Рассмотрение деятельностного подхода в психологии и видов, структуры деятельности

Основа деятельностной психологии – экономическая теория К.Маркса

Дело в том, что все эти ученые-психологи работали, опираясь на труды К.Маркса. И хотя есть схожие моменты в их исследованиях, речь идет о трех совершенно самостоятельных исследователях. Л.С.Выготския является разработчиком культурно-исторического направления в философии, С.Л.Рубинштейн является представителем деятельностной психологии. А.Н.Леонтьев до конца своей жизни сохранял верность марксистским идеям и многое сделал в области деятельностной психологии.

Философы А.П.Огурцов и Э.Г.Юдин определяют деятельность человека как форму активного отношения к окружающей среде, содержание деятельности направлено на изменение и преобразование мира. Основанием для деятельности является четко сформулированная цель. Основание для самой цели не входит в деятельность, а лежит за ее пределами. Это сфера человеческих мотиваций, идеалов и ценностей. Философы делают выводы о деятельности в целом, подразумевая ее разновидности. Психологи имеют в виду психологическую сторону деятельности, которая не отождествляется с экономической, политической и др. «Капитал» К.Маркса являлся основой для психологов, но он как раз рассматривал деятельность экономическую. К сожалению, никто из представителей деятельностной психологии различия между экономической и психологической деятельностью не объяснил.

В теории К.Маркса ключевым является концепт абстрактного труда. Абстрактный труд, как известно, является экономическим, а не психологическим понятием. Перенос этого феномена из экономики в психологию несостоятелен. Привести психологический аналог абстрактного труда весьма затруднительно

Понимали ли существующую трудность психологи? Они нашли из данной ситуации мнимый выход и стали рассуждать об общественной деятельности, не принимая во внимание различие конкретики и абстрактности деятельности. А эти различия следовало бы учитывать по аналогии с различением К.Марксом конкретного и абстрактного труда

Но положению о том, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», психологи следовали неукоснительно. Они считали, что употребление понятия «сознание» уже свидетельствует о психологическом смысле утверждения. На самом деле Маркс имел в виду экономическое бытие и экономическое сознание.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Вклад Леонтьева А.Н.

Исследователь был учеником Выготского, а после организатором факультета психологии в МГУ. Он был первым, кто в деятельном подходе поставил вопрос о происхождении и развитии психики в филогенезе. Леонтьев расширил принцип и выдвинул тезис о единстве психики и деятельности. Он считал, что для решения проблемы адаптации к изменчивой среде эволюция породила революционной способ психического отражения, открывающий новые возможности. Сущность способа: установка связи между биологически важными для организма раздражителями и сигнальными раздражителями. Способность реагировать на сигналы позволяют организму плавно адаптироваться к смене условий, что повышает потенциал выживания вида. Развитие психики можно представить в виде линии усложнения отражаемых связей между объектами, что приближает ее к формированию целостного образа мира, воплощенный в сознании человека. При этом психика отражает те стороны мира, которые входят в деятельность. Например, британские ученые выполнили программу «Городской пейзаж», а после они увидели, что на схемах Бирмингема, которые составили жители, не было признанного туристического символа города – Почтовая башня (по Голду, 1990 г.)Объяснение ситуации простое: жители города делали акцент на предметах важные для их жизнедеятельности: магазины, транспорт и пр. Они не думали, как туристы, которые приезжают полюбоваться архитектурой. Описание этого явления заключается в понятии двойного уподобления, т.е. в образе представлены:

  • свойства воздействующего объекта;
  • состояния субъекта, ради которых он начал взаимодействовать с объектом.

Взгляды А.Н.Леонтьева на деятельность

Остановимся подробнее на воззрениях А.Н.Леонтьева. Вот основные положения его теории:

  1. Деятельность – это единица жизни субъекта, являющегося материальным и телесным, молярная и не аддитивная.
  2. Отдельно от общественных отношений деятельность рассматривать нельзя. Именно общество является производителем деятельности, посредством индивидов, которые его образуют.
  3. Деятельность предметна.
  4. Деятельностью управляют потребности, если они предметны.
  5. Основной формой деятельности является внешняя, чувственно-практическая деятельность, поэтому для психологии она особо важна.

Явления развиваются так: предметная деятельность человека преобразует природное в социальное. Социальное переходит на сознательный уровень и превращается в психическое. Но такая аргументация слаба. Если в изначальном нет психического, то как оно возникнет внутри личности? Предметная деятельность не может выйти за пределы натурального. Как обнаружить ценности, исходя из предметной деятельности? Деятельность человека, без сомнения, входит в предметную область психологии. Но все попытки дать понятию «деятельность» толкование по Марксу не были успешными.

Деятельность – это не конституирующий детерминирующий фактор. Любой психологический феномен можно рассматривать как деятельность. Будет правильным, использовать деятельностное представление психологической теории, учитывая два обстоятельства. Первое, субъектом теории является человек. Второе, он есть процессуальность. Источником динамики всего происходящего выступают принципы или основополагающие ценности. Смысл всему происходящему придают принципы. Принцип максимизации нормы прибыли на авансированный капитал является ведущим в экономике, принцип желаемой цели – в психологии. Одни психологические ценности могут сменяться другими, но изначальное их появление за счет природного, в том числе и предметного, невозможно. Считать по-другому, значит заняться культивированием редукционизма, а он является несостоятельным.

С термином «сознание», тоже безрадостная картина. Бихевиористы отказались от сознания, а марксисты свели его к предметным факторам. Правильно будет выделить основополагающие концепты психологической теории, прежде всего ее принципы и законы. Подменять их поведенческим или деятельностным подходом нельзя.

Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по а.Н.Леонтьеву).

Филогенез
– историческое формирование группы
организмов. В психологии филогенез
понимается как процесс возникновения
и исторического развития (эволюции)
психики и поведения животных; возникновения
и эволюции форм сознания в ходе истории
человечества. Филогенез изучают
зоопсихология, этнопсихология,
историческая психология, а также
антропология, этнография, история,
другие социальные дисциплины. Основными
проблемами при изучении филогенеза
считаются:

  • выделение
    главных этапов эволюции психики животных
    (в связи с особенностями среды обитания,
    строения нервной системы и т. д.;

  • одной
    из наиболее известных остается схема
    К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект);

  • выявление
    условий перехода от этапа к этапу, общих
    факторов эволюции;

  • выделение
    главных этапов эволюции форм сознания
    (в связи с особенностями производственной
    деятельности, социальных отношений,
    культуры, языка и т. д.);

  • установление
    соотношения основных этапов филогенеза
    (в частности, человеческой психики) и
    онтогенеза.

Развитие
психики – закономерное изменение
психических процессов во времени,
выраженное в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях.
Развитие психики характеризуется
относительной обратимостью изменений,
направленностью (то есть способностью
к накапливанию изменений, «надстраиванию»
новых изменений над предшествующими)
и их закономерным характером (например,
воспроизводимостью однотипных изменений
у особей одного вида). Развитие психики
реализуется в форме филогенеза и
онтогенеза. Особый предмет исследования
составляют формирование и распад
мозговой организации психических
структур. Теории развития психики
различаются в зависимости от трактовки
структуры психики и условий, определяющих
ее преобразование. Можно указать лишь
на два общих положения, характерных для
большинства концепций. Выделяются две
группы факторов, обусловливающих
развитие психики: природные задатки и
внешнее окружение (наиболее четко у В.
Штерна, К. Бюлера и их последователей).
Иногда выделяют в особую группу факторов
личностную активность, отличную от
природных задатков (Г. Олпорт)

Во внешнем
окружении, когда речь идет о человеке,
обычно обращают внимание на присвоение
социальных норм и культуры, зафиксированных
в знаково-символических формах (Д.
Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К

Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики

Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики.

Признается
наличие некоторых универсальных законов
развития психики, в частности объединяющих
онтогенез и филогенез человеческой
психики. Наиболее отчетливо эта идея
под прямым влиянием биогенетического
закона
Э. Геккеля была высказана С.
Холлом в его теории рекапитуляции,
согласно которой онтогенетическое
развитие психики ребенка воспроизводит
филогенез человечества. В 20-30-х годах в
отечественной психологии проблематика
развития психики разрабатывалась в
основном в рамках детской психологии,
а в дальнейшем и на материале зоопсихологии,
патопсихологии, исторической психологии.
Развитие психики рассматривалось при
этом как процесс последовательного
включения человека в ряд социально-предметных
деятельностей. Интериоризация структур
этих деятельностей определяет формирование
многоуровневых базовых структур психики.
Л.С. Выготским было обосновано положение
о ведущей роли обучения в развитии
психики: обучение должно идти впереди
развития. Он критически оценивал
представление об отождествлении развития
с обучением и отрыве развития психики
от обучения. Развитие психики человека
выступает в единстве с развитием его
личности, хотя эти процессы не являются
тождественными

По
А.Н. Леонтьеву развитие психики в
филогенезе – качественные изменения
психики, происходящие в рамках
эволюционного развития живых существ,
обусловленные усложнением их взаимодействия
с окружающей средой. Данные изменения
могут происходить на биологической и
общественно-исторической основе. Сама
психика как способность ощущения
возникла из раздражимости живых существ
и развивалась в связи с образованием и
развитием их нервной системы. В своей
эволюции психика прошла ряд стадий: от
сенсорной к перцептивной и далее к
интеллектуальной стадии и к формированию
сознания. При этом сознание как особенность
психики человека является продуктом
общественно-исторического развития
человеческого общества, возможность
существования которого обусловлена
использованием и изготовлением орудий
труда
, элементов языка, знаний, норм
поведения.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Деятельностный подход в психологии 400 руб.
  • Реферат Деятельностный подход в психологии 270 руб.
  • Контрольная работа Деятельностный подход в психологии 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

Общение

Еще один важный момент, вокруг которого концентрируется деятельностная психология, – это общение.  И аспект рассматривается с нескольких позиций:

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

  • Общение – это вид деятельности. Через него человек влияет на других людей, создает новый мир, познает его. Как и у любого другого вида деятельности, у него есть цель.
  • С другой стороны, общение развивается в рамках других видов деятельности – учебной, трудовой.
  • Изначально ребенок может жить только в коллективе. Его кормят родители, учат учителя. Со временем, через общение и получение опыта и знаний он становится способным на индивидуальную деятельность, вырастает в личность.

То, как общается человек, какой мотив общения и коммуникации с другими людьми им движет, в большой степени определяет его образ жизни. Следовательно, способы и характер взаимодействия определяют и многие проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Небольшой пример: семья – мама, папа, ребенок 4 лет. Рядом живут бабушки и дедушки, которые не работают и хотят все время заниматься с малышом. Ребенок еще не говорит, он вообще не обращает особого внимания на людей, которые находятся вокруг.

Связано это с тем, что все его потребности удовлетворяются еще до того, как они появились. Ему не нужно обращаться за помощью, не нужно ничего просить. Достаточно повернуть голову, и к нему уже несется бабушка, дедушка, или мама. Общение в этом случае не имеет цели, оно не удовлетворяет потребности.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Исправить проблему не сможет логопед. Не поможет и индивидуальная работа психолога с ребенком. Чтобы он начал общаться, нужно использовать системный подход, работать с родителями и всеми членами семьи.

Деятельностный подход использует уникальный подход к рассмотрению мотивационно-ценностной сферы человека

Представители этого направления обосновали важность деятельности, предложили рассматривать человеческую личность, как систему

Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования

Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:

  • во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
  • во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
  • в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).

Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.

Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:

  • Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
  • С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
  • А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
  • А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
  • К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
  • Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
  • О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.

Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.

Что такое деятельность

Фото автора Alena Darmel: Pexels

С точки зрения психоанализа, важнейшим элементом в развитии психики являются инстинкты. Бихевиоризм сконцентрировался на взаимосвязи между стимулом и реакцией. Когнитивные психологи добавляю к этой схеме установки. Экзистенциалисты ищут смысл, а последователи клиенториентированной психологии ставят во главе угла личность с ее тревогами и переживанием вины.

Абсолютно другой подход у деятельностного подхода. Для них ядро, вокруг которого строится формирование и изучение личности, это человеческая деятельность. Кто-то понимает под ней любую активность, процесс, порядок действий.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, это процесс, посредством которого человек выражает свое отношение к реальности, достигает удовлетворения потребностей, позволяет ему ориентироваться в мире. Это основа развития и никоим образом не обычная реакция на события или явления окружающего мира.

Подобное видение дополняется мыслями С. Л. Рубинштейна. Цель деятельности для него – это изменение действительности через целенаправленное воздействие на нее, в частности, через поступки. Они представляют собой действия, регулируемые и осознаваемые человеком, причем это осознание формируется через восприятие общественных норм и в процессе их усвоения.

Теория деятельности Леонтьева

Пример: ребенок учится читать. Он делает это, поскольку так хочет мама, и все дети должны уметь читать. Собственного горячего желания заниматься этим у него нет. Он просто совершает действие. Научившись читать, ребенок под влиянием учителей в школе и родителей начинает читать учебники. Действие превратилось в умение, операцию, однако, все еще обладает внешней мотивацией.

Но как только ребенок сам захотел читать, начал делать это для того, чтобы узнать что-то новое, совершить открытие, чтение превратилось в деятельность. Из объекта обучения он стал субъектом, направляющим свою жизнь.

В этом процессе он получил навык, но, что самое важное, его поступки обрели смысл понятный для него. Они стали отражением внутренних мотивов, которые, в свою очередь, ведут к формированию новых целей, устремлений, образов, навыков

Именно деятельность является ключевым моментом деятельностного направления. Через ее призму они рассматривают мотивацию, общение, сознание, обучение. Все это составляет одну систему, которая формируется под влиянием событий, общества, истории, культуры.

Анализ деятельности с точки зрения системного подхода и является тем инструментов, который помогает справиться с нарушениями поведения, личностными проблемами.

Деятельность и деятельностный подход

Деятельность является способом преобразования окружающей действительности силами человека, а деятельный подход — это особый метод в педагогике, который использует деятельность для достижения поставленной цели. Изначальной формой такого способа можно назвать труд. Любая материальная или же духовная деятельность, совершаемая человеком, является производной от труда, что можно заметить по наличию его характерной черты – творческому изменению окружающей реальности.

В процессе преобразования своего окружения человек тем самым меняет и самого себя, становясь в процессе субъектом своего развития. В условиях деятельностного подхода подверженный исследованиям объект рассматривается в границах системы деятельности: ее зарождения, эволюции и развития. Деятельность как форма человеческой активности представляет собой главный аспект деятельностного подхода. А

Н.Леонтьев достаточно убедительно аргументировал важность деятельностного подхода в своих трудах. В них он писал о том, что для овладения достижениями культуры новому поколению необходимо осуществить деятельность, похожую на ту, при которой эти достижения появились

По этой причине с целью подготовки детей к самостоятельной жизни и деятельности, не лишним будет вовлечь их в такие виды деятельности, организовав полноценную в нравственном и социальном плане жизнедеятельность.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость – лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Деятельность и общество

Способности к движению у разных людей разные. У спортсменов и танцовщиков она совершенна настолько, что служит предметом эстетического восхищения. Комплекс движений, совершаемых с определенной целью, называется действием. Действия несут социальный характер. Например, ребенок учится собирать игрушки, рисовать открытки, одеваться. Ребенок познает мир предметов и таким образом развивается. Исходя из тактильного опыта общения с предметами, он формирует действия.

Когда маленький человек учится считать, он использует палочки, раскладывая их перед собой, но скоро наступает время, когда он обходится без них. Процесс счета переходит из игры с палочками в умственный.

Специалисты отечественной психологии говорили, что процесс осознания умственной деятельности ведет к мотивации на наружную деятельность.

Таким образом, психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью, и, согласно теории, нужно рассматривать их как составляющие одного целого механизма, а не по отдельности.

Не только психику человека в общем, но и какие-то конкретные мотивы или поступки можно изучать через призму деятельности.

Принципы разработанной теории для этого подойдут. Любому направленному психическому процессу присущи свои цели и структура.

Общая характеристика деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Проблема интериоризации.

Виды
деятельности (игра, учение, труд).

Деятельность
– это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает
сознательно поставленной цели, возникшей
в результате появления у него определенной
потребности, мотива.

Различают
две формы деятельности: внешнюю
(практическую, видимую для других людей)
и внутреннюю (мыслительную, невидимую
для посторонних). Долгое время психология
занималась исключительно внутренней
деятельностью. Считалось, что внешняя
деятельность лишь выражала внутреннюю
(или «деятельность сознания»). Потребовалось
много времени, чтобы прийти к выводу о
том, что обе эти формы деятельности
представляют собой общность, через
которую человек взаимодействует с
окружающим его миром. Обе формы имеют
принципиально одинаковое строение, т.
е. побуждаются потребностями и мотивами,
сопровождаются переживаниями и
направляются целями. Внутреннюю
деятельность отличает от внешней лишь
то, что в нее включены не реальные
предметы, а их образы. Кроме того,
результат внутренней деятельности
выражен не в реальном продукте, а в
мысленной форме.

Единство этих
двух форм деятельности проявляется и
в их взаимных переходах друг в друга
через процессы интериоризации и
экстериоризации.

Интериоризация
– процесс перехода от внешнего,
материального действия к внутреннему,
идеальному действию.

Экстериоризация
– процесс превращения внутреннего
психического действия во внешнее
действие.

Процесс
интериоризации выражает способность
психики оперировать образами предметов
и явлений, которые в данный момент
отсутствуют в поле зрения человека.
Такая способность появляется у человека
благодаря его предыдущему опыту
оперирования с предметами, познанию
закономерностей взаимосвязей между
предметами и явлениями реального мира.
В процессе оперирования с реальными
предметами (внешняя деятельность)
человек на практике осваивает опыт
отношений с ними, или, иными словами,
формирует свой внутренний план действий
с подобными предметами. В таких случаях
говорят, что внешнее оперирование (или
действие) интериоризируется, «вращивается»
в психику человека, становится психическим
(внутренним) действием. В психологической
литературе имеется удачный пример
интериоризации, связанный с обучением
ребенка счету. Сначала он считает палочки
(реальный объект оперирования),
перекладывая их на столе (внешняя
деятельность). Затем он обходится без
палочек, ограничиваясь лишь внешним
наблюдением за ними. В конце концов
палочки становятся совершенно ненужными
и счет превращается в умственное действие
(внутренняя деятельность). Объектом
оперирования становятся числа и слова
(мысленные объекты).

Благодаря
интериоризации человек может
прогнозировать, предвидеть будущие
явления и состояния объектов окружающего
мира. Тонкий механизм интериоризации
в психологии еще не изучен. Но ясно одно,
что внутренняя психическая деятельность
есть результат интериоризации внешней
физической деятельности.

Роль активности в деятельностном подходе

Ключевым для подхода является понятие активности. Смирнов провел анализ содержания данного определения и выяснил, что движение от полюса пассивности к полюсу активности связано с нарастанием показателей по трем аспектам:

  • активность присутствует тогда, когда действие осуществляется инициативно;
  • чем активнее человек, тем преобразующее является действие;
  • мера активности – временная и пространственная дистанция между началом действия и результатом.

Когда эти три параметра проявляются вместе, то можно считать, что деятельность субъекта максимально активна. Смирнов считал – активность толкает человека к развитию. Петровский трактовал схоже. Он считал: активность заключается в том, что личность выходит за рамки реализации исходных отношений его деятельности.

Леонтьев тоже дает формулировку этому определению: внутреннее воздействует через внешнее и тем самым трансформируется. Т.е., по его мнению, человек способен самостоятельно развиваться, формировать какие-то определеннее качества за счет реализации разных деятельностей.

Но не всегда возможно вести активную жизнь. Например, в инженерной психологии часто используется терминология «профессиональная деформация». Она подразумевает перенос свойств работы, на качества человека. Например, учитель дома обращается с ребенком как с экзаменуемым. Или врач, который во всех людях видит их недуги. Или полицейский, о котором сложился стереотип жесткого человека благодаря профессиональной деформации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector