Движущие силы и условия развития личности. развитие как способ существования личности в представлениях отечественных исследователей. личностная зрелось. проблема постоянства и изменчивости личности

Виды развития человека

После рождения человек проходит через такие виды развития:

  • физическое — увеличивается рост, вес, физическая сила, пропорции тела;
  • физиологическое — совершенствуются функции всех систем организма — пищеварительной, сердечно-сосудистой и др.;
  • психическое — совершенствуются органы чувств, растет опыт пользования ими с целью получения и анализа информации из внешнего мира, развиваются память, мышление, речь; изменяются ценности, самооценка, интересы, потребности, мотивы действий;
  • духовное — обогащается нравственная сторона личности: формируются потребности в осмыслении своего места в мире, значения своей деятельности для его совершенствования, растет ответственность за ее результаты;
  • социальное — расширяется круг отношений с обществом (экономические отношения, нравственные, политические, производственные и др.).

Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.

Самосознание личности

В психологии понятие «самосознание» — это психический процесс, который обеспечивает и формирует основные характеристики личности – единственно, постоянство, целостность. Самосознание выражается в способности личности принять самого себя и собственных качеств.

Конечно, эпицентром понятия самосознания является «Я». Осознание внешнего мира и самосознание формируются и развиваются параллельно и одновременно. Представление о самом себе складывается из собственных ощущений о самом себе. Психологи расценивают ощущение внешнего мира и самого себя, как необходимые условия для успешного осознания себя. Посредством самосознания формируется ощущение целостности и постоянство личности.

Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.

Про уровни развития личности рассказывает профессиональный психолог.

Понятие личности

С точки зрения психологии, личность – это совокупность социальных качеств человека, степень овладения социальными, жизненными ценностями, а также способность человека применять движущие силы развития личности на практике.

Индивид и личность – есть ли разница? Индивид – совокупность качеств, присущих биологическому виду homo sapiens. Личность – понятие больше индивидуальное, характеризуется высоким уровнем развития, а также определенной системой взаимоотношений с внешним миром.

Способность индивида реализовывать свои принципы и жизненные принципы определяется несколькими факторами:

  • талант;
  • интеллект;
  • знания, умения;
  • эмоционально-волевые качества;
  • физические способности.

Способности, личностные характеристики формируются всю жизнь, основой для них является заложенные природой качества или наследственная основа. Таким образом, человеческая природа – это следствие биологической эволюции, истории поколений. Что влияет на становление, развитие личности? Прежде всего, особенности социального окружения, общественные условия.

Различают несколько видов личности:

  • социализированная – подготовленная к жизни в социуме;
  • десоциализированная – не способная выполнять основные социальные функции, человек с психическими отклонениями.

Социализированная личность:

  • имеет собственную автономию;
  • в сложных ситуациях человек продолжает придерживаться жизненной стратегии и ценностям;
  • использует методики психологической защиты;
  • устанавливает добрые отношения в социуме;
  • проявляет сострадание;
  • способна проявлять настойчивость в достижении целей.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником

Внутренние и внешние противоречия

  • стремление ребенка к соответствию и внешнее влияние. Что подразумевается под этой фразой? Педагог всегда ставит перед собой задачу воспитать позитивные черты характера, а старшеклассник увлекается уличными субкультурами или другими негативными движениями;
  • направленность обучения против негативного внешнего влияния субкультур, уголовных, асоциальных групп;
  • дисбаланс возможностей педагога на уроке и увеличения объема информации. Часть учеников думает, что им нечего делать на уроке, ведь они смогут зайти в интернет и прочитать все, что их интересует по предмету;
  • часть индивидуально приобретенных ребенком навыков (например, курение) противоречит общепринятому обобщенному позитивному опыту;
  • низкий общий уровень воспитанности большинства школьников противоречит постановке учителем воспитательных и учебных задач. Например, учитель проводит мероприятие, посвящённое Дню победы 9 мая. Чтобы придать уроку торжественности, включается гимн страны или запись одной из популярных песен военного времени. Вместо спокойного поведения дети начали шуметь и ругаться;
  • в коллективных формах сложно воспитать классические духовные ценности;
  • ограниченность урока по минутам не всегда соответствует проявлениям активности конкретного ученика;
  • ученики не воспринимают определенные формы работы на уроке. Конкретные антипатии выделить сложно, потому что каждый класс индивидуален.

Внутренние противоречия у ученика возникают следующие:

  • несоответствие полученной оценки от учителя самооценке, то есть личному мнению ученика;
  • несовпадение поведения той или иной личности с идеалом этого человека, который сформировался в мыслях ученика (как в позитивном, так и в негативном смысле);
  • уровень сформированных навыков и взглядов не соответствует общепринятым нормам.

Самосознание личности

В психологии понятие «самосознание» — это психический процесс, который обеспечивает и формирует основные характеристики личности – единственно, постоянство, целостность. Самосознание выражается в способности личности принять самого себя и собственных качеств.

Конечно, эпицентром понятия самосознания является «Я». Осознание внешнего мира и самосознание формируются и развиваются параллельно и одновременно. Представление о самом себе складывается из собственных ощущений о самом себе. Психологи расценивают ощущение внешнего мира и самого себя, как необходимые условия для успешного осознания себя. Посредством самосознания формируется ощущение целостности и постоянство личности.

Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.

Про уровни развития личности рассказывает профессиональный психолог.

Среда

Среда, а именно внешние условия влияния на развитие личности, является социальным фактором. Данный фактор был недооценен приверженцами концепции биологического развития индивида. Среда включает в себя несколько составляющих, в той или иной степени оказывающих влияние на личность и ее формирование:

  • Социальная.
  • Национально-этническая.
  • Географическая.
  • Школьная.
  • Семейно-родственная.
  • Культурная.
  • Религиозная.
  • Материально-экономическая и другие.

Также среда может быть разделена на три основные группы:

Многие исследователи задаются вопросом, что формирует личность, наследственность или среда, но единственно правильным решением будет определение этих двух факторов как взаимосвязанных. Среда по своей сути является реальной действительностью, в которой происходит формирование человеческой личности. Отмечается, что в детском возрасте особое значение имеет семейно-родственная, домашняя и окружающая среда. Под воздействием этих факторов закладываются базовые нравственные и социальные качества индивида.

Наименее изученной на сегодня является искусственно созданная среда обитания и ее степень влияния на человека до конца не определена

Также не отрицается важность этой среды в современном обществе

Изучая средовой фактор влияния на становление личности человека, учитывается не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида, его реакция на те, или иные обстоятельства.

Формирование устойчивости личности к негативным внешним воздействиям положительно сказывается на развитии в целом. Исходя из этого, еще одним ведущим фактором в становлении человека как личности является воспитание, которое требует более детального рассмотрения.

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Сущность педагогического процесса

Основные принципы – комплексность, общность, единство. Часть теоретиков не различают эти понятия, но отличия есть. Целостность считается объективным фактором, который не будет постоянным. Главным его проявлением считают учебный цикл в школе. Он сжатый во времени, логичный в формировании базы знаний учеников, комплексный, так как ведётся обучение целой системе предметов гуманитарного, точного и других направлений. Но дети не пребывают в школе круглосуточно, поэтому периодически целостность процесса прерывается. 

Общность педагогического воздействия (обучения, воспитания) проявляется в его структуре:

  • субъект;
  • объект;
  • средства;
  • продукт или результат.

Субъект – это воспитатель детского сада, первый учитель в школе, преподаватели предметов, мастера в училище, лекторы, ведущие семинарских занятий в ВУЗе. Объект – отдельно взятая личность, в отношении которой работает субъект, либо группа личностей примерно одинакового возраста и уровня развития (школьный класс), группа в садике, институте). Педагог применяет специальные средства, не типичные для других сфер труда. Среди них выделяются: 

  • знания;
  • личные навыки;
  • жизненный опыт;
  • специальные психологические методы поиска подхода к ученику или группе воспитываемых личностей;
  • применение специальных методов донесения информации.

Используются технические средства обучения:

  • планшеты;
  • видеопроекторы;
  • компьютерные программы;
  • интерактивные доски и т.д.

В качестве средств обучения до сих пор применяются более традиционные материалы – таблицы, атласы, контурные карты.

Результат, то есть продукт – это то, что получается в итоге. Каждый учитель хочет, чтобы дети в будущем стали культурными, знающими, развитыми личностями. Результат процесса воспитания растянутый во времени. 

Успешный ход обучения зависит от движущих сил. В основном они внутренние. Главной силой считается противоречие между требованиями учителя, воспитателя познавательного, трудового, продуктивного, общественного значения, а также возможностями учеников выполнить эти требования. Максимальное устранение противоречий – это искусство сотрудника школы.

Педагогический процесс – это структурное явление со своими законами и побуждающими факторами.

Развитие личностных характеристик

Разностороннее развитие личности зависит от совокупности качеств, заложенных природой, определяющих поведенческие особенности. На протяжении жизни определенные личностные характеристики не меняются, а некоторые – меняются под влиянием внешних факторов.

Личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на все жизненные сферы, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором профессиональной деятельности. Главная закономерность – если человек испытывает потребность в лучшей жизни, он приложит все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Движущими силами в данном процессе являются целеустремленность, умение реально оценивать ситуацию, собственные возможности. Если индивид способен в полной мере осознать свою индивидуальность, он обязательно подберет профессиональную деятельность, которая раскроет весь его потенциал. Кроме этого, всегда можно использовать методы, влияющие на развитие личностных характеристик.

Роль общения в развитии личности играет ключевую роль, поскольку формирование характера начинается с первых дней жизни ребенка. Это процесс, в котором задействованы родители, социум и непосредственно дети. Посредством общения происходит познание всех форм взаимодействия индивида с другими людьми.

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями

Мотивационный посыл

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

От рождения до смерти — Психология человека

Внутренние связи учебного процесса

Очень многое зависит от внутренних связей, которые прослеживаются в самом процессе. Юрий Бабанский выделяет такие моменты:

  • обучение, образование, развитие, воспитание – комплекс факторов, которые дополняют друг друга;
  • обучение как воля педагога будет намного эффективнее, если получится побудить инициативу школьников к самообразованию за пределами класса;
  • активность личности и результат процесса в виде становления индивида после окончания учебы;
  • зависимость личности от большего коллектива;
  • потенциал и направленность. Педагог ориентируется на общую массу учеников со средними талантами, поэтому умные дети не всегда развиваются в обычной школе. 

Обучение как действие характерно интересными внутренними проявлениями. Учитывая все внутренние противоречия, педагог проведет урок, результатами которого останутся довольны все дети.

Кризисы

Кризисом в этом отношении называется несоответствие внутреннего мира человека и сложившихся условий, в которых он не в состоянии нормально существовать. Кризисы как правило случаются в переходные периоды:

  1. Кризис новорожденности: переход от материнского организма во внешний мир.
  2. Кризис первой идентификации: смена семейного коллектива на социальный(школа).
  3. Подростковый кризис: бурное развитие половой функции, начало встраивания в общество.
  4. Встреча с взрослой жизнью в 20-25 лет: принятие новых норм и обязанностей.
  5. Сексуально-половой кризис: необходимость построения семейных отношений.
  6. Кризис среднего возраста: переоценка прожитых лет.
  7. Кризис пожилых: страх смерти, неудовлетворение от пережитого.

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Развитие личности — другие факторы и движущие силы.

Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”—  важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.

Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.

Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.

Направления

Человек может развиваться в личном, то есть духовном направлении и в социальном.

Духовное развитие предполагает совершенствование душевных качеств, особенностей поведения, которые идут во благо человеку и соотносятся с нормами морали и нравственности.

Сюда относит воспитание в себе доброжелательности, скромности, самопожертвования, а также силы воли и характера. К духовному направлению также относят сферу интересов личности.

Расширение кругозора и углубление познаний о мира развивает психику человека и его индивидуальные качества , мышление, критический подход, интеллект.

Также духовное развитие формирует мировоззрение личности и основные психологические установки: политическую позицию, отношение к другим людям, ценности.

Личное развитие реализуется как самим человеком, так и при воздействии общества в коллективах, в период получения образования. Большую роль в этом играют семейные отношения.

Социальное направление характеризуется развитием социальной роли индивида. Каждый человек играет сразу несколько таких ролей:работник, семьянин, друг, коллега.

Во всех этих качествах возможно совершенствование и развитие личности. Сюда относится карьерный рост, создание семьи,рождение детей. Социальное направление тесно связано с духовным и личным, поскольку осуществляется на основании него.

Источники

В качестве источников для своего развития личность может использовать практически все в своем окружении.

При этом все источники можно разделить на две большие группы: внешние, то есть окружающую обстановку, и внутренние , обусловленные собственными характеристиками личности.

К внешним относится:

  1. Социум , семья, рабочий коллектив, друзья, случайные люди в жизни человека.
  2. Политическая обстановка , кризисы или период благоденствия в стране влияют на уровень стресса в жизни каждого человека.
  3. Экологическая обстановка: фактор, который люди пытаются изменить, осознавая взаимное влияние его на них, что сподвигает к изменению образа жизни.
  4. Рабочие и профессиональные отношения , складывают в личности мотивации и стремления, а также трудности по их реализации.
  5. Бытовые условия , формируют определенный источник проблем, которые человек вынужден решать параллельно с остальными, что влияет на его становление как самостоятельного индивида.
  6. Образование и возможность его получить.
  7. Культурный уровень и шанс его повысить в месте проживания личности.
  8. Путешествия.

Все внешние факторы создают среду вокруг человека, в пределах которой он может меняться, и которая меняет его самого.

Также существует ряд внутренних источников:

  • наследственность,
  • темперамент, характер человека,
  • уровень интеллектуального развития,
  • культурный уровень,
  • направленность личности,
  • семейное положение,
  • профессиональная или образовательная деятельность,
  • социальная роль.

Внутренние источники закладываются в семье и подвергаются изменению в течение всей жизни.

Они отличаются большей динамичностью и пластичностью, чем внешние источники, формируя в человеке его внутренний стержень и опору в психологическом отношении.

Внутренние факторы оказывают не только мотивирующее и развивающее влияние, но также и являются источниками сил и вдохновения для роста личности.

Уровни

Выделяют несколько классификаций уровней развития. Российские психологи выделяют семь таких уровней:

  1. Выживание , направлен на сохранение биологической целостности организма, реализация инстинктов.
  2. Размножение , становление семьи и профессиональной реализации индивида.
  3. Управление , совершенствование социальной роли, взятие потребностей под контроль.
  4. Чувственность , развитие способности к сопереживанию и эмоциональному восприятию окружающего мира.
  5. Совершенствование , творческое направление деятельности, стремление внести какой-либо вклад в сообщество.
  6. Мудрость , осознание жизненных успехов и неудач, развитие мышления и интеллекта личности.
  7. Просветление , принятие личности себя, ощущение собственной гармонии.

Современные проблемы развития личности в психологии

На сегодняшний день актуальны такие личностные расстройства, как фобии, различные травмы и страхи личности и т.д., а также проблемы в аспекте самореализации. Чаще всего люди обращаются за квалифицированной помощью, потому что внутреннее ощущение собственной личности причиняет им неудобство.

Кроме того, наблюдается видимое снижение нравственных ценностей, ведь в наше время принято считать, что «цель оправдывает средства». Каждый человек во все времена стремился быть похожим на созданный им же совершенный идеал, но какие идеалы в наше время формируют личность? Если еще несколько десятилетий назад на экранах было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся совершенно другие ценности.

Психология

Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.

Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.

Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное &quot,взросление&quot, психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.

Саморазвитие включает в себя:

  • профессиональное совершенствование,
  • развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли),
  • улучшение отношений с окружающими людьми,
  • построение новых отношений, знакомства,
  • нахождение и развитие интересов и увлечений,
  • расширение познаний о мире.

Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.

Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.

На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос , решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.

Цели развития личности

Как видим, движущими силами развития являются потребности общества в воспитании человека, отвечающего насущным социальным критериям, и потребность самого человека в саморазвитии.

Образ полноценного и самодостаточного члена общества должен выглядеть так. Общественные и личностные цели развития индивида совпадают. Он будет полезным обществу и выполнит собственную программу роста, если будут реализованы его способности, он будет духовно и физически здоровым, образованным, работоспособным, целеустремленным, творческим.

Кроме того, его интересы должны быть социально направленными и реализуемыми в общественной деятельности.

Процесс формирования

Личностный рост человека начинается с самого рождения с того момента, как он начинает активно познавать внутренний мир. В период детства и юности происходит наиболее бурное развитие индивидуальных характеристик, которые в то же время сильно подвержены внешнему влиянию.

Становление индивидуальности окончательно происходит в подростковом периоде, когда человек начинает осознавать свою социальную роль, вступает в новые отношения и видит неизбежность перемен для выполнения своей роли в этих отношениях.

Формирование зрелости личности продолжается по мере увеличения нагрузки на жизнь человека в виде обязанностей и ответственностей. Умение с ним справиться и не потерять индивидуальность под давлением обстоятельств характеризует финальную точку личностного роста.

Развитие личностных качеств происходит по определенному механизму: отрицания этой необходимости , &quot,воспринимайте меня таким какой я есть&quot, до принятия жизненно важной необходимости перемен в себе , &quot,я должен развиваться, чтобы достичь что-либо&quot,

Нормы и патологии

В рамках сложности определения понятия нормы развития, трудно выделить конкретные характеристики этого состояния.

Норма означает соответствие внутреннего содержания психики человека внешним условиям и их эффективное взаимодействие.

Оно проявляется в :

  • личной гармонии и ощущении счастья,
  • социальной реализации,
  • профессиональных успехах,
  • семейном благополучии,
  • материальном благосостоянии.

Нормальная личность развивается соответственно возрасту и успешно преодолевает трудности. Патологией этого процесса является отставание или ускорение в развитии.

При замедлении роста человек не может приспособиться к условиям и не справляется с нагрузками. Пр опережении психика зачастую бывает не вполне готова к изменениям, также не готово и общество принять взрослого не по годам индивида.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector