Основные принципы экспериментального метода в психологии

Влияние классических экспериментов на будущее поколение

Рассмотренные экспериментальные исследования, проведённые в психологии за последнее столетие, изменили знания о человеческом поведении. Несмотря на их критику, они не теряют своего значения в развитии психологической науки. Они помогли открыть новые горизонты экспериментальной социальной психологии, вдохновили многих исследователей, вызвали интерес и стимулировали разноплановые научные и общественные дискуссии. В связи с этим развитие психологии как науки, опирающейся на экспериментальные методы, продолжается, и именно сейчас так ощутимо стало недостаточное количество новых экспериментальных исследований.

Список использованной литературы:
  • 1. Румянцева Е. «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон “Ошибки, которые были допущены (но не мной)”» https://psychosearch.ru/teoriya/determin/515-kerol-tevris-elliot-aronson-oshibki-kotorye-byli-dopushcheny-no-ne-mnoj
  • 2. Бибикова А. А. «Таблица психологических эффектов» https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/791-psychological-effects
  • 3. Чернов Ю. В. «Основные факторы запоминания информации и научения» https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/607-osnovnye-faktory-zapominaniya-informatsii-i-naucheniya
  • 4. Козочкина Н. «“Источник отчаяния” – эксперимент на обезьянах, выросших в социальной изоляции» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/672-experiment-on-monkeys-raised-in-isolation
  • 5. Козочкина Н. «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда?» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/656-hawthorne-experiment-what-influences-labor-efficiency
  • 6. Козочкина Н. «“Эффект свидетеля”. Почему люди не предотвращают убийство» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/685-bystander-effect

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Принципы и основа экспериментальной психологии

Экспериментальная психология — это общее обозначение для любых типов научно-психологических исследований, проводимых с помощью экспериментальных методов. Она заключается не в каком-то особом виде психологии, а в общем методологическом подходе, охватившем разные сферы психологической науки.

Экспериментальная методика в рамках психологии может быть сведена преимущественно к лабораторным исследованиям (реже, к естественным опытам). В процессе исследований в лабораторных условиях производится предварительное планирование, организация максимально корректных экспериментов, которые относятся к разным сферам психологической науки, в том числе почти ко всем направлениям прикладной психологии.

Большую роль для успеха в развитии экспериментальной психологии играет разработка эффективных экспериментальных методов исследования проблем и вопросов, которые имеют отношение к психофизиологии восприятия, ощущений, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления и др.

В современной науке экспериментальные подходы стали активным образом использоваться в социальной психологии и в ходе исследования психологической стороны эмоций и мотивации.

В основу методологии экспериментальной психологии легли несколько принципов. В первую очередь, это общенаучные методологические принципы:

  • детерминизм (человеческое поведение человека и психические явления представляют собой следствие определенных причин и имеют принципиальное объяснение),
  • объективность (объект познания должен быть независим от познающего субъекта, при этом он должен быть принципиально познаваем посредством действия),
  • фальсифицируемость (наличие методологической возможности опровергать теорию, которая претендует на научность через постановку эксперимента).

В состав специфичных для психологии принципов включены следующие:

  • Единство психического и физического (с помощью нервной системы обеспечивается проявление и протекание психических процессов, но сведение психических явлений к физиологическим не представляется возможным);
  • Единство деятельности и сознания (сознание деятельно, а деятельность сознательна, при этом экспериментальным психологом исследуется поведение, образованное через тесное взаимодействие личности и ситуации);
  • Принцип развития (генетический принцип, принцип историзма), в соответствии с которым психика субъекта представляет собой результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип, который гласит, что любые психические явления необходимо рассматривать в качестве целостных процессов, а воздействие всегда осуществляется в целом на психику, а не на ее отдельную часть.

Понятие и предмет экспериментальной психологии

Научную психологию часто приравнивают к экспериментальной, противопоставляя философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версии. Иногда экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, которые реализуются и осуществляются в рамках конкретных исследований.

Понятие “экспериментальная психология” психологи используют в качестве характеристики научной дисциплины, которая занимается вопросами методов психологического исследования в целом. Также она включает теорию психологического эксперимента, в основе которой лежит общенаучная теория эксперимента, включая его планирование и обработку информации.

В состав экспериментальной психологии входит не только исследование общих закономерностей, в соответствии с которыми протекают психические процессы, но и индивидуальные вариации чувствительности, временной характеристики реакции, памяти и ассоциаций.

Задача эксперимента состоит в установке или констатации причинно-следственных связей, а также в объяснении появления данных связей. В качестве предмета экспериментальной психологии выступает человек.

В соответствии с целями эксперимента, особенностями группы испытуемых (по полу, возрасту, здоровью и др.) задачи бывают творческими, трудовыми, игровыми, учебными и др.

Ю. М. Забродин отмечал, что в качестве основы экспериментального метода выступает процедура контролируемого изменения реальности для осуществления ее изучения. Она позволяет исследователю войти с ней в непосредственный контакт.

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. * Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 74. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  4. М.-Л.А. Чепа, Н.М. Бугайова. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – М., 2012. – С. 82-86. ISBN 978-5-9270-0248-1.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. См. там же. С. 76—77.
  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.
  9. ↑ Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

№ 2 Предмет и задачи экспериментальной психологии

  • Психосемантические особенности восприятия визуальных объектов (на примере анализа восприятия печатной рекламы парфюмерии) Папантиму Мария Аргириосовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 13.26 Мб

    Специальность 19.00.05 — Социальная психология. Социальные преобразования в России 90-х годов послужили импульсом к расширению границ предметной области отечественной социальной психологии.

  • Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Находкин Василий Васильевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 2.66 Мб

    Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Актуальность данного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия была

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е — начало 1990-х гг.) Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва — 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 — общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте Коваленко Марина Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2002 | docx/pdf | 4.19 Мб

    педагогическая психология. Ставрополь 2002 Введение 5 Глава 1. Проблема идентичности, половой и полоролевой идентичности в психологии 14 § 1. Категории пола, идентичности, половой идентичности в

  • Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга Дунайкин Михаил Львович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва — 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 3.69 Мб

    19.00.10. — коррекционная психология. Актуальность работы. Изучению нарушений психического развития детей первого года жизни посвящено немало работ в психологии, психоневрологии, дефектологии,

  • Профессиональная подготовка в вузе будущих специалистов по рекламе к проектной деятельности Павлова Вера Степановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чита — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.03 Мб

    13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. Реклама является обязательным атрибутом рыночной экономики. В условиях насыщения рынка товарами и услугами реклама обеспечивает

  • Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб

    Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и

  • Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства Карева Наталья Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 6.9 Мб

    Специальность 09.00.04 — эстетика. Москва 2004 I. Введение 4 П. Глава первая. Зрительное восприятие как философская проблема. 16 § 1. Обзор основных философских концепций. 17 1.1. Античность.

  • Психиатрия | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.32 Мб

    1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. 2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. 3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии

  • Ответы к экзамену по психиатрии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.24 Мб

    Раздел 1.1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. 2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. 3. Развитие концепции нестеснения в

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Критика

На оценку значимости психологического эксперимента сложилось 2 противоположных взгляда. Первый полностью отрицает эту отрасль как научно или практически значимую.

Основной причиной этого является сложность и непредсказуемость психики, а также трудности в достоверной оценке результатов, которые могут трактоваться двояко.

Кроме того, отсутствуют единые методики и критерии, множество теорий и направлений (когнитивно-поведенческая терапия и т.д.) не позволяют исследователям сделать объективные выводы, даже основываясь на статистической обработке результатов.

В статистике также возникают проблемы, поскольку возрастает роль ошибок и погрешностей, а достоверно значимое число испытуемых, удовлетворяющих всем критериям эсксперимента, не всегда удается найти и работа сводится к одной небольшой группе.

Другая точка зрения поддерживается все большим числом специалистов, которые утверждают что это новое направление в научной психологии, которое должно оцениваться с иных позиций, а именно с большой практической значимости.

Психологические эксперименты приобрели огромное значение при подборе рабочих коллективов, при улучшении производительности как элемент успешного менеджмента.

При этом в основе всех тестов и гипотез лежит проверенное научное знание, что позволяет аргументированно оспорить ненаучность такого подхода.

Экспериментальная психология получила большое развитие в связи с расширением сферы услуг, территориального взаимодействия и широкого обмена знаниями.

Методики экспериментов могут сильно различаться, однако подчиняются общим принципам и относятся к научным методам исследования.

Результаты экспериментов в большинстве случаев имеют прикладное значение, при этом возрастает их роль в рабочих и учебных коллективах.

Смотрите фильм об экспериментальной психологии:

Похожие термины:

  • эксперимент, проводимый (в отличие от педагогического эксперимента) на контингенте профессионально ориентированных людей зрелого возраста, обучающихся в образовательных организациях, готовящи

  • экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний,

  • эксперимент, который проводится в исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а также выявлением эффективности уже внедренных в пр

  • исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса .

  • применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

  • метод, при использовании которого исследователь сам не вносит никаких изменений в изучаемый процесс. В исследуемой действительности отыскиваются имеющиеся случаи происшедшие без участия исслед

  • (РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ) – метод, позволяющий уточнить особенности проблемы, применяется в интересах познания явления, для подготовки формирующего эксперимента.

  • эксперимент, проводимый в естественных условиях. В социальной педагогике – один из важнейших методов исследования.

  • исследование, направленное на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами.

  • эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

  • эксперимент, предусматривающий варьирование нескольких факторов, предположительно влияющих на исследуемое явление .

  • способ мышления (метод), при котором явления действительности исследуются абстрактно, на идеализированных объектах .

  • метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально организованных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние

  • один из наиболее сложных и продуктивных методов эксперимента, служит основой для построения наиболее эффективных методов обучения.

  • это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

  • метод исследования, при котором проверяются те или иные нововведения в системе многообразных связей и зависимостей отношений между различными сторонами социально-педагогического процесса.

  • эксперимент педагогический, проводимый на стыке с другими науками: психологией, физиологией, медициной, социологией, экологией и т.п.

  • техника исследования в социальных науках, заключающаяся в анализе общих закономерностей исследуемого объекта (индивида, коллектива, группы) с помощью создания специфических условий и факторов е

  • сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов.

  • исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса .

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярные точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector