Девиантное поведение: причины, виды, формы

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом

Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена. Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников

Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога  и врачей других специальностей.

[править] Источники

  1. Eternals #5 (2006)
  2. Eternals vol. 2 #2
  3. X-Force #83
  4. Eternals #3
  5. Avengers #247
  6. Eternals #1
  7. Eternals: The Herod Factor
  8. Quasar #12
  9. New Mutants Annual #5
  10. Avengers #371
  11. Eternals: The Herod Factor (1991)
  12. Thor #286 (август 1979)
  13. Avengers (vol. 3) #42 (июнь 2001)
  14. Avengers #370 (январь 1994)
  15. Thor #284 (июнь 1979)
  16. Quasar #50
  17. Eternals vol. 2 #10
  18. X-Force #86
  19. Eternals vol. 2 #12
  20. Eternals Vol. 3 #1 (2006)
  21. Eternals vol. 2 #2
  22. Eternals vol. 2 #2 (1985)
  23. Eternals: Herod Factor
  24. Heroes for Hire #6
  25. Quasar #7
  26. Eternals vol. 2 #1
  27. Eternals Vol. 3 #7 (2007)
  28. Eternals vol. 2 #6
  29. Eternals vol. 2 #5
  30. Eternals #8
  31. X-Force #94
  32. Eternals vol. 3 #1 (2006)
  33. X-Force #84
  34. Marvel Team-Up Annual vol. 1 #5
  35. X-Force #96
  36. Eternals #3
  37. X-Force #66
  38. Eternals Vol. 3, #5 (2006)
  39. Cable (vol.2) #96
  40. Eternals Annual #1
  41. Avengers #370
  42. Thor #290
  43. Eternals Annual #1 (1977)
  44. X-Force #97
  45. Eternals vol. 2 #4
  46. Avengers Annual #20
  47. West Coast Avengers Annual #6
  48. Eternals (vol. 2) #1
  49. Джек Кирби, Eternals #16
  50. Fantastic Four #1 (ноябрь 1961)
  51. Gigantus (Journey into Mystery). Marvunapp.com. Проверено 16 октября 2010.
  52. Journey Into Mystery #63 (December, 1960)
  53. Avengers vol. 3 #44
  54. Tales to Astonish #12
  55. Strange Tales #73 (February 1960)
  56. Eternals 8
  57. Tales To Astonish #24 (October, 1961)
  58. Fantastic Four Unlimited #4 (December, 1993)
  59. Thor #286
  60. Avengers #17
  61. Molten Man-Thing (Marvel Monster, Fantastic Four foe). Marvunapp.com. Проверено 16 октября 2010.
  62. Tales Of Suspense #7 (January, 1960)
  63. Wolverine (vol.2) #17 (November, 1989)
  64. Thor Annual #7
  65. Thunderstrike #6 (March, 1994)
  66. Blackwulf #2
  67. Blackwulf #2 (июль 1994)
  68. Thunderstrike #7
  69. Blackwulf #1 (June, 1994)
  70. Blackwulf #10
  71. Thunderstrike #4 (January, 1994)
  72. Avengers #371 (February, 1994)

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта «отклонения» самого общества. В компьютерной игре «Detroit: Become Human» девиантами называют андроидов, поступающих вразрез с установленными инструкциями, принимающих собственные независимые решения.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Виды девиации

Классификаций девиантного поведения сегодня существует множество. Согласно систематизации девиаций Клейберга выделяется три группы отклоняющегося поведения: — социально нейтральная (попрошайничество), позитивная (самопожертвование) и негативная девиация (наркомания).

Положительная девиация является формой отклоняющегося поведения и большинством воспринимается как нестандартное, странное поведение, но одновременно с этим у социума не вызывает неодобрения или порицания.

Негативная девиация однозначно вызывает непринятие и осуждение у большинства людей.

Е. Змановская обобщила различные типологии поведенческих отклонений, вследствие чего определила в качестве основных критериев для классификации тип нарушаемой нормы и отрицательные последствия девиации. Она выделила три группы антиобщественного поведения:

— антисоциальное поведение, то есть поступки несоответствующие правовым нормам, угрожающее благополучию граждан и социальному порядку;

— асоциальное поведение, заключающееся в уклонении от выполнения морально-этических норм и нравственных устоев, что угрожает благополучию межличностных взаимоотношений;

— аутодеструктивное поведение, проявляющееся в суицидальных попытках, фанатических, аутическое, виктимных, рискованных действиях. К этому виду также относятся различные зависимости.

Надежда Майсак разработала матрицу социальных девиаций, которая дифференцирует множество форм девиаций внутри двух измерений, которые друг с другом пересекаются. Отклоняющееся поведение можно подразделить по характеру проявления и направленности, а также по степени общественного одобрения.

По характеру проявления и направленности девиации детей и взрослых бывают:

— конструктивными – различные виды творческого самовыражения;

— аутодеструктивными, которые в свой черед бывают аддиктивными (различные зависимости) и суицидальными;

— внешнедеструктивными, которые также могут быть противоправными и коммуникативными.

По степени социального одобрения девиации бывают:

— социально одобряемыми и просоциальными (то есть адаптированными к устоям определенной группы людей);

— социально нейтральными (то есть, поступки индивидов не представляют опасности для общества либо их нельзя оценить, так как критерии неоднозначны);

— социально не одобряемыми, а именно асоциальные действия, то есть поступки, отклоняющиеся от моральных устоев и нравственных норм, антисоциальное поведение, то есть действия, отклоняющиеся от норм законодательства.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Подростки

Несмотря на все упомянутые причины возникновения девиации, ее часто можно наблюдать у детей-подростков, которые воспитываются во вполне благополучных семьях. Стоит отметить, что семья — не единственный фактор, влияющий на социализацию индивида. Ребенок вполне может примкнуть к плохой компании или присоединиться к какой-то субкультуре. В такой ситуации сталкиваются новые нормы и навязанные родителями ценности. Детям кажется, что все, что говорят родители, неправильно, из-за этого возникают конфликты. У подростков девиация, к примеру, может проявляться в виде вандализма или разрисовывания стен.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Лицемерные конфликты и проявление несвойственных черт характера относится к симптомам девиантного поведения

Возможные типы

Коллективная девиация

К основным вариантам девиаций относят:

  • индивидуальные формы — нарушение требований общественных норм, прав и морали одним индивидом, несущие за собой соответствующие последствия;
  • коллективные — неправильная деятельность определенной социальной группы, субкультуры, конфронтация с общепринятыми нормами.

Мертоном было выделено четыре варианта девиации.

  1. Инновация — пути достижения целей методами непринятыми в обществе, а именно шантажом, проституцией, финансовой пирамидой.
  2. Бунт — отрицание целей и способов, направленных на их достижения. Возникновение желания заменить их чем-то новым.
  3. Ритуализм — негативное отношение к целям общества. Например, ситуация со скрупулезными людьми, которые многократно проверяют проделанную работу, но не помнят о конечной цели.
  4. Ретретизм — нежелание достигать цели, бегство от них. Например, ситуация с алкоголиками, токсикоманами или наркоманами.

Выделяют разновидности девиантного поведения:

  • преступность — является самым опасным отклонением, отходящим от социальных норм;
  • алкоголизм (все чаще подвержена молодежь);
  • самоубийство — уровень возрастает в период социальных и экономических кризисов, нередко является последствием ассоциального поведения.

Типы девиантности в виде насилия:

  • мазохизм — являет собой половое извращение, направленное на самого человека, который получает удовлетворение путем ощущения боли (другой формой этого состояния является причинение себе страданий и самобичевание);
  • садизм — боль наносится другому человеку с целью получения сексуального удовлетворения;
  • самоубийство — крайняя степень насилия в отношении самого себя.

Типы, включающие в себя употребление психоактивных веществ:

  • алкоголизм – приводит к возникновению психических и физических процессов, которые являются необратимыми;
  • наркомания — болезненное влечение к употреблению запрещенных веществ, развиваются тяжелые нарушения психических и физических функций;
  • токсикомания – состояние, вызывающее необходимость в токсических веществах, химических средствах, транквилизаторах.

Виды девиации

Психологи и социальные педагоги в своей работе сталкиваются со следующими видами аномального поведения:

  • делинквентное поведение, преступные действия;
  • экстремизм;
  • терроризм;
  • вредные привычки;
  • проституция;
  • яркий макияж, экстравагантный стиль в одежде;
  • аномальное реагирование ребенка на привычные ситуации;
  • различные формы аддикции, пристрастие к азартным играм;
  • вандализм;
  • жестокое обращение с животными;
  • крайняя форма эгоцентризма;
  • замкнутость, стремление свести к минимуму социальные контакты, отшельничество, аутизм;
  • излишняя общительность;
  • сквернословие;
  • игнорирование ребенком требований взрослых;
  • слабое развитие навыков самоконтроля у личности;
  • перепады настроения без видимой на то причины, которые приводят к постоянному внутреннему напряжению и сбоям в работе нервной системы;
  • немотиивированная агрессия и самоповреждающее поведение;
  • склонность решать проблемы кулаками;
  • тревожность, фобии, панические атаки;
  • суицидальные попытки;
  • патологические процессы в психике;
  • поведенческие отклонения, обусловленные ошибками семейного воспитания.

К позитивным девиациям относятся:

  • гениальность или одаренность личности в той или иной сфере науки или искусства;
  • высокий уровень развития патриотизма, совершение геройских поступков во благо других людей и человечества в целом;
  • способность жертвовать собой и своими интересами во имя общего дела или интересов другого человека;
  • альтруистическая направленность личности, обостренное чувство жалости;
  • ярко выраженное трудолюбие и обостренное чувство долга;
  • наличие у человека тех или иных уникальных способностей.

В отличие от негативных, позитивные виды девиаций не вызывают осуждения со стороны общества.

https://youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе

Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Социальные причины

Общественные процессы

К общественным процессам относятся политика, средства массовой информации или традиции. Средства массовой информации оказывают непосредственное влиянии на поведение человека. По телевидению то и дело транслируют образцы насилия. Это ведет к усилению агрессивности, повышению порога чувствительности зрителей к насилию, формированию неадекватных взглядов на социальную реальность. Сейчас речь идет про телевидение, так как оно, по сравнению с остальными видами СМИ, оказывает большее влияние из-за своей интерактивности.

Традиция — это передача из поколения в поколения определенных норм и правил поведения. Традиции существуют в любой культуре и субкультуре, в том числе и в криминальной. Они транслируются новым поколениям правонарушителей возможные и желаемые формы поведения со стороны антиобщественного образа жизни.

Характеристика групп

Влияние на формирование девиантного поведения оказывают группы, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность. Человек существует в группе, и конформности выступает одной из возможностей взаимодействия индивида и группы. Конформность — подчинение группе, даже когда индивид имеет мнение отличное от данной группы. С одной стороны, взрослые стремятся противостоять непослушанию, и именно конформность считается позитивным эталоном поведения. С другой стороны, принятие мнения группы, приводит неустойчивого человека к совершению преступления.

Поведение индивида, в частности подростка, определяется реакциями эмансипации и имитации. Реакция эмансипации заключается в желании ребенка скорее стать взрослым, высвободиться из-под опеки родителей. Но при этом он отвергает все ценности взрослых и даже старается делать все наоборот, выражая тем самым некий протест. Ребенок пытается показать себя взрослым и начинает копировать поведение людей, которые являются для него авторитетом. Здесь проявляется реакция имитации. Но от простого подражания недалеко и до слепого подчинения. Подростки очень впечатлительны, и завлечь их в какую-либо группу проще простого. И они под влиянием старших или влиятельных людей начинают совершать поступки, выходящие за рамки нормы.

Микросоциальная среда

Изучая причины преступного поведения, следует уделить внимание семье. Она является первым институтом социализации, с которым встречается ребенок

Тут человек усваивает нормы, правила и ценности, учится функционировать, выполнять свои определенные роли. За отсутствием другого примера ребенок начинает подражать родителям и все за ними повторять. На ребенка оказывают влияние любые процессы, происходящие в семье, стиль воспитания, тип семьи, отношения между другими членами. Влияние оказывают не только отношения в семье, но и социальное положение, род занятий, материальное состояние, уровень образования, ценностные ориентации. Воспитание играет большую роль в становлении человека, от него зависит практически все

Семья должна обеспечивать чувство безопасности, которое так важно, создавать атмосферу для комфортного существования. В семье должна чувствоваться любовь и доброта

Родители должны регулировать поведение ребенка, поощряя или наказывая за то или иное действие.

Девиантное поведение появляется вследствие микросоциальных факторов:

  • Потребность детей в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;
  • Физическое или психологическое насилие или культ силы в семье;
  • Отсутствие отца или его недостаточное влияние;
  • Острая травма: развод родителей, смерть;
  • Недостаточный или чрезмерный контроль родителей;
  • Слишком привязанное отношение к ребенку;
  • Разногласия родителей по поводу воспитания ребенка;
  • Смена родителей;
  • Постоянные конфликты между родителями, насилие.

Поначалу ребенок начинает испытывать боль. Если ее не понять на начальных этапах и не устранить, то она может перерасти в разочарование и злость

Следующий этап это появление агрессии, которая позволяет привлечь внимание родителей. Ребенок понимает, что этот метод является очень действенным и начинает его использовать в своих целях и целях управления окружающими

А затем агрессивное поведение получает систематический характер и становится обычной формой поведения.

Американский психолог Тессер в своей теоретической работе пишет, что наследственные аттитюды — всегда более сильные и при этом более доступные, по сравнению с приобретенными. Л. Ивес и соавторы установили (по опросам респондентов), что наиболее наследуемым аттитюдом является аттитюд преступности. Наследуемость может быть связана с агрессией или другими характеристиками, которые является врожденными и влияют на поведение.

Коррекция девиантности

Корректировка девиантного поведения может включать в себя общение с психологом или психотерапевтом

  1. Воспитательная функция. Акцентирование на положительные черты, которые имелись у индивида до развития девиации.
  2. Стимулирующая. Убеждение человека в том, что необходимо заниматься положительной деятельностью.
  3. Компенсаторная. Формирует стремление борьбы с недостатками, желание добиться успехов и целей, которые являются наиболее успешными для конкретного индивида. Таким способом человек может самоутвердиться.

Борьба с девиантностью рассматривает две основные группы методов воздействия: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы в себя включают:

  • общественное влияние, а именно коррекция страхов, активно волевых дефектов, культура здорового смеха, самокоррекция, игнорирование, коррекция навязчивых действий и мыслей;
  • коррекция нервного характера, недостатков в поведении ребенка;
  • коррекция посредством труда;
  • рациональная организация коллектива детей.

Методы психотерапии:

  • психоанализ;
  • внушение и самовнушение;
  • метод убеждения;
  • гипноз.

Как видите, методы девиантного поведения включают в себя два основных подхода. В некоторых случаях достаточно педагогического влияния, в других — консультации с психотерапевтом.

Коррекция позволяет избавить человека от негативных черт, скорректировать его ценностные установки и мотивацию.

Теперь Вам известны нормы девиантного поведения, а также его виды. На сегодняшний день, все больше людей подвержены развитию определенных девиаций. Однако, нужно учитывать и то, что нормы и правила в обществе постоянно регулируются, изменяются, поэтому то, что сейчас кажется девиантным поведением, со временем может стать нормальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector