Эмоции и тело

Как реагирует тело при подавлении эмоций?

Давайте еще раз вспомним пример с антилопой. Она реагирует очень просто. Страх сопровождается определенными физиологическими изменениями и реакцией убегания. А вот студент на экзамене, как мы помним, реакцию убегания тормозит. Та энергия, которая должна была высвободиться в результате физической активности и мышечной работы, остается внутри в виде мышечного напряжения.

Подавляя свои эмоции, мы подавляем мышечные реакции, связанные с этими эмоциями. Это вызывает напряжение в теле. Если подавление определенных эмоций происходит регулярно, то в теле формируются участки хронического напряжения.

Приведу несколько примеров.

Предположим, что человек подавляет печаль и желание плакать. Плач – это мышечная реакция: дыхание становится глубже; голосовые связки включены в этот процесс. Для того, чтобы предотвратить соответствующие мышечные реакции, в теле появляется напряжение: дыхание становится поверхностным (вместо того, чтобы стать глубже), в горле появляется комок (это напряжение, препятствующее расслабленному плачу с голосом).

Комок в горле может появиться не только при подавлении плача, а, например, при подавлении обиды. Человек хочет что-то сказать обидчику (и это связано с работой голосовых связок), но не говорит. Для подавления мышечных реакций, связанных с говорением, появляется мышечное напряжение, ощущаемое как комок в горле.

Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?

Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции — это не только нормально, но ещё и очень полезно

Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие. Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить

Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.

В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение. Детей поместили на так называемый зрительный обрыв — стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах — вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.

То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции — врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.

Идея о том, что эмоции — неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции — важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.

Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi

Отличие эмоций детей и взрослых

Любой взрослый человек сталкивался с самыми бурными эмоциями, и ему приходилось учиться управлять гневом или злостью, чтобы избежать негативный последствий. Благодаря знаниям об окружающем мире и полученном опыте, люди усмиряют свои чувства. А вот детям сложно проявлять эмоции правильно, потому как они недостаточно знают об этом. Поэтому взрослые должны оказывать посильную помощь в этом деле. В таком случае дети научатся правильно выражать свои эмоции и смогут избежать многих жизненных проблем.

Важно подавать правильный пример для своих сыновей и дочек, показывая, как можно сдерживать охватившие чувства. Особого внимания требуют базовые эмоции человека, которые связаны с негативными факторами

Они могут создать дополнительные проблемы. Самый важный из них – это гнев. Его порой трудно контролировать даже взрослым. Они испытывают гнев из-за переутомления, неудач на работе или вовсе увольнения, если дети не слушаются или следовала череда плохих событий, а чаша терпения переполнилась. Но чаще всего взрослые находят способы сдержать свои эмоции и способны взять их под контроль

Особого внимания требуют базовые эмоции человека, которые связаны с негативными факторами. Они могут создать дополнительные проблемы. Самый важный из них – это гнев. Его порой трудно контролировать даже взрослым. Они испытывают гнев из-за переутомления, неудач на работе или вовсе увольнения, если дети не слушаются или следовала череда плохих событий, а чаша терпения переполнилась. Но чаще всего взрослые находят способы сдержать свои эмоции и способны взять их под контроль.

А вот детям гораздо сложнее. Поэтому их проявление гнева обычно неконтролируемое. Вне зависимости от причин возникновения данной эмоции у маленьких человечков, взрослые должны помочь им успокоиться и научить реагировать нормально на обычные вещи.

С детьми нужно провести беседу, желательно в игровой форме, и объяснить, что проявление гнева не является хорошей чертой, а также показать, как правильно вести себя. А самый лучший вариант — это показать на собственном примере, как владеть собственными эмоциями. Ведь дети часто копируют поведение взрослых. Также для улучшения поведения ребенка и создания норм дисциплины можно записать его в спортивную секцию.

Вторая эмоция у детей – это слезы. Если они связаны с физическим дискомфортом, тогда нужно устранить причину, а если в основе лежат капризы, тогда воспитательной беседы не избежать. Если детям можно объяснить все в игровой форме, то с подростками гораздо сложнее. Ими владеют эмоции, которые исходят от бушующих гормонов переходного возраста. Здесь нужно исходить от конкретной ситуации.

Про зависть

Зависть — это желание чего бы то ни было, чего нет у нас, но есть у других. Она тесно связана с ощущением несправедливости.

Для завистников владение чем-либо становится символом, который может позволить чувствовать себя оцененным и принятым.

Воспринимая другого, как обладающего меньшими достоинствами, завистник живет спокойно. Но как только он видит, что кто-то сильнее, богаче, успешнее, он не может это переносить. В этом случае зависть вызывает целую гамму негативных чувств и эмоций, от обиды до гнева.Кроме того, завистники часто радуются несчастьям окружающих людей. Давайте подумаем о болезненном интересе современных людей к желтой прессе, журналам о сплетнях, к несчастьям богатых и знаменитых людей. Вывод напрашивается сам собой, читая всякую желтуху, люди подсознательно пытаются возвыситься в своих глазах за счет неудач других.

Только более тонкое видение покажет нам, что мы и так самодостаточны, что мир на нашей стороне, что хорошие люди всегда получают свое вознаграждение. Если мы будем обладать таким видением, мы будем сосредоточены на том, что у нас есть, а не на том, чего нам не хватает. Лучше пользоваться и приумножать то, что дано нам от природы, чем мучать себя навязанными желаниями.

Об эмоциях

Эмоции наполняют нашу жизнь и делают её захватывающей и интересной. Или. Эмоции отравляют нашу жизнь и превращают её в сплошной кошмар. Или. Эмоции – это то, что позволяет нам воспринимать мир. Или. Эмоции манипулируют нашей жизнью. В принципе, можно продолжать список таких высказываний

Но при этом важно то, что эмоции являются неотъемлемой и крайне важной частью человеческой жизни. А так же то, что управлять ими считается делом довольно сложным

Но крайне полезным. Я не буду здесь давать абсолютно строгое определение того, что такое эмоция. Если хотите – его можно найти в энциклопедии. Для нас будет важно, что

эмоция – это оценочное переживание

 и то, что оно сильно задействует тело.

При этом не всякое состояние эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции, а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет.

Здесь я вступаю на довольно опасную стезю аналитического описания чувств. Мой опыт говорит, что карта здесь  совсем не территория, и люди понимают эмоции очень сильно индивидуально. Тем более интерпретируют их, придают смысл. Так что воспринимайте написанное ниже именно как возможную карту, в которую стоит внести личные правки.

Виды чувств

Как мы уже знаем, у человека есть два основных вида и их подвиды. Изучим каждый из основных внимательно.

Моральная, нравственная сущность человека. Благодаря им, каждый из нас переживает разные ценности или противоположные им явления, намерения. Степень переживаний, их результат зависит от того, насколько соответствуют моральные чувства нашим потребностям, насколько они интересны нам и обществу. Такие чувства могут проявиться при определенном соотношении поступков и действий людей согласно нормам, которые приемлемы в современном обществе.

К ним относятся те, что знакомы каждому из читателей с детских лет: товарищество, дружба, любовь, привязанность к конкретным людям, обществу. Каждый из перечисленных чувств мы должны проявить по отношению к другим, что называется долгом. Если же мы перестаем соблюдать данные качества – уважение, товарищество, дружелюбие и т. д., то обязательно испытываем определенные отрицательные ощущения – стыд, обиду, злость, угрызение совести. К негативным ощущениям морального, нравственного плана также относятся жалость, ревность, зависть, жадность и т.д.

Эстетические ощущения представляют собой переживания о прекрасном. Самый типичный пример – восприятие культурных произведений искусства – природные явления, люди, растения. Такие чувства развиваются благодаря развитию искусства. Мы слушаем красивую музыку и развиваем в себе музыкальные ощущения. За счет чувств красоты, прекрасного, мы также развиваем свое отношение к уродливому, так как знаем разницу между первым и вторым и понимаем гармонию, что такое возвышенное и трагическое. К этим же чувствам относятся злоба, ирония, юмор, драматизм, трагизм, издевка.

Интеллектуальные чувства развиваются за счет желания человека познавать мир, его деятельностью. При развитии познавательных навыков, удовлетворения собственных амбиций в плане любознательности, с решением сложных задач, поисками истины каждый из нас «обрастает» интеллектуальными чувствами.

Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?

Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции — это не только нормально, но ещё и очень полезно

Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие

Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.

В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение. Детей поместили на так называемый зрительный обрыв — стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах — вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.

То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции — врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.

Идея о том, что эмоции — неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции — важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.

Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi

Грусть как забота о себе

Психологи, кстати, избегают называть грусть негативной эмоцией. И это правильно: в погоне за приклеиванием ярлыков и маркировке всех типов поведения – мы утрачиваем разумный взгляд на вещи.

Грусть – это не плохо и не хорошо. Не следует ни радоваться, ни пугаться приступов грусти. Это просто эмоция, которая действует как механизм предупреждения. Она напоминает о таких важных вещах, как необходимость остановиться на мгновение, прислушаться к себе, поговорить с собой, позаботиться о себе, понять, что происходит, и что вы чувствуете в связи с этим.

Таким образом, когда в следующий раз ваш друг, член семьи или партнёр вдруг скажет что-то вроде: «Я не знаю, что со мной сегодня происходит, мне грустно», то самое последнее, что вы должны сказать – это: «Не волнуйся и будь счастлив!»

Намного правильнее будет поддержать их следующими словами: «Скажи мне, что тебе нужно?». Эти слова заставят их задуматься о корне проблемы. Только так люди смогут глубже понять свои истинные нужды и потребности.

Эмоции: вопрос определения

С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:

  • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д. Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.

Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.

Составляющие эмоций

Эмоциональная часть жизни человека складывается из четырех компонентов:

  1. Тон – проявление реакции на какой-либо внешний фактор в форме переживаний, которые исходят от состояния организма в данный момент времени. Если человек зол или раздражен, то его эмоции будут бурные и проявляться громкими криками и взмахами рук, иногда раскидыванием подручных вещей, оскорблением окружающих его людей.
  2. Непосредственно сами эмоции, которые проявляются в виде переживаний по какому-либо поводу.
  3. Чувства – отношение людей к чему-то другому, например к вещам. Появляются при общении с окружающим миром.
  4. Состояние – отличается от предыдущих компонентов более длительным действием, слабой привязанностью к объекту, но очень хорошей устойчивостью. Оно может образоваться по причине проявления различных чувств или эмоций. Можно находиться в состоянии гнева, депрессии или эйфории.

Все четыре компонента находятся в тесной взаимосвязи между собой и образуют эмоциональную часть жизнь каждого человека.

Источники радости и счастья

Как уже отмечалось, источники переживания радости и счастья как ярко выраженных положительных эмоций остаются малоизученными в современной психологической науке. Вместе с тем, многочисленные социально-психологические исследования позволяют выявить три основных уровня причин переживания положительных психологических состояний:

  • базовый уровень – наиболее распространенные, значимые причины, включая семью, любовь, здоровье и пр.;
  • на фоновом уровне выделяют такие источники, как дружба, материальное благополучие, успех, карьерный рост, приятные события, хобби;
  • к специфическим ценностям, способным вызвать переживание радости и счастья, относят помощь другим, культурные события и пр.

Замечание 1

Таким образом, состояние счастья и радости представляет собой неоценимый источник мобилизации внутренних ресурсов личности, личностного развития, гармонизации взаимоотношений с окружающими.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Эволюция, эмоции и тело.

В природе никогда ничего не существует просто так. Нет ничего лишнего. У любого явления есть свои причины. Давайте разберемся, зачем возникли эмоции в процессе эволюции.

Эмоции присущи не только человеку. У животных они тоже есть. Эмоции животных тесно связаны с выживанием.

Представьте себе антилопу. Вот она увидела льва и испугалась. Ее сердце начало биться сильнее, дыхание стало более глубоким. Изменения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем привели к тому, что кровь, богатая кислородом, стала интенсивнее поступать в мышцы. Мышцы от этого стали сильнее, и вот антилопа что есть мочи убегает от хищника.

Как мы видим, в описанном примере телесная реакция и эмоция – это части единого целого. Эмоция направляет поведение животного, и одновременно с этим, физиологические изменения в теле обеспечивают реализацию этого поведения.

Жизнь современного человека редко включает в себя необходимость выживания. Но механизмы, сформировавшиеся за миллионы лет эволюции, никуда не пропали.

Представьте себе студента, который стоит перед аудиторией, ждет своей очереди на экзамен и испытывает сильное волнение. Преподаватель вроде бы и не зверь какой, кушать студента не собирается. Но тело реагирует ровно так же, как реагирует тело животного, убегающего от хищника: сердце начинает биться быстрее, мышцы готовятся к тому, чтобы можно было быстро убежать. Надо сказать, что с этого момента начинаются существенные отличия от ситуации с антилопой. В отличие от антилопы, студент никуда не убегает. Он продолжает стоять на одном месте, переминаясь с ноги на ногу. Физической работы, к которой готовилось тело, не происходит. В теле появляется физическое напряжение.

Определение чувств в психологии и примеры

Для них характерны глубина и устойчивость. Это не вспышка, а процесс, который проявляется в отношении к людям, ценностям, поведению. Я выделяю высокий и низкий чувственный уровни. Первый связан с социальной жизнью и разделяется на:

Нравственность. Формирование системы ценностей, которая подразумевает отношение к дружбе, верности, любви, порядочности, состраданию. Она воспитывается с годами, складывается под воздействием семьи и окружения, личного жизненного опыта и принципов. 

Интеллектуальность. Проявляется в результате обучения, познавательной деятельности.

Восприятие прекрасного. Осуществляется через искусство, кинематограф и литературу.

Необходимость осознания понятия, его осмысления – это то, чем чувства человека отличаются от его эмоций. Их нельзя представить без глубокого анализа и оценки. Например, чтобы полюбить Родину, нужно знать, что означает это слово, кто такие патриоты, что они переживают и как себя ведут. Объяснить то, что мы чувствуем, нам бывает непросто. Любящая мама закипает от беспорядка в комнате, а влюбленный парень испытывает злость, читая СМС о том, что встреча не состоится.

Базовые эмоции человека несут в себе определенные функции

Все базовые эмоции несут в себе какие-либо функции.

У интереса есть три основные функции:

  • Биологическая. Интерес заряжает энергией.
  • Мотивационная. Интерес может мотивировать как самого индивида, так и окружающих его людей.
  • Социальная. Интерес необходим для благополучия цивилизации.

Радость

Радость визуально характеризуется улыбкой. Радость помогает человеку ощутить себя частью мира. Радостный человек легок и энергичен.

Социальная функция. Эмоция радость в первую очередь нужна для общения. Люди больше любят общаться с теми, кто помогает почувствовать радость.

У радости есть биологическая функция. Тело и разум радостного человека расслаблены. Это необходимо для того, чтобы восстановить энергию.

Печаль

Печаль визуально характеризуется опущенными уголками рта, морщинами на лбу, сведенными бровями. Печаль связана с чувством утраты, с неудовлетворенными потребностями, с плохими воспоминаниями. Печаль помогает людям сплотиться вместе.

Печаль тормозит физическую и умственную активность, дает время на размышления. Внешние признаки печали дают понять окружающим, что у человека не все благополучно.

Есть три способа борьбы с печалью:

Перебить одну эмоцию другой.
Переключить внимание на что-то.
Больше двигаться.

Гнев

Гнев может быть вызван препятствием на пути достижения цели, оскорблением, несправедливым поведением окружающих. Визуально гнев проявляется опущенными вниз бровями, вертикальными складками на лбу. Разгневанный человек краснеет, напрягает мышцы.

Возникает потребность в физической активности. Хочется броситься в атаку. Гнев полезен тем, что помогает индивиду почувствовать себя сильнее, храбрее, увереннее в себе.

Отвращение

Внешние признаки отвращения — нахмуренные брови, раздвинутые губы, слегка высунутый язык.

Биологическая функция отвращения. Люди с помощью подобной мимики отвергают опасные невкусные вещества.

Социальная функция отвращения. Один человек с помощью характерной мимики показывают другому, что его внешний вид и поведение неприятны. Если человек неприятно выглядит и ведет себя, то рискует быть отвергнутым.

Презрение и страх

Презрение

Презрение вызвано чувством превосходства. Отвращение, презрение и гнев-эмоции человека, говорящие о его враждебности, вызываемые схожими ситуациями.

Страх

Страх — одна из самых негативных эмоций. Страх проявляется тогда, когда человек не уверен, что находится в безопасности. Страх может быть вызван болью или одиночеством. Чем опытнее человек, тем больше у него причин для страха.

Страх лишает человека свободы действий, сужает восприятие. Напуганный человек хочет одного-избежать опасности. Страх сковывает движения или наоборот, заставляет бежать. Страх необходим людям для самосохранения.

Методы управления страхом

Страхом можно управлять несколькими способами:

  • Десенситизация. Это релаксация с представлением угрожающих символов. Снижает чувствительность к пугающим объектам.
  • Имплозивная терапия. Пациент представляет самое травмирующие событие в жизни в форме опросов.
  • Моделирование. Подражание чужому способу выражения эмоций.
  • Взаиморегуляция эмоций. Тренировка способности вызывать эмоции противоположные страху. (Например — гнев).

Смущение

Смущенный человек не смотрит в лицо собеседнику. Смущение может проявляться из-за чувства собственной неполноценности.

Функции эмоции смущения-оградить ребенка от общения с незнакомцами, предотвратить возбуждение нервной системы. Смущение в крайней степени скорее вредная эмоция. Застенчивость мешает социальной адаптации индивидуума.

Смущение может быть признаком депрессии. Когда человеку стыдно, он отворачивается, не смотрит в глаза, краснеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector