Деструктивные процессы, которые незаметно разрушают компанию

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе

А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить

Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении

Основные теории, объясняющие феномен

Деструктивное поведение характеризуется наличием девиаций, или отклонений, которые подразделяются по следующим критериям: нарушаемая норма, цели и мотивация совершения поступка, полученный результат. С точки зрения Фрейда, самый важный критерий деструктивности – это результат, который может привести к снятию внутреннего напряжения за счет катарсиса, не подразумевающего разрушения.

Известный специалист в области психологии Э. Берн говорит о том, что деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

  • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
  • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

Исследованиями феномена деструктивности также занимался Э. Фромм, он считал, что деструктивный — это прежде всего агрессивный человек. Агрессия может быть доброкачественной, то есть служащей естественным инструментом жизни, или злокачественной, неадаптивной, несущей социальный и биологический вред.

В его теории значение слова «деструктивный» близко к «неконструктивный», оно характеризует индивидов, не имеющих потенциала для самореализации. Фромм говорит о том, что деструктивный человек бежит от свободы, пытаясь с помощью разрушительного начала преодолеть собственную неполноценность, подвергая физическим или моральным воздействиям более талантливых людей.

В психологии деструктивного поведения особое место занимает концепция, разработанная Н. Фарбероу. Он говорит о том, что деструктивная личность не способна критически оценить последствия своих поступков, искаженно и нередко враждебно воспринимает действительность.

Рекомендуем: Мортидо: значение понятия

Самооценка у такого человека нередко сильно завышена, отчего планка собственной значимости мешает правильно выстраивать коммуникации с людьми. Фарбероу смог обосновать не только деструктивную тягу некоторых индивидов к злоупотреблению различными психотропными веществами, но и разработал целую систему предотвращения суицидов, которая до сих пор с успехом используется в США.

Как выйти из деструктивных отношений

Люди попадают в деструктивные отношения вследствие двух причинных факторов: они сливают собственные границы и утрачивают достоинство. Сливание границ заключается в неумении сказать «нет». Люди испытывают дискомфорт в обращении партнёра с ними. Им неудобно остановить сожителя, они надеются, что абьюзер сам поймёт все. Жертвам деструктивных отношений неловко обнародовать, что они желают в действительности. А достоинство они утрачивают, когда позволяют обращаться с собой плохо, унижать себя, обвинять, беспричинно критиковать.

В связи с вышесказанным, выход из деструктивных отношений, прежде всего, подразумевает признание наличия таких взаимоотношений. Если любовные узы не позволяют человеку ощущать себя свободно, дабы проявить себя, быть собой, чувствовать себя полноценной личностью, то необходимо осознать, что отношения разрушающе воздействуют на индивида и выходить из них. Попытки игнорировать сложившую ситуацию, мысли, что всё само рассосётся, приведут лишь к углублению зависимости от тирана и потере себя.

Поэтому, в первый черёд, следует отметить важность воли в деле разрыва токсичной связи. После осознания собственного пребывания в дисфункциональных отношениях, необходимо мобилизовать всю имеющуюся волю и не поддаваться таким соблазнительным, ведущим в никуда, думам оставить всё как есть. Также не стоит верить обещаниям абьюзера, что всё изменится

Конечно, некоторое время он станет вести себя иначе, но потом обращение сделается еще хуже, поскольку он поймет, что жертва полностью подконтрольна ему

Также не стоит верить обещаниям абьюзера, что всё изменится. Конечно, некоторое время он станет вести себя иначе, но потом обращение сделается еще хуже, поскольку он поймет, что жертва полностью подконтрольна ему.

Так, например, для прекрасной половины деструктивные отношения с мужчинами разорвать, прежде всего, следует физически, то есть съехать от супруга. Очень важным на данном этапе является абсолютное прекращение любого взаимодействия с партнёром. Это значит игнорировать звонки, сообщения в соцсетях, смс-ки и иные виды общения. Также не следует пытаться следить за тем, как он проводит время. Помимо того рекомендуется запрятать подальше все совместные фотографии, подарки и иные памятные штучки.

Теперь можно переходить к следующему этапу – пересмотру собственных приоритетов

Если индивид очутился в деструктивных отношениях, следовательно, в его жизни существует зона, недополучившая внимание. Поэтому ему следует направить всё внимание на развитие ресурсов, недополучивших внимания. Например, пойти в спортзал, чтобы сбросить пятёрку лишних килограмм, дабы изменить собственный внешний вид

Ресурсом здесь будет имидж. Можно изучить что-то новое, например, иностранный язык. Тогда знания будут являться ресурсом. Проще говоря, необходимо силы направить на самосовершенствование собственной личности

Например, пойти в спортзал, чтобы сбросить пятёрку лишних килограмм, дабы изменить собственный внешний вид. Ресурсом здесь будет имидж. Можно изучить что-то новое, например, иностранный язык. Тогда знания будут являться ресурсом. Проще говоря, необходимо силы направить на самосовершенствование собственной личности.

Любая даже незначительная победа над собой повышает самооценку соответственно и достоинство.

На последнем этапе следует поблагодарить абьюзера, поскольку благодаря ему человек стал лучше, начал развиваться. Ведь именно домашний тиран невольно указал ему на его самые слабые стороны, вынудил трудиться над улучшением себя и качества своего бытия.

Симптомы деструкции

Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:

  1. Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
  2. Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
  3. Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
  4. Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
  5. Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
  6. Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.

Терроризм и деструктивная деятельность, как возможный «социологический феномен»

Представление, что появление терроризма и деструктивной деятельности объясняется тем, что
«введенные в заблуждение», в основном молодые люди, попавшие под влияние
«радикальных (часто религиозного характера) идеологий», встали на путь
«криминального насилия», чтобы совершать «бессмысленную слепую разрушительную
работу» — (частично) ошибочно. Попытка ответить на вопрос «ui bono» (кому выгодно) по отношению к
террористическим актам, уже может помочь понять и узнать многие факты о
террористических исполнителях и о пропагандистски представляемом ими «Деле»
(«Чуде»). Одно только объективное рассмотрение политического результата и
политической выгоды террористических актов вынуждает принимать в расчет, помимо
исполнителей и целей нападения, «заинтересованных третьих лиц» (понятие фон дер
Хейдте). Исполнители террористических актов и представляемое ими «Дело»
(«Чудо») существуют в среде социально-экономических, национальных, этнических и
идеологических конфликтов. Но это не значит, что эти в широком смысле
социологические факторы среды в 20-21 веке фактически являются «источником»
современного терроризма. Скорее всего, социологические факторы формируют лицо
терроризма, но не являются «причиной». «Терроризм
обусловливается социологическими факторами, но сам не представляет собой
социологического явления», — замечает фон дер Хейдте, который, цитируя Карла
Шмита, утверждает: «Как только это становится возможным», «нерегулярные борцы
всегда приходят на помощь регулярным власть предержащим».

Деструктивное поведение подростков

Проблема самодеструкции подростков является довольно актуальной, поскольку порождает подростковую наркоманию, суицидальные попытки, алкоголизм. Количество детских самоубийств растёт по годам. Случаи юношеской наркомании, алкоголизма давно перестали удивлять кого-либо. При этом описываемые проблемы наблюдаются далеко не только в семьях, испытывающих бедственное положение. Статистические наблюдения гласят, приблизительно 37% детей, находящихся в наркологическом медицинском учреждении на учёте, являются выходцами из вполне благополучных семей.

Поведенческая модель закладывается с детства и основывается она, прежде всего, на родительском примере. К пятилетнему возрасту кроха уже имеет определённый багаж знаний, которым в последующей жизни ребёнок будет руководствоваться.

Деструктивная деятельность характеризуется двумя векторами направления: саморазрушение, то есть направленность на себя, выражающаяся в пристрастии к психоактивным, спиртосодержащим веществам, наркотическим препаратам, суицидальные действия, и внешние проявления, включающие вандализм, теракты, жестокость к живым существам.

Современное прогрессивное развитие социума помимо позитивных тенденций несёт в себе негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на неокрепшие умы молодёжи. Прогресс, к сожалению, принёс с собой деградацию культуры, стремительный темп бытия, вседозволенность, легкодоступность (информации, запрещённых веществ), увеличение количества неблагополучных семей, рост насилия.

Также негативные преобразования современного социума породили у взрослеющего поколения серьёзные трансформации. Так, например, можно констатировать деформацию морально-ценностной ориентации. Подростки более остро переживают переломные моменты, что отражается в их деструктивных деяниях и разрушающем поведении.

Пубертатный период является этапом самостандартизации, внедрения собственного «я» в определённые роли, что порождает рост потребности в ощущении чувства идентичности, вследствие чего несовершеннолетний нередко решает такую проблему посредством деструктивных деяний.

Социально-деструктивное поведение у молодёжи чаще всего обусловлено стремлением подростков самоутвердиться либо проявить себя через «негативные» поведенческие паттерны. Подростки характеризуются повышенной эмоциональной чувствительностью, что откладывает отпечаток на их деяниях. Картина мира вчерашних детей окончательно ещё не сформирована, однако всё прогрессирующий процесс жизнедеятельности порождает дополнительную психологическую нагрузку, выдержать которую может не каждый несовершеннолетний юнец.

Первыми признаками тяготения подростка к деструктивным поступкам считаются нелюдимость, отчуждённость. Затем постепенно проявляются повышенная возбудимость, перерастающая в откровенную агрессию к социальному окружению, что может наблюдаться как в школьной среде, так и в семейно-бытовых взаимоотношениях.

Нередко подростки норовят самоутвердиться, отстаивая различными путями собственное мнение. При этом невозможность в полной мере продемонстрировать собственное я, недостаток или отсутствие поддержки близкого окружения, значимых взрослых, являются причиной стремления подростка реализовать себя в «уличной» среде и чаще неблагоприятной.

Анализируя причины разрушающего поведения, Выготский выявил, что базисом большинства девиаций служит психологическая конфронтация между несовершеннолетним и средой, либо между отдельными аспектами личности подростка. Ипатов в свой черёд выдвинул предположение, что деструкция подростка является проявлением искривления его социализации, что обнаруживается в поступках, противоречащих социальным нормам.

Агрессия, жестокость, алкоголизм, табакокурение, суицидальные действия, тяга к видоизменению собственного тела (татуаж, шрамирование, пирсинг), сквернословие – всё это примеры деструктивного поведения, свойственные и несовершеннолетним, и взрослым лица.

Деструктивное поведение – это…

Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.

Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может переступать через нормы (что это?) и законы.

Выражается как:

  1. упрямство;
  2. агрессия;
  3. грубость;
  4. страх;
  5. нетерпимость;
  6. драчливость;
  7. ненависть;
  8. паника.

Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма (это что?), нанесение вреда природе или имуществу.

Типы деструктивного поведения:

  1. Нарциссическое. Самооценка у таких людей сильно завышена. Поднятая планка собственного значения не позволяет адекватно строить отношения с другими. Отсутствует критическое мышление, что не позволяет адекватно давать отчёт своим действиям.
  2. Аддиктивное. Могут зависеть как от пагубных веществ – алкоголя, наркотиков, сигарет, так и от игровых автоматов или компьютерных приложений.
  3. Фанатическое. Увлекаются чем-то с очень большим пристрастием, которое переходит грань обычного хобби (что это?). Бпиже к аддиктивному поведению.
  4. Антисоциальное. Поведение направлено на то, чтобы ухудшить отношения между знакомыми; на нарушение моральных норм, правил в небольшой социальной группе и законов правительства.
  5. Суицидное. Деструктивный нрав, направленный на самого себя. Человек может наносить повреждение коже острыми предметами. Или пытаться покончить с жизнью.
  6. Аутическое. Характеризуется замкнутостью в себе, сложностью в построении доверительных отношений с людьми. А также агрессивностью и негативизмом ко всему окружающему миру.

Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола.

Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Данный тип расстройства характеризуется повышенной осторожностью, склонностью к сомнениям, стремлением держать все под контролем, навязчивыми размышлениями. Люди, страдающие подобного рода личностным нарушением, стремятся к совершенству во всем, что в значительной степени препятствует завершению самой задачи

Они обладают чрезмерной добросовестностью, скрупулезностью, слишком педантичны и требовательны к себе и к окружающим.

Такие пациенты убеждены в том, что только их образ жизни и понятия являются правильными, поэтому требуют от окружающих соответствовать их представлениям. Зачастую у данных индивидов формируются навязчивые мысли и своеобразные ритуалы, выражающиеся в постоянной необходимости пересчитывать предметы, многократно проверять выключена ли бытовая техника, закрыты ли входные двери.

Финансовая сторона жизни для таких людей играет особую роль. Они чрезмерно бережливы в расходах, чего требуют и от других, деньги воспринимаются, как нечто, что необходимо откладывать на случай всемирной катастрофы.

В период компенсации личности с данным диагнозом отличаются надежностью, педантичностью, корректностью в общении. Во время декомпенсации их беспокоит нарастающее чувство тревоги, по причине которого пациент становится раздражительным, пребывает в мрачном состоянии, имеет ипохондрические наклонности.

Виды деструктивного поведения

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника). Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх

Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивность – как избавиться?

После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:

  1. Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
  2. Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
  3. Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
  4. Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
  5. Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.

Деструктивность как одно из качеств человека

Многие говорят о деструктивности, как об одном из качеств личности человека. Каким же будет деструктивный человек? Насколько его влияние отрицательно? Современные психологи приходят к мысли, что основой этого качества является неспособность личности создать определенную базу, которая будет основой для дальнейшего результативного развития. Направлена она может быть, как уже говорилось выше, внутрь и вовне.

Большинство негативных качеств личности, таких, например, как зависть, жадность, хитрость цинизм, относят к деструктивны. Именно они, так или иначе, приводят со временем к разрушению личности. Для такого человека свойственен определенный стиль жизни. Он стремится получить все моментально. То есть основное значение имеет только результат. Из-за этого эффективность близка к нулю.

Деструктивный человек знает, что действует во вред себе, он далеко не глуп. Но при этом не прилагает никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Скорее он даже получает удовлетворение от своей деструктивности.

Конструктивный же человек, наоборот, ратует за развитие и постепенное совершенствование.

Последствия деструктивного конфликта

Латинское слово destructio означает разрушение, реструктуризацию чего-либо. В психологии деструктивность означает особенности личности, разрушительное влияние индивида не только на самого себя, но и на внешний мир. Как качество личности деструктивность развивается тогда, когда человек не сумел самореализоваться и его энергия не может найти себе выход.

Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.

Деструктивнй конфликт не приносит пользу, наоборот, он угрожает не только отношениям, но и здоровью и даже жизни человека. Несогласия в этом конфликте могут коснуться невинных людей, ставших случайными жертвами обстоятельств. В деструктивном конфликте не бывает победителей, жертвами становятся обе стороны, потерявшие контроль над собой и, желающие уничтожить друг друга морально и физически.

Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть «ранен» в этом словесном бою, получить невроз.

Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.

Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.

Однако деструктивный конфликт по своей природе может иметь благоприятный исход и здесь специалисты называют конструктивные способы его разрешения. Прежде всего, это ограничение контакта сторон – в организации это может быть разграничение полномочий или кадровые перестановки, возможна постановка общей цели, которая принудит участников к поиску общего языка, введение системы санкций, действующей на тот случай, если спор не удастся исчерпать

Очень важно разрушающую силу спора преобразовать в конструктивную, чтобы было возможно услышать друг друга и прийти к обоюдному согласию и пониманию

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. естественный рефлекс человека;
  2. реакция на психический или физический дискомфорт;
  3. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  4. результат фрустрация (что это такое?) – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.

Как наладить отношения в деструктивной семье?

#1 Не перекладывайте вину на вашего спутника

Все деструктивные отношения между мужчиной и женщиной обязательно бывают объединены одной характерной особенностью. Каждый из партнеров пытается возложить всю вину за неудачи в отношениях на другого, но ни один из них по-настоящему не желает признать своей неправоты.

Так происходит потому, что муж и жена постоянно по очереди выступают в отношениях в роли преследователя и жертвы, и в очень редкие моменты бывают партнерами. В момент агрессивных нападок мужчины он становится преследователем и обвиняет жену в своих неудачах, а после раскаяния мужчина становится жертвой пренебрежительного отношения жены, которая решает, что мужчину нужно «перевоспитывать». В конце концов позиция жертвы надоедает супругу и он снова прибегает к активным агрессивным действиям, становясь преследователем.

Кроме того, страдают от таких взаимоотношений в семье дети, которым часто не уделяется достаточно внимания и любви. Наблюдая за нездоровыми взаимоотношениями своих родителей, они могут воплотить в будущем в жизнь подобный семейный сценарий или даже получить психические травмы на всю оставшуюся жизнь.

Зачем продолжать изматывать друг друга такими отношениями? Очевидно, что игра приносит скрытое удовлетворение обоим супругам. Супруг может удовлетворять потребность жены быть кому-то нужной, а супруга в свою очередь дает возможность мужчине контролировать её действия какое-то время. Скорее всего, оба супруга при этом воспроизводят сценарий отношений, который запомнился им еще с детства.

#2 Выход из деструктивных межличностных отношений

Чтобы найти выход с болезненной ситуации деструктивных отношений, нужно признать свои скрытые потребности и попытаться удовлетворить их менее деструктивными способами. Кроме того, чтобы отношения между партнерами наладились, каждому из супругов нужно признать свою вину в сложившейся ситуации и действительно изменить свое мышление и поведение.

Если же меняться ради налаживания ситуации в семье готов только один из супругов (часто выступающий в этот момент в роли «жертвы»), единственным разумным выходом будет разорвать отношения и попробовать наладить свое психологическое состояние без постоянного провоцирования конфликта со стороны партнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector