Близнецовый метод

Генеалогический метод

Использование этого метода возможно в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. При составлении родословных в генетике используется определенная система обозначений. После составления родословной проводится ее анализ с целью установления характера наследования изучаемого признака.

Условные обозначения, принятые при составлении родословных: 1 — мужчина; 2 — женщина; 3 — пол не выяснен; 4 — обладатель изучаемого признака; 5 — гетерозиготный носитель изучаемого рецессивного гена; 6 — брак; 7 — брак мужчины с двумя женщинами; 8 — родственный брак; 9 — родители, дети и порядок их рождения; 10 — дизиготные близнецы; 11 — монозиготные близнецы.

Благодаря генеалогическому методу были определены типы наследования многих признаков у человека. Так, по аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), возможность свертывать язык в трубочку, брахидактилия (короткопалость, обусловленная отсутствием двух фаланг на пальцах), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, заячья губа, волчья пасть, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота и другие признаки наследуются как аутосомно-рецессивные.

Доминантный признак — способность свертывать язык в трубочку (1) и его рецессивный аллель — отсутствие этой способности (2). 3 — родословная по полидактилии (аутосомно-доминантное наследование).

Целый ряд признаков наследуется сцепленно с полом: Х-сцепленное наследование — гемофилия, дальтонизм; Y-сцепленное — гипертрихоз края ушной раковины, перепончатость пальцев ног. Имеется ряд генов, локализованных в гомологичных участках Х- и Y-хромосом, например общая цветовая слепота.

Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. В родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы.

Наследование гемофилии в царских домах Европы: — гемофилик; — женщина-носитель.

Близнецы и постоянство: пол и голос

5 мая 2004 года Дэвид Рейнер, 40-летний канадец из Оттавы, отец троих приемных детей, стреляет себе в голову из обреза. Несколькими месяцами раньше от передозировки антидепрессантов умирает его брат-близнец Брайан, а еще за 39 лет до этого Дэвиду сделали неудачное обрезание и сожгли половой член электрическим током. Но тогда он еще был Брюсом.

После операции незадачливые родители решили сделать из Брюса девочку, Бренду. Они нашли ему врача, который был уверен, что гендер формируется под воздействием окружающей среды, удалили яички и накупили целую уйму розовой одежды. Но в 11 лет Бренда наотрез отказалась от операции по формированию женских половых органов, а в 13 она узнает правду. Бренда три раза пытается покончить с собой, но выживает. Гормональные препараты и очередная операция помогают ей снова превратиться в мужчину.

В 2000 году Дэвид Рейнер — бывшая Бренда, бывший Брюс и будущий самоубийца — рассказал свою историю миру. Оказывается, он все детство мучался от ощущения несовпадения с самим собой. Не хотел принимать гормоны. Не играл с куклами. Не интересовался мальчиками. Гены точно знали, кто он есть на самом деле.

Но даже после таких историй можно еще долго спорить, что больше определяет гендерную принадлежность — природа или среда. А вот с нашими голосами все куда однозначнее. Похоже, они почти полностью определяются генами.


Maja Daniels

В 2001 году ученые из Бельгии провели тест, в котором они предлагали испытуемым выбрать среди трех записей голоса двух МЗ-близнецов. Если бы такой выбор совершался случайно, то вероятность успеха составляла бы 33% (из трех людей можно составить три разных пары, одна из них и есть пара близнецов), но в эксперименте люди угадывали близнецов-мужчин и близнецов-женщин в 82% и 63% случаев соответственно.

Позже уже другая бельгийская группа провела еще одно исследование. Ученые взяли 45 пар однояйцевых близнецов, записали их голоса и дальше анализировали эту информацию: определяли верхнюю частоту звука, его интенсивность и даже чистоту. В результате практически по всем параметрам голоса МЗ-близнецов были очень близки друг к другу (некоторые отклонения наблюдались только у женщин или испытуемых в возрасте до 17 лет).

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков)

Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В

Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Диагностика зиготности

При отборе участников исследований проводится обязательная диагностика зиготности. Она требует знания о числе плацент, необходимо сравнение близнецов по признаку внешнего сходства и внутренних маркеров — группы крови, генетического набора, который определяет анализ ДНК.

Когда дети рождаются в отдельных плацентах, которые связывают их с матерью, речь идет о дизиготном родстве. В период внутриутробного развития плоды обернуты двумя оболочками — амнионом (внутренней) и хорионом (внешней).

Ситуация с монозиготными близнецами может отличаться. У них развиваются отдельные плаценты и хорионы либо общий хорион. Если оба плода развиваются в общем хорионе, то у них полное генетическое сходство.

Диагностика зиготности определяет степень различий. Если генетические анализы показывают различие между участниками пары, то речь идет о зиготности.

Гомозиготность — это вероятностный диагноз. Он определяется по результатам нескольких анализов — чем больше совпадений они выявляют, тем вероятнее факт гомозиготности.

Ирина Шербул

Ограничения метода близнецов

Ограничения метода близнецов относятся к двум группам факторов: пренатальному и постнатальному. Первые — пренатальные — факторы следующие. В зависимости от того, насколько рано зигота начала делиться на две эмбриональные структуры, близнецы MH могут иметь различные комбинации мембран: отдельную амнионную, но одну хорионную; обе мембраны могут быть раздельными и т.д. В некоторых случаях, а именно, когда близнец МН развивается в «наборе» мембран, может возникнуть ситуация, при которой один близнец лучше других отдувается. Это приводит к большей зрелости и увеличению веса при рождении, а затем — к лучшему развитию этого близнеца в первый период онтогенеза.

Этот метод представляет собой исследование закономерностей наследования признаков в парах идентичных и братских близнецов. Он был предложен Галтоном в 1875 году, первоначально для оценки роли наследственности и окружающей среды в развитии психических качеств человека. В настоящее время этот метод широко используется при изучении наследственности и изменчивости человека для определения относительной роли наследственности и окружающей среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он раскрывает наследственную природу черты, определяет проникновение аллеля и оценивает эффективность некоторых внешних факторов (лекарства, тренировка, образование) на организм.

Суть метода заключается в сравнении экспрессии признака в различных группах близнецов с учетом сходства или различия их генотипов. Идентичные близнецы, которые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общие гены. Поэтому среди однояйцевых близнецов наблюдается высокий процент совпадающих пар, в которых признак встречается у обоих близнецов. Сравнение идентичных близнецов, выращенных в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить черты, в формировании которых значительную роль играют факторы окружающей среды. В соответствии с этими характеристиками между близнецами наблюдаются расхождения, то есть различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия в условиях их существования, указывает на наследственную обусловленность черты.

Сравнение парных конкордансов в этом признаке у генетически идентичных монозиготных и дизиготных близнецов, на долю которых приходится в среднем около 50% генов, дает возможность более объективно оценить роль генотипа в формировании признака

Высокая конкордансность в парах монозиготных близнецов и значительно более низкая конкордансность в парах головокружительных близнецов свидетельствуют о важности наследственных различий в этих парах для определения признака. Сходство показателей конкорданса у монозиготных и головокружительных близнецов свидетельствует о незначительной роли генетических различий и детерминантной роли окружающей среды в формировании признака или развитии болезни

Существенно отличающиеся, но достаточно низкие значения конкорданса в обеих группах близнецов свидетельствуют о наследственной предрасположенности к образованию признака, который развивается под влиянием факторов внешней среды.

Установление корреляционной роли наследственности и окружающей среды в развитии различных патологических состояний позволяет врачу правильно оценить ситуацию и принять профилактические меры при наличии наследственной предрасположенности к заболеванию или провести поддерживающую терапию наследственного состояния.

Сложности метода близнецов связаны, с одной стороны, с относительно низкой частотой рождения близнецов в популяции (1:86—1:88), что затрудняет отбор достаточного количества пар с этим признаком; с другой стороны, с идентификацией монозиготности близнецов, что важно для получения достоверных выводов

Дочки и сыночки в одинаковых шапках

Под влиянием этой легенды сложились стратегии воспитания близнецов и двойняшек. Во-первых, одевать детей в идентичные наряды — веселая практика, которая помогает собирать лайки в инстаграме. Да и впоследствии соблюдение этого ритуала тоже может принести известность (у тикток-близняшек Кати и Насти 5,1 млн фолловеров). Во-вторых, покупать одинаковые игрушки, водить очень похожих детей на одни и те же кружки и вообще воспринимать их как одного человека проще и менее энергозатратно.

Фитнес-близняшек Лизу и Настю растили именно так. Всё детство они были неразлучны: вместе сидели за партой, ходили на танцы и носили один комплект учебников на двоих. Мама и папа считали их единым целым, называли не по именам, а просто «дочки», ругали и хвалили обеих независимо от того, кто из них отличился.

Источники смешения влияния переменных

Распространенный источник ошибок при применении метода , отсутствие поправок на среду. Путем исследований было выявлено, что родители не одинаково относятся к каждому представителю пары при условии явных внешних отличий.

Монозиготные близнецы внешне идентичны, поэтому вызывают у родителей схожие эмоции и, следовательно, отношение.

А в случае с дизиготной парой родители воспитывают детей по-разному, так как замечают и реагируют на внешние отличия.

Этот фактор может искажать результаты исследования.

Неточности могут возникнуть и по причине ошибочного определения уровня генетического сходства.

В таком случае исследователь сделает неправильный вывод по итогу, так как изначально будет располагать ложной информацией.

внешние ссылки

Академические органы

Для поддержки генетических исследований поведения существует несколько академических организаций, в том числе Ассоциация генетики поведения , Международное общество исследований близнецов и Международное общество поведенческой и нейронной генетики . Поведенческая генетическая работа также занимает видное место в нескольких более общих обществах, например, в Международном обществе психиатрической генетики .

Журналы

Известные специализированные журналы в этой области включают Behavior Genetics , Genes, Brain and Behavior , Twin Research и Human Genetics .

дальнейшее чтение

  • Р. Пломин, Дж. К. ДеФрис, В. С. Кнопик и Дж. М. Нейдерхайзер. (2012). Поведенческая генетика . Стоит издателям. Лондон
  • Нэнси Л. Сигал (2005) Неделимая на двоих: Жизни необыкновенных близнецов . Нью-Йорк, издательство Гарвардского университета .
  • Am J Med Genet C Semin Med Genet. 2009 15 мая; 151C (2): 136-41. Не совсем идентичны: эпигенетические различия у монозиготных близнецов и значение для исследований близнецов в психиатрии. Хак Ф. Н., Готтесман II, Вонг А. Х.

Критические аккаунты

  • Камин, LJ (1974). Наука и политика IQ Потомак, доктор медицины: Lawrence Erlbaum Associates .
  • Джозеф, Дж. (2003). Генная иллюзия: генетические исследования в психиатрии и психологии под микроскопом. Книги PCCS.
  • Капрон, Кристиана; Vetta, Adrian R .; Дуйм, Мишель; Ветта, Атам (1999). «Заблуждения о биометрических IQists». Cahiers de Psychologie Cognitive / Текущая психология познания . 18 (2): 115–160.
  • И в ответ на эту статью см .:

Близнецы и здоровье: от ожирения до аутизма

Представьте себе, что человеческий организм — это простыня, которая подвешена на резинках, тянущихся от крюков на потолке. Такую метафору предлагает знаменитый биолог-эволюционист Ричард Докинз, чтобы понять хитросплетения генетики и среды, определяющие все наши черты, вроде музыкального таланта, склонности к депрессии или даже предрасположенности к молочной пище.

Так что о «генах гениальности» или «генах алкозависимости», вечных героях новостных заголовков, с такой картиной можно забыть. Даже обвешанный сотнями резинок крюк не может в одиночку определять какое-нибудь свойство простыни вроде скрученности по часовой стрелке. Но где здесь среда? Где питание человека или его круг общения? Посмотрите, говорит Докинз, наша простыня висит под потолком комнаты, а из окна к ней тянутся веревки от соседних деревьев и домов. Это и есть влияние среды.

Maja Daniels

Анализировать для каждого отдельного внешнего признака организма эти хитросплетения — очень сложная, если вообще выполнимая задача. Поэтому в генетических исследованиях (в том числе близнецовых) считают обобщенную числовую характеристику — наследуемость, значение которой колеблется от 0 (изменчивость признака в популяции полностью вызвана влиянием среды) до 1 (изменчивость полностью вызвана различиями в генотипе).

Близнецовый Метод

Близнецовый Метод(англ. twin studies) – один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.

: 1) существует 2 типа близнецов – монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м.

является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м.

необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и по-пуляционным методами (см. Психогенетика).

Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия “среда” и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.

)Близнецовый метод`Медицинская эциклопедия`

Близнецовый метод в антропогенетике и медицинской генетике — метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

Близнецовый Метод`Педагогический словарь`

метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875.

Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.

При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака. Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр.

Совет

науке используются методы разлучённых монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, в…

Близнецовый Метод`Медицинский словарь`

в антропогенетике и медицинской генетике – метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.

Близнецовый метод`Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь`twin method – близнецовый метод.

Oбщее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, выявление влияния внешних условий (в частности, лекарственных препаратов) на экспрессию генов при a priori известных генотипах близнецов и т.п.; совокупность Б.м. лежит в основе самостоятельной дисциплины – гемеллологии.

Правила современных родителей

Мама 6-летних Арсения и Прохора Ольга тщательно готовилась к появлению двойняшек: подписалась на тематические блоги, читала книги и еще до их рождения знала, что будет поощрять разницу между братьями. И всё же повела повзрослевших мальчиков на футбол в надежде, что это занятие понравится обоим: «Арсений всю игру ковырял пальцем сетку на воротах, а Прохор бегал и веселился. Конечно, одна секция — это глоток свободы для родителей. Но я поняла, что Арсений будет страдать, и он больше не ходит на футбол, а занимается с репетитором, пока Прохор гоняет мяч. Это сложно, но лучше перестрадать, чем потом услышать в свой адрес претензии от детей».

Ольга знала, что сравнение братьев может навредить их психике, но всё же ставила одного другому в пример, потому что хотела, чтобы Арсений был таким же послушным, как Прохор.

В результате он из спокойного ребенка превратился в булли и начал бить детей в школе.

Мама повела его на прием к психологу, где выяснилось, что мальчик всё это время хотел привлечь внимание родителей и показать им, что он круче брата: «На столе лежали игрушки, и психолог попросил Арсения выбрать членов нашей семьи. Он нашел папу — усатого демона с оружием, меня — маленькую Машеньку, большого и сильного себя и микроскопического братика

В тот момент я поняла, что Арсений хотел быть лучше Прохора, потому что я всё время сравнивала его с ним — и допустила огромную ошибку. Теперь мы стали уделять ему больше внимания, чаще говорим, какой он крутой. И прямо на наших глазах ребенок очень изменился: раньше Арсений не давал себя целовать и сразу вытирался, никогда не выражал своих чувств к нам, а сейчас каждые пять минут повторяет: „Мамочка, я тебя люблю“».

Близнецы и гомосексуальность: превратности метода

Свои близнецовые исследования проводились и в Советском Союзе. Так, в 1936 году появилась работа (Лурия А.Р., Миренова А.Н.), посвященная оценке разных методов обучения. Испытуемых из пяти пар однояйцевых близнецов дошкольного возраста разбили на две группы, в каждую из которых попало только по одному ребенку из пары. Дальше дети строили фигурки из кубиков. Близнецы первой группы просто копировали конструкции, которые им предлагали воспитатели, а задача их братьев и сестер была посложнее: их фигурки были оклеены бумагой. Поэтому, чтобы воспроизвести конструкции, их надо было сначала мысленно разрезать и проанализировать.

Такое обучение длилось два с половиной месяца. До него конструкторские способности всех близнецов в парах оценивались примерно одинаково, но уже после дети, выполнявшие более сложное и творческое задание, прилично опередили своих партнеров.

Но стоит ли доверять этому исследованию? Пять пар испытуемых — это совсем скромная выборка по меркам современной науки. К сожалению, такая ограниченность — это характерная черта для многих близнецовых исследований, проведенных до 90-х годов: собрать достаточно данных для получения статистически достоверных выводов без применения той же электронной почты было совсем не просто.

Впрочем, сомнительными могут быть результаты и более масштабных исследований. Так, в 1952-м вышла статья американских ученых, в которой говорилось о стопроцентном совпадении сексуальной ориентации МЗ-близнецов. Результаты впечатляющие — получается, что природа и наследственность в гораздо большей степени определяют гомосексуальность, чем культура или пропаганда.

Ariko Inaoka

Статья 1991 года подкорректировала эту цифру: в этом исследовании по опросу респондентов и их родственников определяли сексуальную ориентацию 56 пар МЗ-близнецов, 54 пар ДЗ-близнецов-мужчин, 142 родных братьев и 57 пар приемных братьев. В результате гомосексуалистами оказались 52% однояйцевых близнецов, 22% двуяйцевых, 11% приемных братьев и 9,2% родных братьев — снова очевидное свидетельство генетических предпосылок гомосексуализма (результаты более позднего исследования с женской выборкой показали похожие результаты).

Но только откуда такие большие числа? Так много геев можно встретить разве только в американских фильмах и сериалах. Да и результаты с родными и приемными братьями противоречат глобальной гипотезе: сексуальная ориентация генетически идентичных на 50% родных братьев должна совпадать гораздо чаще, чем братьев приемных, которые лишь воспитывались вместе.

Оказалось, все дело в способах, с помощью которых экспериментаторы находили своих испытуемых: для статьи 1991 года ученые размещали объявление в гомосексуальной прессе, а исследование 1952 года и вовсе почти полностью было проведено на пациентах психиатрических больниц.

Более аккуратное близнецовое исследование сексуальной ориентации было опубликовано в 1992 году. В нем участвовало 46 гомосексуальных мужчин и женщин — однояйцевых близнецов. В результате их сексуальная ориентация совпала с сексуальной ориентацией братьев и сестер только в 10%/25% случаев для МЗ-близнецов и 8%/12% для ДЗ-близнецов (большие значения получались, если вместе с гомосексуалами учитывались и бисексуалы).

Методы в генетике человека: близнецовый метод

Исследование генетических закономерностей на близнецах. Монозиготными близнецами называют индивидов, выросших из одной зиготы, т. е. обладающих идентичными генотипами. Дизиготные близнецы развиваются вследствие оплодотворения двух яйцеклеток, имеющих с генетической точки зрения, 50 % общих генов, т. е. сходные как братья и сестры.

При близнецовом методе исследования проводят сопоставление монозиготных близнецов с дизиготными, а также монозиготных близнецов. При диагностике близнецовости используют метод сходства (сопоставление по внешним морфологическим признакам — пигментация кожи, волос, форма носа, губ, ушных раковин и т. д.), а также анализируют некоторые моногенные признаки — эритро- и лейкоцитарные антигены, группа белков крови, группы крови и т. д.

Какой-либо качественный признак (заболевание) может встречаться у обоих близнецов (конкордантность) или у одного из них (дискордантность). Сопоставление степени парной конкордантности у моно- и дизиготных близнецов дает приблизительный ответ на вопрос о соотношении роли наследственности и среды в развитии заболевания. Если доминирующую роль в возникновении заболевания играет наследственность, то конкордантность у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных.

Если в развитии болезни определенную роль играют негененетические факторы, то один из монозиготных близнецов может быть больным, другой здоровым. Следует все же учитывать, что определение роли среды и наследственности с помощью близнецового метода в формировании того или иного заболевания является сложным вопросом и требует более детального рассмотрения. Поэтому здесь следует упомянуть о недостатках близнецового метода, имеющих много биологических и социальных причин.

Классический близнецовый метод: в этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах и близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца: этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование: в этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.

Метод близнецовых семей: является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары: предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector