Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители

Дуализм — соционика

В ХХ веке швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «психических функций». Это характеристики индивидуальных процессов, которые в зависимости от типа личности преобладают в человеке. Дуализм Юнга в том, что всякая индивидуальность, особенно творческая, являет собой двойственность – синтез парадоксальных свойств, но в зависимости от характера превалируют следующие черты-функции:

  • мышление;
  • чувство;
  • ощущение;
  • интуиция.

В учениях психиатра принципы «дуальности» интерпретируются интересным образом, и вытекающая из них концепция типов личности носит название соционика. Научное течение рассматривает понятие «дуальных отношений», при которых оба партнера являются носителями дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть брачные, дружеские и прочие связи. Один дуал психологически совместим с другим, их отношения идеальны.

Моральный дуализм

Моральный дуализм — это вера в великое дополнение или конфликт между доброжелательным и злобным. Подобно дитеизму / битеизму (см. Ниже), моральный дуализм не подразумевает отсутствия монистических или монотеистических принципов. Моральный дуализм просто подразумевает, что действуют две моральные противоположности, независимо от какой-либо интерпретации того, что может быть «моральным» и — в отличие от дитеизма / биттеизма — независимо от того, как они могут быть представлены.

Например, маздаизм (маздейский зороастризм ) является одновременно дуалистическим и монотеистическим (но не монистическим по определению), поскольку в этой философии Бог — Творец — чисто добро, а противоположность, которая также не сотворена, является абсолютной. Зурванизм (зурванитский зороастризм), манихейство и мандеизм являются представителями дуалистической и монистической философии, поскольку каждая из них имеет высший и трансцендентальный Первый Принцип, из которого затем исходят две равные, но противоположные сущности. Это также верно и для менее известных христианских гностических религий, таких как богомилы , катаризм и т. Д. Более сложные формы монистического дуализма также существует, например , в герметизме , где Nous «мысль» , т.е. описывается, что создал человек, приносит добро и зло, в зависимости от интерпретации, получает ли это побуждение от Бога или от Demon . Двойственность с плюрализмом считается логическим заблуждением.

История

Моральный дуализм зародился как богословская вера. Впервые дуализм был имплицитно замечен в египетских религиозных верованиях в противопоставлении богов Сета (беспорядок, смерть) и Осириса (порядок, жизнь). Первая явная концепция дуализма пришла из древнеперсидской религии зороастризма примерно в середине пятого века до нашей эры. Зороастризм — это монотеистическая религия, которая считает, что Ахура Мазда — вечный создатель всего хорошего. Любые нарушения приказа Ахура Мазды проистекают из друдж , то есть всего несотворенного. Отсюда следует значительный выбор для людей. Либо они полностью участвуют в человеческой жизни для Ахура Мазды, либо не участвуют и наделяют друдж силой. Личностный дуализм еще более отчетлив в верованиях более поздних религий.

Религиозный дуализм христианства между добром и злом не является совершенным дуализмом, поскольку Бог (добро) неизбежно уничтожит сатану (зло). Ранний христианский дуализм во многом основан на платоническом дуализме (см .: Неоплатонизм и христианство ). В христианстве также присутствует личностный дуализм с разделением души и тела, основанным на идее нематериальной христианской души .

Что такое дуализм

Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.

Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.

Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.

Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.

Концепция Рене Декарта

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

  1. Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
  2. Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концепции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние — это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Виды дуализма

Исторически дуализм имеет две свои разновидности — это картезианство и окказионализм.

Рассматривая философское течение в контексте исторического материализма и диалектического материализма нужно учитывать другой не менее важный вопрос философии: «Что первично: материя или сознание?».

Дуализм в теологии (религиозный) подразумевает наличие двух противоположных сил (богов). В теологии это течение обозначается как дитеизм (битеизм). Противоположность учения представляет дитеизм (битеизм) как моральный дуализм, который одновременно не предполагает всяких «теизмов». То есть дитеизм (битеизм) предполагает, что религия может быть и двойственной, и монотеистической, но обязательно должен быть верховный бог. В качестве примера по данному виду служит древняя христианская ересь — маркионизм. Маркионизм утверждал:

  • что нет единого верховного бога;
  • Старый Завет и Новый написаны разными соперничающими богами;
  • каждый из богов был так называемым Первым Принципом и, объединившись, эти два Принципа создали монотеизм в религии.

Дуализм в философии направлен на признание равноправия материального и идеального, но вот их относительность друг к другу отрицает. В западной философии по примеру Декарта приравнивались разум и самосознание на основе человеческой души и тела. В восточной же философии связали материю и сознание, так что материя стала включать в себя тело и сознание.

Дуализм и философия сознания

  • В философии сознания это взаимное дополнение сознания и материи. Сознание и материя здесь равны по значимости. Такой вид философского учения принято называть картезианством. Материальное и духовное отличны в своих свойствах: материальное имеет форму, положение в пространстве, обладает массой тела; духовное — субъективно и целенаправленно.
  • Вторая форма, помимо картезианства, — это дуализм качеств или свойств. Духовной субстанции нет, но есть нечто материальное (мозг), обладающее свойствами, порождающими психические феномены.
  • Эпифеноменализм рассматривает мотивы и желания, как побочные процессы, происходящих в мозгу казуальных событий. Отрицается роль воздействия психических сущностей на физические процессы.
  • Предикативность — это очередная форма дуализма. Означает описание предмета суждения. Для восприятия мира по этому учению философии требуется множество описаний — предикатов.
  • Символический физикализм (пропетивный дуализм) представляет сознание как группу свойств, независимых друг от друга. Сознание не является отдельной субстанцией, так как мозг выделяет эти независимые свойства. Когда материя подобна человеческому телу, тогда и появляются свойства.

В физике дуализм выступает основой для колебательных процессов. Если рассматривать его в квантовой механике, то дуализмом тут будет двойственность корпускул и волн, а точнее, двойственная природа этих частиц. Как компромисс эта двойственность в квантовой механике стала описываться волновой функцией частицы.

Основные тезисы

Неоднородность и взаимодействие

Декартовский дуализм — это дуализм субстанции, а также интеракционистский дуализм. Декарт принимает тезис здравого смысла о том, что ментальные состояния или события отличаются от физических состояний или событий и могут взаимодействовать друг с другом. Это подтверждает две общие интуиции о разуме и теле:

  1. интуиция неоднородности  : разум — вещь иной природы, чем тело;
  2. интуиция взаимодействия  : тело и физический мир действуют на разум, а дух действует на тело.

В словаре классической философии мы говорим о «коммуникации субстанций» для обозначения взаимодействия между телом и разумом. В контексте современной философии разума декартовский дуализм считается интеракционистским, в отличие от параллелизма , окказионализма и (в меньшей степени) эпифеноменизма , согласно которым разум и тело не имеют причинного взаимодействия. Аргументы Декарта , чтобы оправдать эту позицию , были предшественниками тех передовыми в XX — го  века в философии сознания в пользу дуализма и против материализма , в том числе аргументов называется «  модальным  » , что обращение к возможности зачать субъективные аспекты сознания отдельно от корпуса.

Согласно Паскалю Энгелю , мы можем объяснить отправную точку этой формы дуализма, обратившись к следующим трем утверждениям:

  1. Психические состояния отличаются от физических состояний.
  2. Психические состояния могут быть причиной физического движения.
  3. Физические движения могут быть вызваны только физическим состоянием.

Дуализм Декарта состоит в утверждении релевантности первых двух положений и в отрицании третьего.

Раздельное оформление веществ

Чтобы установить естественное различие между ментальными состояниями, возникающими в результате активности разума, и физическими состояниями, происходящими в теле, Декарт  в своих « Метафизических медитациях» (1641) применяет « модальный » тип рассуждений  . Хотя, следуя радикальному сомнению , он все еще не уверен ни в чем, кроме существования самого себя, он утверждает, что для него возможно представить, что его тела не существует. С другой стороны, он не может связным образом считать, что его мысль не существует. Следовательно, и как он заявляет в Шестой медитации , поскольку « достаточно, чтобы я мог ясно и отчетливо представить одну вещь без другой, чтобы быть уверенным, что одно отличается или отличается от другого », это Можно считать, что разум и тело различны и, следовательно, существует по крайней мере две субстанции: та, которая составляет дух, и та, что составляет тело. Для Декарта субстанция — это то, что может существовать само по себе и само по себе, и для существования не нуждается ни в чем другом. Ум — нематериальная и неделимая субстанция, а тело — материальная и безгранично делимая субстанция. Следовательно, оба возможны по отдельности.

Конкретная проблема взаимодействия

Таким образом, возникает проблема взаимодействия между разумом и телом. Декарт утверждает, что существует не только дуализм субстанций , но также и то, что разум может воздействовать на тело. В частности, он утверждает, что ментальные состояния имеют причинную эффективность по сравнению с физическими состояниями. Это интеракционистский тезис: ментальные состояния вызывают физические состояния и наоборот. Однако это взаимодействие создает проблему: как в действительности ментальные сущности, задуманные как нематериальные, не распространенные в пространстве, могут иметь наименьшую возможность воздействия на физические сущности? Именно эта проблема будет существовать и возникать в рамках философии духа .

Ответ, данный самим Декартом, казался неудовлетворительным: разум и тело вместе составляют самостоятельную субстанцию, а шишковидная железа — это место, где точка соприкосновения психических состояний и психических состояний находится в мозгу, физических состояниях.

Переформулировки картезианского дуализма

Среди современных защитников некоего картезианского дуализма, переформулированного ими, мы должны считать венского эволюционного эпистемолога Карла Поппера и теистического философа Ричарда Суинберна .

Карл Поппер написал в своей автобиографии в 1974 году: «Я думаю, что всегда был картезианским дуалистом, хотя всегда сожалел о том, что говорил о« субстанциях »; и если не дуалистический, то определенно более склонный к плюрализму, чем к монизму » . Поппер утверждает, что «ментальные состояния» являются продуктом эволюции жизни и должны быть связаны с биологией, а не с физикой , в которой он выступает против физикализма . Он считает, что состояния сознания «тесно связаны с состояниями тела», и их специфику невозможно отрицать.

Методологический дуализм

Методология понимается как один из аспектов, рассматриваемых эпистемологией. То есть эпистемологический дуализм соответствует его методологии, которая является качественной и в равной степени дуалистической. Тем не менее, последний фокусируется на линии, которые служат в качестве руководства в исследовании.

В социальных науках существуют дисциплины, которым удалось ограничить свою методологию монистическим течением, но те, кто предпочитает дуализм, утверждают, что социальные явления могут рассматриваться только с учетом фактора контекста..

Метод исследования, который реализует дуалистическую методологию, применяется к социальным явлениям. При этом будет дано приближение к ним через описание, которое зависит от конкретной интерпретации и казуистики..

Когда человеческий фактор задействован как переменная, невозможно рассматривать явление как объективную ситуацию, а скорее оно зависит от обстоятельств и окружающей среды. Эта ситуация оставляет монистический подход без необходимых инструментов для изучения этого явления..

Некоторыми инструментами, которые использует методологический дуализм, являются интервью, наблюдение за участниками, фокус-группы или вопросники..

Однако, даже если условия одинаковы, если два человека работают параллельно над исследованием социального явления, их результаты могут отличаться..

Принцип дуальности

Мироздание исполнено двойственности, являющейся сутью его осознанного существования. Все зиждется на взаимодействии диаметрально противоположных факторов, категорий, конструктов. Не существует такого явления во Вселенной, которое не имело бы своего антагониста. Во всем есть две полярные точки (полюсы) – положительная и негативная. Такие двойственности именуются в эзотерике бинерами.

Дуальность человека либо его природы – это дихотомия (двойственность), ментальная конструкция, базирующаяся на двух противоположностях (полюсах, бинерах, полярностях). При этом, эта конструкция являет собой порождение сознание (вымысел), обеспечивая возможность существования мироздания.

Таким образом, дуальность представляет собой способ мировосприятия, базирующийся на выделении человеческим разумом противоположностей (дуальных пар).

Все такие дуальности, их взаимосвязи, законы функционирования формируют дуальную модель (матрицу) восприятия.

Всё существующее в человеческом подсознании удерживается там лишь благодаря наличию дуальностей, являющимся базисом, на котором зиждется людской опыт.

Актуальной дуальностью именуется бинер, который тревожит человека либо его интересует. Как правило, люди не замечают дуальности, поскольку их интересует лишь одна полярность бинера. Например, индивид стремится стать богатым, следовательно, для него важна (актуален) полюс «быть богатым». Это он понимает, не замечая при этом противоположный аспект дуальности (который он формирует неосознанно) – «быть бедным» либо «быть небогатым». Ведь, чтобы перемещаться в направлении богатства, необходим противоположный аспект, от которого нужно отталкиваться. Он формируется автоматически. Отсюда, чем сильнее индивид стремиться к богатству, тем дальше он становится от намеченной цели. Проще говоря, индивид подсознательно делает себя бедным. Иначе двигаться к противоположной полярности он не смог бы. Напряжённость (негатив, накал) между дуальностями нарастает, что провоцирует усиление влияния противоположного полюса на сознание. Вследствие чего угнетается здравый смысл, нанося «ущерб» самому индивиду. Именно на данном принципе построены различные мошеннические организации-секты. Таким образом, описанный пример продемонстрировал актуальность дуальности «быть богатым – быть небогатым». Невозможно нивелировать лишь один полюс, избрав противоположный, поскольку они уравновешивают друг друга.

Всё в человеческом мироздании существует относительно, например, дуальность добра и зла. Люди ещё на этапе детскости усвоили, что добро является хорошей категорией, а зло, соответственно – плохой. Однако в действительности согласно принципу дуальности, добро-зло являются равнозначными противоположными категориями, которые описывают аналогичные идеалы и для господ, и для их рабов.

Квантовая революция

Основоположник современной атомной физики, Нильс Бор, пытался разрешить экзистенциальную дилемму квантовой механики. Он изобрел принцип дополнительности, согласно которому в некоторых экспериментах квантовые объекты будут локализованы и действовать как частицы, а в других различных экспериментах точно такой же квантовый объект будет распространяться и действовать как волна.

Ведущий автор исследования Сяофэн Цянь и его коллеги пришли к выводу, что каждая из особенностей квантовой странности — запутанность и двойственность — точно контролирует другую.

Совсем недавно запутанность стала важным элементом в продолжающемся развитии квантовых вычислений и квантовой информатики.

Новое открытие вытекает из открытия о двойственности, сделанного Уильямом Вуттерсом и Войцеком Зуреком, двумя аспирантами-физиками Техасского университета в Остине, когда они размышляли о знаменитом эксперименте по оптике, проведенном Томасом Юнгом. В 1979 году Вуттерс и Зурек предсказали, что в одном и том же эксперименте можно измерить как волнообразное рассеяние, так и частичную локализацию света, но сумма измеренных величин не может быть больше.

Это исследование мало назвать революционным – результатом является первое полное описание взаимодополняемости – недостающей части головоломки квантовой запутанности. Описывая способ учета запутанности, наряду с наличием волн и частиц, работа исследователей из Рочестера означает, что каждый эксперимент Юнга, связанный с двойственностью, даст измеренную сумму с точным значением, которая удовлетворяет условиям, изложенным Бором более девяти десятилетий назад.

Корпускулярно-волновой дуализм

Итак, свет может в любой момент времени вести себя как частица или волна, однако демонстрировать одно из двух состояний одновременно он не может. Если эксперимент требовал от него свойств волны, то свет вел себя как волна – и то же самое для частицы. Позже этот принцип стал известен как корпускулярно-волновой дуализм.

Эту по-настоящему странную картину в итоге удалось завершить французскому физику Луи де Бройлю в 1924 году. Если свет, который рассматривается как волна, может вести себя как поток частиц, то, возможно, частицы, например электроны, могут вести так, как если бы они были волнами.

Древние греки считали, что свет является формой огня, предполагая, что он направлялся из глаз к объектам, которые человек мог видеть.

По сути, концепция де Бройля иллюстрировала, насколько квантовая физика подрывала старые предположения, ведь составляющими веществами материи были электроны, или вещества, а фотоны образовывали невидимый свет. И тем не менее, при некоторых обстоятельствах они вели себя как волны, а при других – как частицы. Как только квантовый мир ворвался в мир классической физики, прежние различия стали менее определенными.

Между тем, идея о том, что электроны могут проявлять волновые свойства, отлично вписывалась в модель атома Нобелевского лауреата Нильса Бора. В ней электрон мог занимать только определенные орбитали вокруг ядра и прыгать между орбиталями в квантовых скачках при потере или получении энергии в виде фотона. Напомню, что структура волны электрона, окружающая ядро атома, также известна под названием «орбиталь».

Примечания и ссылки

  1. ↑ и П. Кунцманн, Ф.-П. Буркард и Ф. Видман, Атлас философии (1991), Париж, Librairie Générale Française, 2010, стр. 23.
  2. Марсель Гране , Китайская мысль (1934), Париж, Альбин Мишель, 1968, стр.  104 .
  3. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 19.
  4. Л. Рену и Дж. Филлиозат, Классическая Индия , т. II, Париж, Французская школа Дальнего Востока, 1953, с.  35 .
  5. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 27.
  6. J. Ries, Религия Заратустры и маздаизм от истоков до прихода Ахеменидов , Лувен-ла-Нев, Центр истории религий, 1983, с.  66 .
  7. Г. Виденгрен Месопотамские элементы в манихействе (Король и Спаситель II): Исследования по манихейской, мандеской и сирийско-гностической религии , Lundequistska bokhandeln, 1946.
  8. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 31.
  9. ↑ и С. Петреман, «Дуализм», Universalis, Энциклопедия — Философский словарь , французское издание Kindle, Locations 17130-17444, 2015.
  10. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 39.
  11. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 43.
  12. ↑ и Кунцманн, Буркард и Видманн (1991) 2010, стр. 49.
  13. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 67.
  14. К. Бурио, Чтения Канта — Проблема дуализма , Париж, PUF, 2000.
  15. Кант Э. Критика чистого разума (1781), изд. Плеяда философских работ , т. I, стр.  1013 .
  16. Кант Э. Критика практического разума (1788), изд. Плеяда философских работ , т. II, стр.  696 .
  17. Примечание: Платон предполагает одновременно две Души мира, одну хорошую, а другую плохую, Законы , X, 896- й .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector