Личность, биологическая и социальная сущность человека

Человек – биологический организм

Касательно основного вопроса: «гены или социум» и приверженцы социал-биологизма, и социал-дарвинизма однозначно отвечают, что главная роль за генами. Однако вместе с этим и биологическая судьба человека изображается довольно-таки ярко и многообразно. Одни придерживаются мнения, что генетическая система человечества полно отражает результаты становления его как специфического биологического вида. Её устойчивость и безупречность настолько нерушимы, что она может существовать неограниченное количество лет в рамках обозримого будущего.

Другие, в свою очередь, говорят, что человек как биологический вид уже стремиться к своему концу. В силу этих обстоятельств, логично говорить о том, что человечество стремиться к увеличению жизни, тем самым преуспевая в медицине и избегая сурового воздействия естественного отбора, а также последствий неуклонных накапливающихся мутаций. Кроме этого, социальные бури и взрывы также служат подтверждением угасания человеческого рода.

Третьи, утверждают, что человек, являясь биологически молодым и незрелым, всё ещё сохраняет в себе генетическую информацию животных. А созданная социальная среда для его собственной жизни – это лишь результат деятельности уникальных его представителей, а не исторический умысел. Такие воззрения объясняются не только элитаризмом, но и теоретическим расизмом.

Обе эти доктрины берут своё начало в генетической природе человека и требуют исправления, в противном случае ближайшее будущее человечества под вопросом, поскольку ему грозит гибель из-за биологических факторов. Уберечь человечество от гибели сможет только генетика, которая способна взять в свои руки биологическую эволюцию. В контексте этих идей появляется обновлённая евгеника, которая без нашего дозволения и особого желания, всё равно высказывается в сторону осуществления целенаправленного контроля над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества.

Не учитывая многочисленные генетические возможности селекции, зарождаются некоторые нравственно-психологические вопросы. Один из основных состоит в том, что необходимо установить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и в целом, кто должен и имеет возможность решать вопрос о том, что именно желанно.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Генетические факторы гипертрофируются, а селекционные возможности, которые свойственны социал-биологизму и социал-дарвинизму, способствуют занижению в человеке социального начала. Человек – это одновременно природное и социально-природное существо. Природа предоставляет человеку в разы меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Логично указать ещё на одну неточность в указанных концепциях наряду с пренебрежением ими социальным моментом.

Рассуждая о биологических факторах, просто невозможно говорить только о генетических, стоит брать в расчёт и физиологические аспекты личностного развития. Именно те особенности, которые вызывают патологический эффект, потому как именно они могут повлиять на перемены в биологической составляющей человека, который, как говорилось ранее, может начать иначе воспринимать действительность и действующие на него социальные факторы.

Важное внимание нужно уделить тем теориям, которые признают значимость биологического фактора, и в то же время утверждают о возможности быстрого изменения человеческой природы в необходимое русло посредством воспитательных воздействий. Истории известны случаи, когда при помощи сильнейших социальных воздействий общественная психология менялась. Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы

Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы. Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты

Культурологическая штурмовщина  и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги

Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты. Культурологическая штурмовщина  и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги.

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека, сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек – это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

Социобиология и человек

Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека. Основоположник социобиологии Э. Уилсон. Социобиология пытается объяснить биологические основы эволюции человека.

Человек – существо социобиологическое. Проблема выделения сущности человека есть проблема разграничения животного и собственно человеческого. Социобиология занимает место на стыке этих двух групп наук. В применении к человеку социобиология – наука о социальной организации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и животных и механизмы генетической детерминации социального поведения человека. Задача социобиологии – создание «биограммы человека», т.е. максимально полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности, с тем чтобы объяснить эволюцию культуры и изменения на биоуровне. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции.

Социобиология изучает коэволюцию человека. Её основная идея заключается в том, что Homo sapiens есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением. У человека, как у любого другого вида жизни, не может быть целей, которые возникли бы вне его собственной биологической природы. Поэтому социобиология отрицательно отвечает на вопрос: может ли культура изменить поведение человека, приближая его к альтруистическому совершенству?

Генетика вместе с социобиологией изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма, т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под генетическую детерминацию попадает инцестовое торможение, конфликтов отцов и детей, война, территориальность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми и т.д. Стремление сохранить свой престиж и достоинство также врожденно.

Мышление преимущественно социокультурно, но интеллект обеспечивает, если можно так выразиться способность человеческих генов к выживанию. К. Лоренц указывает в теории этолологии (науки о поведении), что противоразумное возникает лишь в случае нарушения какого-либо инстинкта. А бихевиоризм утверждает, что поведением человека, как и животных, можно управлять, а разум лишь инструмент ориентации в мире. Но это вопрос дискуссионный в науке.

Особенности

С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:

  • является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
  • является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
  • формируется под влиянием социума (процесс социализации);
  • осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
  • осознает свои потребности, желания и цели;
  • стремится к самореализации;
  • самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
  • полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
  • занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Социализация в обществе

Когда человек «обрастает» социальными качествами, это означает, что происходит процесс социализации

Важно понимать, что даже те качества, которые присущи одному индивиду, являются результатом переосмысления культурных ценностей, которые уже есть в некотором обществе. Другими словами, это двойной процесс, который одновременно является выражением и воплощением внутренних качеств человека

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество – это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Группоцентрический уровень

На этом уровне человек определяет себя соответственно какой-либо из групп. Отношения строятся с учетом того, находятся ли люди в составе одной и той же группы.

Если другой человек принадлежит к конкретной группе, то является ценным, но не сам по себе, не как отдельная личность. Его ценность проявляется лишь в его принадлежности к группе, также решается в зависимости от принадлежности достоин ли он жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.

В случае, когда человек не состоит в этой группе, на него чувства и соответствующее отношение, не распространяются. Сторонники этого уровня могут делить людей на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Что такое социальный статус

Позиция человека по отношению к другим называется социальным статусом. Он зависит от ряда признаков. Каждое общество диктует свои критерии. Социальный статус наделяет человека властью, которую обеспечивает позиция в иерархической системе. Также роль индивида диктуется финансовыми накоплениями, размером имущества. Социальная группа предъявляет к нему требования, объясняющие его обязанности.

Объединяя характеристики, можно дать определение социального статуса. Это место в созданной в обществе иерархии, зависящее от выбранных им признаков, предписывающее исполнять обязанности и требовать соблюдения прав.

Биологическое и социальное в человеке

Человек — биосоциальное существо.

Биологическая сущность человека Социальная сущность человека
Условие, предпосылка существования человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

(материал из «Википедии»)

Основные отличия человека от животных

Животное Человек
1. Существование направляется только инстинктами. 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага.
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из». Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Различают следующие этапы социализации: начальный — семья, детские дошкольные учреждения; средний — школа; завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д. На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.

Источник

Естественнонаучное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза

Суть многогранной проблемы антропогенеза состоит в необходимости ответа на вопрос, каким образом биологический вид превращается в человека – социобиологическое существо, в инструмент самопознания Природы?

Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы.

Природные предпосылки антропосоциогенеза:

Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органичесекого (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическики) системами.

В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определятся рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включёнными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

Главная роль абиотических факторов в антропосоциогенезе состояла в том, что они, будучи мощным генератором мутационных процессов, средством интенсивной перекомбинации генофонда (слияние пар хромосом либо их выпадение, сальтация генов и др.), поставляли разнообразный элементарный эволюционный материал для естественного отбора, ускоряя происхождение новых видов животных.

Анализ абиотических предпосылок нужен для ответа на один из ключевых вопросов учения об антропосоциогенезе – вопроса о прародине человека.

Понять антропосоциогенез невозможно, без анализа эволюции высших биологических организмов, их анатомо-физиологического строения, которое послужило предпосылкой формирования определённой телесной организации человека, а следовательно, перехода к трудовой деятельности, формирования сознания. Современное материалистическое естествознание исходит из того, что человек естественным образом произошёл от высших представителей животного мира – человекообразных обезьян. Человек и обезьяна имеют столько много общих свойств, что это позволяет объединить их в один отряд приматов. Приматы – это высшие представители класса млекопитающих. В современной фауне насчитывается около 200 видов приматов среди более чем 4000 видов млекопитающих. Приматы обладают широким набором высших биологических качеств.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошёл от высших приматов – человекообразных обезьян путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Современная антропология располагает данными, позволяющими в общих чертах реконструировать эволюцию предка человека.

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека. 

 В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

Бессознательное – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
Массовое сознание – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
Самосознание – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. 
Самопознание – постижение собственных физических и психологических особенностей.
Самооценка –  носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
Поведение – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
Поступки – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

​​​​​​​

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них — австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация — у каждого она своя.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • потребность в социальном взаимодействии;
  • культурное и духовное развитие;
  • умение строить и создавать инструменты для труда;
  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.

Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться

Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе — здоровье всех его членов

Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
  • особая структура мозга и строение черепа;
  • умение прямо стоять и ходить;
  • отсутствие плотного шерстяного покрова;
  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector