Основы социализации личности

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С

Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Влияющие факторы ↑

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Социальная аномия: Понятия и причины.

Аномия – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно, состояние беззакония. Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

… (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее … Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и …

Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни. Причина аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Дюркгейм полагал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. Общество без преступности немыслимо. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения.

67. Социальный конфликт: понятие и виды.

Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам — конфликтология. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе

В зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты подразделяются на:

Личностный конфликт, т.е. конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания.

Межличностный конфликт, т.е. разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

Межгрупповой конфликт, т.е. противостояние нескольких групп.

По содержанию проблем, вызвавших противонаправленные действия, выделяют производственные, семейно-бытовые, трудовые, экономические, политические, экологические, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые и другие конфликты.

По своим функциям конфликты обычно делятся на:

Разрушающие (дезинтегративные) – такие конфликты дестабилизируют социальные системы. Внутренний конфликт разрушает групповое общество; забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности; супружеские конфликты мешают объединению супругов; и, наконец, атомный конфликт грозит уничтожению всего человечества.

Созидающие конфликты – могут усилить групповое взаимодействие. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидера, использование новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряжения.

Ресоциализация

В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.

Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.

При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.

Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.

В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива

Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.

В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.

Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.

Школа – социальный институт

Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения – сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей. Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно. Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.

Социализация человека и воспитание личности – неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.

Социальный педагог – это специалист, помогающий детям и подросткам социализироваться в обществе

Социальная педагогика — отрасль, рассматривающая процесс воспитания через призму социальных явлений, характерных для общества. Каждая отдельно взятая личность развивается в определенной среде, где имеются свои устои, моральные принципы, стереотипы, приоритеты. Человек не может существовать отдельно от социума, более того, он активно влияет на окружающих, внося в ближайший «микромир» свое мироощущение. Процесс этот обоюдный и взаимосвязанный. Личность может подчиниться требованиям среды, либо окружению придется принять человека таким, какой он есть.

Смотреть галерею Социальный педагог – это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог – это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди детей. Цель этой работы – научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Деятельность социального педагога в школе и других учебных заведениях заключается в изучении определенной семьи, выявлении проблем в этой ячейке общества, нахождении путей решения трудных ситуаций, а также в координировании работ по заданному маршруту. Опять-таки, речь идет о должностных обязанностях, прописанных в положении образовательного учреждения. В реальной жизни картина несколько иная.

Смотреть галерею

В действительности социальный педагог – это человек, который становится «козлом отпущения» в решении многих проблем. С одной стороны, профессиональные обязанности и ожидания общества, связанные с достижением определенных целей. С другой, полное нежелание конкретной неблагополучной семьи решать свои проблемы. Ведь контингент, с которым работает специалист, – это асоциальные семьи с пьющими родителями, половина из которых уверена, что они глубоко несчастные люди, обиженные жизнью. Другая половина из разряда «непутевых», которым на все наплевать, включая своих детей. Понятно, что морально-нравственное воспитание детей из этой среды сравнимо с подвигом, потому что ребенок, проживающий в этих условиях, считает их нормальными и часто идет по стопам родителей. Только единицы адекватно осознают свое положение и стараются его исправить. Самое интересное, что они часто достигают больших результатов, поскольку мотивация – вещь очень мощная.

Смотреть галерею

Опускать руки нельзя ни в коем случае: если не бороться с негативными социальными явлениями, они поглотят общество целиком. Если удается нормализовать жизнь хотя бы нескольких семей – это победа.

Социальный педагог – это человек, работу которого нельзя оценить оценками в журнале, нельзя наглядно показать ее эффективность. Это ежедневный кропотливый труд, приносящий плоды только через длительное время. Но начальству это не докажешь, они требуют наглядности и цифр.

Отчет социального педагога входит в перечень номенклатуры дел специалиста. К ней относятся федеральные, региональные законодательные акты, регламентирующие данный вид деятельности; должностные обязанности; перспективный план работы (куда же без него), в который включено планирование групповой и индивидуальной работы; программы действий по определенным ситуациям, профилактике правонарушений; картотека на детей, с которыми работает специалист; рекомендации для родителей и учителей.

Похожие работы

  • Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы и средства
  • Социализация как фактор развития личности: стадия и способы
  • Социализация как фактор развития личности: сущность и содержание
  • Социализация как фактор развития личности
  • Личность и политика: факторы политического поведения
  • Социализация как фактор развития личности: институты социализации
  • Социализация как фактор развития личности: способы и средства
  • Социализация как фактор развития личности: социальная среда
  • Социализация как фактор развития личности: понятие личность
  • Социализация как фактор развития личности: процессы социализации
  • Социализация как фактор развития личности
  • Социализация как фактор развития личности: личность и социальная среда
  • Социализация как фактор развития личности: понятие и сущность
  • Социализация как фактор развития личности: средства социализации
  • Социализация как фактор развития личности: становление личности
  • Социализация как фактор развития личности: процесс формирования
  • Социализация как фактор развития личности: определение понятия
  • Личность и политика: типы личностей в политике

Помощь в написании работ

Подробнее

Факторы социализации

Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.

Микрофакторы

Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.

Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:

  • особенностей перераспределения собственности;
  • господствующей религиозной ориентации;
  • характеристик трудовых отношений;
  • принципов организации коллективов;
  • состояния образования.

В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.

Макрофакторы

Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.

Важное значение имеет государственная идеология, которая:

  1. Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
  2. Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
  3. Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Мезофакторы

К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:

  1. Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
  2. Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
  3. Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[нет в источнике]

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола

Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.Две основы, которые составляют весь процесс социализации:

  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector