Особенности психологического наблюдения

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Наблюдение как метод исследования 400 руб.
  • Реферат Наблюдение как метод исследования 270 руб.
  • Контрольная работа Наблюдение как метод исследования 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

Пример 1

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Постановка целей и задач наблюдения

Цели и задачи наблюдения также нужно ставить, исходя из решаемой проблемы. Будет это поиск материала для дальнейших исследований или разработка конкретного вопроса. Любое научное наблюдение подразумевает постановку цели и разработку программы. Постановка цели – основной признак, который отличает научное наблюдение от обычного. Цели могут быть разными, от обобщенных до узких, специфических. С точки зрения сформулированной цели наблюдение можно разделить на поисковое и исследовательское. Если имеющихся данных об объекте мало и предполагается эти данные получить, то цель наблюдения будет общей: наблюдать в целом. Для исследователя важна вся информация, собранная об объекте. Наблюдения исследовательского типа основываются на предварительных знаниях об объекте. В процессе исследования ставится частная задача и проверяется конкретная гипотеза. То есть следует формулировать цель более узко.

От постановки цели зависит выбор единиц наблюдения. Также в соответствии с целями выстраивается программа наблюдения – подробное описание того, что будет наблюдаться, в каких условиях, как будет организовано наблюдение в рамках каждой сессии и как будут регистрироваться данные. Программа наблюдения должна ответить на следующие вопросы: что наблюдать, когда, у кого и каким образом? Ответы на эти вопросы и являются задачами наблюдения, которые четко должны быть поставлены в программе. Если хоть одна задача не будет решена в ходе наблюдения, значит цель не достигнута.

  • Что наблюдать? – выбор единиц наблюдения и способов их фиксации.
  • Когда наблюдать? – выбор ситуации наблюдения и ее временного промежутка.
  • У кого наблюдать? – выбор способов формирования выборки испытуемых.

Выборка испытуемых является общей для всех научных методов. Более подробно рассмотрим вопрос о единицах и ситуациях наблюдения.

Опрос

Опрос

— вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос — это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

Опросы разделяют на:

  • Стандартизированные — строгие и дающие общее представление о проблеме;
  • Нестандартизированные — менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

Виды опросов:

  • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
  • Устный — позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
  • Анкетирование — предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
  • Личностные тесты — для определения психических особенностей личности;
  • Интервью — личная беседа (относится и к методу беседы).

При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

  • Отдельность и лаконичность;
  • Исключение специфических терминов;
  • Краткость;
  • Конкретность;
  • Без подсказок;
  • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
  • Вопросы не должны отталкивать;
  • Вопросы не должны что-либо внушать.

В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

  • Открытые — предлагающие ответы в свободной форме;
  • Закрытые — предлагающие заготовленные ответы;
  • Субъективные — об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
  • Проективные — о третьем лице (без указания на респондента).

Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

ПРИМЕР:

Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

Опросы и анкетирования — это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей

Виды наблюдения

Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:

  1. Объективное наблюдение и самонаблюдение.
  2. Полевое и лабораторное исследование.
  3. Индивидуальный и коллективный эксперимент.
  4. Случайное и преднамеренное изучение.
  5. Систематическое и несистематическое наблюдение.
  6. Полное и неполное исследование.
  7. Сплошной и выборочный эксперимент.
  8. Констатирующее и оценивающее изучение.
  9. Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
  10. Исследования открытого и закрытого характера.
  11. Включенный и невключенный эксперимент.
  12. Прямое и косвенное исследование.

Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения:
    • а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
    • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
    • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
    • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
    • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
    • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией

Исследователь должен придерживаться мер предосторожности

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Цель

В начале психологического наблюдения следует установить его цель (ответ на вопрос «,для чего наблюдать?»,). Вот несколько типичных примеров:

  • изучение свойств различных психических явлений,
  • изучение людей как носителей тех или иных известных психических качеств и сравнение результатов наблюдения с существующими признаками,
  • изучение причин, лежащих в основе тех или иных трудностей у всевозможных категорий людей, в разных условиях деятельности и коммуникации,
  • изучение особенностей людей, имеющих различные психические характеристики.

В зависимости от цели оно может быть выжидательным (фиксируется всё, чем проявит себя объект) и выбирающим (производится отбор нужных явлений и фактов).

Второй способ значительно практичнее, так как обостряет восприятие и выделяет один объект на фоне остальных, а значит , требует меньше времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector