Эрих фромм: биография и взгляды самого философа

Взгляды на психологию религии

Этим вопросам ученый посвятил много лет. Он отмечал, что религиозное сознание лежит в основе личностных ценностей. Человек обладает индивидуальной психофизической природой. Ввиду получаемого эмпирического знания и опыта он создает в сознании систему идеалов. Мыслитель считает, что религиозные воззрения человека, а также их характер способны раскрыть потенциал человека или нейтрализовать его.

Философ задавался вопросом: «заслуживает ли религия доверия?». Возможно, что личность не высвободившая творческий потенциал, может стать рабом религии, не имея других ориентиров в жизни. Именно поэтому, доказывает ученый, психоанализ способен нейтрализовать противоречия между желаниями и мотивами. Для этого необходимо рационализация и следование собственному разуму. Нередко истина скрывается в бессознательном.

Эрих Фромм выделяет авторитарные религии, которые управляют личностью и требуют полного повиновения. В них любое непослушание трактуется как грех. В противовес этому явлению мыслитель определяет гуманистические религии, способные раскрыть личность через творческие возможности. К ним он относит буддизм, культы времен Просвещения, учение Сократа. Именно подобные взгляды способны направить человека к искренней любви, заботе, помочь ему осознать единство мира. Гуманистические религии приводят человека к рационализации и самореализации, поэтому мыслитель видит в них спасение для любого общества. Именно они способны раскрыть личностный потенциал, создать гармонию в мире.

Критика Фрейда

Фромм подробно изучил жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда . Фромм выявил расхождение между ранней и поздней фрейдистской теорией: а именно: до Первой мировой войны Фрейд описывал человеческие влечения как напряжение между желанием и подавлением, но после окончания войны начал рассматривать человеческие влечения как борьбу между биологически универсальные инстинкты Жизни и Смерти ( ). Фромм обвинил Фрейда и его последователей в том, что они никогда не признавали противоречия между двумя теориями.

Фромм также критиковал дуалистическое мышление Фрейда. Согласно Фромму, фрейдистские описания человеческого сознания как борьбы между двумя полюсами были узкими и ограничивающими. Фромм также осуждал Фрейда как женоненавистника, неспособного мыслить вне патриархальной среды Вены начала 20 века. Однако, несмотря на эту критику, Фромм, тем не менее, выражал большое уважение Фрейду и его достижениям. Фромм утверждал, что Фрейд был одним из «архитекторов современности», наряду с Альбертом Эйнштейном и Карлом Марксом , но подчеркивал, что он считал Маркса гораздо более исторически важным, чем Фрейд, и более тонким мыслителем.

С какими браузерами совместимо

Savefrom.net совместим с такими браузерами, как: Гугл Хром, Яндекс.Браузер, Опера, Mozilla Firefox и сделанные на их основе.

Savefrom.net для Opera

Сейф Фром нет для Гугл Хрома

Расширение сохраняет музыку с Вконтакта. Не потребуется установка дополнительных программ. После установки расширения вам будет доступно скачивание любых аудиозаписей.

Что может:

  • скачивать треки альбомами,
  • настраивается путь для сохранения файлов,
  • отображать битрейт у скачиваемых аудио треков savefrom.

Скачать Savefrom.net для Google Chrome

Сейф фром для Android

Сейф фром нет – мобильный помощник может работать двумя способами. Первый – скачивает файлы через интерфейс программы. Запускаете приложение и вводите адрес скачивания. Второй – представляет собой расширение, умеющее встраиваться во многие приложения. Достаточно зайти на Youtube, найти видео и рядом с «поделиться» можно обнаружить зелёную кнопку для скачивания. Также в других сервисах.

https://youtube.com/watch?v=wlkq7FrrfkI

Наследие

В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области гуманистических подходов, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.

Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.

Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.

Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.

Распад любви в современном обществе

Пережив несколько бурных романов, столкнувшись с массой разнообразных трудностей в межличностных отношениях, Фромм, всегда полагавший, что человек – существо, прежде всего, социальное, пришел к выводу, что причины любовных неудач многих его современников (и, вероятно, его самого) кроются в неправильной системе общественных отношений, существующей в современном западном обществе.«Любовь должна была бы быть, в сущности, актом воли, решением полностью посвятить мою жизнь жизни другого человека. <…> В современной западной культуре эта мысль целиком и полностью отвергается. Здесь считают, что любовь – это всплеск эмоций, состояние, когда человек внезапно охвачен чувством, которому невозможно противостоять. <…> Любить кого-то – это не просто сильное чувство: это решение, это суждение, это обет. Если бы любовь была только чувством, незачем было бы обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и может уйти. Как я могу полагать, что оно будет вечным, если мои действия не основаны на сознательном решении?»«Современный человек превратил себя в товар; он воспринимает свою жизненную энергию как инвестицию, с которой он желал бы получить как можно большую прибыль, учитывая свое положение и ситуацию на личном рынке. Он отчужден от себя, от своих ближних, от природы. Его главная цель – прибыльно обменяться своими умениями, знаниями и самим собой, своим «личностным набором» с другими людьми, которые в равной мере стремятся к честному и прибыльному обмену. Жизнь не имеет ни цели, – кроме цели двигаться; ни принципов, – кроме принципов честного обмена, ни удовольствия, – кроме удовольствия потреблять».Однако, несмотря на такой пессимистичный взгляд на окружающую действительность, Фромм вовсе не считает ситуацию безвыходной. Ученый верит, что человечеству по силам преодолеть «распад любви», пусть даже это приведет к разрушению существующего общественного строя.Не будь в жизни Фромма Аннис Фримен (3-й супруги писателя, реанимировавшей его после смерти Гурланд) вероятно, вывод, к которому бы пришел автор произведения, был бы куда менее обнадеживающим.«Если правда, как я пытался показать, что любовь это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования, то любое общество, которое исключает развитие любви, должно в конце концов погибнуть от того, что оно противоречит основным потребностям человеческой природы. <…> Анализ природы любви раскрывает ее общее отсутствие сегодня и ведет к критике социальных условий, ответственных за это отсутствие. Вера в возможность любви как социального, а не только исключительно индивидуального явления, это разумная вера, основанная на способности понимания самой природы человека».

Мысли о свободе

Обретя свободу, человек учиться работать над своими ошибками, мыслить осознанно. Если он не справляется с подобной ответственностью, то примыкает к конформизму и стремится следовать нормам общества. Так называемое следование за толпой подразумевает отсутствие отвержения обществом, сохранение с окружающими хороших отношений, общественное одобрение.

В качестве альтернативы перечисленным механизмам Эрих Фромм предлагал позитивную свободу. Именно она помогает не испытывать неприятного чувства одиночества. Мыслитель полагал, что наряду со свободой человек может ощущать себя также частицей общества, быть автономным, творческим, раскрепощенным. Он отмечал подобные качества среди детей, которые действуют непосредственно, не сопротивляются своей природе, не следуют социальным запретам. Мыслитель считал, что важнейшими условиями позитивной свободы являются любовь и труд, а также спонтанная активность. Философ предполагал, что нужно уравновесить внутренние биологические мотивы с социальными факторами. Личность способна противостоять авторитету власти и общества с помощью своих воли и разума. Именно самостоятельность человека является решением всех его проблем. Неотъемлемое условие свободы – возможность несогласия, выражение протеста. Оно является гарантией развития личности.

Антропологические взгляды Фромма

Мыслитель отмечал, что в человеческой жизни господствует непреодолимая полярность между регрессией и прогрессией. С одной стороны определяется стремление человека к утраченной гармонии с природой. С другой, он стремится к достижению человеческого существования, которое соответствует его разумным способностям. Это неизбежно приводит человека к постоянному поиску гармонии и делает статическое бытие невозможным. При условии удовлетворения животных потребностей, другие специфические человеческие потребности выходят на первый план

Несмотря на преобладающие на Западе учения о познании, логике и феноменологии, Эрих Фромм всю жизнь посвятил антропологии. Ему не удалось систематизировать полученные эмпирические знания. Однако, ключевые научные взгляды о сущности и природе личности, субъективности и становлении, обозначены четко. Его взгляды оказались весьма устойчивыми. Из одного исследования в другое они обретали все новые доказательства и аргументы. Сам мыслитель утверждал, что каждая из его работ является продолжением предыдущей.

Подчеркивая уникальность человека, Эрих Фромм отмечал, что человек – часть природы, но в тоже время отвергнут ей. Разумное существо стремится познать суть природы бытия, раскрыть собственную субъективность. Несмотря на существование тела и духа, очень сложно жить осознанно, особенно поддаваясь велениям плоти. Природу человека зафиксировать невозможно, однако, ее можно изучать в конкретных ситуациях. Человек поистине уникален с его страстями, являющимися продуктами инстинктов. Страсть разрушает индивидуальность и характер человека.

В одной из своих выдающихся работ «Человек для самого себя» Эрик Фромм определяет страсти и стремления как ведущие направляющие разрушения. В них отражается мир человеческого. Потребности личности несравнимы с животными инстинктами. Человек может стремится как к успеху, так и к аскетизму. А есть люди, мечтающие о власти или подчинении. Система ориентаций составляет ценностные установки личности. Вожделение, страсти и побуждения мешают человеку адаптироваться к социальным изменениям. Фромм в своих работах настаивает на индивидуальности, работе над истинными потребностями личности, которые нередко перекрываются страстями.

По мнению Фромма, ценности человек получает не из разума, а из бессознательного. Этапы же истории человечества должны оцениваться по уровню благополучия, счастья и психологической гармонии людей.

Поведение человека зависит от врожденного темперамента и характера, который формируется при взаимодействии с окружающим миром. Характер Фромм описывает как устойчивую структуру, определяющую мысли, чувства, поступки и поведение человека. Характер можно классифицировать по ориентации на мазохистский, садисткий, деструктивистский и конформистский. В связи с этим, образуется пять вариантов взаимоотношений с социумом: эксплуатирующий, рецептивный, рыночный, продуктивный и накопительский. Ввиду свободы человека в выборе установок, главное в жизни – спонтанность и саморазвитие. В своих работах по антропологии Фромм стремился разрешить противоречия сущности человека, эгоизм противопоставлял альтруизму, бытие – обладанию. Он мечтал о здоровом обществе, гуманизме, восстановлении гармонии между человеком и природой, человеком и обществом.

Постоянно отвлекаясь от собственного внутреннего, человек не осознает своих внутренних сил и, следовательно, не испытывает себя инициатором собственных действий, которые контролируются силами, действующими извне. Для индивида его бытие стало своего рода товаром, его тело, ум и душа – капиталом, а его жизненная задача состоит в том, чтобы выгодно вложить свой капитал, продать свой товар и извлечь из себя прибыль. Если рассматривать свою жизнь преимущественно как своего рода компанию, в которую нужно максимально разумно инвестировать свои физические и экстрасенсорные способности, то жизнь терпит неудачу. Итак, современного человека мыслитель характеризует как пассивного получателя впечатлений, мыслей и мнений. Хотя на протяжении веков человек стал значительно умнее, он имеет сильные потери в том, что касается морально управляемого разума. Свой интеллект он использует как инструмент манипулирования собой и другими. Суждения и действия человек довольно часто производит в соответствии с принципами общества, а не личными.

Обзор других философских взглядов Фромма

Мыслитель считал, что человек является результатом взаимодействия природных способностей и влияния социальных норм. Философ утверждал, что люди его эпохи, получив политическую и социальную свободу, нуждаются в принадлежности к какому-либо определенному социуму.

Противоречия свободы и безопасности – первая причина всех бед. В обществе граждане мечтают о свободе, однако, получив ее, испытывают одиночество и отчужденность. Решение подобных проблем мыслитель видел в полном отказе от свободы и индивидуальности с помощью авторитаризма. Такое решение подходит личности, обладающей садомазохистским характером. Подобные типажи ищут виновника и агрессивно ведут себя с ним. Они склонны к зависти, чувству беспомощности, подчинению. Такие личности не способны делать то, что им нравится, предпочитают идти за лидерами. Нередко им не удается отделить собственные потребности и понять, чего они хотят на самом деле. Подобный тип людей склонен к формированию зависимости от других, обретению власти и подчинению. Они способны от души наслаждаться страданиями и болью других людей.

Эрих Фромм говорил, что наброски авторитарной личности есть в характере каждого человека. В зависимости от преобладания той или иной черты, военные могут стать как идеальными подчиненным, так и наоборот стремиться к власти над другими.

Еще один метод решения внутренних противоречий – деструктивность. Деструктивные личности стремятся избавиться от внутренней неполноценности путем разрушения. Тревожные и бессильные, не способные реализовать интеллектуальный потенциал, они в моменты социальных перемен становятся двигателями разрушения устаревшей культуры.

Установка

Для того чтобы установить программу на ваш компьютер и, соответственно, плагин для браузера нужно скачать инсталлятор в самом низу этой странички. Давайте подробно рассмотрим процесс установки программы на ПК…

Когда установочный файл  – зеленой стрелкой будет загружен, установите его. Первым шагом будет подтверждение начала инсталляции. Для этого следует кликнуть по кнопке с надписью: «Запустить».

Примечание: Весь процесс установки SaveFromNetHelper-Web-Inst описывается на примере браузера Google Chrome и Windows 10, в остальных обозревателях он схож.

Это лицензионное соглашение программы, принимаем его нажатием одноименной кнопки. Прочесть само соглашение сложно, особенно если учитывать отсутствие русского языка. Ради интереса мы перевели текст на русский, но прочесть его все равно не удалось, какой-то бесполезный и невнятный набор символов.

Далее, нам нужно сконфигурировать установку программы. Если Yandex Браузер не нужен, отключите его

Также важно установить флажки инсталляции расширения TamperMonkey. Именно оно и отвечает за скачивание контента с различных сайтов

В итоге, когда установщик настроен, кликаем по «Далее».

В результате установка начнется и быстро закончится, мы увидим следующее окно.

Браузер предложит нам установить то самое расширение, ради которого и затевался процесс – TamperMonkey. Разрешаем.

После этого мы можем скачивать контент с Ютуба абсолютно бесплатно, и на поддерживаемом файле появится кнопка скачивания. Вам останется только нажать на нее и данные будут загружены. Вот так можно скачать  любое видео:

Также программа отлично подходит для скачивания музыки ВКонтакте. Возле каждой композиции появляется маленькая стрелочка, после нажатия по которой начнется загрузка MP3.

Внимание! Социальные сети часто обновляются и, если помощник не качает с Контакта, скорее всего, это временное явление и первое же обновление исправит ситуацию. Некоторых пользователей интересует вопрос — как удалить Savefrom.net

Для того чтобы убрать расширение для браузера и программу с ПК необходимо воспользоваться стандартными средствами: панелью управления Windows и диспетчером расширений в обозревателе

Некоторых пользователей интересует вопрос — как удалить Savefrom.net. Для того чтобы убрать расширение для браузера и программу с ПК необходимо воспользоваться стандартными средствами: панелью управления Windows и диспетчером расширений в обозревателе.

О расширении

Savefrom.net помощник – расширение для скачивания видео.

Годами вы с любовью собирали свой плейлист Вконтакте. И всем он хорош, кроме того, что прослушать композиции можно, только имея доступ к интернету. Любая авария – и вы остались без любимой музыки. А уж после того, как разработчики сделали временное ограничение на прослушивание аудиозаписей через мобильное приложение. Но не сидеть же весь день дома.

Значит, нужно плейлист перенести в папку на компьютер, в память телефона и больше не рисковать потерять любимые мелодии. Что делать? Можно, конечно, скачать все композиции, с упорством, достойным лучшего применения, разыскивая их по одной по всей сети. Или просто скачать нужное прямо через Вконтакте. Как? Например, с помощью браузерного расширения Savefrom.net

Сейф фром нет позволит быстро и безболезненно перенести любой трек из популярной социальной сети (неважно, у вас он на странице или в общем поиске), на жесткий диск компьютера. А там уже сами разбирайтесь, куда все эти файлы дальше

Savefrom.net помощник дает возможность скачивать видео с любых страниц. Сейф фром нет помогает бесплатно скачивать с VK.com, Odnoklassniki.ru, YouTube.com и других сайтов в один клик.

Детство и юность

Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.

Эрих Фромм в молодости и зрелости

В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

Философия

В середине 20-х годов Эрих Фромм становится психоаналитиком. Вскоре он занялся частной практикой, которая продолжалась в течение долгих 35 лет.

За годы своей биографии Фромм успел пообщаться с тысячами пациентов, пытаясь проникнуть и понять их подсознание.

Эрих Фромм в юном и зрелом возрасте

Доктору удалось собрать множество полезного материала, который позволил ему в деталях изучить биологические и социальные особенности формирования психики человека.

В период 1929-1935 гг. Эрих Фромм занимался исследованием и классификацией своих наблюдений. Одновременно с этим он написал свои первые труды, в которых говорилось о методах и задачах психологии.

В 1933 г., когда к власти пришли национал-социалисты, во главе с Адольфом Гитлером, Эрих был вынужден бежать в Швейцарию. Спустя год, он решил уехать в США.

Оказавшись в Америке мужчина преподавал в Колумбийском университете психологию и социологию.

Сразу после окончания Второй мировой войны (1939-1945) философ стал родоначальником Института психиатрии Уильяма Уайта.

В 1950 г. Эрих отправился в Мехико, где в течение 15 лет преподавал в Национальном автономном университете. В это время биографии он издал книгу «Здоровое общество», в которой открыто критиковал капитализм.

Работы психоаналитика имели большой успех. Его труд «Бегство от свободы» стал настоящим бестселлером. В нем автор рассказывал об изменениях в психике и поведении человека в условиях западной культуры.

В книге также уделялось внимание периоду Реформации и идеям теологов – Жана Кальвина и Мартина Лютера. В 1947 г

Фромм опубликовал продолжение нашумевшего «Бегства», назвав его «Человеком для самого себя». В этой работе автор развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей

В 1947 г. Фромм опубликовал продолжение нашумевшего «Бегства», назвав его «Человеком для самого себя». В этой работе автор развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей.

В середине 50-х годов Эрих Фромм увлекся темой о взаимосвязи общества и человека. Философ стремился «примирить» противоборствующие теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый утверждал будто человек по своей натуре асоциален, тогда как второй называл человека «общественным животным».

Изучая поведение людей из разных социальных пластов и живущих в различных государствах, Фромм увидел, что наименьший процент самоубийств приходился на бедные страны.

Радиовещание, телевидение, митинги и прочие массовые мероприятия психоаналитик обозначил «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на один месяц отнять у западного человека подобные «блага», то с немалой долей вероятности у него диагностируют невроз.

В 60-х годах из-под пера Эриха Фромма вышла новая книга «Душа человека». В ней он рассуждал о природе зла и ее проявлениях.

Писатель заключил, что насилие представляет собой продукт стремления к господству, и что угрозу несут не столько садисты и маньяки, сколько обычные люди, у которых сосредоточены все рычаги власти.

В 70-х годах Фромм издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», где поднял тему относительно природы саморазрушения индивида.

Биография

Эрих Фромм родился в Германии в еврейской семье в 1900 году. Его папа владел винной лавкой, а мама была дочерью раввина, эмигрировавшего из Познани. Практически все свое детство провел во Франкфурте. Посещал национальную детскую школу, где акцент делался не только на предметах общеобразовательного цикла, но и на вероучения и религиозные традиции. В 1918 году Эрих поступает в Гельдбергский университет, где происходит погружение в мир философии, психологии и социологии. В 1922 защищает докторскую диссертацию. Подготовка по профессии была завершена в Берлинском психоаналитическом институте.

Когда годы образования остались в прошлом, Фромм открывает собственную частную практику. Продолжал заниматься ей на протяжении последующих 5 лет. Активное взаимодействие с клиентами послужило базой для переосмысления соотношения биологического и социального в процессе формирования психики человека.

Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Эрих переезжает жить в Женеву, а в последующем в Нью-Йорк. Там он начинает заниматься преподавательской деятельностью. Важные события в жизни:

  • 1938 г. свои многочисленные работы начинает публиковать на английском, а не на немецком языке.
  • 1943 г. принимает участие в формировании отделение Вашингтонской школы психиатрии.
  • 1950 г. переезжает жить в Мексику, исследует социально значимые проекты, издает книгу «Здоровое общество».
  • 1968 г. переживает первый инфаркт.

Скончался Эрих Фромм в своем доме в Швейцарии в 1980 году.

Работает

Ранняя работа на немецком языке

  • Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora -Judentums . Продвижение, 1922. ISBN  3-453-09896-X .
  • Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie . Zeitschrift für Sozialforschung, Bd. 1, 1932, с. 28–54.
  • Die Psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie . Zeitschrift für Sozialforschung, Bd. 1, 1932, с. 253–277.
  • Sozialpsychologischer Teil. В: Studien über Autorität und Familie . Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung. Алькан, Париж, 1936, С. 77–135.
  • Zweite Abteilung: Erhebungen (Erich Fromm ua). В: Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung. Alcan, Paris 1936, S. 229–469.
  • Die Furcht vor der Freiheit , 1941 (на английском языке, «Страх / Страх свободы»). ISBN  3-423-35024-5
  • Psychoanalyse & Ethik , 1946. ISBN  3-423-35011-3

Позже работает на английском языке

  • Побег от свободы (США), Страх свободы (Великобритания) (1941) ISBN  978-0-8050-3149-2
  • Человек для себя, исследование психологии этики (1947) ISBN  978-0-8050-1403-7
  • Психоанализ и религия (1950) ISBN  978-0-300-00089-4
  • Забытый язык; введение в понимание снов, сказок и мифов (1951) ISBN  978-0-03-018436-9
  • Разумное общество (1955) ISBN  978-0-415-60586-1
  • Искусство любви (1956) ISBN  978-0-06-112973-5
  • Миссия Зигмунда Фрейда; анализ его личности и влияния (1959)
  • Дзен-буддизм и психоанализ (1960) ISBN  978-0-285-64747-3
  • Может ли человек победить? Исследование фактов и вымыслов внешней политики (1961) ISBN  978-0-385-00035-2
  • Концепция человека Маркса (1961) ISBN  978-0-8264-7791-0
  • За цепями иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом (1962) ISBN  978-0-8264-1897-5
  • Догмат Христа и другие очерки религии, психологии и культуры (1963) ISBN  978-0-415-28999-3
  • Сердце человека, его гений добра и зла (1964) ISBN  978-0-06-090795-2
  • Социалистический гуманизм (1965)
  • Вы должны быть богами: радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиции (1966) ISBN  978-0-8050-1605-5
  • Революция надежды, к гуманизированной технологии (1968) ISBN  978-1-59056-183-6
  • Природа человека (1968) ISBN  978-0-86562-082-7
  • Кризис психоанализа (1970) ISBN  978-0-449-30792-2
  • Социальный характер в мексиканской деревне; социопсихоаналитическое исследование (Fromm & Maccoby) (1970) ISBN  978-1-56000-876-7
  • Анатомия человеческой деструктивности (1973) ISBN  978-0-8050-1604-8
  • Иметь или быть? (1976) ISBN  978-0-8050-1604-8
  • Величие и ограниченность мысли Фрейда (1979) ISBN  978-0-06-011389-6
  • О неповиновении и других эссе (1981) ISBN  978-0-8164-0500-8
  • Ради любви к жизни (1986) ISBN  0-02-910930-2
  • Искусство бытия (1993) ISBN  978-0-8264-0673-6
  • Искусство слушать (1994) ISBN  978-0-8264-1132-7
  • О том, как быть человеком (1997) ISBN  978-0-8264-1005-4

Философия

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.

Психоаналитик Эрих Фромм

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

Эрих Фромм за работой

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству

Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.

Жан Кальвин и Мартин Лютер

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.

Книги Эриха Фромма

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector