Автономия

Отрицание проблем в отношениях

Отрицание самого наличия проблем в отношениях, даже таких, как зависимость партнера – также частая причина, почему люди могут застрять в отношениях.

Они могут выгодно объяснять и оправдывать поступки партнера, цепляться за мимолётные «хорошие деньки» либо жесты любви. Они склонны и дальше верить, хотя их обманывали уже много раз.

Часто они отрицают и собственную боль, которая могла бы стать ресурсом для изменений и мотивом обратиться за помощью.

Дефицит психологической автономии

Автономия подразумевает быть эмоционально целостным, отдельным и независимым человеком. Отсутствие автономии не только препятствует отделению, но и задает для человека ещё более зависимый формат отношений с его партнером. Такой человек оказывается в ловушке противоречивых переживаний. С одной стороны, он(она) хочет независимости и свободы, а с другой – безопасности и стабильности, даже если эти отношения токсичны. Автономия не означает, что вам не нужны другие, она позволяет вам находиться в здоровой взаимозависимости с вашим окружением, без риска попасть в ловушку отношений.

Основные маркеры психологической автономии:

  1. Когда остаетесь одни, Вы не испытываете одиночество и опустошенность.
  2. У Вас есть свои друзья (без пересечений с партнером).
  3. Вы не принимаете всё близко к сердцу.
  4. Вы можете отказывать другим и обеспечивать себе больше личного пространства, если необходимо.
  5. Вы можете принимать самостоятельные решения.
  6. У Вас есть свои собственные мнения и ценности, и другим людям сложно что-то Вам навязать.
  7. Вы можете что-то делать самостоятельно и начинать новые дела.
  8. Вы не считаете, что несете ответственность за чужие поступки и чувства.

Недостаток личной автономии делает людей несчастными и мешает строить серьёзные отношения. Потому что они одновременно – и не могут уйти, и боятся сближаться. 

Они боятся попасть в ещё большую зависимость и полностью потерять себя. Они будут ублажать других людей, жертвовать своими потребностями, интересами и друзьями, накапливая всё больше недовольства и раздражения к своему партнеру.

Университетская автономия

В заключение рассмотрения вопроса о том, что это – автономия, кратко остановимся на таком понятии, как «автономия высшего учебного заведения». Университетская автономия является одним из важнейших прав классических университетов. Период ее возникновения совпал со временем создания в XI-XII веках университетов в Европе.

Первоначально в это понятие входила неподсудность персонала любым другим судам, помимо университетского. А также к корпоративным правам относились: выборы декана и проректора, самостоятельное пополнение членства в корпорации путем выборов новых профессоров. В XIX почти все эти права были утрачены, но оставались права «автономной науки», свободы преподавания, научных исследований.

Концепции личностной автономии

Необходимо разобраться в данном вопросе в связи с тем, что в современных подходах нарастает многообразие подходов в концептуальном пони мании автономии, но отсутствует единство в понимании проблемы личностной автономии. Так, Дж. Дворкин отмечает, что автономию приравнивают к свободе, самоуправлению, суверенитету, свободе воли, достоинству, целостности, индивидуальности, независимости, ответственности, самопознанию, самоуверенности, свободе от внешней причинности и т.д.1 Интересен его вывод о том, что «единственное, на чем сходятся разные авторы, это то, что ав-тономия — такое качество, которое желательно иметь» Однако и такое понимание автономии в качестве ценности может быть оспорено. Например, некоторые формы марксизма, структурализм, бихевиоризм не признают возможность, а, следовательно, необходимость автономии, по крайней мере, по отношению к личности.

Нарастание разнообразных подходов к проблеме личностной автономии в философии выражает кризисную ситуацию в современном теоретическом социогуманитарном познании, характерную еще для XX века, когда идея релятивности истин познания и самих основ мышления окончательно нашла себе дорогу в науку и философию, проявилась в формальной логике (теоремы Гёделя, взаимосвязь поверхностной и глубинной информации и т.д.), в психологии (теория бессознательного Фрейда, когнитивная психология и т.д.), а особенно — в физике (конвенциализм А. Пуанкаре, теория А. Эйнштейна, квантовая и релятивистская механики) и, наконец, в антропологии (культурный релятивизм М. Херсковица, культурно-исторические теории мышления).

Рассмотрим существующие современные концепции личностной автономии как духовной системной целостности, чтобы выяснить возможности синтеза социального, культурного и антропологического измерений в создаваемую теоретическую модель философского рассмотрения этого феномена. В той или иной мере затронем философско-методологическую, психологическую, культурологическую и социологическую концепции, чтобы выявить значимые моменты этих концепций для философского рассмотрения проблемы личностной автономии.

Философско-методологическая концепция Онтологический вариант концепции личностной автономии исходит из наличия у сознания личности собственного бытия. Сознание является бытием, реально существует, — вот исходный постулат онтологического подхода.

В отечественной литературе одним из первых предложил онтологиче-ский подход В.П. Тугаринов . В работе «Философия сознания» В.П. Тугаринов выступил против отождествления понятий «бытие» и «материя», из которого следовало, что у сознания нет своего собственного бытия. В.П. Тугаринов же трактовал сознание именно в виде формы (субъективного) бытия, т.е. формы бытия внутреннего, духовного мира человека.3 Смягчение им крайне жесткого дуалистического противопоставления бытия и сознания сыграло свою роль в философской «оттепели» 60-70-х годов.

«Бытийное сознание» в антропологическом, культурологическом и феноменологическом аспектах означает прорыв в сферу понимания личностного смысла, прорыв к абсолютному через хайдеггеровское «Dasein». При этом отказывают работать рациональные термины, категории, а вступают в дело «экзистенциалы», подходят некоторые метафоры.

Одна из таких метафор «расширение границ»: сознание личности — это возможность еще большего сознания и большей личности , стремление стать бытием в диалоге, быть живым (духовным) человеком в отличие от узкого человека или сужающегося по принципу «шагреневой кожи». Бытие сознания личности может рассматриваться и как субстанция. «В этой позиции, — отмечает А.Н. Книгин, — сознание принимается за суть всей реальности, т.е. за бытие как таковое, понимаемое философски, как идеальная субстанция, лишенная признаков физичности, телесности. Эта субстанция не пространственна, не временна в смысле конечного времени».1 Такая установка проявляется в религиозном мировоззрении.2

В гносеологическом варианте философско-методологической личностной автономии сознание отождествляется с познанием. Самую решительную поставку гносеологического вопроса применительно к сознанию мы видим у Р. Декарта, который первым зафиксировал абсолютную автономии личности как мыслящей субстанции. Первой формой постановки вопроса стал дуализм мыслящей и протяженной субстанций. В разделении субстанций заключается стремление обеспечить истинность в познании методом кардинального скептицизма. По Декарту, сознание есть мышление, мыслящее самое себя, самосознание с рефлексивной когитальной установкой

«Докладываю. Накидался каши»

Эту фразу пишет в чате мой проводник в мире автономов Кудеяръ. Его тут же осуждают товарищи, но велят не сдаваться: провести пару чисток на соках или чесноке, а потом можно и на сухой голод.

В чате постоянно звучит фамилия Зылевич. У меня сразу получается с ней созвониться. Сейчас Анастасия в Тбилиси.

«Я могу раз в три дня поесть. Тело сразу разбухает», — жалуется она.

Сон оставался в ее жизни не каждый день. Сейчас Анастасия снова «в периоде срывов» — она подъедает и подсыпает.

Грузинское солнце подарило ей еще одно осознание: нужно убрать из жизни деньги. Зылевич утверждает, что подарила подруге свою банковскую карту и теперь намерена жить без дома. Зачем жилье, если не нужно есть, спать и мыться (по заверениям Анастасии, когда не ешь, тело «не воняет»).

Когда гуру автономии говорит со мной, ее голос звучит ровно и спокойно:

Анастасия родилась и выросла в Красноярске, работала психологом. Увлеклась идеями психоаналитика Жака Лакана (говорит, в его учении содержатся истоки автономии).

Анастасия Зылевич пришла к сыроедению и малоедению из-за ревматоидного полиартрита. Сторонники традиционной медицины говорили, что болезнь неизлечима, и женщина начала искать ответы в интернете. Она прочла «самую передовую информацию» и уверилась, что поможет голод.

Анастасия планирует родить и считает, что дети смогут стать автономами с самого рождения.

«Голодание — это самоограничение. Автономия — это практика работы с энергией. Человек, когда спит, чаще вшторивается (это фирменное слово Анастасии), то есть, стимулирует себя едой. А когда перестает спать, еда с водой, естественно, отваливаются. Это абсолютно другое!» — повышая голос, доказывает мне Анастасия.

Она говорит, что ничего не пропагандирует и никого не призывает следовать ее примеру, но автономия — «естественное состояние для любого человека». Она утверждает, что готова провести эксперимент и ищет людей, которые следовали бы за ней с камерой целые сутки.

Автономное пребывание человека в природной среде

Одной из характерных черт техногенной цивилизации

являетсяотчуждение человека от природы , а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя отпогодных условий . Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека созданаискусственная среда обитания . Поэтому, человек, попавший вестественную природную среду , может находиться вопасности из-за того, что он лишен всехблаг цивилизации . Об этом мы и поговорим.

Автономным существованиемчеловека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях . Начнём с того, что такоесуществование может бытьдобровольным иливынужденным.Добровольное автономное существование в природной среде – это ситуация, когдачеловек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут бытьпикник илипоход . Если жечеловек , по независящим от него обстоятельствам оказалсяотрезан от цивилизации , то этовынужденное автономное существование в природной среде.

Автономное существование человека в природной среде

Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу

Важно понимать, что если выдобровольно попали вприродную среду , то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили

Если же вы попали вприродную среду не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобывыйти к людям ,сохранить жизнь и здоровье .

Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника

при хорошей погоде в течение двух-трёх часов. Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить вприродных условиях хотя бы один день, необходимоуметь обеспечить себя пищей и водой , не говоря уже о том, чтобыприготовиться к ночлегу . Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужноизучить местность , на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемыепогодные условия и только в соответствии с этим составитьсписок необходимых вещей .

Если же ваше пребывание в естественной среде

вынуждено, то, в первую очередь, нужноуспокоиться и реальнооценить обстановку . Как вам уже говорили сотни раз,паника ни к чему хорошему не приведёт и только усугубит ситуацию. Поэтому нужноуспокоиться , не падать духом и составить, хотя бы примерныйплан действий , исходя из сложившейся ситуации.

Автономное существование человека в природной среде

Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта

, а уже вечереет, то ясно, что вам придётсяготовиться к ночлегу . Значит, нужно найти более или менеебезопасное место , по возможностирядом с водоёмом . Кроме того, важнейшей задачей являетсяопределение направления , в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важныхвыводов . Оказавшись вприродной среде , человек может достаточно долго сохранять своисилы , очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведётавтономное пребывание человека в природной среде, зависит от егоспособности обеспечивать свои жизненные потребности в определённые сроки. Поэтому, в той или иной степени каждыйчеловек должен бытьподготовлен к существованию в природных условиях .

Полезные советы

В качестве советов в такой ситуации специалистами по выживанию предлагаются следующие:

  1. Прежде всего, при возникновении панического настроения необходимо заставить себя успокоиться и заняться оценкой обстановки.
  2. Далее нужно определить, какие факторы являются наиболее опасными для жизни и здоровья.
  3. Следует сделать попытку найти из создавшейся ситуации наиболее оптимальные пути выхода.
  4. Далее нужно постараться определиться с местонахождением и оценить собственные возможности с учетом имеющихся условий.
  5. Необходимо принять решение – ждать помощи на месте или же отправиться к людям.
  6. После принятия решения необходимо приступить к его выполнению. При этом нужно рационально распределять силы, ставить перед собой посильные задачи в продолжение определенных временных промежутков.
  7. Встретившись с неожиданными препятствиями, не стоит спешить, нужно постараться найти такой способ их преодоления, который является наименее рискованным.

На протяжении всего периода вынужденной автономии нужно стремиться не впасть в панику, а напротив, победить страх, установить контроль над эмоциями и действиями. Необходимо помнить, что у того человека, который может сохранить самообладание, больше шансов на успешный выход из экстремальной ситуации.

Независимое пребывание в природе

Существует два вида независимого существования человека в природных условиях, это добровольное и вынужденное. Чем они отличаются друг от друга? Это отличие состоит в следующем:

  • Добровольная автономия представляет собой ситуацию, когда один или несколько человек, составляющих группу, по своей воле, имея перед собой цель, на определенный период времени переходят на независимое от окружающих пребывание в природных условиях.
  • Вынужденной автономией является такая ситуация, в которой люди по воле случая, в силу обстоятельств, от них никак не зависящих, а не по собственному желанию попадают в природную среду. При этом они вынуждены обеспечивать свои жизненные потребности, не имея под рукой привычных средств, без посторонней помощи. Их целью являются выживание и возвращение к людям.

Как представляется, данный случай рассматриваемого в нашей статье понятия является особенно интересным, поэтому поговорим о нем подробнее.

Работа мышц

Во время приспособления к внешним воздействиям, некоторые мышцы могут напрягаться, другие же, наоборот, расслабляются. Лучше всего когда между такими состояниями поддерживается баланс. При этом отмечается, что на формирование характера существенно влияет то, как родители взаимодействуют с ребенком.

Чтобы чадо могло быть «собой истинным» воспитание и социальное окружение должны быть адекватными. Так ребенок сможет развивать свои навыки, демонстрировать какое-то стремление и быть здоровым. Когда в процессе взросления происходят проблемы с освоением, тогда человек «застревает» на этих переживаниях. Таким образом, даже взрослея, человек не будет выражать свои действия и чувства. Подобное приводит к нарушению развития личности и проблемам в отношениях.

Созависимость возникает, если ребенку не удалось пройти стадии развития психологической автономии. Если же данный путь пройден, можно говорить о независимости личности.

Какие риски

Конечно, есть риски — по-другому и быть не может. Однажды в дверь постучат и спросят: «Как ты распорядился полученным шансом, на что обменял свою свободу?» Дело в том, что даже открывшиеся перспективы не гарантируют положительных результатов. Более того, вместе с ними открывается и перспектива оглушительного поражения. Опять же, такое поражение в игре под названием «жизнь» будет куда масштабнее, чем у человека, ведущего системный образ жизни.

Обычный человек, засунувший своё «я» куда поглубже, ходит на работу и не ноет. Имеет какие-то пенсионные отчисления, и если доживёт — будет иметь хоть и нищенскую, но всё-таки гарантированную пенсию. Ты, такой бравый в молодости, ни дня официально не проработавший, не сможешь рассчитывать даже на это. У обычного человека, обожающего брать в кредит новый телефон, есть какая-то кредитная история, и в случае крайнего ахтунга он сможет быстро раздобыть деньги, а вот у тебя, внесистемного, возникнут проблемы.

Кроме этого, чем радикальнее твоя внесистемность, тем с большим количеством всеобщего непонимания ты столкнёшься. Возможно, даже с всеобщим осуждением, причём зачастую незаслуженным. Ничего не поделать, «белых ворон» не любят ни в одном обществе, ведь они противопоставляют себя этому обществу. На это абсолютно наплевать, пока ты молод. Порой даже напротив — такое всеобщее неодобрение может мотивировать, оно подхлёстывает к ещё более решительным действиям. Однако если ты не добьешься результатов к зрелому возрасту, внутренние сомнения попытаются взять реванш — они начнут ломать тебя.

Философия

Автономия в философии — принцип самостоятельности бытия, который направлялся совестью и собственным разумом (Кант); способность личности в качестве морального субъекта к самоопределению на основании собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта — то есть принятию «извне» норм поведения  — без обоснования их необходимости собственным мышлением.

Необходимость автономии осознана ещё в греческой философии Сократом и Демокритом. Автономия, как всеобщий принцип поведения, провозглашена Лютером, который выступал против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии этически была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери, а в последовательной теоретически форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия дает возможность, сохраняя добродетель и человеческое достоинство, быть свободным от произвольности социальных установлений, моды, диктата власти, мнения других и не терять перед лицом жизненных опасностей и трудностей самообладания.

Бессознательный страх

Глубинными и бессознательными причинами оставаться в ловушке таких отношений часто становится страх брошенности и/или одиночества, а также желание его избежать. Находясь в длительных отношениях, люди редко сохраняют свои личные занятия и увлечения, не поддерживают знакомства за пределами общего круга общения пары. Раньше эти потребности удовлетворяла так называемая «расширенная семья».

У женщин часто есть подруги, которым можно довериться больше, чем родителям. В тоже время, мужчины традиционно сосредотачиваются на работе, игнорируя свои эмоциональные потребности, и полагаются исключительно на поддержку жены. Тем не менее, и мужчины и женщины слишком уж часто пренебрегают своими личными интересами. Созависимые женщины перестают общаться со своими друзьями, отказываются от своих занятий и увлечений, перенимая привычки и хобби своего партнера. Совокупный эффект от всех этих факторов усиливает страх одиночества и изоляции, когда они начинают задумываться о возможном разрыве и самостоятельной жизни.

Когда люди состоят в браке долгие годы их личности, а также роли и роли «мужа» и «жены» сужаются до понятий «добытчика» и «домохозяйки». А одиночество после развода переживается как чувство потерянности.  И возникает кризис идентичности. Большое значение может иметь отделение одного из родителей от ребенка, если воспитание являлось основным источником поддержания его самооценки и жизненных смыслов.

Некоторые люди никогда не жили одни. Они уехали из родительского дома или оставили общежитие учебного заведения и сразу начали жить с партнером или даже вступили в брак. Такие отношения помоги им отделиться от родителей физически. Но в то же время, они так и не прошли этап психологической сепарации от родителей и не стали самостоятельными взрослыми. И становятся привязанными к своему партнеру также, как когда-то к родителям. Столкновение с разводом или разрывом отношений актуализирует все те незавершённые задачи развития, которые необходимо пройти для становления зрелой личности.

Переживания, вызванные уходом от супруга и детей, могут быть повторением того страха и чувства вины, которые были при уходе от родителей. Но тогда их удалось быстро избежать, переключившись на новые отношения.

Зашкаливающее чувство вины при выходе из токсических отношений связано и с тем, что родители такого партнера эмоционально не поддерживали его в сепарации.

Хотя и негативное влияние развода на детей в большинстве случаев вполне реально, но такое чувство тревоги может быть вызвано и проективным страхом за самого себя. И ещё более усугубляться, если партнер сам пострадал в детстве от развода его родителей.

Что такое опасная или экстремальная ситуация.

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Автономия, гетерономия и эволюция правил

Согласно точке зрения Пиаже, понятие «правила» развивается в соответствии с развитием моральный. Правило состоит в том, что мандат, в принципе, направлен на реализацию позитивного поведения человека и / или группы людей. Это более законно (универсально), когда оно направлено на то, чтобы избегать конфликтов, способствовать росту, уважению и, прежде всего, справедливости. Это уточнение действительно, чтобы отличать их от разрушительных правил.

То, что существует в принципе, является «правилом мотор «. Это характеризуется тем, что он просто следует некоторым основным инструкциям. Взрослый вмешивается напрямую или физически для достижения этой цели. Пример этого — когда ребенок идет в опасное место, а взрослый вмешивается, чтобы предотвратить это..

Далее, по словам Пиаже, «правило принуждения». Соответствует первым годам детства. На этом этапе ребенок следует норме просто потому, что он навязан взрослым. Это не проходит через его ум, чтобы подвергнуть сомнению это, так как практически то, что диктует взрослый в области морали, имеет сакральный характер. Для ребенка нарушение правила, каким бы абсурдным оно ни было, представляет собой ошибку, за которой должно следовать наказание. Соответствует стадии гетерономии.

Затем появляется «рациональное правило». Это диктуется не другим, а индивидуумом по согласованию с другими. В этом случае есть осознание ценности выполняемой нормы. Если правило или норма иррациональны, индивид может не выполнить ее, потому что она действует автономно, а не в качестве власти. Послушание больше не безоговорочно.

Выход – не всегда разрыв

Выход из сложной ситуации не всегда требует ухода или разрыва отношений. Чувство свободы – это прежде всего внутренняя работа. Необходимо развивать собственную систему поддержки и становиться более независимым и уверенным. Присвоить и принять свою ответственность за свое же счастье, развивая свои увлечения вместо того, чтобы замыкаться на отношениях и своем партнере.

Возможно, Вам потребуется помощь психолога, чтобы сформулировать свой запрос и осознать потребность в необходимых изменениях. Разрыв отношений – это всегда радикальные изменения, но и часто необходимые

Но не менее важно освоить навык оставаться в отношениях и договариваться о личных границах, таким образом повышая чувство собственной безопасности и ценности

Аварийные ситуации в природе, автономное существование, меры предупреждения, необходимые навыки и умения человека, комплектация НАЗ.

Эти активные целесообразные действия заключаются:

В преодолении психологических стрессов. Проявлении изобретательности и находчивости. Эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов природной среды?

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования. Тем строже должны выполняться правила поведения. Тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека:

Режим поведения. Способы добывания воды и пищи. Особенности строительства убежищ. Характер заболеваний и меры их предупреждения. Возможность передвижения по местности. И т. д.

Воли. Решительности. Собранности. Изобретательности. Физической подготовки. Выносливости.

Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания. Основой выживания человека в природе является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях. Что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Причинами этих случаев могут быть:

Стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия. Аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа). Неумение ориентироваться на местности. Невнимательность. Излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector