Эксперимент

Исследование сифилиса в Таскиги

В период с 1932 по 1972 года в городе Таскиги штата Алабама проводился медицинский эксперимент, одобренный Службой общественного здравоохранения США. В ходе эксперимента ничего не подозревающим представителям бедного чернокожего населения, говорили, что их будут лечить от так называемой плохой крови, и оказывали им якобы медицинскую помощь. На деле их не лечили, а просто наблюдали за тем, как действует на организм отсутствие терапии против сифилиса.

Для исследования было выбрано 600 человек. Их разделили на 399 испытуемых с латентным сифилисом и на контрольную группу из 201 человека, не страдающего этим заболеванием. В качестве лечения все участники получали плацебо, причём даже тогда, когда стали доступны антибиотики. Когда детали эксперимента были обнародованы в прессе в 1972 году, выяснилось, что от сифилиса умерло 28 участников, ещё 100 погибли от осложнений, как минимум 40 супругов испытуемых заразились этой болезнью, и она была передана 19 детям при рождении.

Эксперимент «Я и другие»

«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.

Эксперименты, показанные в фильме:

«Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
«Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
«Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
«Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок»

Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
«Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени

Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных

По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам

Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

6

Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов

Что такое эксперимент в психологии?

Эксперимент в психологии , это один из основных методов исследования для проверки различных предположений (гипотез) методом проб и ошибок в условиях, построенных и контролируемых исследователем.

Ведущими составляющими являются контроль над переменными, скрупулезное измерение и установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента одно или несколько условий (независимых переменных) могут организованно изменяться, и влияние этих изменений на связанные условия (зависимые переменные) измеряется, регистрируется, проверяется и анализируется для получения заключения.

Есть несколько видов экспериментов:

Лабораторный

Этот тип эксперимента проводится в хорошо контролируемой среде (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проходить эксперимент, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и с использованием стандартизированной процедуры. Участники распределяются случайным образом по каждой группе независимых переменных.

Достоинства: легче воспроизвести (т. е. скопировать) лабораторный эксперимент. Это происходит потому, что используется стандартизированная процедура. Он учитывает точный контроль посторонних и независимых переменных. Это позволяет установить причинно-следственную связь.

Недостатки: искусственность установки может привести к неестественному поведению, которое не отражает реальную жизнь, т. е. низкую экологическую обоснованность.

Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты в реальной жизни.

Характеристики спроса или эффекты экспериментатора могут искажать результаты и становиться запутывающими переменными.

Естественный

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (то есть реальной) среде участников.

Достоинства: поведение в естественном эксперименте с большей вероятностью отражает реальную жизнь из-за его естественной обстановки.

Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты, поскольку участники могут не знать, что они изучаются.

Используется в ситуациях, в которых было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, исследовать стресс.

Недостатки: они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты. Нет никакого контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты.

Полевой

Полевые опыты проводятся тоже повседневной среде (по схеме естественного).

Но участники проинформированы об этом. Экспериментатор все еще манипулирует независимой переменной, но в реальной обстановке (поэтому не может контролировать посторонние переменные).

Достоинства: более высокая экологическая обоснованность, чем в лабораторном эксперименте. Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты.

Недостатки: меньше контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты. Это затрудняет для другого исследователя воспроизведение исследования точно таким же образом.

Формирующий

Психолого-педагогический эксперимент , люди участвуют в обучении и приобретение каких-либо навыков.

Достоинства: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности,

Недостатки: предмет изучения социальной психологии ограничен.

Мысленный и констатирующий

Мысленный: при проведении этого эксперимента ситуация обыгрывается не в реальном мире, а в воображении.

Констатирующий , это анкетирование и опросы, применение наглядного материала. Проверяет, насколько точно выполнена задача.

Визуальный эксперимент Клиффа

Авторы: Элеонора Гибсон и Ричард Уолк.1959 год,  Корнелльский университет,

Детали эксперимента: в исследовании изучалось восприятие глубины у младенцев.

Гибсон и Уолк протестировали 36 детей в возрасте от 6 до 14 месяцев, каждый из которых мог ползать. Каждый младенец был помещен на импровизированную скалу. Эта “скала” была создана с помощью стеклянного стола, по бокам покрытого тканью.

Когда ребенок находился на покрытой части стола и смотрел в сторону другой покрытой части, у него создавалось впечатление, что перед ним обрыв.

Исследователи поместили доску шириной в 30 см. между краями стола. Выяснилось следующее:

  • 9 младенцев не сдвинулись с места;
  • 27 младенцев перешли “обрыв” только тогда, когда их матери позвали их.

Этот психологический эксперимент с детьми показывает, что восприятие глубины, вероятно, является врожденным у людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Демидова, А. В. Исследование систем управления : конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / А. В. Демидова. — М.: Приор-издат, 2008. — 92 с.
  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология : учебное пособие / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2009. — 318 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2008. — 208 с.
  4. Навицкая, В. М. Перспективы применения семантического эксперимента как метода исследования / В. М. Навицкая // Дефектология – 2010. – N3. –C. 23-31.
  5. Наука : Эксперимент / Вики-сайт.- Режим доступа: https://ru.science.wikia.com/wiki/Эксперимент
  6. Новиков. А. М. Экспериментально-исследовательская деятельность различные аспекты // Дополнительное образование- 2008. –N5.- C.36-40.
  7. Кожухар,В. М. Основы научных исследований : учебное пособие для вузов / В. М. Кожухар. –М.: Дашков и К, 2010. – 216с.
  8. Ползунова, Н. Н. Исследование систем управления : учебное пособие для вузов / Н. Н. Ползунова, В. Н. Краев. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. — 175 с.
  9. Социологический эксперимент как метод исследования / Cоциологический эксперимент .URL.https://www.grandars.ru
  10. Степин В. С. Методы научного познания. /— Минск: В. С. Степин. Вышэйш. шк., 2007. — 152 с.
  1. 1 Наука : Эксперимент / Вики-сайт.- Режим доступа: https://ru.science.wikia.com/wiki/Эксперимент

Похожие термины:

искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях

(experiment method, 实验方法)-целенаправленное изучение отдельных параметров товара, цены, упаковки, дизайна и т.п. в целях изучения факторов, влияющих на изменение потребительских реакций и предпочтений в с

Эксперимент, основанный на приеме «игровой» имитации. Конструирование игровой имитационной модели и проведение игры является специфической формой коллективной деятельности по исследованию про

воспроизведение какого-либо соц. явления в определенных (контролируемых и управляемых) условиях с целью его детального изучения, а также пробной, опытной проверки результатов исследования. Эмпир

математическая теория экстремальных экспериментов, позволяющая выбирать оптимальную стратегию исследования при неполном знании процесса.

(experimental group, 实验组)-специально отобранная часть респондентов, подвергаемых экспериментальным воздействиям.

вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований.

Добыча нефти и газа в районе, прилегающем к разрабатываемому месторождению, но за его пределами. Также известно как расширение поля добычи (field extension). Товарищества с ограниченной ответственностью,

направление экономической науки, осуществляющее поиск и апробацию методов проверки постулатов экономической теории в лабораторных условиях.

утверждение, согласно которому между экспериментальной и контрольной группами будет иметься статистически значимое различие, вызванное исследуемой независимой переменной. Именно Э.г. устанавли

Поиск нефти и газа в неразведанном районе. Товарищество с ограниченной ответственностью по добыче нефти и газа (oil and gas limited partnership), занимающееся экспериментальной разработкой месторождений, стру

комплекс работ, по проведению наладки и испытаний оборудования с целью разработки мероприятий по повышению экономичности, надежности, а также совершенствования технологии и эксплуатации оборуд

производственная структура, включающая два вида производства: экспериментальное, непосредственно примыкающее к сфере научных исследований; опытное, более приближенное к сфере материального про

разновидность научных и опытно-конструкторских работ, направленных на экспериментальную проверку научной теории, теоретической и проектной конструкции новшества. Включают изготовление, опытну

деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, соз

блага, качество которых оценивается в процессе их потребления

В страховых операциях: практика осторожного принятия на страхование определенных видов рисков, которые обычно считаются неприемлемыми в соответствии с принятыми данным страховщиком руководящи

научный метод для проверки экспериментальной гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой. Это метод о

Вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характеризующееся нарушением адаптивного поведения, невозможностью выработки новых и несрабатыванием ста

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%

Не особо увлекается экспериментами 25%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%

Изучение формирования страха

Джон Уотсон занимался вопросом возникновения страхов и фобий, их природы. В процессе изучения ему пришла в голову идея: можно ли сформировать страх к объекту, который ранее не вызывал его? Так он и решился на свой злополучный опыт, стоивший ему карьеры.

История с 9-месячным малышом Альбертом началась в 1920 году. По одним данным, подопытный был ребенком из детского дома, а по другим — сыном ассистентки Уотсона Розали Рейнер. Имя Альберт было присвоено ребенку экспериментаторами. Как его звали на самом деле, история умалчивала.

Объектом, к которому решено было вызвать страх, была назначена обычная белая лабораторная крыса. В течение двух месяцев в лаборатории Уотсона, которая представляла собой кабинет с двумя уютными креслами и столиком, младенцу показывали различные объекты. Среди них были: белая крыса, кролик, вата, маска Санта-Клауса с накладной бородой, другие подобные предметы, отличающиеся белым мехом.

Спустя два месяца начался сам опыт. Ребенка усадили на ковер в кабинете и дали в руки белую крысу. Малыш совершенно не боялся и с удовольствием играл со зверьком. Затем Уотсон начал свое воздействие. Он ударял молотком по металлической пластине (трубе), которая находилась позади малыша, всякий раз, когда Альберт дотрагивался до крысы. Естественно, ребенок пугался такого резкого и неприятного звука, начинал плакать. Вскоре малыш усвоил связь между прикосновениями к крысе и звуком. Он перестал прикасаться к животному.

Уотсон и Рейнер описали это так: «В момент, когда была показана крыса, ребенок начал плакать. Почти сразу он резко повернул влево, упал на левую сторону, поднялся на четвереньки и пополз прочь так быстро, что он был пойман с трудом у края стола».

Тогда Уотсон решил пойти еще дальше в своем исследовании. Теперь он поместил крысу в кроватку к малышу и ударил молотом по пластине пять раз подряд. После этого опыта ребенок начинал плакать уже при одном виде белой крысы. Более того, он стал бояться и похожих вещей, которые показывали ему в самом начале: белых кроликов, ваты, маски Санты и в целом белого меха. Так как при их показе никаких ударов молотом не было, Уотсон сделал вывод, что реакция была перенесена на все похожие объекты. Этот феномен получил название переноса в бихевиоральном направлении. Другими словами, произошла генерализация эффекта. Спустя неделю Уотсон повторил опыт, и реакция осталась той же, включая перенос на подобные объекты.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

«МКULTRA»

Мы уже рассказывали в статье об отвратительных проектах США, в том числе и о программе «МКULTRA». Если вкратце, суть её была в поиске средств для манипулирования сознанием, к примеру, для вербовки агентов или для допроса. Тогда шла Холодная война, и никто не думал об аморальности таких действий.

Для экспериментов отбирали людей, обратившихся в психиатрическую клинику с незначительными проблемами. Людей накачивали ЛСД и барбитуратами, а также использовали другие методы влияния на сознание.

Когда в 1987 году открылась правда о программе «МКULTRA», оказалось, что пострадало множество людей, и было известно как минимум об одном летальном исходе из-за отравления психотропным веществом.

Самое ужасное в этом эксперименте то, что в нём принимало участие более сорока университетов и колледжей, научно-исследовательские, химические и фармацевтические компании и даже госпитали и клиники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector