Анимизм

О природе

Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Происхождение анимизма

Историки верят, что анимизм неотъемлем от духовной природы человека и что он проявлялся ещё у человекоподобных обезьян в эпоху палеолита.

Духовную природу человека пытались определить и философы, и религиозные деятели.

Около 400 г. до н. э. древнегреческий философ и математик Пифагор говорил о связи между душой каждого человека и божественной душой. Он верил, что у людей и неодушевлённых объектов есть общая душа.

Считается, что Пифагор почерпнул эти идеи у древних египтян. У тех глубокое почитание жизни в природных явлениях, а также персонификация смерти и идея о смерти как новом начале говорили о твёрдой идее анимизма.

Древнегреческий философ Аристотель в своём сочинении «О душе» (350 г. до н. э.) определил живые вещи как те, у которых есть душа.

Идея anima mundi или природной души мира была придумана этими древнегреческими учёными. Согласно ей у Вселенной есть душа, которая присутствует во всех предметах и живых организмах.

Поэтому они все взаимосвязаны, точно также как душа и тело человека. И Вселенная управляется духовными законами, а не законами механики.

Идея души мира была предметом изучения многих философов и учёных вплоть до 19 века, пока она не была чётко определена. И хотя многие философы пытались обозначить связь между миром природы и сверхъестественным миром, термин «анимизм», как мы его понимаем сейчас, возник лишь в 1871 г.

Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) использовал его в своей книге «Первобытная культура» для определения древних религиозных практик.

Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор

Примеры Анимизма

Тотемизм рассматривается как подкатегория анимизма. Точно так же фетишизм – это приписывание силы объекту, например, в магии вуду. Практикующие вуду служат духам и имеют дело со скрытым миром тайн, призраков, невидимок и ангелов.

Шаманизм также рассматривается как подкатегория анимизма. Исследователи утверждают, что шаманы общаются с духовным миром и входят в него, погружаясь в транс. Они верят, что чтобы вылечить болезнь в теле, им нужно сначала исцелить душу. Опытные шаманы «общаются» с доброжелательными духами, в то время как менее искусные, или черные шаманы, часто полагаются на помощь злых божеств.

Шаманизм

Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны:

  • Принесение удачи на охоте.
  • Исцеление больного.
  • Помощь племени в сложной ситуации.
  • Предсказание грядущего.

Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи.

Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали.

About

Animista is a place where you can play with a collection of pre-made CSS animations, tweak them and get only those you will actually use.

Animista started out as a small side-project of mine. As I was increasingly using CSS animations, I thought it would come in handy to have them organised in a meaningful and accessible way so that they can be easily reused on different projects.

The idea was to create a playground of a sorts where a collection of pre-made animations could be tested and tweaked before actually using them. Seeing how various options like easing, delay, duration and others affect the animation proved to be very useful. And basically that is how Animista was born.

I have been using Animista for a while now and I hope some of you will find it useful as well. It is still very much a work in progress and hopefully it will evolve over the time 🙂

Huge thanks to @sergej108 for helping me out with the JS part and for supporting and encouraging me to publish this project. Animista wouldn’t be possible without him.

Современная точка зрения

В 1960 году антрополог А. Ирвинг Хэллоуэлл опубликовал свое эссе «Онтология, поведение и мировоззрение оджибве» (оджибве – индейский народ, ныне расселённый в резервациях США – прим. ред) . Автор провозгласил, что оджибве в Северной Америке приписывают такие качества человека, как чувствительность, умение общаться и личный выбор, таким вещам, как погода, кухонная посуда, камни и т. д.

Антрополог Нурит Берд-Дэвид находилась под влиянием работы Хэллоуэлла. В 1999 году она опубликовала статью, основанную на предпосылке Хэллоуэлла, и добавила, что, возможно, душа человека не жесткая и не привязана к конкретному индивиду. Автор далее утверждает, что душа определяется ее отношениями с ближними и с окружающей средой.

В 2005 году антрополог Грэм Харви опубликовал свою книгу «Анимизм: уважение к живому миру» и высказал оригинальное мнение, что не все люди являются людьми. Он также определил анимизм с точки зрения отношений между вещами.

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм, характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Значение и происхождение анимизма

Слово «анимизм» происходит от латинского anima – «душа» и animus – «дух», и означает характерное для первобытных племенных общин представление о существовании духов или душ у предметов, одушевление природных явлений, животных, предметов. Эти идеи присутствуют во всех известных религиях.

Анимизм считается одной из ранних форм религии, ведь предположение о существовании духов и души встречается во всех культурах человечества.

Некоторые ученые полагают, что до анимизма главенствовала такая форма верования, как аниматизм (от латинского animates – «одушевленный») – вера не в отдельных духов, а в одушевленность всей природы. Поклонение духам и сегодня является важным элементом культур многих народов.

Так, в различных племенах Индии верят в духов, населяющих леса, водоемы, горы. Духи могут быть как благосклонными к человеку, так и недружелюбными. И поныне существует культ предков, вобравший в себя ярко выраженные идеи анимизма.

Для него характерно поклонение душам умерших старших родственников. Духов предков почитают, полагается, что они покровительствуют потомкам.

Тотемизм

Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.
 
Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.
 
Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:
— запрет на убийство тотемного животного;
— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.
 

Литература

Справочники

  • Анимизм / Б. И. Шаревская // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
  • Анимизм // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 25. — 840 с.
  • Анимизм / О. Б. Христофорова // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 754. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • Анимизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Красников А. Н. Анимизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Монографии

Тайлор Э. Первобытная культура / пер. с англ.. — 1871.

Анимизм как синоним этнической религии

Основная статья : Этническая религия

— Джек Д. Форбс , историк коренных народов Америки

Сегодня термин «анимизм» используется в разговорной речи, особенно в связи с богословскими сочинениями, как синонимичный термин для незаписанных этнических религий. Однако большинство авторов, использующих этот термин таким образом, отвергают теорию анимизма Тайлора. Поэтому в большинстве случаев они ставят перед своей работой собственное определение своего анимизма. Например, евангелический богослов Райнер Ной или евангелический религиозный антрополог Лотар Кезер .

Светские этнологи, с другой стороны, также критически относятся к этому использованию, поскольку анимизм — это только один аспект этнических (и других) религий, и обобщение может привести к недоразумениям. Кроме того, анимизм в равной степени рассматривается как религиозный аспект, как набор правил построения социокультур, а также как мифическое объяснение мира в каждой культуре, отличной от других. Более того, он может быть истолкован со ссылкой на устаревшую как реликвию. эволюционных перспектив. Следовательно, « формация -изм » может привести к неправильной ассоциации с фактически несуществующим единообразием.

Этот термин до сих пор довольно часто используется для обозначения этнических религий народов Северной и Центральной Азии ( например, сибирский анимизм ) .

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм — историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, фетишизм, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли сверхъестественными способностями и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Зарождение религии

Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших – божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы – грозами, снегопадами, ураганами, ливнями – и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух. Так, есть дух ветра, дух солнца, дух земли и так далее. Чтобы задобрить этих невидимых, но всесильных существ, люди стали совершать различные ритуалы, приносить им жертвы. Именно так и появились первые религиозные представления.

Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик.

Итак, первые религиозные верования – анимизм, тотемизм, фетишизм – появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали.

Самые древние формы религиозных верований принято называть проторелигиями, то есть примитивными, упрощенными формами религиозных представлений, свойственных нашим далеким предкам. Именно они и стали основой, благодаря которым развилось язычество, а позднее – три ведущие мировые религии.

Анимисты

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 февраля 2021 года

От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты

. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий; также анимизм относительно влиятелен в Азии, в частности синто — развитая форма анимизма (японского).

На территории России, в большинстве, к анимистам относятся:

  • нанайцы, живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
  • негидальцы, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
  • орочи, Дальний восток, Хабаровский край;
  • саамы , Кольский полуостров;
  • тофалары, к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
  • удегейцы, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
  • ульчи, Ульчинский район Дальнего Востока;
  • хакасы, Республика Хакасия;
  • ханты (остяки), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа;
  • шорцы, живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
  • эвенки (тунгусы), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
  • юкагиры живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
  • якуты, Якутия;
  • буряты (частично, большинство бурят придерживаются Буддизма) Бурятия, район озера Байкал;
  • кеты, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
  • коряки, Камчатский край, полуостров Камчатский;
  • манси (вогулы,), Ханты-Мансийский автономный округ.
  • ненцы, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
  • нивхи, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Анимизм скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм.

Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Анимизм индийских аборигенов

Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %.

Анимизм

Впервые понятие «анимизм» появилось в научных трудах в 1708 году, когда известный германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
 
Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.  
 
Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.  
 

Как бороться с анимизмом в подростковом возрасте

Ваше отрицание анимизма может только усугубить ситуацию, и вызвать в ребёнке очередной внутренний протест, поэтому, постарайтесь пойти на компромисс – если ребенок утверждает, что мишка будет сидеть с ним за столом потому, что хочет кушать, вы можете сказать ребёнку, что тот обязательно покормит мишку, но позже, так как за столом сидят люди, а не животные.

Если же вы видите, что все ваши усилия не приносят ожидаемых результатов – обратитесь за помощью к психологу. Если тот определит, что затяжной детский анимизм — это не следствие психологической травмы, а отклонение в развитии, то он порекомендует вам дальнейшую консультацию у невропатолога и психиатра.

Как показывает практика, детский анимизм, в случае правильного родительского подхода, можно успешно пережить вместе с ребёнком, и даже извлечь из этого ожившего мира игрушек и придуманных друзей педагогическую пользу.

Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.

Анимизм — интересные факты

Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Анимизм

Рекомендуемые статьи:

  • ПАРАДОКС — что это. Примеры парадоксов в науке и жизни
  • ДИАЛЕКТИКА. Законы, принципы и альтернативы диалектики
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ личности — что это. Типы идентичности
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — что это простыми словами. Идентификация в психологии
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — направления и задачи

По материалам — womanadvice.ru

ВоркЗилла — удаленная работа для всех
Etxt — платят за написание текстов
Unu — биржа комментариев и микрозадач
Вктаргет — заработок в соцсетях

Анимистический образ жизни

Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.

Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.

Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?

С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?

Многодушие

Уже узнав, что анимизм – это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины – семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии — это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет чувства и эмоции. Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Фетишизм

 

Фетишизм — вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов

В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам — как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.
 
У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами

С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было — когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию. 
 
В большинстве современных религий, да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам — это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом. 
 

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки — это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях

Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector