Девианты

Формы девиантного поведения

Типология девиантного поведения разработана известным американским социологом Робертом Мертоном. Он предложил классификацию, которая основывается на противоречиях между целями и всеми возможными методами их достижения. Каждый индивидуум сам решает, какие средства выбрать для получения провозглашённых обществом целей (успеха, славы, богатства). Правда, не все средства являются дозволительными или приемлемыми. Если существует некая несогласованность в стремлениях индивида и выбранных им методах добиться желаемого результата, такое поведение является девиантным. Однако само общество ставит людей в такие обстоятельства, когда не все могут честно и быстро разбогатеть.

Типы девиации:

  • инновация — соглашение с целями общества, но использование запрещённых, но действенных методов их достижения (шантажисты, преступники, учёные);
  • ритуализм — отбрасывание целей из-за невозможности их достижения и использование средств, не выходящих за рамки дозволенного (политики, бюрократы);
  • ретреатизм — бегство от реальности, отказ от социально одобренных целей и отречение от законных методов (бомжи, алкоголики);
  • бунт — отказ от принятых социумом целей и способов их достижения, замена устоявшихся правил на новые (революционеры).

По мнению Мертона, единственным видом недевиантного поведения считается конформное. Индивидуум соглашается с целями, установленными в социальной среде, выбирает правильные методы их достижения. Девиация не подразумевает исключительно негативное отношение индивида к принятым в социуме правилам поведения. Преступник и карьерист стремятся к одинаковой и одобряемой обществом заветной цели — к материальному благополучию. Правда, каждый выбирает свой способ его достижения.

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение является относительным, поскольку соизмеряется лишь с культурными нормами определенной группы людей. Например, преступники считают, что нормальный вид заработка – это вымогательство, однако основная часть населения считает подобное поведение девиантным. Это касаемо также некоторых видов социального поведения: в одном обществе они считаются девиантными, в другом – нет. К формам девиантного поведения, как правило, относятся алкоголизм, наркотическая зависимость, уголовная преступность, проституция, азартные игры, психические расстройства, самоубийства.

Одной из признанных современными социологами стала типология девиантного поведения, которая разработана Р.Мертоном, основывавшимся на представлениях о девиации как результате аномии, т.е. разрушении базовых элементов культуры, прежде всего с точки зрения этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основана на представлении о девиации как о разрыве между культурными целями и одобряемыми социумом способами их достижения. Исходя из этого Мертоном выделяются 4 типа девиации:

  • инновация, которой предполагается согласие с целями общества, но в тоже время отрицание принятых в обществе способов их достижения (к этой категории можно отнести создателей «финансовых пирамид», великих ученых, шантажистов, проституток);
  • ритуализм, который связан с отрицанием целей самого общества и преувеличением до абсурда значения способов их достижения (к этой категории людей можно отнести бюрократа, требующего, чтобы каждый документ тщательно заполняли, не единожды проверяли, подшивали в нескольких экземплярах, но при этом забыто главное — цель);
  • ретретизм (иначе говоря, бегство от действительности), выражаемое в отказе от социально одобренных целей и способов их достижения (к этой категории относят алкоголиков, наркоманов, бомжей и др.);
  • бунт, который отрицает цели и способы, но при этом стремится заменить их на новые (сюда можно отнести революционеров, стремящихся сломать на корню все общественные отношения).

Единственный тип недевиантного поведения, по мнению Мертона, – конформное поведение, которое выражается в согласии с целями и средствами их достижения

В своей типологии Мертон акцентирует внимание на том, что девиация – не продукт абсолютно негативного отношения к принятым в обществе нормам и стандартам. К примеру, вором не отвергается социально одобряемая цель — материальное благополучие, он возможно и стремится к ней с тем же рвением, что и молодой человек, который озабочен служебной карьерой. Но при этом вор — это девиант

Но при этом вор — это девиант.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция – равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Тромбоцитопения при онкологических заболеваниях

Тромбоцитопения — распространенная проблема у онкологических больных. Чаще всего ее причиной становится химиотерапия. Вероятность развития тромбоцитопении зависит от типа химиопрепаратов, она наиболее высока при применении гемцитабина и препаратов платины (цисплатин, карбоплатин, оксалиплатин и др.).

Механизмы развития тромбоцитопении различаются у разных химиопрепаратов:

  • Алкилирующие агенты (к которым также относят препараты платины) оказывают влияние на стволовые клетки, дающие начало не только тромбоцитам, но и эритроцитам, лейкоцитам.
  • Циклофосфамид влияет на более поздние клетки-предшественники мегакариоцитов — гигантски клеток с большим ядром, от которых отшнуровываются тромбоциты.
  • Бортезомиб нарушает отшнуровывание тромбоцитов от мегакариоцитов.
  • Некоторые лекарственные препараты способствуют апоптозу (гибели) тромбоцитов.

Лучевая терапия также способна приводить к миелосупрессии — подавлению функции красного костного мозга и снижению уровня разных видов кровяных телец, в том числе тромбоцитов. Риск данного осложнения высок при облучении области таза.

При химиолучевой терапии — когда одновременно применяется лучевая терапия и химиотерапия — риск тромбоцитопении еще более высок.
Некоторые виды онкологических заболеваний могут сами стать причиной тромбоцитопении. Например, при лимфоме и лейкемии опухолевые клетки поражают красный костный мозг и вытесняют его нормальную ткань. Редкие причины — поражение костей при раке простаты и молочной железы, злокачественные опухоли селезенки.

Когда у онкологического пациента снижается количество тромбоцитов в крови и повышается кровоточивость, врач должен учесть все возможные причины, в том числе вышеперечисленные в этой статье патологии, не связанные с онкологическим заболеванием, лучевой терапией и химиотерапией.

Как тромбоцитопения мешает лечению онкологических больных?

При снижении уровня тромбоцитов ухудшается состояние пациента и возникают некоторые сложности с лечением:
При снижении менее 100*109 на литр приходится с осторожностью проводить химиотерапию и лучевую терапию, так как тромбоцитопения может стать более серьезной, усиливается риск кровотечений.
При снижении менее 50*109 на литр повышается риск серьезного кровотечения во время хирургического вмешательства.
При снижении менее 10*109 на литр сильно повышается риск спонтанных кровотечений.

Как лечить тромбоцитопению у онкологических больных?

Стандартные методы борьбы с тромбоцитопенией при онкологических заболеваниях:

  • Изменение программы терапии. Врач может изменить дозы препаратов, заменить их на другие, увеличить продолжительность перерывов между циклами химиотерапии, назначить вместо комбинации препаратов только один препарат.
  • Переливание тромбоцитарной массы показано при снижении уровня тромбоцитов менее чем до 20*109/л, а если есть угроза сильного кровотечения, или пациенту предстоит курс химиотерапии — до 30*109/л и ниже.

Переливание тромбоцитарной массы приравнивается к хирургическому вмешательству. До, во время и после процедуры больного должен осмотреть врач-гемотрансфузиолог. В ходе переливания состояние пациента контролирует медицинская сестра. Тромбоцитарную массу вводят через одноразовую стерильную систему, либо через центральный венозный катетер или инфузионную порт-систему. Обычно переливают 1–2 дозы тромбоцитарной массы по 50–60 мл в течение 0,5–1 часа.

  • Пользуйтесь электрической бритвой, а не станком.
  • Избегайте любых видов деятельности, во время которых вы можете получить травму.
  • Используйте зубную щетку с мягкой щетиной.
  • Если слизистая оболочка вашего рта кровоточит, прополощите рот несколько раз холодной водой.
  • Нельзя сильно кашлять и сморкаться.
  • Когда вы лежите, ваша голова должна находиться не ниже уровня сердца.
  • Не используйте клизмы и ректальные свечи. Если вас беспокоят запоры, то перед применением слабительных нужно обязательно проконсультироваться с врачом.
  • Нельзя принимать аспирин, ибупрофен, напроксен, препараты, снижающие свертываемость крови.
  • Если началось носовое кровотечение, нужно сесть, наклонить голову вперед, поместить на нос кусочек льда или что-то холодное и зажать ноздри на 5 минут.

Запись на консультацию круглосуточно

+7 (495) 151-14-53+7 (861) 238-70-54+7 (812) 604-77-928 800 100 14 98

Список литературы:

  1. Managing Thrombocytopenia Associated With Cancer Chemotherapy  
  2. Low platelet count  
  3. Low Platelet Count or Thrombocytopenia  

Стадии развития

Психиатры уверены, что данное расстройство, подобно другим психическим синдромам, проходит несколько стадий развития, для которых характерно нарастание тяги к бродяжничеству.

Первый приступ чаще всего возникает после сильного нервного потрясения или стресса, когда пациент спонтанно чувствует желание сбежать от всех близких и знакомых. Такой человек осуществляет желаемое, но очень быстро приходит в себя и возвращается к привычной жизни. Этот кратковременный побег должен стать первым звоночком для близких людей, чтобы обратиться к высококвалифицированному психологу.

На втором этапе склонный к дромомани человек, уходит на несколько дней при появлении первых неприятностей в семье или на работе. Такие побеги становятся частым явлением и очень сильно настораживают близких людей. Стоит отметить, что дромоманы не осознают, что их действия могут еще больше усугубить положение дел и привести к затяжной депрессии.

Третий этап развития болезни – это уже клиническая стадия, когда пациент не отдает себе отчет в том, что он совершает. Во время приступа он практически не контролирует свои действия и руководствуется лишь всепоглощающим желанием убежать.

Интересно, что дромоманией страдал известный русский писатель М. Горький, который будучи еще ребенком потерял своих родителей. Известно, что его мама и бабушка также были любителями вагабондажа. Именно по этой причине, наверное, в эго произведениях так точно описана жизнь бродяг, страдающих психическими расстройствами.

В словаре Словарь иностранных слов

{дэ}, и, ж.

1. физ. Отклонение магнитной стрелки компаса от линии магнитного меридиана вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел.

2. биол. Разновидность филэмбриогенеза: эволюционные преобразования органов у животных, про-исходящие на средних стадиях формирования этих органов. | Д. приводит к отклонению в строении органов у взрослого организма.||Ср. АНАБОЛИЯ, АРХАЛЛАКСИС» title=’АРХАЛЛАКСИС, АРХАЛЛАКСИС это, что такое АРХАЛЛАКСИС, АРХАЛЛАКСИС толкование’>АРХАЛЛАКСИС.

3. ав., мор. Отклонение самолета или корабля от заданного курса под влиянием каких-нибудь внешних причин.

4. В сочетании: д е в и а ц и я ч а с т о т ы (рад.) — отклонение от среднего значения частоты электри-ческих колебаний при частотной модуляции.

Поделиться значением слова:

Причины девиации

Больше ста лет назад были распространены психологические и биологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложил френологическую теорию девиации, стараясь выявить прямую связь меж преступным поведением человека и его биологическими свойствами. По его мнению, «криминальный тип» есть итог деградации в ранних стадиях человеческой эволюции. Последователь Ломброзо американский врач и психолог У.Х. Шелдон в 1940 г

подчеркивал важность строения тела. В его типологии – эндоморф (человек умеренной полноты с несколько округлым, мягким телом) общителен, умеет ладить с людьми; мезоморф (чье тело отличается стройностью и силой) проявляет склонность к беспокойству, он не слишком чувствителен и активен: эктоморф отличается хрупкостью и тонкостью тела, склонен к самоанализу, наделяется нервозностью и увеличенной чувствительностью

На основании проведенных исследований Шелдон делает вывод, что мезоморфы наиболее склонны к девиации.

Психологическую теорию девиации развил 3. Фрейд. Он поясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «дегенеративностью», «умственными дефектами», «психопатией» и «слабоумием», как бы запрограммированностью отклонений.

Основания социологической теории девиации положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, главной причиной девиации является аномия – состояние дезорганизации общества, когда нормы, ценности, социальные связи отсутствуют, противоречат друг другу или ослабевают. Все это дезорганизует людей, нарушает стабильность общества, и в итоге появляются различные типы девиаций.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Основной причиной девиации он считал разрыв меж социально одобряемыми средствами достижения и культурными целями общества. На основе дилеммы «цель — средства» Р. Мертон выделил пять видов поведения, четыре из которых относят к девиации (Приложение, схема 18):

  • конформность – вид поведения, который предполагает соответствие средствам осуществления и принятым в обществе целям;
  • инновация — индивид разделяет одобряемые социально цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, при этом средства не обязательно должны быть криминальными, они просто в данный момент времени непривычные для этого общества;
  • ритуализм – предусматривает отрицание целей, которые провозглашены обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (к примеру, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм уже никто не верил, но ритуалы, которые связаны с ним, стали чем-то вроде привычек и сохранялись еще в обществе);
  • ретрицизм – отказ от целей и средств, которые приняты обществом как «бегство от действительности», социальный нигилизм (наркоманы, бродяги, алкоголики, которые живут в обществе, но не принадлежат ему);
  • бунт, мятеж – отрицание старых принятых социально средств и целей с одновременной заменой их новыми (радикальные экстремисты, революционеры).

При применении данной типологии нужно помнить, что люди, живя в обществе, не могут никогда быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.

В каждой личности есть в той или иной степени все перечисленные виды, но преобладает какой-то один.

Отметим один интересный феномен проявления отклоняющегося (девиантного) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, при помощи которых люди оправдывают осуществление каких- нибудь запретных желании и действии без открытого вызова имеющимся моральным нормам.

Среди других теорий, которые объясняют происхождение девиаций, возможно выделить:

  • теорию подражания французского социолога Г. Тарда. Люди по его мнению, становятся преступниками, так как с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она является для них референтной группой;
  • теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая идею Г. Тарда, он подчеркнул, что в девиантном поведении индивида многое зависит от его окружения, то есть. от того, кто именно учит его и чему. Поэтому, чем дольше пребывает индивид в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяют под общим названием «теория культурного переноса девиации»;
  • теорию стигматизации (от Греч, stigma – клеймо), или навешивание ярлыков, авторы которой американские социологи Г. Беккер, Э. Лемерт. В согласии с этой теорией девиацию определяют не столько поведение или содержание конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» ярлыка «нарушителя» установленных норм на человека и применением санкций против него.

Таковы главные исследовательские подходы к изучению причин распространения и появления девиантного поведения.

Признаки

  1. Агрессивность. Она проявляется довольно часто, необоснованно и, нередко, неосознанно. Постепенно такой тип поведения входит в привычку, и подросток становится неуправляемым. Понятие агрессивности неразрывно связано со страхом, опасениями за реализацию своих планов. Нападая на сверстников или старшее поколение, человек ставит себя в рамки и последующей защитной реакции, поскольку всем известно – агрессия порождает агрессию. Целей посредством е достичь можно, но этот путь ведет к краху.
  2. Неуправляемость. Стремясь к контролю происходящего вокруг, индивидуум, подверженный девиантности, прекращает следить за своими поступками и действиями. Он теряет способность логически мыслить и рассуждать, его речь может напоминать бессмыслицу, детский лепет. Решения – спонтанные, необдуманные. Человек быстро забывает то, о чем говорил буквально минуту назад. Неуправляемость ведет к возникновению чувства неуверенности и, как следствие, неудовлетворенности собственной жизнью и обществом. Девиант больше не может оглянуться назад и проанализировать собственные поступки и о том, чтобы учесть мнения окружающих в отношении его промахов не может быть и речи.
  3. Перепады настроения. Самое примечательное, что данный процесс девиант не может контролировать. Его эмоции ему не принадлежат. Внезапно нахлынувшая грусть или агрессия, минуты веселья – всему этому человек безропотно предается, даже не думая, что происходит вокруг. В большинстве ситуаций отклоняющееся от нормы поведение вызывает порицание. Именно такое явление еще усугубляет состояние девианта, заставляет его снова и снова проявлять агрессивные чувства.
  4. Скрытность. В этом факторе многие ученые готовы поспорить. Но, если разобраться, утаивание нужной информации приводит к подозрительности окружающих в отношении девианта. Когда он не способен поделиться своими мыслями и чувствами, уходит в себя, замыкается, общество тоже отворачивается от него. Открытые, общительные люди не подвержены странному поведению, совершают стандартные поступки.

Вышеназванные признаки можно встретить довольно часто, как в школьной группе, так и в домашнем поведении подростков и вполне взрослых людей. Разумеется, все проявления агрессии – это девиантность. Перепады настроения больше свойственны неуравновешенным, неуверенным в себе личностям. Скрытность, как черта характера, не всегда играет злую шутку в судьбе индивидуума. В разумных пределах это качество бывает полезным.

Теория девиации

Первым исследователем, который пытался дать ответ на вопрос, что такое девиация, стал Э. Дюркгейм

Пристальное внимание на девиации ученые обратили в 19 веке. В это время появилось множество различных теорий и концепций, объясняющих возникновение деструктивных процессов в поведении

К распространенным теориями девиации относятся:

  1. Биологизаторские теории (теория Ч. Ломборзо, в которой автор определенные черты внешнего облика соотносит с наличием у человека склонности к противоправному поведению; теория У. Шелдона). Авторы этих теорий убеждены, что деструктивное поведение обусловлено генетикой и врожденными особенностями психики. К примеру, считалось, что физически сильные люди с выпирающей вперед челюстью и высоким болевым порогом чаще всего оказываются замешанными в преступной деятельности.
  2. Социологизаторские концепции (теория конфликтов Г. Беккера, концепция стигматизации, функциональная теория Э. Дюркгейма, теория Мертона, теория делинквентных культур П. Миллера, теория подражания Г. Тарда, концепция дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда). Сторонники данного подхода полагают, что аномалии возникают в результате негативного влияния общества на отдельного индивида. Исследователи усматривают причины девиаций в социальном неравенстве. Как правило, девиантное поведение возникает не сразу. Ему предшествуют различные неудачи, стрессы, те или иные происшествия.
  3. Психологические теории (концепция З. Фрейда). Психоаналитик первопричиной девиантного поведения считал внутриличностные конфликты людей, а их внешние проявления расценивал в качестве результата пережитой психотравмы.

В результате многолетнего исследования поведенческого феномена, ученые пришли к выводу, что он возникает под совокупным воздействием нескольких факторов: биологических, психологических и социальных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector