Амбивалентность: проявление, причины, лечение

Амбивалентность в отношениях

Человек – сложное существо, по определению. Чаще всего чувства, которые испытывает человек к другому, несогласованны и двояки. Это амбивалентность чувств в отношениях. Как говорится, люблю и ненавижу.

Амбивалентность в отношениях – состояние психики, при котором любая эмоциональная установка имеет противоположность. Человек испытывает смешанные антагонистические чувства по отношению к другому индивидууму.

Можно привести следующие примеры амбивалентности чувств:

  1. Супруга любит и ненавидит одновременно своего мужа из-за ревности.
  2. Женщина любит своего ребенка, но чувствует раздражение из-за сильной усталости.
  3. У ребенка имеется желание быть ближе к родителям, но в сочетании с мечтой о том, чтобы они перестали вмешиваться в жизнь.
  4. Девушка испытывает любовь и нежность и другие чувства со знаком «+» к своему молодому человеку. Однако близкое окружение пары провоцирует у девушки раздражение, ненависть к нему. Возможно, появится и желание разорвать отношения.

Амбивалентность отношений может и помогать, и мешать субъекту одновременно. Двойственность зарождается как противоречие между уже устоявшимися чувствами к другому существу (человеку, явлению, предмету, работе). Однако с другой стороны, амбивалентность проявляется кратковременными эмоциями. В этом случае двойственность – это норма.

Амбивалентность в отношениях

Амбивалентность в отношениях встречается часто. Вспомните хотя бы распространенную фразу о том, что от ненависти до любви один шаг. «Люблю и ненавижу» — наверняка вы слышали (и не один раз) эти слова. Для наглядности приведем примеры:

  • Жена любит мужа. Но испытывает массу негативных эмоций из-за сильной ревности.
  • Женщина обожает своего сына или дочь. Но от усталости ей порой хочется вылить на них все свое раздражение, злость, обиду.
  • Ребенок любит родителей, старается проводить с ними как можно больше времени. Но в этот же момент мечтает о том, чтобы они не вмешивались в его жизнь.
  • Девушка любит избранника. Но ее раздражают некоторые его качества. Да и близкие друзья провоцируют пересмотреть отношения.

Если амбивалентность эмоций в отношениях появляется на короткий промежуток времени, волноваться не стоит. Кратковременные эмоции не принесут вреда. В противном же случае можно судить о серьезных расстройствах психики.

Амбивалентность в привязанности

В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.

Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).

Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.

Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.

При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии

Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей

[], [], [], [], []

3 Причины возникновения

Сама природа человека двойственна, как и окружающий мир. Для всего существует противоположность: белое и черное, верх и низ, жара и холод. Суть проблемы не в том, что в людях уживаются противоположности, а в наложении противоречивых эмоций друг на друга и их противоборстве.

Нерешительность, низкая самооценка и инфантилизм ведут к проявлению противоречивых состояний. Причина кроется в неспособности делать выбор и принимать решения. Она заложена в подсознании, и человек не всегда это понимает. Однажды совершив ошибку, он боится потерпеть неудачу. Возникает внутренний конфликт: «хочу иметь — не могу иметь», «хочу сделать — не могу сделать».

Другая причина — страхи, большинство которых необоснованны. Страх перед ответственностью, закрепляющий чувство неуверенности в себе. Страх одиночества, часто побуждающий человека жить с партнером, который не соответствует ожиданиям. Разочарование и длительное пребывание в стрессовой ситуации становятся причиной переживаний, возникновения внутренних противоречий.

Амбивалентность — что это

Слово «амбивалентность» пришло из латинского языка: ambi — двойное, двойственное, с обеих сторон; valentia — сила. Означает противоречивое отношение к объекту. Эти чувства и установки выражаются в одинаковой яркой степени.

Но при этом важно, чтобы именно один и тот же неделимый фактор вызывал двойственное отношение (противоположные чувства), а не разные аспекты одного объекта. Например, вам может не нравиться ваша работа из-за ее напряженности, но нравится из-за высокой оплаты

Тут нет амбивалетноости.

А вот если вы, например, жуете бутерброд и его вкус у вас вызывает и наслаждение, и отвращение одновременно, то это и есть амбивалентность

Термин был введен в ХХ веке швейцарским психоаналитиком Э.Блейлером. Им был описан когнитивный (что это значит?), эмоционально-волевой феномен людей, которые страдали шизофренией с раздвоением личности.

По Блейлеру амбивалентность в психологии – это 3 вида ощущений:

  1. Эмоциональные. Когда отношение к объекту объединяет как положительные, так и негативные чувства.
  2. Волевые. Характеризуется колебанием между диаметрально противоположными решениями. Часто из-за того, что сложно определиться, не принимается ни одно из них. У человека двойственная реакция и модель поведения.
  3. Интеллектуальные. Присущи мысли относительно какого-то объекта, которые противоречат друг другу (плюрализм мнений в одной голове).

Фрейд также изучал этот психологический процесс, и считал его абсолютно нормальным показателем.

Амбивалентность по Фрейду – это естественное состояние человека, обозначающее инфантильность (что это такое?) эмоций, которую каждый из нас сохранил из детства.

Не удивительно, что объясняет он это на примере родителей и раннего возраста, как и большинство своих теорий. Дети испытывают сильную привязанность к маме. Но часто злятся и чувствую агрессию, когда мама что-то запрещает, не обращает на ребенка такого желаемого внимания.

Социолог Р.К.Мертон интерпретировал амбивалентность как конфликт внутри личности, который часто связан с обществом и ролью в нём.

Он выделял такие возможные причины и ситуации возникновения амбивалентного поведения:

  1. нахождение в разных слоях общества с отличающимися позициями в жизни (рабочий коллектив, друзья, родственники);
  2. исполнение разных социальных ролей (в офисе – суровый руководитель, дома – любящая жена и мать);
  3. иммигранты, прибывшие из мест с другими устоями;
  4. несоответствие между собственными ценностями и теми, которые навязывают в обществе.

Сегодня это понятие используют как и в социально-гуманитарных науках, так и повседневной жизни.

Обозначает амбивалентность противоречивость, двойственные чувства и неоднозначность по отношению к человеку или какому-то действию.

Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность возникает, когда на уровне инстинктов, сознательных желаний, обстоятельств ситуации и устоев в обществе возникают противоречия. Человек вынужден сохранять то, чего нет, при этом постоянно испытывать то, что в нем периодически вызывается.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии — это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности

Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.

Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Что такое амбивалентность в психологии?

Понятие амбивалентность — это в психологии двойственное отношение к чему-то или к кому-то, два противоположных чувства. Человек или вещь становится причиной противоположных намерений, мыслей и эмоций у одной личности.

Амбивалентные чувства, овладевшие человеком, проявляются странным образом для окружающих

Его настроение резко меняется, спокойствие превращается в истерику и агрессию, осторожность сменяется безрассудной храбростью и наоборот. Такое двойственное поведение приводит к состоянию стресса, дискомфорта, служит причиной панических атак и неврозов

Примеров такого поведения довольно много. Чаще всего это проявляется при увлечении человеком противоположного пола, влюблённостью или ревностью. В такой ипостаси амбивалентный человек — это тот, кто любит и через минуту ненавидит, злится и испытывает чувство вины, ощущает притяжение и отторжение, сменяющие друг друга в короткий промежуток времени. Смена этих эмоций становится причиной скандалов, бытовых ссор, истерик и нервных срывов. Амбивалентный характер часто становится предметом описания в литературе или основой для кино.

Мужчины отказываются от свинины из-за «вкусовых пристрастий», а не потому, что так завещал пророк Мухаммед. Впрочем, именно в Турции, как и в некоторых других мусульманских странах (например, в Казахстане), свинина уже вошла в меню жителей, как и виноградное вино.

В обоих случаях это связано с влиянием России, Европы и Америки на жителей этих стран. Принимая туристов или живя долгое время «под крылом Большого брата», люди перенимают чуждые им привычки и нарушают собственные правила, которые когда-то считались священными.

Амбивалентность не обошла стороной и другие страны. Итальянцы слывут глубоко верующими католиками, но при этом «живут полной жизнью», предаваясь семи смертным грехам и получая от них удовольствие.

В истории России тоже есть примеры монархов и вождей, которые меняли свои обещания и суждения на противоположные, а их публичные высказывания шли вразрез с поступками и указами.

Михаил Лабковкий об амбивалентности

Для более точного понимания, я приведу краткое описание типов амбивалентности.

️ Эмоциональная амбивалентность проявляется в виде противоположных чувств, которые испытывает человек по отношению к кому-либо (реже к чему-либо). Наблюдается в семейных или в романтических отношениях. К примеру, ребёнок может любить и ненавидеть свою мать за то, как она к нему относится. Конфликты братьев и сестёр, младших и старших детей в одной семьи имеют такую же природу. О тесной взаимосвязи ненависти и желания было сказано выше. Влюблённость и ненависть от безответного чувства или из-за ревности – частые спутники пар, особенно в конфетно-букетный период.

️ Волевая амбивалентность имеет второе название – «амбитенденция». Это означает наличие двух разных целей, которые человек поставил перед собой. Логично, что обе они приведут к разным результатам. Проблема заключается в том, что человеку крайне сложно сделать выбор в пользу того или иного действия, из-за чего оно растягивается во времени и откладывается на длительный срок. Например, расставание, оформление развода, смена работы, переезд и тому подобные ситуации.

️ Интеллектуальная амбивалентность работает по такому же принципу как две, озвученные выше. Разница лишь в том, что человек мечется между двумя идеями. В качестве примера можно привести идеи о том, что земля круглая и о том, что она плоская. В этом списке находятся религиозные и атеистические соображения, наличие или отсутствие инопланетян, узкоспециальные научные идеи, над которыми «ломают головы» лучшие учёные планеты.

️ Существует ещё один вид – социальная амбивалентность. Она часто встречается в обществе людей. Например, православный коммунист, атеистичный христианин, и другие двойственные ситуации. Человек не придерживается религиозных взглядов, но боится загробного мира, выполняет религиозные ритуалы, связанные с церковными праздниками, но не придаёт значения их происхождению. Люди венчаются или крестятся, потому что это модно, а не из искренних побуждений. Примеров такой социальной амбивалентности множество. Если присмотреться к жизни общества, их можно встретить довольно часто в любой стране.

Клиническая картина

Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте. Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля. В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей. Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение — это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия. В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.

Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль. В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни. Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.


При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то

Полярные мысли и идеи

Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний

Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер. Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении

Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.

Волевая сфера

Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду. В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить. Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.

Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами. Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку. В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии. Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.

Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания

Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния


Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно. Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы. Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами. И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус. Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм. Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний. В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны. К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы. Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно. Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector