Эксперимент конформизма аша

Содержание:

В Аш эксперимент сосредоточены на изучении силы соответствия в группах. Он представляет собой серию исследований, проведенных в 1951 году. Этот эксперимент был основан на изучении социальной психологии.

Для проведения исследования группе студентов было предложено пройти проверку зрения. Однако без их ведома они принимали участие в психологическом исследовании.

В эксперименте принимали участие и контрольные субъекты, то есть люди, знавшие, что они участвуют в психологическом исследовании, и которые, кроме того, действовали как сообщники экспериментатора.

В настоящее время эксперимент Аша является одним из самых известных исследований социальной психологии в мире, и полученные результаты оказали большое влияние на социальную психологию и групповую психологию.

В этой статье объясняется эксперимент Аша, обсуждаются выполняемые процедуры и тесты, а также рассматриваются результаты, полученные в ходе этого исследования.

Что такое конформность

Фото автора Liza Summer: Pexels

Конформность – это психологическая характеристика позиции отдельно взятого человека по отношению к позиции группы. Эта характеристика отражает, в какой степени ты подчиняешься групповому давлению в формировании мнения, принятии решения.

Человек по своей природе существо общественное. Полноценное развитие личности любого из нас напрямую зависит от нашего взаимодействия внутри социума. Само понятие личности отражает носителя индивидуального начала, которое раскрывается в контексте социальных взаимоотношений.

Все твои привычки, моральные ценности, весь набор поведенческих масок, всё это сформировано, начиная с самого момента рождения, под влиянием людей, с которыми ты взаимодействовала и среды, в которой ты находилась. Процесс развития твоей личности продолжается на протяжении всей жизни. Взрослея, ты приобретаешь новый опыт, который может полностью менять расставленные ранее приоритеты. Это болезненный процесс, но необходимый и закономерный.

Избранные работы

  • Аш Ф. (1989). Письмо Ирвину Року.
  • Аш С.Е. (1929). Исследование разброса по Стэнфордской версии шкалы Бине. Неопубликованная магистерская работа.
  • Аш С.Е. (1932а). Развитие личности детей хопи. Неопубликованная статья.
  • Аш С.Е. (1932b). «Экспериментальное исследование вариативности обучения». Архив психологии, 143, 1–55.
  • Аш С.Е. (1940). Исследования принципов суждений и отношений: II. Определение суждений по стандартам группы и эго. Журнал социальной психологии, 12, 433–465.
  • Аш С.Е. (1946). «Формирование впечатлений личности». Журнал аномальной и социальной психологии, 41, 258–290.
  • Аш С.Е. (1948). «Учение о внушении, престиже и подражании в социальной психологии». Психологическое обозрение, 55, 250–276.
  • Аш С.Е. (1952). «Социальная психология». Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Аш С.Е. (1955). «Об использовании метафоры при описании лиц». В Г. Вернер (ред.), О выразительном языке (29–38). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.
  • Аш С.Е. (1956). «Исследования независимости и соответствия: I. Меньшинство одного против единодушного большинства». Психологические монографии, 70, 1–70.
  • Аш С.Е. (1958). «Метафора: психологическое исследование». В Р. Тагиури и Л. Петрулло (ред.), Восприятие личности и межличностное поведение (стр. 86–94), Калифорния: Stanford University Press.
  • Аш С.Е. (1962). «Проблема теории ассоциаций». Psychologische Beitrage, 6, 553–563.
  • Аш С.Е. (1964). «Процесс бесплатного отзыва». В C. Scheerer (Ed.), Познание: Теория, исследования, обещание (стр. 79–88). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Asch SE (1968a). «Доктринальная тирания ассоцианизма». В TR Dixon & DL Horton (Eds.), Вербальное поведение и общая теория поведения (стр. 214–228). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Asch SE (1968b). «Вольфганг Кёлер». Американский журнал психологии, 81, 110–119.
  • Аш С.Е. (1969). «Переформулировка проблемы ассоциаций». Американский психолог, 24, 92–102.
  • Asch SE, Ceraso J., Heimer W. (1960). «Перцептивные условия ассоциации». Психологические монографии, 74 (3), 1–48.
  • Аш С.Е., Эбенгольц С.М. (1962a). «Принцип ассоциативной симметрии». Труды Американского философского общества, 106, 135–163.
  • Аш С.Е., Эбенгольц С.М. (1962b). «Процесс свободного отзыва: доказательства неассоциативных факторов в приобретении и удержании». Журнал психологии, 54, 3–31.
  • Аш С.Е., Хэй Дж. И Мендоза Р. (1960). «Перцептивная организация в последовательном механическом обучении». Американский журнал психологии, 73, 177–198.
  • Аш С.Е., Линднер М. (1963). «Записка о силе ассоциации». Журнал психологии, 55, 199–209.
  • Asch SE, Prentice WCH (1958). «Парные ассоциации со связанными и несвязанными парами бессмысленных фигур». Американский журнал психологии, 71, 247–254.
  • Аш С.Е., Виткин HA (1948a). «Исследования в области ориентации в пространстве: I. Восприятие вертикального положения со смещенными полями зрения». Журнал экспериментальной психологии, 38, 325–337.
  • Аш С.Е., Виткин HA (1948b). «Исследования в области ориентации в пространстве: II. Восприятие вертикального положения со смещенными полями зрения и с наклоненным телом». Журнал экспериментальной психологии, 38, 455–477.
  • Хардин, CD, Хиггинс, ET (1996). Общая реальность: как социальная проверка делает субъективное объективным. В RM Соррентино и Э. Т. Хиггинс (ред.), Справочник по мотивации и познанию (том 3, стр. 28–84). Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Левин, JM (1999). «Наследие Соломона Аша» для групповых исследований. Личность и социальная психология, 3 (4), 358–364.
  • Вейк, К. Э., Робертс, К. Х. (1993). Коллективный разум в организациях: внимательное взаимодействие на кабине экипажа. Ежеквартальный вестник административной науки, 38, 357–381.

Суть эксперимента

Если всё действительно так, и каждая из нас так сильно зависит от внешнего влияния, то, можно предположить, что эта особенность личности человека является плодородной почвой для различного рода манипуляций. Не удивительно, что она подверглась детальному изучению.

Соломон Элиот Аш польский и американский психолог, который внёс значительный вклад в область исследования конформности. Его знаменитый эксперимент, результаты которого были опубликованы в 1951 году, наглядно показал власть конформизма в группах.

Суть эксперимента очень простая. Было сформировано две группы студентов, которых попросили поучаствовать в тесте на проверку зрения.

  • Первая группа состояла из одного испытуемого и семи «подсадных уток»
  • Вторая состояла из свободно набранных студентов, без подставных лиц.

Группы находились в разных аудиториях, и не контактировали друг с другом. Каждой группе были показаны, по очереди, две карточки: на первой была изображена вертикальная линия, на второй было начерчено три вертикальных линии разной длины, где только одна из трёх, по своей длине, соответствовала длине линии с первой карточки. Задачей было определить какая из трёх линий на второй карточке идентична линии на первой по своей длине.


Giphy

Испытуемому из первой группы к рассмотрению было предложено восемнадцать пар карточек. Соответственно, он должен был дать восемнадцать ответов. Каждый раз он отвечал последним в группе. На первые два вопроса все участники дают правильные ответы. Начиная с третьего «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ.

Это приводит испытуемого в замешательство, и он давал тоже неправильный ответ, подчиняясь мнению большинства. Если же он продолжал настаивать на правильном ответе, то это причиняло ему чувство большого дискомфорта. Варианты поведения подставных студентов в группе менялись, то есть некоторые из них всегда давали правильные ответы на все вопросы.

Критика эксперимента

Критики, не согласные с Ашем, отмечают, что испытуемые в своём поведении были мотивированы не желанием подражать другим, а стремлением избежать конфликта. Некоторые критики говорят, что такой эксперимент неприменим к реальным жизненным ситуациям. Однако большинство психологов по данному вопросу согласны с Ашем и даже утверждают, что в реальных условиях давление социума значительно сильнее, чем это произошло в лаборатории.

Как бы то ни было, эксперимент Аша, впервые проведённый в самой середине ХХ века, после этого неоднократно повторялся, вплоть до наших дней. Некоторые критики считали, что эксперимент устарел, поскольку «современные студенты совсем другие». Однако они меняли своё мнение, увидев очередное повторение эксперимента, которое показало точно такие же результаты. В одном из современных повторений эксперимента Аша участвовали интеллектуально весьма развитые американские студенты, которые считали себя нонконформистами; результат снова оказался аналогичным: большинство «нонконформистов» охотно присоединялись к мнению большинства и называли неправильный ответ, который озвучивали все актёры.

Японские исследователи не согласились с Ашем, поскольку, по их мнению, даже хорошо обученные актёры могли вызвать у испытуемых подозрения о своём подсадном статусе. Они провели свой вариант эксперимента, обойдясь без подсадных актёров

Для этого они использовали поляризационные очки, которые были по-разному настроены. Группа испытуемых надевала очки, которые у одного из них были настроены не так, как у остальных; поэтому он видел на карточках одну картину, а остальные участники – другую. Кроме того, в этом исследовании участвовали не только мужчины, но и женщины. На этот раз оказалось, что конформность проявляли только женщины, а мужчины мнению большинства не подчинялись.

Другие исследователи вводили в эксперимент и новые правила. В частности, измерялся уровень конформности среди представителей разных народов. Выяснилось, что, например, норвежцы предпочитают вести себя более конформно, чем французы, а японцы с меньшим удовольствием присоединяются к мнению большинства, чем американцы. В американских исследованиях было показано, что если единодушное большинство состоит из белых людей, то оно сообщает высокую конформность остальным участникам – как белым, так и чёрным. В сознании американцев, особенно среди детей, белые считаются более авторитетными людьми, носителями власти. В отношении японцев невысокая степень конформизма объясняется тем, что в японском обществе мальчикам с детства прививается независимость и чувство собственного достоинства; однако девочек традиционно учат подчиняться.

Конформизм — эксперимент Аша

В 1950-х годах психолог Соломон Аш провел ряд исследований, которые продемонстрировали силу конформизма – изменение отношения, представлений и поведения человека в соответствии с нормами группы.

Участникам эксперимента сказали, что они принимают участие в тесте на зрение вместе с несколькими людьми. Добровольцам показали изображения, а затем попросили ответить на простые и очевидные вопросы.

Хитрость состояла в том, что всем в команде кроме участника сказали отвечать неправильно. Так сможет ли человек идти против толпы, даже если толпа откровенно неправа?

Результат:

Участников просили сказать, какая из линий справа была той же длины, что и линии слева. Ответ был вполне очевиден. Однако результаты показали, что 32 процента людей ответили неправильно, если трое других давали тот же самый неправильный ответ. Другими словами они последовали за мнением группы, даже несмотря на неверность ответа.

Эксперимент Аша показал, что групповое давление имеет значительное влияние на ответы людей. Мы все склонны смеяться вместе с другими, даже если не поняли шутку или сомневаться в своем мнении, если оно не популярно в группе.

Стадный инстинкт или спланированный заговор?

В группе Аша не было ни бабки, ни батона, в эксперименте участвовали вполне, по мнению самого Аша, адекватные люди. Группу студентов пригласили для проверки зрения. Со стороны Аша это была конкретная подстава, так как никто студентам зрение проверять не собирался. Группу тех, кому требовалась консультация офтальмолога, разбили и сформировали новые группы. Составили их следующим образом: группа помощников Аша и один, не посвященный в суть происходящего.

Для проверки зрения предлагалось посмотреть на два изображения поочередно. На первом была одна вертикально расположенная линия. На втором – три, но разной длины. Участники группы Аша должны были решить, какая из трех соответствует длине линии, изображенной на первой карточке. Подсадные очкарики давали заведомо ложные ответы. Тот один, кто был не в курсе происходящего, должен был отвечать последним. Как думаешь, реальные участники смогли определить длину линии или послушали мнение других и подчинились существенно ошибочному мнению толпы?

От испытуемых требовалось дать правильные ответы на восемнадцать вопросов. То есть сравнивать восемнадцать карточек. Каждый следующий раз инструкции меняли и находился тот, кому было велено выбирать правильную пару карточек. Чем меньше становился уровень провокации в виде неправильных ответов, тем чаще испытуемые выбирали правильную пару карточек и линий.

Сухая статистика, полученная в результате проведения эксперимента Аша гласит, что три четверти (75 %) испытуемых стали жертвами стадного инстинкта, то есть подчинились мнению толпы.

В случае, если участники эксперимента группы получали инструкции давать разные ответы, то процентное соотношение ошибок к правильным ответам падало в три-четыре раза. В зависимости от радикальности третьего мнения и вариативных комбинаций правильных-неправильных ответов, относительная доля ошибок уменьшилась до 9%.

Вариации исходной парадигмы

Пример экспериментальной процедуры Аша в 1955 году. Есть шесть актеров и один реальный участник (предпоследний человек сидит справа от стола).

В последующих исследовательских экспериментах Аш исследовал несколько вариантов парадигмы из своего исследования 1951 года.

В 1955 году он сообщил о работе со 123 студентами-мужчинами из трех разных университетов. Вторая работа 1956 года также состояла из 123 студентов мужского пола из трех разных университетов: Аш не указал, действительно ли это был тот же образец, что и в его статье 1955 года: Принципиальное отличие состоит в том, что статья 1956 года включает подробное описание его интервью с участниками. Во всех этих статьях Аш обнаружил одни и те же результаты: участники соответствовали группе большинства примерно в одной трети всех критических испытаний.

Наличие верного партнера
Аш обнаружил, что присутствие «настоящего партнера» («настоящего» участника или другого актера, которому было сказано дать правильный ответ на каждый вопрос) снижает соответствие. В исследованиях, в которых один участник давал правильные ответы на вопросы, только 5% участников продолжали отвечать, как и большинство.
Выход партнера
Аш также исследовал, повлияло ли удаление настоящего партнера на полпути эксперимента на уровень согласия участников. Он обнаружил низкий уровень соответствия в течение первой половины эксперимента. Однако, как только партнер покинул комнату, уровень соответствия резко возрос.
Размер большинства
Аш также исследовал, повлияло ли уменьшение или увеличение размера большинства на уровень соответствия участников. Было обнаружено, что очень маленькие противоборствующие группы (участники) были связаны с низким уровнем уступчивости. Увеличение числа оппонентов до двух или трех человек существенно повысило конформность. Увеличение числа более трех человек (например, четыре, пять, шесть и т. Д.) Не привело к дальнейшему увеличению соответствия.
Письменные ответы
Аш также варьировал метод ответа участников в исследованиях, где актеры озвучивали свои ответы вслух, а «настоящий» участник отвечал письменно в конце каждого испытания. Соответствие значительно снизилось при переходе от публичных ответов к письменным.

Критика

С чем связана критика экспериментов С. Аша? Психологами высказывалось мнение, что кто-то из испытуемых мог выражать внешнее согласие с мнением большинства не из-за конформности, а потому, что хотел сохранить доброжелательные отношения, избежать конфликта.

Современные исследователи неоднократно повторяли опыты Аша. Их попытки показывали аналогичные результаты.

В Японии психологи для чистоты эксперимента решили провести его без подставных лиц. В своем опыте они использовали специальные очки. У одного из участников группы очки были настроены не так, как у остальных: отрезки он видел искаженными. Данная вариация показала, что конформность в большей степени свойственна женщинам, мужчины склонны сопротивляться давлению группы. Некоторыми учеными высказывается мнение, что результаты, полученные японцами, отражают не степень конформности женщин и мужчин, а особенности японской системы воспитания, в которой девочек учат подчиняться, а у мальчиков формируют независимость.

Исследования когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии Леон Фестингер (1919 – 1989) является автором теории когнитивного диссонанса. Её суть заключается в следующем: «логически противоречивые знания о предмете имеют мотивационную функцию и вызывают стремление устранить эти несоответствия за счёт изменения знаний или социальных установок». Именно это было официально доказано на примере рискованного эксперимента, проведённого с сектой. Он описан в работе Румянцевой Елены «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной)».

Эксперимент Аша и конформизм, где взаимосвязь?

По завершении своего эксперимента, Соломон Аш представил миру публикацию, где описал влияние конформизма на группу. Простыми словами в результате эксперимента Аша было доказано, что изменения в поведении или мнении личности могут возникать вследствие реального или воображаемого внешнего влияния, оказываемого другим человеком или группой людей. В быту это явление еще называется приспособленчеством. Зачем отстаивать свою точку зрения? Если мнение большинства по крайней мере не вызывает негативной реакции, осуждения и критики, значит оно правильное!? Зачем отстаивать свою точку зрения, пыхтеть и доказывать, что ты прав? Проще согласиться с толпой, а со временем и самому принять ложное за истину.

Какую цель себе ставил Аш во время проведения эксперимента остается только гадать, но кто предупрежден, тот вооружен. Социальный феномен группы используется в процессе формирования сознания. СМИ во всех возможных формах – ярчайший пример того, где не пренебрегают инструментами воздействия на психику. Не надо даже за хлебом идти, ведь бабки во дворах – это меньшее зло, чем ежедневный зомби ящик, через который нам навязываются «правильные» мысли, фразы и решения. Это уже производная от конформизма и элементы бихевиоризма, а в психологии попросту групповое подкрепление. Всем хорошо, все рады и согласны? Тогда и я против не буду!

Думай головой, не бойся отстаивать свое мнение, без кулаков конечно и тренируй свой мозг, чтобы он всегда был готов адекватно оценивать ситуацию

BrainApps – онлайн тренажер для мозга, с помощью которого можно потренировать и развить память, внимание, логику, приобрести новые способы мышления и даже стимулировать креативность. А что еще надо, чтобы голова работала, пока стоишь в очереди за батоном со стариками, которым просто не с кем пообщаться? Тренируй мозги и не станешь стадом!

Новейшие исследования подчинения и ответственности

В 2016 году исследователями из Великобритании, Бельгии и США был совместно проведен новый модифицированный эксперимент. Результаты были опубликованы в журнале «Current Biology». Чтобы исключить влияние гендерного фактора, все испытуемые были женщинами.

Новый эксперимент был разделен на две части. В первой из них две участницы по очереди назначали друг другу денежные штрафы, получая при этом небольшое вознаграждение. Во втором они подвергали друг друга электрошоку, также за вознаграждение. Удары током были установлены на уровне, который был терпимым, но выше болевого порога каждой из участниц.

В первом случае испытуемые могли свободно выбирать, применять ли шок или штраф. Во втором случае это решение принимал экспериментатор, а участницы должны были выполнять его инструкции. Каждый раз, когда нажималась клавиша, раздавался звуковой сигнал с произвольной задержкой в 200, 500 или 800 мс.

Участницам предлагалось оценить интервал в миллисекундах между действием и звуком. Воспринимаемый интервал был маркером чувства контроля над результатом, а значит, и чувства ответственности. При осмысленном целенаправленном действии интервал воспринимался более коротким, чем при контрольном состоянии, когда рука пассивно опускалась на клавишу.

Оказалось, что в случае приказа интервал между нажатием клавиши и звуком воспринимался как более длинный, а значит, чувство ответственности и контроля над ситуацией снижалось. Это подтверждают и результаты опроса после испытания. Кроме того, записи мозговой активности участников показали снижение обработки результатов в случае с принуждением, по сравнению с результатами свободного выбора.

«Наши результаты показывают, что люди, которые подчиняются приказам, на самом деле могут чувствовать себя менее ответственными за результаты своих действий: они могут не просто утверждать, что чувствуют себя менее ответственными. Люди, по-видимому, испытывают некоторую дистанцию от результата своих действий, когда они подчиняются инструкциям

Важно различать, как наш разум порождает субъективное чувство ответственности и объективные факты ответственности», — утверждает руководитель исследования Патрик Хаггард (UCL Institute of Cognitive Neuroscience)

Суть эксперимента Аша

Каково содержание экспериментов Соломона Аша? Эксперимент Соломона Аша был проведен в середине прошлого века. Целью эксперимента С. Аша было выявление феномена конформизма, но участникам этого не сообщали. Испытуемым показывали изображение отрезка (первая карточка) и просили найти на второй карточке отрезок той же длины, что и образец. Среди трех линий только одна по длине совпадала с образцом.


Рисунок 1 – Карточки С. Аша

В классической схеме проведения исследования использовалось 18 карточек. Разница в длине отрезков была всегда очевидна. В серии классических опытов С. Аша приняло участие 123 студента.

Условия проведения

В помещение приглашали 7 человек, которым предлагали сесть за стол. Каждому из участников давали карточку с номером, определяющим очередность ответа. Среди них реальным испытуемым являлся только 1 студент. Остальные были помощниками исследователя. Реальный испытуемый должен был высказать свое мнение о длине отрезков последним.

Сначала помощники ученого отвечали правильно. В этом случае и реальный испытуемый тоже давал правильный ответ. Начиная с третьей серии, помощники давали один и тот же ответ, но заведомо ложный. Реальный испытуемый в этом случае чаще поддавался давлению группы и давал такой же ответ. Затем подставные участники стали давать разные ответы, но все неправильные. В этом случае количество испытуемых, озвучивших свой ответ без учета мнения группы, увеличивалось.

После этого С. Аш изменил количественное соотношение участников: реальных испытуемых стало 2, а актеров – 5. В новых условиях реальные испытуемые чаще давали правильные ответы, игнорируя мнение большинства.

Чтобы доказать, что в лабораторных условиях действительно проявлялась личностная конформность испытуемых, ученый провел контрольное исследование с тем же стимульным материалом, но без привлечения помощников. В таких условиях из всех испытуемых лишь двое допустили единичные ошибки при выборе равных по длине отрезков.

Таким образом, гипотеза ученого не подтвердилась.

Мое мнение об эксперименте

Соломон Аша изучал конформизм в лабораторных условиях, где между участниками экспериментальной группы не предполагалось взаимодействие (то есть, эту группу нельзя назвать коллективом). Однако даже в таких условиях испытуемые чувствовали давление большинства и поддавались ему. Я думаю, что на самом деле в реальной жизни, где каждый из нас включен в тот или иной коллектив, степень конформизма выше, чем ее цифровые показатели в данном исследовании.

Для истории психологии эксперимент Аша является важным, так как он позволил найти ответы на многие вопросы. Но в то же время появилось множество других вопросов, ответы на которые сегодня еще не найдены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector