он не имеет права давать клиенту советы. Это обусловлено тем, что жизнь каждого клиента индивидуальна и уникальна, невозможно с точностью сказать, как она будет развиваться в дальнейшем и какой непредсказуемый результат принесет данный клиенту совет. Дать клиенту совет – это значит принять на себя ответственность за его жизнь, в случае если он им воспользуется.
  4. Анонимность – никакая информация, которая сообщается клиентом психологу, не может быть передана третьим лицам (родственникам, друзьям, организациям и т.д.), без согласия самого клиента. Кроме того, эта информация не может быть использована против клиента. Перед началом консультирования, психолог обязан предупредить клиента о том, что если к нему попадет информация, которая в соответствии с законом РФ должна быть сообщена в соответствующие органы, то он будет вынужден сообщить им о ней.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношении. При осуществлении психологом профессиональной деятельности каких-либо личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, необходимо стараться действовать в интересах клиента, как можно скорее прервав процесс психологической помощи.

Литература

  1. Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 277 с.
  2. Впервые в России в отношении психолога возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4109/ (дата обращения: 06.09.2019).
  3. Габбард Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2014. 272 с.
  4. Гаджиева С. Из-за комментария «инцест», оставленного психологом под семейным фото, писательница обратилась в прокуратуру // Вечерняя Москва. 19.12.2015.
  5. Гулина М.А. «Езда в незнаемое»: преподавание консультативной психологии в стенах университетов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. No 3. С. 109–131. doi:10.17759/cpp.2017250307
  6. Гарбер И. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы // Теория и практика психотерапии. 2014. Т. 1. No 1. С. 96–100.
  7. Диянкова И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 4. С. 114–149.
  8. Караваева Т.А., Вьюнова Т.С., Подсадный С.А. Значение этических норм и принципов в психотерапии и их закрепление в правовом регулировании // Вестник психотерапии. 2008. No 28. С. 9–17.
  9. Карпицкая Д. Психолог заставлял пациенток на публике раздеваться и отдавать бриллианты // Комсомольская правда. 24.04.2018 (дата обращения: 06.09.2019).
  10. Куликов А.И. Изучение сексуальных чувств пациентов и психотерапевтов в процессе психотерапии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб, 2004. 199 с.
  11. О психологической помощи населению в городе Москве: Закон города Москвы от 07.10.2009 No 43 (дата обращения: 06.09.2019).
  12. О психологической помощи населению в Российской Федерации: проект Федерального закона No 553338-6 (дата обращения: 06.09.2019).
  13. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности // Universum: Психология и образование. 2017. No 4 (34) (дата обращения: 06.09.2019).
  14. Фрокмортон У. Попытки изменить сексуальную ориентацию: этические аспекты // Московский психотерапевтический журнал. 2006. No 1. С. 175–195.
  15. Этический кодекс психолога Российского психологического общества (дата обращения: 06.09.2019).
  16. Этический кодекс Российской психотерапевтической ассоциации (РПА) от 27.05.2019 (дата обращения: 06.09.2019).
  17. American Counseling Association. 2014 ACA Code of Ethics . (дата обращения: 06.09.2019).
  18. Bond T. Standards and Ethics for counseling in action. Los Angeles: Sage, 2000. 263 p.
  19. Burkholder D., Burkholder J. Reasons for ethical misconduct of counseling students: what do faculty thinks? // The Journal of Counselor Preparation and Supervision. 2014. Vol. 6 (2) (дата обращения: 06.09.2019). doi:10.7729/62.1063
  20. Curran T., Hill A.P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016 // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145 (4). P. 410–429. doi:10.1037/bul0000138
  21. Ebrulkiz F. Bahar M., Umut A. Trainee psychological counselors’ understanding of ethics // International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2017. Vol. 6 (2). P. 10–17.
  22. Gwet K. Handbook of inter-rater reliability: the definitive guide to measuring the extent of agreement among raters. 4th ed. Gaithersburg, MD: Advanced Analytics, 2014. 410 p.
  23. Herlihy B., Corey G. ACA ethical standards casebook. 7th ed. Alexandria: Wiley, 2014. 337 p.
  24. Twenge J., Konrath S., Foster J. et al. Egos inflating over time: meta-analysis of the narcissistic personality inventory // Journal of Personality. 2008. Vol. 76 (4). P. 875–902.

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми. Читать далее: Как научиться быть счастливой без мужчины Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Выводы

1. Формирование этического мышления психологов-консультантов является сложной задачей, не сводимой к формальному заучиванию этических правил и умению применять стандарты.

2. По данным пилотажного исследования, пятая часть психологов-консультантов, участвовавших в онлайн-опросе, практикует, не имея высшего психологического образования, 40% опрошенных не прошли углубленную подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе.

3. Для психологов-консультантов характерны выраженные разногласия в этических представлениях, что позволяет прогнозировать конфликты и трудности в принятии коллегиальных решений по вопросам этики, рекомендуемых этическими кодексами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector