Биография сальвадора дали
Содержание:
- От живописи — к сцене
- Юные годы
- Усатая идея
- Метаморфозы нарцисса
- 1930-е и коммунизм
- Последние годы
- Если хочется такие же
- Изгнание из сюрреалистов
- Смятение и закат
- Клод Моне. Красочный и воздушный.
- Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
- Театр-музей Дали
- «Фам фаталь» или Елена Дьяконова (Гала)
- Натюрморт
- Биография Сальвадора Дали о главном
- Последние годы
- Значение искусства Дали
- Краткая биография
От живописи — к сцене
Знаменитая своей любовью к современному искусству певица Леди Гага не могла пройти мимо образа Сальвадора Дали. Для начала она попыталась буквально «влезть в шкуру» легендарного художника.
Леди Гага. (wikipedia.org)
Все дело в том, что Дали — уже давно живет в сознании современного обывателя как устойчивый, штампованный образ безумного художника, заслоняющий непосредственно произведения искусства. Однако двадцатый век, с его беспощадными медиа давно превратили художника в рок-звезду, сделав его образ жизни продолжением творческого акта.
Стоит ли смущаться тому, что сегодня шумиха в прессе заменяет суть явления? Нет, это лишь закономерное развитие нашей цивилизации.
Юные годы
Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, Испания, в семье богатого нотариуса. Родители мальчика очень любили и относились к нему, как к божеству. Он рано понял, как ими можно манипулировать. В возрасте 8 лет он мог специально помочиться в кровать или сходить в туалет в комнате в присутствии большого количества посторонних людей. Или устраивать приступы безумного кашля, которые отца очень расстраивали.
С одной стороны, у него была мания величия (он любил одеваться в мантию и носить корону- это ему подарили в 5 лет), а с другой стороны, он был очень застенчивым, со множеством комплексов. У Сальвадора было очень много фобий, пожалуй, больше всего он боялся кузнечиков.
Дали рос умным и талантливым ребенком, но ужастно капризным; робким, но умел манипулировать людьми; замкнутым и одиноким, но требовал особое внимание со стороны родителей и окружающих. Сальвадор Дали в детстве
Сальвадор Дали в детстве
Когда Дали всей семьей переехали в новый дом, у юного художника появилась своя мастерская в мансарде. С 6 лет Сальвадор проявлял большой интерес к рисованию. Только это его успокаивало. Картины он рисовал, сидя в ванной, наполненной водой. Из стула, поставленного в ванну, и стиральной доски он соорудил мольберт. Юный художник часто говорил, что свои картины он создавал под диктовку потусторонних сил, они были ему, как озарение свыше.
Усатая идея
Усы Сальвадора Дали — это еще одна его творческая работа и товарный знак живописца.
Сальвадор отчаянно хотел, чтобы его усы превзошли усы известнейшего философа Ницше, а также все больше и больше эпатировали публику, привлекая интерес к его персоне.
Дали был вдохновлен примером Хосеп Маргарит и Диего Веласкеса. Первый был каталонским политиком. Его портрет долгое время висел в доме живописца. В детстве он часто смотрел на этого человека, чье лицо было украшено длинными густыми черными усами. Маленький Дали мечтал стать таким же умным, талантливым и смелым, но при этом он хотел выглядеть таинственно и чувственно, как и Веласкес, андалузский мастер светотени.
В возрасте 18 лет он впервые начал отращивать усы. Ежедневно он зачесывал их различными способами, чтобы добиться идеального сочетания Маргарит и Веласкеса.
Таким образом и появились знаменитые усы Дали, которые и сейчас — его визитная карточка.
Метаморфозы нарцисса
Параноидально-критический метод — это техника в сюрреализме, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. Он использовался художником, чтобы использовать его подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Считая одно из главных достижений сюрреализма, Дали использовал его в нескольких своих картинах, особенно тех, которые связаны с оптическими иллюзиями и другими множественными изображениями.
Согласно греческой мифологии, Нарцисс, известный своей красотой, влюбился в свое отражение в воде. Дали интерпретирует греческий миф, эта картина показывает, что Нарцисс сидит в бассейне и смотрит вниз. Картина «Метаморфозы Нарцисса» была создана Дали во время его параноидально-критического периода и является одним из его самых известных произведений.
4
1930-е и коммунизм
«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.*Метод, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.
Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.
Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger
Последние годы
В 1980 году Дали был вынужден уйти из живописи из-за двигательного расстройства, которое вызывало постоянную дрожь и слабость в его руках. Он больше не мог держать кисть, он потерял способность выражать себя так, как он знал лучше всего. Еще большая трагедия произошла в 1982 году, когда умерла любимая жена и подруга Дали, Гала. Эти два события повергли его в глубокую депрессию. Он переехал в Пубол, в замок, который купил и перестроил для Галы, возможно, чтобы спрятаться от публики или, как некоторые предполагают, умереть. В 1984 году Дали сильно обгорел во время пожара. Из-за полученных травм он был прикован к инвалидному креслу. Друзья, покровители и коллеги-художники спасли его из замка и вернули в Фигерас, устроив в Театре-музее.
В ноябре 1988 года Дали поступил в больницу в Фигерасе с больным сердцем. После недолгого выздоровления он вернулся в Театр-музей. 23 января 1989 года в городе, где он родился, Дали умер от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его похороны состоялись в Театре-музее, где он был похоронен в склепе.
Если хочется такие же
Если вы такой же смелый экспериментатор, как и известный живописец, и тоже хотите эпатировать окружение, то усы Сальвадора Дали -— это именно то, что вам поможет. Но знайте, что отрастить их не очень просто, а ухаживать за ними, придавая верную форму, — еще сложнее.
Сам Сальвадор говорил, что секрет ухода за его усами — обычные финики. После вкусного сладкого лакомства он проводил липкими руками по своим усам, те становились более послушным, и им можно было с легкостью придать ту форму, какую только захочешь.
Сейчас можно воспользоваться более современными методами, например, гелем для укладки и лаком. Чтобы усы держали форму, понадобится большее количество фиксирующих средств.
Как-то живописец признался, что его усы стали выпадать, поэтому он перестал их подрезать. Насколько это помогло ему, мы не знаем, но возможно такой выход из ситуации действительно сохранил любимые усы Дали.
Изгнание из сюрреалистов
По мере приближения войны в Европе, особенно в Испании, Дали столкнулся с членами сюрреалистического движения. На «суде», состоявшемся в 1934 году, он был исключен из группы. Он отказался занять позицию против испанского воинствующего Франсиско Франко (в то время как художники-сюрреалисты, такие как Луис Бунюэль, Пикассо и Миро), но неясно, привело ли это непосредственно к его изгнанию. Официально Дали был уведомлен, что его высылка была вызвана неоднократной «контрреволюционной деятельностью, связанной с празднованием фашизма при Адольфе Гитлере». Вполне вероятно также, что члены движения были ошеломлены некоторыми публичными выходками Дали. Однако некоторые историки искусства считают, что его изгнание было вызвано скорее его враждой с лидером сюрреалистов Андре Бретоном.
Несмотря на свое исключение из движения, Дали продолжал участвовать в нескольких международных выставках сюрреалистов в 1940-х годах. На открытии лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году он прочитал лекцию под названием «Fantomes paranoiaques athentiques» («Подлинные параноидальные призраки»), одетый в гидрокостюм, с бильярдным кием и выгуливая пару русских волкодавов. Позже он сказал, что его одежда была изображением «погружения в глубины» человеческого разума.
Во время Второй мировой войны Дали и его жена переехали в Соединенные Штаты. Они оставались там до 1948 года, когда вернулись в его любимую Каталонию. Это были важные годы для Дали. Музей современного искусства Метрополитен в Нью-Йорке подарил ему собственную ретроспективную выставку в 1941 году. За этим последовала публикация его автобиографии «The Secret Life of Salvador Dalí» (1942)
Также в это время внимание Дали переместилось с сюрреализма на его классический период. Его вражда с членами сюрреалистического движения продолжалась, но Дали казался неустрашимым
Его постоянно расширяющийся ум отваживался на новые темы.
Смятение и закат
Многие десятилетия своей жизни Сальвадор Дали отдал бизнесу и коммерции. На протяжении нескольких лет он писал одну картину в год — обычно за огромную плату, а сам занимался чем угодно — от продажи литографий до разработки рисунков костюмов и рекламы авиакомпаний. «Дали лучше спится после получения чеков на большие суммы», — любил говорить он. Наверно, Дали и впрямь спал как ребенок, потому что его имя красовалось на упаковках косметики, на бутылках бренди, на мебельных гарнитурах. Одно из самых несерьезных его занятий — расписанные Дали в 1973 году панели пассажирских самолетов испанской авиакомпании.
Работы художника в рекламе заставили большинство критиков согласиться с тем, что по крайней мере два последних десятилетия творчества Дали были примечательны больше его чудачествами, чем какими-либо настоящими художественными достижениями. За несколько лет до смерти у Дали начались серьезные проблемы со здоровьем: болезнь Паркинсона, глубокая депрессия и нервное истощение. После смерти жены он большую часть времени проводил в старинном замке в Паболе, к северу от Барселоны.
В августе 1984 года из-за короткого замыкания в звонке для вызова слуг загорелось его постельное белье. Ослабевшего, с тяжелыми ожогами Сальвадора Дали перевезли во флигель собственного музея. К несчастью, полностью излечиться от тяжелого недуга престарелому художнику так и не удалось, он был прикован к инвалидной коляске и ел через трубочку. Руки, создавшие десятки художественных шедевров XX века, больше его уже не слушались. Профессиональная деятельность Дали пришла в полный упадок.
Картина Дали «Сон Венеры»
Секретари и агенты вымогали у него деньги как только могли, продавали его авторские права, права на репродукции по всему миру. Большая часть дохода оседала в их глубоких карманах. Из-за досадной привычки художника все время подписывать чистые листы бумаги — а Дали подписывал их иногда по 1800 штук в час — повсюду то и дело появлялись фальшивые литографии. Неудивительно, что вскоре начались громкие скандалы из-за многочисленных подделок работ мастера. Дали, конечно, стало известно, что легкомысленно подписанные им листы бумаги превратились в «фальшивых Дали».
Картина Дали «Слоны»
По некоторым оценкам, таких подделок было продано на сотни миллионов долларов. Но Дали этот скандал оставил равнодушным. «Люди так не волновались бы, если б я был посредственным художником, фыркнул он. — Всех великих художников подделывали». И действительно, среди любителей искусства популярность Дали никогда не меркла.
В 1978 и 1980 годах ретроспективные выставки его картин в Лондоне привлекли внимание более 250 тысяч посетителей, а в Париже их посетило более миллиона человек. Наряду с талантливыми работами история сохранила и невероятные странности Сальвадора Дали
Как однажды заметил известный критик Уинтроп Сэрджент: «В Дали нет ничего из ряда вон выходящего. Он просто необыкновенен!»
Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
Клод Моне. Красочный и воздушный.
Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886. Частная коллекция.
Моне считается самым ярким представителем импрессионизма. Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои – свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.
Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.
Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?
В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине “Белые кувшинки”. Она хранится в Пушкинском музее в Москве.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки XIX и XX веков), г. Москва.
Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уфицци, Флоренция.
Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.
Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.
Театр-музей Дали
В течение следующих 15 лет Дали написал серию из 19 больших полотен, которые включали научные, исторические или религиозные темы. Он часто называл этот период «Ядерным мистицизмом». За это время его работы приобрели технический блеск, сочетающий тщательную детализацию с фантастическим и безграничным воображением. Он включал в свои картины оптические иллюзии, голографию и геометрию. Большая часть его работ содержала изображения, изображающие божественную геометрию, ДНК, Гиперкуб и религиозные темы Целомудрия. С 1960 по 1974 год Дали посвятил большую часть своего времени созданию Театра-музея Дали (Театр-музей Дали) в Фигерасе. В здании музея ранее располагался Муниципальный театр Фигераса, где Дали увидел свою публичную выставку в возрасте 14 лет (первоначальное здание 19 века было разрушено в конце Гражданской войны в Испании). Через дорогу от Театра-музея Дали находится церковь Сан-Пере, где Дали был крещен и получил свое первое причастие (его похороны позже также состоятся там), а всего в трех кварталах находится дом, где он родился.
Театр-музей Дали официально открылся в 1974 году. Новое здание было сформировано из руин старого и основано на одном из проектов Дали и объявлено крупнейшим в мире сюрреалистическим сооружением, содержащим ряд пространств, которые образуют единый художественный объект, где каждый элемент является неотъемлемой частью целого. Это место также известно тем, что здесь хранится самый широкий спектр работ художника, от его самых ранних художественных опытов до работ, которые он создал в последние годы своей жизни. Несколько работ, находящихся в постоянной экспозиции, были созданы специально для музея. Также в 1974 году Дали разорвал свои деловые отношения с менеджером Питером Муром. В результате все права на его коллекцию были проданы без его разрешения другими менеджерами бизнеса, и он потерял большую часть своего состояния. Два богатых американских коллекционера произведений искусства, А. Рейнольдс Морс и его жена Элеонора, которые знали Дали с 1942 года, создали организацию под названием «Друзья Дали» и фонд, чтобы помочь увеличить финансы художника. Организация также основала Музей Сальвадора Дали в Флориде.
«Фам фаталь» или Елена Дьяконова (Гала)
Одна удача приходила на смену другой. В жизни Дали появляется русская женщина, родом из Казани — Елена Дьяконова. В богеме она давно прослыла как «грешная муза Гала».
Сальвадор Дали и Гала в студии художника-сюрреалиста в Париже в 1934 году
Жена поэта Поля Элюара стала для Сальвадора той единственной, блистательной и безмятежной музой, которой он посвятил не один десяток своих творений. Ради Дали она оставляет мужа с дочерью и уходит к молодому гению.
Галарина. 1945. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания
Это был невероятный союз на целых полвека. Десять лет разницы в возрасте не смущали никого. Они нашли друг друга.
Для Сальвадора Гала была самой покладистой натурщицей. Ее шарм зашкаливал и вдохновлял Сальвадора и как художника, и как мужчину. А для Галы молодой дон стал тем самым денежным потоком. Ее чутье никогда не подводило, и в этот раз она не ошиблась.
Все обязанности менеджера Гала берет на себя, а Сальвадор упорно работает над картинами. Спустя некоторое время, сюрреалисту и его музе становится тесно в Париже. Гала решает отправиться в Америку.
Настоящий фурор
Интуиция не подвела меркантильную женщину. Именно там, в стране, привыкшей к разнообразным лихорадкам, не хватало только сюрреализма. Дали преподнес его со всеми своими фантазиями.
«Сон» 1937. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.
Восхищению американцев не было предела, они признали эпатажного Дали безусловным лидером мировой живописи. Для Дали в живописи не было законов, только темперамент и разнузданные фантазии.
Метр достиг наивысшего уровня и позволял себе такие вольности, как например, в случае с Арамом Хачатуряном. Слух о танце с саблей облетел весь мир. Да, это было сумасшедшее зрелище. Великого дона понесло. Судя по всему, его не интересовали мировые трагедии, настолько маэстро был увлечен своей гениальностью.
В то время когда на родине художника шла война, он успешно разогревал американский народ своими выходками и бурными фантазиями. Изображения на его картинах были настолько причудливы, что даже догадаться невозможно, что витало в мыслях творца сюрреализма.
«Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год, США
У современников положение дел мэтра вызывает зависть. Этот человек делал все, что хотел. Писал то, что приходило на ум, да еще и своими выходками сколотил целое состояние.
Натюрморт
Детали натюрморта встречаются на многих полотнах Дали — кроме того, в его творческом багаже есть несколько «чистых» натюрмортов. Стоит отметить ряд написанных молодым Дали композиций — они исполнены в стилистике испанского натюрморта XVII века, мастером которого были Диего Веласкес и Франсиско Сурбаран. «Натюрморт с баклажанами», 1922 можно считать типичным образцом юношеского стиля Дали. Гораздо оригинальнее смотрится его «Оживлённый натюрморт» (иногда его называют «Натюрморт — Быстрое движение»), 1956, являющийся попыткой пересмотреть общепринятые для этого жанра правила, преодолеть статичность и изобразить предметы в движении.
Биография Сальвадора Дали о главном
Великий художник родился 11 мая 1904 года и прожил довольно долгую жизнь, уйдя на покой в восемьдесят пять лет. Дали – гений во всех отношениях. Это не только великолепный художник, но и непревзойденный скульптур, писатель, а также график и режиссер. Дали – один из самых ярких представителей сюрреализма в живописи.
Родился в Испании, в городе Фигерас. Сначала был единственным ребенком в семье. Вскоре у него появилась сестра Анна-Мария. Ранее у Сальвадора был старший брат, который умер в возрасте чуть менее двух лет. Это событие стало одним из важнейших в жизни художника. Однажды, когда мальчику было пять лет, его мать сказала, что Сальвадор – это переродившаяся душа ее старшего ребенка. Слова матери глубоко врезались в сознание маленького Дали. В результате он стал считать, что родители любят совсем не его, а старшего брата, реинкарнацией которого стал Сальвадор. Эта мысль оказалась роковой и оказала влияние на всю дальнейшую судьбу великого художника.
Дали рос в обеспеченной семье. Несмотря на атеистические взгляды отца, по настоянию матери, которая была глубоко верующим человеком, ребенок ходил в церковь постоянно.
Родители дали ему достойное образование. Свои первые учебные годы мальчик провел в школе «Непорочного Зачатия». Дали был очень способным учеником, однако его характер и поведение оставляли желать лучшего. Он был крайне упрямым, своевольным и капризным ребенком.
Помимо трудного характера и незаурядного ума, Сальвадору были свойственны некоторые странности в поведении. Это было самое настоящее раздвоение личности. Из-за своих особенностей Дали не мог ни с кем подружиться в школе. Единственным человеком, который хорошо относился к Сальвадору, был Хосеп Самитьер, в дальнейшем игрок футбольного клуба «Барселона».
Художественные таланты у мальчика проявились еще в детстве. В развитии необычайных способностей Сальвадора помогал художник-импрессионист Рамон Пишо, друг семьи Дали. Юный живописец проводил свои каникулы в доме у моря, где общался с простыми людьми и черпал вдохновение из их рассказов о жизни. От них же он получил знания о мифологии, народных преданиях и суевериях. Все это оказало большое влияние на будущее творчество художника, где зритель может наблюдать проявление мистических и психоделических мотивов.
В скором времени Сальвадор начал посещать школу изобразительного искусства. По ее окончании юноша поступил в Академию маристов, где обучался гравюре. В 1921 году Дали пережил большое горе – смерть матери. После этого страшного события он решил переехать в Мадрид. Там он поступил на учебу в Академию изящных искусств.
Помимо живописи Сальвадор интересовался также психоанализом, в частности, много времени посвящал изучению работ Фрейда. За время учебы художник создал множество прекрасных картин. Однако в 1926 году его исключили из учебного заведения за непозволительно высокомерное отношение к педагогам. После он отправился в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, под влиянием которого выполнил несколько замечательных работ, принесших ему популярность. Художник работал в жанре сюрреализма. В его картинах нашли отражение как мистика, так реальность, которые тесно переплетались друг с другом.
Когда началась Вторая мировая война, Дали перебрался в США, где пробыл около семи лет. Именно здесь художник начал заниматься писательской деятельностью, а также совместно с Альфредом Хичкоком поработал над созданием фильма, придумывая для него декорации.
Женой и вдохновительницей таланта Сальвадора Дали была Елена Дьяконова, которую во всем мире знали под именем Гала. Она была старше своего супруга на десять лет. Именно благодаря ей Дали стал всемирно известным художником. Гала постоянно устраивала различные выставки, аукционы. В своих отношениях они были полностью свободны, и могли встречаться, с кем заблагорассудится. Их связь оказалась невероятно долгой и продлилась буквально полвека. После смерти супруги Дали находился в глубокой депрессии, а последние годы жизни провел в одиночестве.
Для детей
Интересные факты и даты из жизни
Последние годы
В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.
Картина Дали «Слоны»
С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.
Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.
Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.
Сальвадор Дали с муравьедом
Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.
Дом-музей Дали «Дворец Ветров»
В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.
Значение искусства Дали
Сальвадор Дали — это не только живопись. Большую часть жизни он рекламировал себя и шокировал мир. Он называл себя самым гениальным художником современности. Его популярность превосходила даже П.Пикассо. Дали стал супер-звездой своего времени.
По его эпатажному поведению сложно было понять, что Дали думал на самом деле. Часто он говорил, что хотел, и окружающие не знали- правда это или очередной вымысел.
Дали был очень сентиментальным, восприимчивым и ронимым человеком, самовлюбленный в жизни и самоуверенный в живописи.
Его жизнь состояла из противоречий, а каждая странность его жизни была срежиссирована им самим. Он был гениальным PR-щиком
Любил интриги, скандалы, манипуляции, чем привлекал внимание публики. Все свои эпатажные выходки он планировал и контролировал, и делал это с целью разрушить стереотипы мышления общества
Дали никогда не скрывал, что хочет быть не только успешным и знаменитым, но и богатым художником. И уже при жизни стал самым богатым художником в мире.
О своем творчестве он говорил:
За свою творческую жизнь Сальвадор Дали создал более 1500 работ: картины, иллюстрации для книг, литографии, графические работы, скульптуры.
Он не обрел физического бессмертия, о чем мечтал, но обрел бессметртие в живописи и искусстве.
Краткая биография
- 1925 год. В ноябре художник организовывает свою первую выставку в галерее города Барселона, представив 22 свои работы.
- 1927 год. Сальвадор Дали, находясь под большим влиянием творчества Пабло Пикассо, приезжает в Париж. Здесь он знакомится со своим кумиром, пытается подражать его стилю. В это время художник всерьёз увлечён кубизмом и футуризмом.
- 1929 год. Работает в Париже над созданием сценария к первому сюрреалистическому фильму «Андалузский пёс». Параллельно с этим организует персональную выставку в галерее Карла Гоэманса.
- 1930 год. Сальвадор Дали заканчивает работу над одной из самых известных своих картин – «Постоянство памяти» (или «Мягкие часы»).
- 1936 год. Художник по политическим причинам ссорится с сюрреалистами и покидает их кружок со словами «Сюрреализм – это я».
- 1937 год. Путешествует по Италии, знакомится с художественными подлинниками эпохи Ренессанса. И хотя после этого он и не отходит полностью от сюрреализма, в его картинах начинают доминировать правильные пропорции, проявляться некоторые черты академической живописи.
- 1940 год. С началом Второй мировой войны художник уезжает в США, где и будет жить вплоть до 1948 года.
- 1942 год. Выпускает автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- В 1945-1946 гг. художник активно сотрудничает с мастером мультипликации Уолтом Диснеем и режиссёром Альфредом Хичкоком. Диснею он предлагает создать сюрреалистический мультфильм, но эта затея провалилась. Также Дали создаёт декорации сцены сна для кинокартины «Завороженный» Хичкока. Но в окончательном варианте эта сцена тоже была значительно сокращена и вошла в фильм в урезанном виде.
- 1948 год. Возвращается из США в родную Каталонию, в город Порт-Льигате, откуда он часто делал вылазки в Париж и Нью-Йорк. Также в этом году Дали создаёт картину «Слоны», символизирующую его душевную опустошённость.
- С 1952 по 1963 годы трудится над книгой «Дневник одного гения», являющейся своего рода продолжением автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- 1970 год. Работает над созданием собственного музея в своём родном городе. Открытие музея состоялось 28 сентября 1973 года.
- 1981 год. У него была диагностирована болезнь Паркинсона. Эта новость, да ещё и смерть жены Елены Дьяконовой (Гала) в 1982 году, провоцируют у Дали глубокую депрессию.
- 1982 год. Получает титул маркиза от короля Испании Хуана Карлоса
- 23 января 1989 года Сальвадор Дали ушёл из жизни в возрасте 85 лет. Причина смерти – сердечная недостаточность. Согласно последней воле покойного, его тело было вмуровано в пол его собственного музея.