Агностики: характеристика, психологический анализ данного типа личностей

Человек-атеист, определение, отличия от агностика

На просторах интернета не редки случаи возникновения конфликтов, основой противоречий которых является религия

Несмотря на то, что мы все живём в двадцать первом веке, веке науки и постоянно обновляющейся информации, вера до сих пор занимает немаловажное место в сердце человека

Некоторые последователи религий упрекают людей в том, что они либо следуют иной вере, либо вообще отрицают существование вездесущих Высших Сил.

Последних называют атеистами и, к сожалению, их мировоззрение нечасто принимают. Или скорее даже не понимают, в чём кроется смысл такого взгляда на жизнь. Раз и навсегда разберёмся с тем, кого называют атеистами, что является атеизмом вообще, и чем атеист отличается от агностика.

Определение атеизма

Атеизм – система взглядов и мировоззрений, которая отрицает существование сверхсил. Последователи – то есть атеисты – этого течения не верят, что нашими жизнями и судьбами управляет невидимая, необъяснимая сила, которой люди обычно именуют Бога.

Они считают, что нет и ангелов, охраняющих человека, и бесов, всячески вредящих нам, и загробного мира, который представляется людям верующим как рай и ад.

В общем, они отрицают существование того, чего не могут объяснить или доказать учёные. Интересно, что атеисты верят в то, что у людей есть душа, однако для них это сгусток электромагнитного поля и не более того.

По сути, атеист – человек, отрицающий существование невидимых сил, контролирующих или как-либо влияющих на жизнь человека. Их неверие распространяется на все религии сразу, а не направляются на одно ответвление религиозного течения.

Самих атеистов можно разделить на три категории:

  1. Воинственные. Они слишком увлекаются своей идеей и активно нападают на церковь и её служителей, простых верующих, пытаясь доказать им, что бога нет, пытаясь переманить верующих на свою сторону.
  2. Спокойные. Не кричат о своём неверии повсюду, в споры с верующими не вступают. Неверие в сверхъестественное подкрепляют тем, что наука ещё недостаточно развита, чтобы объяснить некоторые вещи.
  3. Стихийные. Люди, которые вообще не знают или не хотят знать о существовании религий, бога. Им просто всё равно.

Что лежит в основе атеизма

Не нужно думать, что отсутствие веры в Бога закладывается в атеисте от нечего делать. Просто эти люди вполне рационально мыслят, делают выводы, опираясь на научные познания. Они близки по духу мыслителям Древней Греции, которые в центр всего всё-таки ставили человека.

Отталкиваясь от этого принципа, можно выделить основы атеизма:

  1. Человек – высшая ступень эволюции. Он способен сам распоряжаться своей жизнью, создавать что-то новое и подстраивать под себя весь мир. В этом ему может помочь только он сам, его знания и опыт, но не вмешательство богов и божеств.
  2. Все процессы, происходящие на земле, можно объяснить с научной точки зрения. Чем больше будет прогрессировать мир, тем меньше неопознанного в нём будет оставаться.
  3. Все религии, в конечном счёте, придуманы людьми. Рукой человека написаны страницы священных книг, из уст человека мы слышим, что ему был голос бога или что он был свидетелем божественного явления. Но не все же это увидели, могли почувствовать.
  4. Кроме того, почему Бога все народы представляют по-разному, утверждая при этом, что он един? Или почему ваши добрые боги, заботящиеся о нас, допускают существование в мире несправедливости, обмана и страданий?

Принципы атеистов вполне разумны. Все мы знаем поговорку: «нет того, что я не видел». И атеистов нельзя осуждать за то, что они всему хотят найти логичное объяснение.

Чем атеист отличается от агностика

Многие не только не совсем понимают сути атеизма, но и не делают различия между его последователями и агностиками. Кто такой агностик?

Агностиком называют человека, который не может точно дать ответ на вопрос: а есть ли на свете бог?

Они не выступают против религии, но и не придерживаются её. Ведь ни у атеистов, ни у верующих нет никаких доказательств, которые могли бы окончательно разрешить этот вопрос.

Вера и религия – это такие вещи, к которым не подберёшь фактов, которые бы однозначно гласили либо: «да, бог есть!», либо: «да, бога нет!».

И агностики, можно сказать, находятся где-то посередине между враждующими сторонами, не стремясь присоединиться ни к первой, ни ко второй точке зрения.

Агностик и атеист

Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:

  1. Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.

Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом. Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.

Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.

Известные агностики

Иммануил Кант — Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Своим трудом «Всеобщая естественная история и теория неба» сделал попытку объяснить исторически происхождение Солнечной системы. Это дало начало научному обоснованию происхождения вселенной. Дэвид Юм Шотландский философ, один из самых крупных представителей шотландского Просвещения. Также один из родоначальников теории агностицизма. Последовательно представил его идеи в своих учениях. Чарлз Дарвин Английский натуралист и один из первых исследователей происхождения человека. Ввел понятие естественного и полового отбора. Изначально был глубоко верующим христианином, но трагическое событие в жизни заставило усомниться в вере и вступить в ряд агностиков. Многие называли его атеистом, но сам он это категорически отрицал. Бертран Рассел Британский философ, математик, логик и общественный деятель. Представитель школы аналитической философии. Его самые значительные идеи – это парадокс Рассела, логический атомизм и теория дескрипций. В 1953 году на телеинтервью исчерпывающе дал ответы на взгляды о том, что такое агностицизм, отличия от атеизма и основные взгляды агностиков на религию. Альберт Эйнштейн Немецкий физик-теоретик, один из основателей современной теории физики и гуманист. Сам себя называл агностиком и отрицал утверждения о том, что он атеист. Верил в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но отрицал существование бога как конкретного существа, которое можно соотнести с определенной личностью. Олдос Хаксли Английский писатель, философ, автор одной из самых известных антиутопий «О дивный новый мир». Внук родоначальника агностицизма Томаса Гексли. В своих научных поисках широко интересовался духовными вопросами, в том числе философским мистицизмом и парапсихологией. Карл Саган Американский астрофизик, астроном и крупный популяризатор науки. Одним из первых стал изучать экзобиологию, то есть происхождение эволюции и существование жизни на других планетах. Саган был агностиком и не утверждал, что жизнь на других планетах существует, хоть он и вплотную занимался изучением этого вопроса. Он предлагал не делать выводов, прежде чем для них не будут получены достаточные основания. Нил Тайсон Американский доктор философии по физике, астрофизик, популяризатор науки и писатель. С 1996 года занимает должность директора планетария в Американском музее естественной истории. Был сторонником идеи о том, что Плутон это не планета, поскольку его характеристики не подходили к описанию остальных планет. Своими взглядами вызвал много возмущения среди простых граждан, в том числе среди детей. Стив Джобс Американский предприниматель и изобретатель, один из основателей и бывший директор Apple и Pixar. С 1973 года стал исповедовать буддизм и критиковал идеи христианства. Буддизм, в отличие от многих других религий, не дает точное определение бога. Он призывал не следовать слепо догмам, которые придумали чужие люди, а жить своей жизнью. Егор Гайдар Российский государственный деятель, политик, экономист и доктор экономических наук. Был одним и руководителей экономических реформ в начале 1990-х годов. Сам себя называл агностиком. Его утверждение стало широко известно из-за контекста. Он находился на очередном предвыборном собрании в российской глубинке и рассказывал пенсионерам о прелестях рыночной экономики. Местные жители мало что понимали и один из них решил уточнить о его вере в бога. На что Гайдар дал ответ: — «Видите ли, я агностик». около 2 лет назад

Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.

В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.

Кто такие агностики, чем отличаются от атеистов?

Слова «атеист» и «агностик» вызывают в воображении много различных ассоциаций и значений.

Когда существование Бога ставится под вопрос, сам предмет дебатов оказывается непростым и часто неправильно понимается.

Неважно, по каким причинам или как они рассматривают этот вопрос, агностики и атеисты существенно отличаются, но в то же время имеют ряд общих черт. Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним. Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним

Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним.

Давайте поймем различия между тем, что значит быть атеистом и быть агностиком, и оставим в прошлом любые предвзятые мнения или неверные истолкования.
Кто такой атеист?

Атеист – человек, который не верит ни в каких богов. Это очень простое понятие, но часто оно повсеместно неправильно толкуется. По этой причине существует множество других способов определений.

Атеизм – недостаток или отсутствие веры в богов, или сомнение в их существовании.

Кто такой агностик?

Агностик – любой, кто не утверждает, что знает, существуют какие-либо боги или нет. Данная идея тоже достаточно несложная, но она может быть также неправильно понята как атеизм.

Одна из основных проблем состоит в том, что атеизм и агностицизм касаются одного и того же вопроса относительно существования богов

Есть простой тест, чтобы узнать, являетесь ли вы агностиком или нет. Вы точно знаете, что какие-либо боги существуют? Если так, тогда вы не агностик, а теист или верующий. Вы уверены, что боги не существуют или даже не могут существовать? Если так, тогда вы не агностик, а атеист.

Агностики-теисты или агностики-атеисты?

Агностик-атеист не верит ни в каких богов, в то время как агностик-теист верит в существование по крайней мере одного бога. Однако они оба не могут заявить, что имеют какие-то знания, подтверждающие эту веру. По существу, остается открытым еще один вопрос: почему они агностики.

Как только становится понятным, что атеизм – это просто отсутствие веры в любых богов, то проясняется и то, что агностицизм – это не «третий путь» между атеизмом и теизмом, как многие привыкли думать. Наличие веры в бога и отсутствие веры в бога не исчерпывает все возможности.

И все же у многих людей складывается ошибочное впечатление, что агностицизм и атеизм являются взаимоисключающими понятиями. Но почему? Не существует такого «я не знаю», которое логически бы исключало «я верю».

Наоборот, не только знания и убеждения совместимы, но они часто связаны между собой, потому что незнание чего-либо зачастую становится причиной для того, чтобы не верить.

Стоит отметить, что существуют двойные стандарты в отношении атеистов и агностиков. Со стороны верующих часто наблюдается ситуация, когда они хуже относятся к тем людям, которые утверждают, что не верят в Бога (то есть атеистам), тогда как агностиков воспринимают более доброжелательно.

Нужно ли становиться агностиком

На сегодняшний день в мире постоянно растет количество агностиков и атеистов. Это в первую очередь связано с прогрессивным развитием общества и науки. А также с тем фактом, что все больше государств становятся светскими (нерелигиозными). Поэтому вопрос «Нужно ли становиться агностиком» лежит исключительно на вас и ваших взглядах. Вы должны сами решить, какие взгляды и позиции являются для вас более верными.

Как стать агностиком

Так как агностицизм не является религией, то процедура становления представителем этого течения достаточно простая. Осознание действительности «Я агностик» требует прохождения определенного процесс ознакомления с соответствующей литературой. Давайте рассмотрим этот процесс:

  1. Изучите литературу об агностицизме;
  2. Сделайте вывод, подходят ли лично вам такие позиции;
  3. Если вы являетесь представителем какой-то религии, то вам необходимо от нее отказаться. Так как вера предполагает абсолютную веру в наличие высших сил. Колебаний здесь быть не должно;
  4. Просто начните придерживаться принципов агностиков.


Нельзя остаться, например, иудеем, если вы – агностик

Как перестать быть агностиком

Процедура такая же легкая, как и становление агностиком. Просто перестаньте сами причислять себя к агностикам. Никаких специальных способов выхода из этой «веры» нет. Вы, как и все люди, постоянно развиваетесь, а соответственно ваше мировоззрение и взгляды на жизнь могут меняться с возрастом.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

[править] Дискурс

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
— Сократ

Казалось бы, ну, отказались люди от забегов и ладно, и молодцы. На самом деле, результатом такого мировоззрения становится попытка занять третью позицию в разнообразных срачах, участники которых давно разделились на два взаимоисключающих лагеря, люто, бешено ненавидящих всех, кто «не с нами», усесться на заборе, разделяющем две люто враждующие стороны. Из-за этого агностики вынуждены противостоять одновременно и верующим, и атеистам.

Верующие религиозники полагают, что мир создан непостижимым образом (Кем-то) и ожидают воссоединения или окончательного разрыва с непостижимым в другой жизни после физической смерти в зависимости от результатов прожитой жизни. Возможны вариации в зависимости от исповедуемой религии: Фолькванг/Вальгалла, рай/ад, колесо сансары/нирвана, ну ты понел.

Атеисты полагают, что есть наш мир, объективная реальность, данная нам в ощущениях, он познаваем до конца, жить надо в нём, а непостижимое (Создатель) и всяческая посмертная жизнь — просто самообман верующих.

Агностики смотрят на обе спорящие стороны как на говно, поскольку по их мнению и то, и другое всё равно недоказуемо и построено на вере, личных убеждениях и домыслах.

Анонимусу неизвестно, использовался ли термин агностицизм

илиагностик в СМИ той страны. Едва ли не самый ранний в памяти народной случай употребления терминаагностик состоялся в советском зомбоящике в 86-м, во время этих ваших советско-американских телемостов. Олдфаг припоминает, как Познер в одном из интервью о своих поездках в Пиндоштаты рассказал, что американские коллеги рекомендовали на вопрос «Верующий ли вы?» отвечать не «я — атеист», а «я — агностик», поскольку большинство населения той страны слово «агностик» невозбранно приняло бы за название какой-нибудь веры, что уж точно лучше атеизма. Именно в ту пору слово «агностик» вошло в моду среди интеллектуального небыдла.

Этимология

Томас Генри Гексли

Слово агностицизм означает «непознаваемый» и состоит из древнегреческого ἀ- (а-), что означает «без», и γνῶσις (гно́зис), что означает «знание». В общеупотребительном смысле (особенно в англоязычной литературе) агностицизм нередко смешивают с атеизмом, со скептицизмом в отношении религии вообще. Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году, когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего». По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития человечества, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Уильяма Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (англ.)русск., которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

В раннехристианской традиции греческое слово гнозис («знание») использовалось для описания «духовного», мистического знания. Агностицизм не следует понимать как религиозные взгляды, противопоставленные конкретно религиозному движению гностицизма; Гексли использовал этот термин в более широком, более абстрактном смысле. Гексли определил агностицизм не как кредо, а скорее как метод скептического исследования, основанного на фактах.

В последние годы в англоязычной научной литературе, посвящённой нейробиологии и психологии, это слово использовалось для обозначения «непостижимого». В англоязычной технической и маркетинговой литературе «агностицизм» также может означать независимость от некоторых параметров, например, «платформно агностический» (платформно независимый) или «аппаратно агностический».

Вопросы к тесту:

1.Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

б) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

в) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

г) значимая информация в аспекте деятельности.

2. Гносеология — это учение:

а)  о сущности познания, о путях постижения истины;

б) о ценностях, об их происхождении и сущности;

в) о развитии вселенной;

г) о бытии как таковом;

д) о сущности человеческой истории.

3.В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) является частью самопознающего субъекта;

в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) противостоит субъекту познания.

4.Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) объяснение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) чувственное отражение.

5.Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) критерием истины;

в) целью познания;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

6.Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

7.В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

8.Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

9.Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) теоретический;

в) религиозный;

г) мифологический;

д) диалектический.

10.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

11.Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

12.К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

13.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

14.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) Нового времени;

в) Возрождения;

г) средних веков;

д) в ХХ веке.

15.Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) логическая обоснованность правил деятельности;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) расчет адекватных средств для данной цели;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

16.Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина              а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову  вселенной;

2. Относительная истина          б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе);

3. Истина как откровение         в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

17.Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

18.Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

19.Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

б) дефиниция;

в) категория;

г) термин;

д) имя.

20.Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector