Бессознательное: что это такое, примеры проявления, значение

С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях

В течение 30 дней, каждый вечер перед сном, и утром после пробуждения, удобно расположившись в кровати и полностью расслабившись, закрыв глаза, на выдохе, произносим фразу 30 раз: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях».

Произнося фразу, не сосредотачивайте на ней внимание.
Счет поможет вести мысленное загибание пальцев.
Не рекомендуется произносить фразу в активном бодрствующем состоянии. Пример: за рулем, на работе, за обедом.
Сопровождаем повторение фразы визуальными картинками исполнения желаемого, то есть максимально включаем воображение, мечтаем, как можно больше и чаще!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

Я скрупулезно выполнял инструкцию и действительно чудо произошло, но не через 30, а через 40 дней. Ко мне пришло осознание достаточно серьезной проблемы, которая находилась в зоне бессознательного. После осознания этой проблемы я понял, как работает данная техника и хочу поделиться своими размышлениями с Вами.

Бессознательное, из всего многообразия представленных в нем конструктов, выбирает самую значимую проблему.

Бессознательное настраивает познавательную сферу (восприятие, внимание, память и т.д.) на извлечение, из окружающей нас действительности, необходимой информации. Дело в том, что в этом мире присутствует всё, что нам необходимо (т.е. ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали

Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, “свернутом” виде

ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали. Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, “свернутом” виде.

Бессознательное начинает скрупулезно собирать эту информацию и укладывать в кластеры, структурировать. В данном случае необходимо отметить, что этот процесс происходит автоматически, т.е. не затрачивая никаких усилий.

В конечном итоге, когда вся необходимая информация собрана, наступает инсайт, озарение, пазл складывается, и информация представляется в нашем сознании в виде структурированного образа.

Однако, необходимо отметить, что на первоначальных этапах осознания, может ухудшиться настроение и вообще состояние, это связанно с тем, что бессознательное не очень хочет расставаться со своей концепцией мира, для него это может быть несколько болезненно, но затем новая информация встраивается в бессознательное и наступает принятие.опубликовано econet.ru

Автор Надеждин Сергей 

Иллюстрации Sofia Bonati

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами. 

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ 
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Причины бессознательного состояния

Потеря сознания возникает по различным причинам. Её могут вызвать: переутомление, переохлаждение, перегревание, недостаток кислорода в воздухе, сильная боль, глубокое эмоциональное потрясение, обезвоживание организма (например, вследствие тяжёлого поноса, рвоты), нервное напряжение и т. д. Повреждение мозга может возникнуть как в результате прямого воздействия — травмы головы, кровоизлияния, электротравмы, отравления (в том числе и алкоголем), так и непрямого воздействия — недостаточного притока крови из-за кровотечения, обморока, шока, сердечных заболеваний или же торможения центра, управляющего кровообращением и находящегося в продолговатом мозгу, в результате его ранения. Потеря сознания может быть вызвана также недостатком кислорода в крови при удушье, отравлениях, при нарушениях обмена веществ, например, при лихорадке, диабете. Мозг поражается также при воздействии тепла и холода — при тепловом ударе, замерзании.

Потеря сознания проявляется весьма широкой шкалой симптомов, начиная от шока, обморока и кончая состоянием клинической смерти. Часто потеря сознания является первым признаком серьёзного заболевания.

Кратковременная потеря сознания

Такая потеря сознания, в большинстве случаев, не несёт в себе опасность для жизни больного, проходит в промежуток времени от 1 сек. до 5 мин., без каких-то серьёзных последствий и врачебного вмешательства.

  • Обморок;
  • Эпилепсия;
  • Временное понижение уровня глюкозы в крови — гипогликемия у здорового человека;
  • Преходящие нарушения мозгового кровообращения, например, из-за недостатка кислорода в воздухе, переутомлении;
  • Сотрясение головного мозга.

Потеря сознания с тяжёлыми расстройствами жизненно важных функций

Такая потеря сознания грозит больному почти всегда серьёзными осложнениями и/или смертельном исходом, иногда даже в том случае, если реанимационные действия проведены вовремя и начато своевременное правильное лечение.

  • Обширное кровоизлияние в мозг (например, вследствие абсцесса, разного рода опухолей);
  • Остановка или угрожающие жизни нарушения сердечного ритма (например, вследствие инфаркта миокарда);
  • Разрыв аневризмы аорты;
  • Обширный инсульт;
  • Различные виды шока;
  • Тяжёлая черепно-мозговая травма;
  • Острые отравления организма;
  • Тромбоэмболия лёгочной артерии;
  • Повреждения жизненно-важных органов вследствие их травмы или ранения;
  • Обильная кровопотеря;
  • Диабетическая кома;
  • Разного рода асфиксия.

Усугубляющаяся потеря сознания

Такая потеря сознания часто возникает постепенно и неуклонно усугубляется по мере нарастания нарушений функций мозга.

Комы

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии.
Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Осознанность

Осознанность – единственный способ контролировать собственную жизнь. С её помощью можно изменить сценарий жизни. Как часто дети повторяют ошибки своих родителей, неосознанно копируя их модель поведения!

Осознанность может помочь:

  • прекратить есть по привычке, а только в случае голода, и, как следствие, похудеть,
  • прекратить бесперспективные, унижающие достоинство, отношения,
  • отказаться от вредных привычек.

Научиться жить осознанно – реальность. Можно изучить специальную литературу, использовать медитацию, аутогенные тренировки. Здравый смысл, логическое мышление и последовательность – лучшие помощники. Быстрее получить результаты помогут консультации психолога.

Итак, изменить свою судьбу возможно. Для этого требуется провести ревизию в «сознательном» и «бессознательном». Работа над собой – это обязательный ежедневный труд человека, желающего жить гармонично и счастливо.

Психологические теории и школы

Понятие бессознательного в психологии занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). Эту последовательность взглядов можно отразить в виде таблицы с кратким обзором трактовки бессознательного основными психологическими школами.

Школа
Ключевое понятие
Функция ключевого понятия
Терапевтическое воздействие
Бессознательное
Другое
Фрейда
Центральная роль

Бессознательное является источником энергии, совокупностью подавленных побуждений и генератором симптоматических реакций.
Необходимо внести в сознание подсознательные процессы, чтобы изменить Ид (Оно) и акцентировать внимание на Эго (Я).
Юнга
Центральная роль

Бессознательное является направляющей основой психики, вместилищем личных воспоминаний и образных структур «архетипов».
Необходимо провести процесс индивидуации, который включает развитие динамической связи между Эго и самостью. Это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием

Процессом индивидуации, по Юнгу, движет скрытая тенденция, исходящая из духовного центра индивидуации человека.
Бихевиоризма
Отрицание
Поведение
Поведение является основой личного опыта и источником предвидения и управления деятельностью.
Необходимо сформировать новые условные рефлексы с целью более адекватного или желаемого поведения.
Гуманистическая
Нейтральная роль
Самореализация
Самореализация является побудительным принципом деятельности и средством достижения личностной целостности.
Необходимо сформировать потенциал личности и обеспечить ей условия развития, усилить врожденные способности
Когнитивная
Нейтральная роль
Познание
Познание является главным проводником системы воззрений человека, которая определяет его опыт
Необходимо изменить деструктивные установки и взгляды человека, исследовать его воззрения.
Эриксона
Центральная роль

Бессознательное является хранилищем опыта человека, источником его возможностей и устранения симптомов.
Необходимо активизировать бессознательную энергию человека для решения внутренней проблемы.

Методы исследования

Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:

  • метод свободных ассоциаций,
  • метод анализа сновидений.

Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом. Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.

Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.

Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.

Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.

Историческая сводка

Первые мысли, касающиеся бессознательного, высказывал в своих трудах Платон (трактат “О познании и воспоминании”).

В 17 столетии Рене Декарт высказывал идею о том, что сознание и психика тождественны. Это стало основой для формирования представлений о том, что вне сознательного никаких психических процессов не может быть — существует только физиологическая функция мозга.

В начале 18 века Лейбниц в своем учении “Монадология” объяснял бессознательное, как форму душевных проявлений самого низшего порядка. Согласно Лейбницу, оно находится за гранью осознаваемых представлений, которые, подобно островками, возвышаются над бескрайними просторами темных восприятий.

Чисто материальное трактование первым пытался дать бессознательному английский ученый Д. Хартли. Он ассоциировал бессознательное с нервной системой.

Немецкие философы связывали бессознательное с интуицией, чувственным познанием.

В середине 19 ст. Гербарт высказал идею о том, что идеи, несовместимые между собой, конфликтуют. Более слабые отодвигаются за пределы сознания, но все равно оказывают на него влияние и сохраняют свои динамические свойства.

Читать далее: Самоутверждение — я есть, я достоин, я могу!

Работы Ж Шарко, других представителей французской психиатрической школы, дали объяснение бессознательного. Они считали его психической деятельностью, которая отличается от сознательной и не осознается самим человеком. Лебон писал о коллективном бессознательном, как о расовой базе, которая дает толчок всем человеческим проявлениям. Особенно, по мнению Лебона, велика роль бессознательного в возникновении массовых действий, которые приводят к серьезным социальным последствиям.

Зигмунд Фрейд рассматривал бессознательное вне парадигмы метафизики, мистики, естественно-научного натурализма. Он придал понятию статус самостоятельного предмета, достойного научного изучения и связал его смысл с типичным, повторяющимся и таким, которое можно объяснить. Психоанализ, родоначальником которого стал Фрейд, перевел акцент на бессознательное, как на часть психики, которую необходимо изучать и использовать для лечения.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

– моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

– умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

– перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого “странного” поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Мы живем внутри своих голов

Твоя психика — и есть твоя реальность. Объективные суждения, полученные органами чувств, — зрение, слух, обоняние — второстепенны, ведь только внутри нашей черепной коробки рождается мнение, что зелёная трава — хорошо, а чёрная — как-то не очень. Хорошо-плохо, добро-зло, красиво-некрасиво — всё это субъективные мышления, с объективным состоянием мира никак не связанные.

То есть, получается, ты сам — мерило всех вещей. Только через призму сознания (и подсознания) ты даёшь оценку всему вокруг себя. Так что, получается, нет ничего объективного в этом мире, а точнее — каждый живёт в собственном мире, и в собственной вселенной, и, причём, сам не знает правил своего же бытия, и сам же не умеет управлять собственным бытием.

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Замечание 1

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий
  • неосознаваемые побудители сознательных действий
  • «надсознательные» процессы

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже

Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Симптомы бессознательного состояния

Потеря сознания — это состояние, возникающие при поражении центра сознания — мозга. Находящиеся в бессознательном состоянии пострадавший лежит без движений (чаще всего горизонтально), не отвечает на вопросы, ничего не слышит, не воспринимает окружающее (полная дезориентация во времени и пространстве) и не осознает, что с ним происходит, болевая чувствительность резко снижена или отсутствует, мышцы резко расслаблены, вследствие чего часто при потере сознания происходит непроизвольное мочеиспускание, реже — дефекация, неврологические рефлексы могут не наблюдаться или быть резко снижены, могут иметь место судороги или подёргивания отдельных мышц. Глаза закатившиеся, зрачки расширены и имеется снижение их реакции на свет (в случае клинической смерти — отсутствие этой реакции). Иногда потеря сознания сопровождается резкой бледностью кожных покровов, до синюшности. Особенно это может быть заметно в области носогубного треугольника и под ногтями. Синюшность (цианоз) зависит от обеднения крови кислородом вследствие угнетения дыхательного центра и дыхательной недостаточности. В ряде случаев кожа больного может быть гиперемированной (покрасневшей), например при тепловом или солнечном ударе. Возможно появление на коже капелек пота. Артериальное давление в подавляющем большинстве случаев снижено.

Формы сознания

Сознание бывает индивидуальной и общественной (групповой) форм:

  1. Индивидуальная форма предполагает личное восприятие мира человеком. Он рассуждает сам, в одиночку, размышляет и делает выводы.
  2. Общественная форма предполагает, что человек объединяется своими мыслями и идеями с другими людьми, корректируя свое мышление, дополняя чужими взглядами или преобразовывая его под влиянием окружающих.

Общественное сознание представляет собой единую идею всех членов группы. Группа состоит из отдельных личностей, которые в нее входят. Однако не каждая группа является коллективом единомышленников. Можно просто пребывать в толпе и не быть ее участником, а можно входить в состав какой-то группы. Коллективное сознание основывается именно на группе, где каждый ее член мыслит подобно другим членам и регулирует свое мировоззрение и поведении с общественным мнением.

Индивидуальное сознание является частью общественного, поскольку каждая отдельная личность привносит в групповое мышление что-то свое, создавая единое целое. Однако общественное всегда влияет на то, как человек индивидуально мыслит. Оно нацелено на формирование определенного мышления, чтобы человек, даже находясь отдельно от группы, все равно оставался ее частью благодаря тому, что будет мыслить, как группа.

Групповое сознание делится еще на такие виды:

  • Массовидные явления, которые формируются на основе взаимоотношений между членами. Здесь создается психологический климат и общественное настроение.
  • Дидактогения – это изменение группового настроя под воздействием грубого поведения руководителя.
  • Паника – страх, охватывающий целую группу людей, из-за чего усиливается еще больше, чем больше людей включаются в нее.
  • Мода – это подражание людей друг другу, когда формируются единые стандарты жизни, которым должны соответствовать все.
  • Коллективное сознание – объединение людей с целью решения задачи коллектива. Каждый член занимается решением задач и получением опыта, предоставляя возможность всеми достигнутыми ресурсами пользоваться другим людям, которые в свою очередь делятся своими ресурсами с каждым членом.
  • Религия – вера, которой должен придерживаться человек. Способ управления взрослыми людьми, которые должны бояться некоего наказания в случае совершения неправильных поступков.
  • Наука – отрасль сознательного выявления неких знаний об окружающем мире, которые должны познавать другие люди, чтобы лучше с окружением контактировать.
  • Право – формирование правил, которых должны придерживаться люди, чтобы в государстве формировалось именно то общество, которое нужно правителям.
  • Идеология – это сродни религии, когда человек придерживается определенной концепции жизни.
  • Нравственность – моральные правила жизни, которые должен в себе развивать человек, чтобы переживать определенные ощущения и эмоции в конкретных ситуациях.
  • Искусство.

перейти наверх

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}.
Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

Мнение философов

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.

Определение

История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.

Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.

В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.

Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.

Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.

В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.

Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.

Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.

Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.

В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.

Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector