Абсурд в помощь, или зачем до этого доводить?

Представители движения

Философию абсурда создал известный философ Серен Кьеркегор, но только в работах Камю она стала оформленной теорией, заслуживающей внимания широких кругов населения. Ярым приверженцем движения был также Лев Шестов, чьи труды заслуживают пристального внимания философов всего мира. Если вы желаете знать больше о данном феномене или имеете какие-либо внутренние конфликты на почве абсурдизма, то ознакомьтесь с полными трудами данных его представителей

BrainApps кратко опишет, чем каждый из философов заслужил внимание всего мира

Серен Кьеркегор

Выдающейся работой Серена Кьеркегора в рамках философии абсурда является «Страх и трепет», где достаточно жестко раскритикована религия. На самом деле, автор не является ярым ее противником, но он утверждает, что вера (и религия как ее проявление) является одним из лучших человеческих парадоксов, а значит, абсурдна.

В своей книге Кьеркегор анализирует Библию и особо поражается моменту, в котором Авраам приносит в жертву собственного сына. По его мнению, придание убийству сакрального, жертвенного и возвышенного смысла – это абсолютный парадокс, бессмыслица. Он отмечает, что согласно Священному писанию человек не является свободным, поэтому его существование абсурдно и не имеет смысла.

Главное открытие Кьеркегора заключается в том, что религия не поддается никакой логике, но остается достаточно эффективной сферой влияния на человеческую личность. Такой вывод очень любопытен и требует детального разбора. Вам никогда не было интересно: почему мы ходим в церковь, хотя не имеем ни единого доказательства существования высших сил? Ознакомьтесь с книгой Серена Кьеркегора, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор.

Альбер Камю

Теория абсурда жизни встречается во всех работах Камю, но его известным и популяризированным произведением является «Миф о Сизифе». Данная книга рассматривает абсурд в качестве противостояния двух идеалов: желания человека быть значимым и его понимания холодности и бездушности Вселенной или Бога.

Прочитав труд Камю, вы разберетесь в следующих философских проблемах, которые возникают при столкновении с абсурдом:

  • Суицид. Само по себе самоубийство является, по мнению Камю, логическим завершением непринятия реальности. Для человека, который выбрал этот путь, сама жизнь представляет собой абсурд, уйти от которого можно лишь одним способом.
  • Прыжок веры. Это понятие, которое заключается в осознании человеком собственной бессмысленности, но смирения с ней. Сюда входят такие понятия, как самообман, узость мышления, лень интеллекта, отступление от свободы и полное подчинение абсурдным правилам.
  • Принятие. Заключается в признании абсурда и свободы от него. То есть, человек сталкивается с собственной бессмысленностью во Вселенной, принимает ее и находит персональное, субъективное предназначение. Таким образом сама личность превращается во Вселенную с собственным смыслом и законами бытия.

В работе Камю много времени уделяется такому широкому понятию, как смысл жизни. Автор разбирает данный феномен по полочкам, обозначает его в качестве одного из самых главных примеров абсурда.

Лев Шестов

Считаете себя особенным, абсурдным человеком? Обратитесь к интересным работам русского философа Льва Шестова. В своих трудах он активно критикует устоявшиеся моральные нормы, принципы нравственности, принятые в мире предпосылки человеческого бытия.

Шестов разбирает несостоятельность нравственных форм на примере произведений Шекспира, критикует их универсальность. Кроме того, автор раскрывает образ человека-бунтаря, которому нечего терять, помимо собственной жизни. Именно эта черта дает личности силы двигаться и бороться дальше, опустить страх и развиваться.

Феноменология абсурда

Абсурд — термин, обозначающий нелепость, бессмысленность какого-либо явления. Этимология слова «абсурд» отсылает нас к латинскому absurdus — неблагозвучный, несообразный, и surdus — глухой. Абсурд в таком значении — это отсутствие «звучащего» смысла.

По сути своей абсурд — это разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения. 

  1. Смысл, который не вмещается в построения человеческой логики, в структуру нашего мышления. В этом случае мы имеем дело с тем, что можно обозначить как «абсурдный избыток смысла».
  2. Структура, лишённая смысла. В этом случае мы сталкиваемся с «абсурдом пустоты». Если согласиться с определением, что абсурд — это бессмысленность феномена или явления, то этим мы утвердим не только отсутствие смысла, но и наличие некоего объекта. Это «нечто» лишённое смысла, а не просто «ничто». Именно включение пустоты в некую структуру порождает абсурд.

Сфера инобытия — это область, где искажаются пространство и время. Однако искривление пространственно-временного континуума воспринимается человеком как нечто абсурдное, нарушающее каузальность событий.

Не только метафизическая реальность способна породить чувство абсурда. Сама «заброшенность» человека в этот мир осмыслялась многими мыслителями ХХ века как нечто абсурдное. Однако при отсутствии метафизической перспективы, человек приходит только к абсурду пустоты.

Ощущение абсурда действительно, прежде всего, отражается на искусстве. На разные лады в литературной, живописной, театральной форме обыгрывается структура, обрамляющая пустоту.

Механизм — это апогей структурированности, но вместе с тем это и что-то в высшей степени абсурдное, так как механизм бездушен.

Жиль Липовецкий отмечает, что утрата смысла в современной культуре связана с нарциссизмом, замкнутостью на себя.

Театр и литература абсурда разоблачают абсурд в социальной сфере. В какой-то мере они являются индикаторами состояния общества. 

Список литературы

  1. Барт Р. Мифологии. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  2.  Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1989
  3.  Бахтин М. М. Эпос и роман. — СПб.: Азбука, 2000.
  4.  Бергсон А. Смех. Сартр Ж. — П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и Л. Андреева. — М.: Панорама, 2000. — 608 с.
  5. Голль Иван. Сверхдрама. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
  6.  Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997.
  7.  Ионеско Эжен. Трагедия языка. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
  8. Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 352 с.
  9.  Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000.
  10.  Липовецки Жиль. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. — Спб.: «Владимир Даль», 2001.
  11.  Льюис Клайв С. Расторжение брака. Клин: Фонд «Христианская жизнь» / пер. Н. Тауберг. — 2003.
  12. Маклюен Маршал. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. — 1994. — № 2. С. 67-74.
  13.  Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
  14.  Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991
  15.  Тертулиан. О плоти Христа // Тертулиан. Апология / Тертулиан. — М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2004.
  16.  Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. — СПб.: «Владимир Даль», 2002.

Откровение невинности

Что мы можем сказать о зарождении религии нового масштаба?
Во-первых, эта религия будет основана на свойствах размножения двухъяйцевой амёбы-слона. Ибо амёба-бегемот не подходит для основания новой религии по причине одномысленности. Далее мы можем сказать, что эта религия будет испытываться изначально на комарах. Так как комары имеют особое сходство с лебедями, у которых резонанс симбиогенеза равноудалён от значения пропорций тела кабана относительно комара.

Далее можно сказать о новой религии, что обильный приход её в массы может вызвать апокалипсис, к которому мы стремимся последние 369 лет. Ибо наша организация «Дети великой Амёбы» существует ровно столько. Наш основатель — великий гуру, пятое воплощение рамакришны Абрам Кристофорович Ведический. Кто такой был Абрам Кристофорович? Великий учёный, открывший теорию всеобщей дислокации, приводившую человечество к своим истокам. Как уже говорилось выше, это можно сравнить с женщиной, у которой кончились орехи. Ибо женщина без орехов — как голубь в раю.

Что такое абсурдизм?

Асурдизм представляет собой движение, которое появилось уже после экзистенциализма (сущность бытия), которое утверждает незначимость и бессмысленность человеческой жизни и всего сущего. Началом его развития послужили многочисленные войны прошлого столетия, которые принесли множество страданий и унесли тысячи человеческих жизней.

Прародителем теории абсурдности бытия является Серен Кьеркегор, трудовыми наработками которого пользуются психологи современности и его последователи. Такие представители, как Альбер Камю и Лев Шестов активно развивали и распространяли абсурдизм среди людей и сделали его частью философского движения. Последствием такой активной популяризации теории стало использование абсурдизма в творческой сфере, особенно, театрах и художественной литературе.

Литература абсурда как попытка точнее отобразить реальность

Когда мы говорим о нелепости в литературе, исторический контекст играет чрезвычайно важную роль. В 1950-х годах люди столкнулись с опустошением после двух мировых войн, разочарованием в модернизме и рационализме, а также с более либеральным подходом к вере — тому, что считалось традиционным. Без стабильной социальной структуры, убеждений в религии возник вопрос о надежности человеческой психики. Мыслители начали использовать идеологию экзистенциализма, который идет рука об руку с абсурдом.

Экзистенциализм помещает человека в начальной точке мысли и подчеркивает недоумение, которое человек чувствует в лице бессмысленного и одинокого существования в мире. Отдельно от других людей и открестившись от самого мира, человек остается в одиночестве бродить и является гораздо более восприимчивым к массовой манипуляции и государственному контролю.

Очень много писателей этого времени использовали приемы абсурдизма: Франц Кафка, Камю, Беккет, Том Роббинс, Курт Воннегут и другие. Они пошли против классической литературы и настаивали, что должна быть сильна корреляционная связь между обстановкой, характером и сюжетом. Другими словами, авторы ввели идеи бессмысленности не только в содержание, но и вплели их в саму структуру истории.

Понятие абсурда в философии экзистенциализма

Философия экзистенциализма (это что?) развилась в самостоятельное течение в 1940-х годах. Представители этого направления – Ницше, Камю, Сартр и другие. Объект их интереса – кризисное положение человека в современном мире, когда былые ценности и идеалы оказались утрачены. Разлад с окружающей средой вызывает ощущение бессмысленности жизни.

Абсурдность восприятия приводит человека к мыслям о тщетности, пустоте существования, отсутствию веры и смысла. Философы экзистенциализма утверждают, что заканчивать жить – это не лучший способ вырваться из гнетущего однообразия. Можно смириться с окружающей реальностью и наслаждаться происходящим вопреки сложившимся обстоятельствам.

Этот вывод следует из «Мифа о Сизифе», написанного Камю. Его герой вынужден постоянно поднимать на гору тяжелый камень, который скатывается с вершины вниз. На первый взгляд, ситуация кажется абсурдом, торжеством однообразия. Однако стоит задуматься: по ходу своей нелегкой работы Сизиф может оглядываться по сторонам, находить для себя что-то новое и наслаждаться существованием, пусть даже в таких условиях.

Примеры из жизни

Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.

Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия. Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными. Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.

В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.

Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу. Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.

Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях. Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было. В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.

В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе. Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать. Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Пример № 3

Сейчас активно развивается робототехника. Машины уже собирают электронику, работают на конвейере. Приведем ситуацию к абсурду и представим, что всю работу на планете за нас делают машины. Сеют, пашут, стоят у станков, водят транспорт, учат детей. Вообще всё. Товаров много, всё доступно, территории освоены, везде порядок и красота. Заводы и шахты без людей. Дома всегда чисто и пахнет чем-то вкусным.

А что же тогда будут делать люди? Мечтатели скажут, что все станут заниматься творчеством, путешествовать, развлекаться, отдыхать и это будет просто рай на земле. Мы, суровые реалисты, не будем так оптимистичны и сразу спросим: «А на какие средства люди всё это будут делать?» Ведь если нет работы, то нет и денег. Товары производятся, а купить их не на что. Вся современная финансовая система потеряет смысл, наступит коллапс в торговле. Останется только перейти к модели общества типа коммунистической, но без идеологической подоплёки и образа врага. Упадет почти до нуля количество преступлений (больные на голову всё равно останутся), не будет коррупции, строительство властной иерархии придется вести по другим принципам, пока не понятным. У многих пропадет стимул к учебе, скорее всего, увеличится количество самоубийств.

Абсурд? Да! Но нам стало понятно, что полная автоматизация как минимум нежелательна при монетарной системе и, скорее всего, её разрушит и прихватит за собой общественный строй.

Корпускулярный киберволновой спинальный дуализм с позиции мелких гуманитарных наук

Радиация фотонного спинального волногрыза не предусматривает опционального расположения границ сингулярности дохлого триполярного китайского чайника, погружённого на высоту постоянной Планка. Но этого можно избежать, если при возникновении лёгкого зуда в нижней поверхности копчика и одновременном покалывании в левой части верхнего уха, испустить волновое колебание странного кварка прямо перед началом электромагнитно-гравитационной стимуляции верхнего патрубка дыхательных путей. Как ни странно, это поможет избежать высокомоментного столкновения бозона Хиггса с адронной капитуляцией сознания в четвёртом измерении. Впервые это доказал Переславль Залесский в своём труде «Остановка спинальной радиации при волновом излучении заднего патрубка с низкой частотой квантования», за что удостоился Нобелевской премии и признания в изотропной жидкой среде цвета лёгкой непредсказуемости с последующим вручением чугунной статуэтки Золотой Макарон прямо в голову. Но даже простейшая теория супермегаультрагипертрипперуберструн не позволяет выполнить все необходимые калибровки для качественного проведения адронно-кегельного резонанса в подкожной области левой подмышки беременного кролика-мутанта неземного происхождения. Конечно, это огромный недостаток теории несостоятельности квазитрёхмерного гиперпространства, но, к сожалению, без аналоговой спектрометрии астральной сущности и ступенчатого сканирования верхнего отдела средней чакры радиометрическим асинхронным газоанализатором в данной ситуации ничего поделать нельзя. Кроме того, при условии финансового кризиса в данной точке пространства-времени в силу косинусоидального среднеквадратического отклонения затуханий колебаний поверхности Мохоровичича невозможно провести вычисления относительно виртуальных соединений летательных аппаратов на сверхмалой глубине лёгкого трансового погружения. Но наши учёные над этим уже работают! И в скором времени почесать задней поверхностью левой пятки за ухом полосатой морской свинки, пребывающей в состоянии лёгкого стазиса и полиморфизма самовосприятия, я всё же очень надеюсь, представится возможным даже людям с околопофигистическими устремлениями аннигиляции ментальной дефекации методом абстрактного подключения к ноосфере планеты Нибиру.

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

Корни абсурдизма

Корни абсурдизма, как художественного явления, гораздо глубже, в концепциях философа датского происхождения XIX века Сёрена Кьеркегора, он приходит к теории абсурда в нескольких своих трудах, однако цельно и наиболее аргументировано, она представлена в одной, считающейся классической. В своей философской работе «Страх и трепет» Кьеркегор выводит библейский сюжет о жертвоприношении Авраама.

«Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж

Человеческая жизнь абсурдна и несвободна – таков вывод философа. Авраам вынужден принести Богу в жертву своего сына, ибо вера его в Небесного Отца безгранична. Убийство возведено в высокий ранг священного деяния, по сути – нелепость, приносящая глубокие страдания.

Парадоксом является и возвращение Исаака Аврааму, которое невозможно логически осмыслить. Вера в творца абсурдна, делает вывод философ, потому что не поддаётся обоснованию, но она действенна. Авраам непоколебим, ибо все смыслы и аргументы человека давно потерпели фиаско, остаётся лишь один – божественный. Лучшим доказательством абсурдности бытия есть примеры, приводимые как аргумент её величия.

Если Кьеркегор, а также в некоторой степени Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев, Э. Гуссерль – это корни абсурдизма, то Камю и Сартр – оформили теорию в определённую стройную философскую концепцию. Краеугольными с этой точки зрения являются труды: А. Камю «Миф о Сизифе» (1942) и Ж.П. Сартра «Бытие и ничто»(1943). Отчасти и их ранние произведения «Посторонний» Камю и «Тошнота» Сартра.

Следует отметить, что экзистенциалистские настроения обостряются в периоды глобальных катаклизмов и катастроф. Этими идеями пронизаны творчества Дж. Джойса, Р.М. Рильке, Ф. Кафки, Ф. Селина и многих других писателей вне зависимости от их взглядов и политических пристрастий. В России это направление развиваетсяи ужодит в так называемый «чёрный» юмор. Пример тому – обэриуты (Д. Хармс, А Введенский, Н. Олейников.

Естественно, экзистенциальные идеи не прошли мимо изобразительного искусства (С. Дали, П. Пикассо, О.Цадкин) музыки (К. Пендерецкий, И. Стравинский, А. Шенберг)

Камю в знаменитом мифе-манифесте рассматривает абсурд, как конфликт идеалов. Человек желает быть значимым, но встречает только холодное равнодушие Вселенной (Бога). Осознание ненужности и пошлой бессмысленности существования приводит его к мысли о самоубийстве. Суицид – признание своей бесполезности, выход из абсурда бытия и осознанное решение покончить раз и навсегда с суетностью жизни.

Сизиф как символ философии абсурда

Наглядная метафора на этот счет — про Сизифа. Он закатывает свой камень в гору только затем, чтобы тот скатился с холма, затем все начинается снова. Он никогда не закатит камень на холм, потому что тот всегда будет скатываться. Но Сизиф продолжает свой нелегкий труд, он принимает свою судьбу. В этом смысле Сизиф является абсурдным героем. Представьте себе, что он счастлив так же, как и счастливы вы, ведь у каждого в жизни есть как минимум абсурдность существования. Такая философия говорит о том, что абсурд — это жизнь в бессмысленном мире, где все наши усилия в конечном счете бесполезны и не приводят ни к чему хорошему.

Пример абсурда:

«На горе без долин, возле квадратного круга, бурно спали бесцветные зеленые мысли». Разве можно сказать, что это высказывание ничего не значит? Нет, потому что мы понимаем: в этих словах есть нечто не поддающееся осмыслению, нечто такое, что совершенно невозможно себе представить. Поэтому будем считать это высказывание абсурдным, в отличие от такого, например, с позволения сказать, высказывания: «Глокая куздра штеко будланула бокра».

Абсурд есть нелепость, чем отсутствие точного значения. Не отсутствие смысла, а его инверсия, самоотрицание, саморазрушение, своего рода внутренний взрыв. Абсурдно то, что противоречит здравому смыслу или расхожей истине, то есть противно тривиальному разуму, логике или человечности. В этом — одна из причин того, что абсурд породил весьма своеобразную поэзию сюрреализма, одно время, несмотря на свой бредовый, с явной сумасшедшинкой характер, чаровавшую многих и многих. Тем же самым объясняется, почему абсурд играет главную роль в юморе особого рода, прискучившем незначительностью. Возьмем для примера такие фигуры, как Вуди Аллен и Пьер Дак. То, что они говорят, не бессмыслица, а выражение парадоксального, внутренне противоречивого смысла, который невозможно полностью осмыслить и принять. «Вечность, — утверждает, например, Вуди Аллен, — это очень долго, особенно к концу». Притом, что как раз конца-то у вечности нет и быть не может. Или такое заявление Пьера Дака: «Есть три вечных вопроса, ответа на которые никто не знает. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Что касается лично меня, то я всегда отвечаю на них так: “Я это я, я пришел из дома и сейчас возвращаюсь туда же”». Разве он ответил на «проклятые» вопросы? Вроде бы ответил, но… совершенно выхолостив их смысл. Абсурд не всегда сводим к юмору и далеко не всегда смешон, да и не всякий юмор построен на абсурде. Общее в абсурде и юморе — отрицание здравого смысла, трезвой рассудительности. И выглядит это порой смешно, а порой и страшно.

Абсурдна ли жизнь?

Абсурдна, если искать в ней смысл, способный существовать лишь вне ее (смысл — отсутствие). Что означает вне жизни? Смерть. «Искать смысл жизни, — говорит Франсуа Жорж, — значит противоречить самой жизни». Действительно, это значит любить жизнь не ради самой жизни, а ради чего-то другого — некоего смысла жизни, тогда как, напротив, смысл жизни и предполагает жизнь. Если «жизнь должна быть самоцелью, — писал Монтень, — значит, понятия абсурда и осмысленности к ней не приложимы». Жизнь просто реальна, и в этой ее реальности — главное чудо. И она прекрасна — надо только любить ее.

Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, — хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.

Суть всего этого выразил Артюр Адамов: «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».

Человек и абсурд

Абсурд часто спасает людей от сложных ситуаций. Когда справиться можно только лишь юмором. Из разных повседневных историй рождаются анекдоты. Где максимально умело сталкиваются противоречия. Это помогает людям пережить что-то сложное, что не поддаётся логике, но существует в реальности. Остаётся лишь посмеяться и передать по свету народную мудрость в таком виде.


Фото автора Melvin Buezo: Pexels

Человеческие отношения пестрят абсурдными ситуациями. Если ты научишься видеть их, тебе станет значительно проще жить самой и ловко выводить на чистую воду пустые обиды и манипуляции других людей.

Например, твой мужчина строит планы на вашу совместную жизнь и мечтает о том, какая она будет. Он представляет, что ты будешь делать, и чего не будешь. Например, он мечтает, что ты будешь готовить для него каждый день изысканные блюда, всё только необычайно вкусное и свежее. Но тебе о своих планах не рассказывает. И вдруг, в один прекрасный вечер, придя с работы, ты встречаешь обиженного мужа.

При попытке выяснить причину, получаешь ворох претензий и обид, ведь он-то думал, а ты! Можно понять его чувства, конечно. Когда развеиваются мифы и сказки, это не очень приятно. Но требования его в этом случае абсурдны потому, что таких договорённостей между вами не было. Предмета конфликта не существует. Есть только чувства.

Так же работает и в обратную сторону. Там, где твои слова, поступки или ожидания встречают противоречия – будет абсурд. А, значит, тупиковая ситуация. Выход из неё – устранение противоречий. Диалог, сотрудничество и закономерные договорённости сделают жизненный путь более гладким.

С абсурдом можно бороться, умело распознавая его через противоречия, применяя логику. А можно использовать его, чтобы справиться с негативом. Вот такая волшебная палочка с двумя разными концами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector