Эмпирист

Определение основных понятий

Эмпиризм , что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.

Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.

Эмпирики (эмпиристы) , кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.

Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.

Эмпирически , посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.

Эмпирический материал , любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.

Эмпирическое мышление , мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически абстракции.

Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.

Эмпирическое обобщение , создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).

Эмпирическое наблюдение , один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.

Эмпирический анализ , анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.

Эмпирический способ , способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.

Эмпирические доказательства , информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.

Эмпирическая проверка , метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.

Эмпирические данные в психологии , данные, полученные через органы чувств, опытным путем.

В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.

Формы познания в эмпиризме

Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.

Имманентная форма эмпиризма

Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.

Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный. Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания. Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.

Милль считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.

Трансцендентная форма эмпиризма

Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.

История и представители

Античность

Исследования основаны на предположении, что древние греки, чувствуя и думая, ориентировались на то, что они могли уловить с помощью органов чувств. С упадком веры в божественное руководство собственной жизнью, в «переходе от мифа к логосу» ( Вильгельм Нестле ) эта основная черта стала все более выраженной. Чувственное восприятие, зрение и чувство стали основой развития раннегреческого философствования. Эмпирическая точка зрения была выражена рядом философов, которые думали, что стимулируют и стремились экспериментировать. В их число входили ионийские космологи , пифагорейцы , элеаты , атомисты и софисты . В принципе, они отдали знанию того, что можно испытать или проверить, эмпиризму , предпочтение тому, что считалось знанием с мифической или традиционной точки зрения. (То же самое и с представителями эмпирической медицинской школы, которые даже отказывались заниматься теорией и принимали только практический медицинский опыт за основу медицины.)

При размышлении о том, что чувственно воспринималось и наблюдалось, встал вопрос о достоверности полученных таким образом знаний. На него ответили отрицательно. Ранняя греческая фраза, приписываемая Гераклиту, «Никто не лезет в одну и ту же реку дважды» обращается к ответу. Эмпиризм или чувственное восприятие и наблюдение постоянно меняются. Таким образом, эмпирически или чувственно невозможно построить теории, обещающие постоянную достоверность. Ранние греческие философы признали, что им нужно отказаться от окончательных, постоянно веских причин. В результате они имели тенденцию исключать или отвергать все, что претендовало на вечную ценность. Ваши собственные умозрительные теории, например Б. о первоэлементах мира показывают, как гениально они, используя эмпирическую информацию, рождали идеи.

Платон , согласившийся со своими ранними греческими современниками в том, что эмпирически наблюдаемые необходимы, принял другое решение относительно предварительной природы всех эмпирических свидетельств

Его основное внимание было сосредоточено на построении теорий об эмпирическом (включая математику и теорию идей ) и он предполагал, что сможет установить надежные основания для этого в долгосрочной перспективе. С точки зрения более поздних философов, он создал философию метафизики , которую Аристотель продолжил по названию

средние века

В средние века Вильгельм фон Оккам , Роджер Бэкон, а во времена Возрождения Хуан Луис Вивес , Низолио , Галилео Галилей , Томмазо Кампанелла и Леонардо да Винчи были склонны к эмпиризму .

Современное время

Новый эмпиризм был основан Фрэнсисом Бэконом . При Томасе Гоббсе эмпирические установки можно более четко найти у Джона Локка . Также с Джорджем Беркли , с Дэвидом Юмом , под влиянием чувственности с Этьеном Бонно де Кондильяком .

Индуктивный эмпиризм основал Джон Стюарт Милль .

19 и 20 века

Критический эмпиризм преподавался в 19 веке Фридрих Эдуард Бенеке , Ибервег , Конта , Отто Фридрих Gruppe , Корнелис Виллем Опзумер , Дюринг , Эрнст Лааса , а также Алоиз Риль , Вильгельм Вундт , Фридрих Ницше , Герберт Спенсер , Отто Каспари , Фридрих Хармс , Эдуард фон Хартманн . Теория чистого опыта представляла Ричарда Авенариуса , подобно обучению Генриха Герца , Эрнста Маха и Ганса Корнелиуса , эпистемологическому эмпиризму, отделенному от натурализма, и только первый, как последовательный, принимающий эмпиризм, хотел этого, тогда как последний, как называл Шейнмпиризм .

В круге Вена вокруг Шлика и в группе Берлин вокруг Гемпеля , А логический эмпиризм разработан , которая была сильно представлена на Карнапе в 20 — м века . В Америке он оказал влияние на таких философов, как Уиллард Ван Орман Куайн и других, а также на некоторых теоретиков так называемой постаналитической философии . Знание интерпретировалось как логическое построение опыта.

Теорема Байеса показывает возможность обрабатывать расширение знаний на основе сенсорных данных математическим способом .

Критический рационализм ( Карл Поппер ) положение на, что определенное знание индивидуальных наблюдений выиграть индуктивным или подтвердить только сомневается отпуск ( верификационизм ) и говорит , что опыт , прежде всего функция для критики теории и верования ( фаллибилизм ).

Конструктивный эмпиризм Баса ван Фраассена — один из самых последних вариантов эмпирических позиций.

Эмпирическое и теоретическое мышление

В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории.

Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.

Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.

Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.

И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения. Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.

Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «,общих»,. Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства.

Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.

Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.

Формирование исследовательской базы

Автор дуалистического направления, на котором основана эмпирический подход — философ Декарт. Психологи, придерживающиеся взглядов дуализма, разделяли психическую и физическую составляющую индивида. При этом психическое познание основывается на личном опыте. Внутренний опыт (сенсуализм) — основа самопознания.

Вначале наука развивалась в двух формах: материалистической и идеалистической. В 19 веке метод наблюдения стал основным способом исследования психических явлений. Постепенно он преобразовался в новый вид экспериментальных исследований — проведение экспериментов с внутренними ощущениями.

Понимание опыта в эмпирическом подходе разделило сторонников идеализма и материализма. Первые определяли его как субъективный феномен, вторые — опираются на реальные формы поведения, которые можно изучать объективными методами.

Что такое эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира

Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир

Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).

Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.

Формы эмпиризма

Стоит понимать, что разные философские направления, примером которых могут служить рассматриваемые выше эмпиризм и рационализм, не всегда исключительно отрицают постулаты другу друга. Логически это и не представляется возможным. Таким образом, суть эмпиризма и противостоящих ему взглядов заключается в доказательстве того, что именно является основным, а не абсолютным источником знания. Другими словами, они допускают отражение в реальной жизни идей друг друга, но в гораздо меньшей степени в сравнении со своими.

Многие направления познания имеют различные формы. Эмпиризм – не исключение, он подразделяется на две основные формы:

  • имманентный;
  • трансцендетный.

Создатели эмпиризма

Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:

  • Ф. Бэкона;
  • Томаса Гоббса;
  • Джона Локка.

Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.

Ф. Бекон

Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».

Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений. Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда. Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.

Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы. Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения. Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.

Т. Гоббс

Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.

Настоящее восприятие появляется на основе:

  • сигналов – звуков, издаваемых животными;
  • меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
  • естественных знаков – звуков природных явлений;
  • знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.

Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.

Дж. Локк

Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».

В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:

  • у человека нет врожденных идей;
  • разум новорожденного чист;
  • в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.

Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.

Методы эмпирического познания

На данном уровне используются следующие методы:

  • Наблюдение. Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. Кроме того, важна объективность информации, поэтому наблюдатель должен фиксировать все релевантные факты, а не только те, которые показались интересными лично ему.
  • Эксперимент. Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. При этом результаты эксперимента также должны быть объективными и беспристрастными. Важным требованием к экспериментальным данным является повторяемость (другой исследователь, проводя аналогичный эксперимент в полностью воссозданных условиях, должен получить те же результаты).
  • Сравнение. Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. Это позволяет сравнивать между собой предметы, которые при этом не сравнимы по ряду других признаков, не имеющих значения в текущем контексте.
  • Измерение. Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения.
  • Описание. Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных при помощи наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом используются специальные термины и обозначения, гарантирующие однозначную интерпретацию описаний.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Результаты эмпирического исследования.
  3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  4. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи, гипотеза, выборка, а также психодиагностические методики. Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов. Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений. Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.

В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей. В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости.

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов. Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.2. Выборка исследования.

1.3. Методики исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:

1.1. Методик эмпирического исследования.

1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.

При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.

При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе.

Основные положения

Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:

  1. Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
  2. Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
  3. Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
  4. Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
  5. Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.

Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).

Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector